Современные проблемы развития АПК в Республике Дагестан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:18, дипломная работа

Краткое описание

Одной из наиболее приемлемых сфер для внедрения рыночных отношений является аграрный сектор как наиболее дифференцированная система. Предпосылки для освоения рыночных отношений в АПК наиболее зрелы, хотя в его недрах существует множество факторов торможения рыночных преобразований. Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важные для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере оп

Оглавление

Введение
3
ГлАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК
5
1.1. Сущность и особенности АПК
5
1.2. Государственное регулирование АПК
11
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ АПК
24
2.1. Анализ и особенности развития АПК РФ
24
2.2. Анализ основных проблем развития АПК РД
36
глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК В РД
57
3.1. Стратегия развития АПК до 2020г
57
3.2. Реализация национального проекта «Развитие АПК»:проблемы и перспективы
65
Заключение
75
список литературы
77
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.19 Мб (Скачать)

Ценовые и общие стоимостные диспропорции в АПК и экономике в целом вызвали разрушительные последствия в состоянии материально-технической базы сельского хозяйства, привели к неустойчивому или кризисному финансовому положению большинства сельхозпроизводителей, образованию их колоссальной кредитной задолженности, к деградации социально-трудовой сферы села, занявшего, по сути, первое место по уровню бедности. Все это - следствие отсутствия действенной системы государственного регулирования рыночных процессов и причина такого положения заключается, прежде всего, в отсутствии действенной, научно обоснованной политики аграрного протекционизма. Из этого следует, что без радикальных взаимосвязанных изменений  в самом рыночном экономическом механизме, в системе государственного регулирования АПК и его протекционистской подсистеме преодолеть аграрный кризис практически невозможно.[2]

В этих условиях возникают объективные потребности в выборе оптимальных моделей сочетания всех форм экономических, социальных, религиозных и политических интересов. Мировой практикой разработаны подходы к их формированию, об этом, в частности, свидетельствует опыт развитых стран ЕС и США, где уже многие годы используются не только рыночные, но и государственные, общественные, международные, экономические и институциональные формы регулирования национальных и их интегрированных хозяйств. Широко эта модель применяется в аграрной экономике стран ЕС. Здесь распространены такие формы регулирования сельского хозяйства, как создание за счет государств производственной и социальной инфраструктуры, выделение дотаций, субсидий, стимулирование экспорта продукции АПК, снижение цен на технику и горюче-смазочные материалы, промышленные удобрения, гербициды. Это позволяет не только стабилизировать и делать конкурентоспособным агропромышленный комплекс, но и улучшать всю макроэкономическую ситуацию. К сожалению, эти теоретические и практически очевидные выводы в российской науке и практике не получают серьезной поддержки и реализации, в том числе в законодательных и исполнительных органах, политических партиях, в результате мы имеем то, что имеем: падает рождаемость и растет смертность населения, широкое распространение на селе получила бедность, деградируют материально-техническая база, природная среда, разрушаются межотраслевые связи, разрастаются отношения монополизации и коррупции, неудержимо растет инфляция, значительная часть экономики находится в теневом секторе. Некоторые исследователи делают выводы, что такое состояние современной российской экономики является объективно неизбежным и быстро проходящим, на самом деле это далеко не так, рыночная экономика может быть эффективной и в трансформационном состоянии, не только с позиций частного интереса, но и всего общества, всего мирового сообщества, но для этого нужна модель оптимального сочетания рыночного и государственного регулирования экономики, в том числе и сельского хозяйства. Поэтому задачи современного этапа развития российского сельского хозяйства видятся в том, чтобы освободить отрасль от исключительно стихийного, рыночного и до рыночного подходов, добиться ее характеристики не только с позиций прибыли, валового дохода, валового внутреннего продукта, темпов роста валовой продукции, но и по показателям улучшения экологической обстановки и сохранению биоресурсов, повышения качества жизни селян. Поэтому соответствующая модель сочетания рыночного и государственного регулирования экономики объективно необходима.

 

 

 

    

Рис.1. Принципиальная схема взаимодействия рыночного механизма

 

и государственного регулирования аграрного сектора

          Исходя из объективной специфики аграрной сферы и необходимости ее функционирования на базе рыночных связей и стимулов регулирования, формирования и изменения хозяйственной структуры, определение товарной доли продукции, выбор каналов и сроков ее реализации должны определяться под воздействием рыночной конъюнктуры с учетом соответствующих свойств земли, погодных и климатических условий. Корректировка же всех этих процессов в целях приведения тенденций их развития в соответствие с потребностями народного хозяйства является задачей государственного регулирования посредством разработки и реализации производственных и инвестиционных программ, установления норм и форм прямого дотирования различных отраслей и видов сельскохозяйственной деятельности. Необходимым представляется уточнение понятия "государственное регулирование АПК". Существуют различные толкования данной категории. В научной литературе категория «государственное регулирование» рассматривается в широком и узком смыслах, по объектам регулирующего влияния и по направленности. Выделяются также общее и специальное регулирование, прямое и опосредованное, кратко- и долгосрочное, нижние и верхние его границы. По уровню мощности усилий государственное регулирование идентифицируется как мягкое (информационно-разъяснительное, консультативное), среднее (финансовое) и сильное (принудительное или административное). Деятельность по государственному регулированию экономики классифицируется также в зависимости от того, в пользу каких групп интересов она осуществляется, а по масштабам влияния может быть отраслевой, межотраслевой, общеэкономической (в том числе направленной на решение задач национального, регионального или глобального значения). В целом же государственное регулирование экономики можно разделить на два типа - в зависимости от того, нацелено оно на ограничение конкуренции или дополняет действие рыночного механизма и предназначено для достижения других специфических целей.

Следовательно, по своей сущности государственное регулирование аграрного производства - это экономико-нормативное влияние на процессы кругооборота капитала и его воспроизводства с целью адаптации субъектов хозяйствования к конкурентным условиям развития, по возможности устранения дестабилизирующего влияния конъюнктурных и сезонных ценовых колебаний аграрного рынка, смягчения природно-климатических, экологических и других характерных для отрасли рисков. Государственное регулирование, определяя координаты экономического поведения объектов регулирующего влияния, в свою очередь, является функцией многих других факторов на макро-, мезо- и микроэкономических уровнях. Формы и методы государственного регулирования аграрного производства должны соответствовать реальному состоянию национальной экономики (включая ее теневой сектор), а также учитывать ситуацию на региональных и мировом агропродовольственных рынках. Масштабы влияния на воспроизводственные процессы в отрасли могут сужаться или расширяться в зависимости от уровня развития отдельных сегментов аграрного рынка и функциональной пригодности рыночных институтов. Соотношения полномочий во взаимоотношениях государства и контрагентов рынка должны быть всесторонне взвешенными и устранять условия, способствующие всплеску цен (особенно на продовольственные товары широкого спроса), существенно искажающие структуру расходной части бюджета домохозяйств. Государственное регулирование АПК при проведении единой агропродовольственной политики в стране характеризуется целенаправленной системой мер, являющихся выражением и конкретизацией экономической политики. При этом необходимо исходить из целевой программы развития макроэкономики, интересов обеспечения продовольственной безопасности, устойчивого и динамичного развития важнейших отраслей сельского хозяйства и аграрного рынка.

Государственное воздействие на сельское хозяйство и другие сферы АПК должно базироваться на следующих принципах:                                                                              

1)  товаропроизводители, в основном, осуществляют воспроизводство на началах самофинансирования за счет собственных накоплений, а конкретные государственные меры по их поддержке и регулированию являются дополнительными;

2) рыночные методы и инструменты, применяемые дифференцированно на основе программно-целевого подхода, должны стимулировать товаропроизводителей к интенсификации производства и повышению его эффективности.

Принципы государственного регулирования находят свое воплощение в конкретных механизмах и инструментах, нацеленных на реализацию определенных функций. В свою очередь функции регулирования в значительной степени вытекают из закономерности той или иной экономической системы. Тип этой системы - содержание взаимоотношений между государством и товаропроизводителем, общность и различия их интересов определяют важнейшие функции регулирования.

Возможные сочетания главных инструментов и функций государственного регулирования разнообразны. Анализ показывает, что по числу и разнообразию на первом месте стоит функция регулирования спроса и предложения, а также поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. В свою очередь эти функции тесно связаны с функцией стабилизации цен. Инструменты регулирования спроса и предложения и поддержки доходов дополняют инструменты регулирования стабилизации цен.

Сравнение возможностей сочетания функций и инструментов государственного регулирования с их реальным применением в сельском хозяйстве региона позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, набор инструментов, используемых для регулирования сельского хозяйства, чрезвычайно ограничен. Во-вторых, многие функции государственного регулирования практически не реализуются, хотя необходимость в этом чрезвычайно остра. Не реализуются, в частности, функции стабилизации цен, стимулирования экологичности производства, обеспечения научно-технического прогресса, стимулирования отраслевых сдвигов. В-третьих, даже применяемые рычаги не срабатывают в должной мере.[3]

Теория выработала, а практика подтвердила соответствующие формы и методы государственного регулирования. Они классифицируются по определенным признакам:

-              по отраслевому признаку: регулирование рынка всех видов сельскохозяйственной продукции;

-              по признаку взаимодействия с окружающей средой: регулирование производства, социальной сферы и т.д.;

-              по организационному признаку: регулирование положения мелких семейных ферм; регулирование положения на рынке крупных корпораций, регулирование деятельности акционерных обществ, производственных коопераций и т.д.;

-              по характеру финансовых потоков: регулирование цен, доходов, регулирование налогов, кредита, инвестиций;

-              по рыночному признаку: регулирование внутреннего спроса, экспорта, импорта и т.д.

В целом же методы государственного регулирования в рыночной экономике подразделяются на две основные группы в зависимости от того, на какие элементы человеческой деятельности они опираются:

-административные (правовые, юридические, организационно-распорядительные);

-экономические.

Административные методы регулирования опираются на силу и авторитет государственной власти, они являются директивными, обязательными к исполнению.

Одна из форм административного регулирования - разработка законодательных актов по регулированию производственно-экономических отношений в системе агропромышленного комплекса.

Кроме этих законов к методам административного регулирования относятся различного рода приказы, инструкции, указания.

Следует отметить, что административное регулирование в рыночной экономике имеет принципиальные отличия от подобного регулирования в плановой экономике; отсутствует прямое вмешательство в производственные процессы, нет директивных планов, государство только создает «правила игры» для хозяйствующих субъектов.

Экономические методы государственного регулирования представляют собой совокупность способов и приемов воздействия на экономику хозяйствующих субъектов, обеспечивающих реализацию их экономических интересов, предпринимательской выгоды, свободу экономического выбора, инициативу и самостоятельность, создание условий для нормальной конкуренции.

Экономическое регулирование может осуществляться с помощью таких механизмов, как финансовая (налоговая, ценовая, бюджетная, инвестиционная, кредитная и страховая), амортизационная, валютная, внешнеэкономическая и земельная политика (рис.2)

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Виды государственного регулирования

Финансовые меры  -  это субсидии (дотации), компенсации, различные схемы реструктуризации долгов, поддержка страхования.

Кредитные меры регулирования выражены в предоставлении государством возможностей для получения товаропроизводителями льготных кредитов.

Налоговые меры связаны с регулированием взимания различных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость.

Как видим, государственное экономическое регулирование АПК и его внешнеэкономической деятельности осуществляется как на уровне макроэкономики и мезоэкономики с использованием денежно-кредитных, бюджетно-налоговых и других методов, так и на микроуровне при регулировании внутриэкономичсских отношений предприятий. Речь здесь идет о формировании в стране целостной системы экономических методов государственного рыночного регулирования АПК, направленной на создание условий его развития на началах агробизнеса, совершенствования форм собственности хозяйствования предприятий, более интенсивного использования их внутренних матери­ально-технических, трудовых, финансовых и природных ресурсов, повышения экономической эффективности.

Формы и методы государственного регулирования воздействуют на производственные, социальные и другие процессы посредством специальных инструментов, которые обычно именуются регуляторами, рычагами  или  инструментами государственного регулирования. Одним из наиболее важных принципов аграрного регулирования является принцип протекционизма в сельском хозяйстве. Даже страны со сформировавшейся рыночной экономикой, развитым сельским хозяйством и агропромышленным комплексом по существу придерживаются этого принципа, выделяя сельскохозяйственным товаропроизводителям прямые субсидии и дотации. Принцип аграрного протекционизма имеет два аспекта: внутриэкономический, он касается взаимоотношений агропродовольственного комплекса с другими отраслями, и внешнеэкономический, который связан с экспортом и импортом сельскохозяйственных товаров. Закупка за рубежом продовольствия, комбикормов, семян, даже более высокого качества, в условиях кризиса сбыта оказывает дополнительное негативное влияние на финансовое состояние собственных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Другим важнейшим принципом государственного регулирования является принцип единства экономических и социальных целей. Суть его состоит в том, что меры государственного регулирования должны ориентироваться не только на решение экономических проблем, но и принимать во внимание сложившиеся ценности сельского населения, модели поведения его различных групп, социально-психологические и национальные особенности.

Принцип сочетания индикативности и директивности в управле­нии аграрной сферой. Директивные методы регулирования в условиях пере­ходной экономики могут распространяться на предприятия государственного сектора при необходимости, в случае засухи, наводнения, экологических ка­таклизмов и т.п. По мере движения к рынку принцип индикатавности становится преобладающим.

Информация о работе Современные проблемы развития АПК в Республике Дагестан