Современные проблемы развития АПК в Республике Дагестан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:18, дипломная работа

Краткое описание

Одной из наиболее приемлемых сфер для внедрения рыночных отношений является аграрный сектор как наиболее дифференцированная система. Предпосылки для освоения рыночных отношений в АПК наиболее зрелы, хотя в его недрах существует множество факторов торможения рыночных преобразований. Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важные для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере оп

Оглавление

Введение
3
ГлАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК
5
1.1. Сущность и особенности АПК
5
1.2. Государственное регулирование АПК
11
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ АПК
24
2.1. Анализ и особенности развития АПК РФ
24
2.2. Анализ основных проблем развития АПК РД
36
глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК В РД
57
3.1. Стратегия развития АПК до 2020г
57
3.2. Реализация национального проекта «Развитие АПК»:проблемы и перспективы
65
Заключение
75
список литературы
77
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.19 Мб (Скачать)

  3.1 Стратегия развития АПК  до 2020г.                                                                     

    Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 г. разработана в соответствии с техническим заданием Министерства экономики РД и требованиями к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. № 14. Целью разработки Стратегии является выявление и раскрытие ключевых проблем, определение долгосрочных целей, обоснование приоритетных направлений и сценария развития экономики и социальной сферы Республики Дагестан на период до 2020 г.

Стратегия рассматривается как один из ключевых элементов системы регионального планирования и  плановой организации экономической деятельности Республики Дагестан в качестве социально-экономической единицы. С использованием системного подхода решен комплекс вопросов по обеспечению долгосрочного устойчивого развития республики, взаимоувязке краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов, согласованию действий и эффективному взаимодействию  органов власти всех уровней по реализации Стратегии.

При разработке Стратегии принимались во внимание общемировые тенденции развития постиндустриальной цивилизации и гражданского общества, глобализации мирохозяйственных процессов, формирования новой «экономики знаний» и ее социализации. Учитывались макроэкономическая ситуация в России, а также концептуальные основы и направления политики социально-экономического развития Российской Федерации, обращая особое внимание на проводимые административную и бюджетную реформы, реформу местного самоуправления, реализацию приоритетных национальных проектов, планируемое вступление России в ВТО.

Документ содержит стратегический анализ состояния экономики и социальной сферы республики, описание основных вызовов, стоящих перед экономикой и дагестанским обществом. Детально обследованы и раскрыты ключевые проблемы, определены сравнительные конкурентные преимущества и возможности повышения конкурентоспособности Дагестана. Стратегия содержит подробный анализ и оценку потенциала социально-экономического развития республики.

Стратегия определяет миссию Республики Дагестан как приграничного субъекта Российской Федерации и соответственно  миссию органов государственного управления, устанавливает систему стратегических целей, приоритетные направления их достижения, перечень реализуемых, планируемых к реализации и перспективных инвестиционных проектов. Стратегия содержит сценарный анализ и прогноз макроэкономических показателей по четырем возможным вариантам сценарий развития, обоснован выбор целевого (композиционного) сценария социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 г.

В Стратегию включены указания на основные механизмы, которые могут и должны быть задействованы для ее успешной реализации, определены индикаторы для мониторинга и оценки достижения основных стратегических целей.

В Стратегии определена главная стратегическая цель - достижение среднероссийского уровня и качества жизни населения на основе устойчивого сбалансированного развития и социальной ориентации экономики. Стратегия предусматривает сосредоточение ресурсов, деятельности государственных и муниципальных органов власти, предпринимательских структур и всего дагестанского общества на достижение этой цели. Стратегия ставит историческую задачу преодолеть отставание Дагестана от других регионов и среднероссийских показателей, обеспечить достойную жизнь нынешнему и будущим поколениям дагестанцев, занять подобающее место среди субъектов Российской Федерации.

Стратегические цели и общий вектор развития Республики Дагестан определены с учетом происходящих в мире динамичных процессов и радикальных перемен, наступления эпохи постиндустриальной цивилизации, формирования нового облика «экономики знаний», основанной на принципиально иных информационно-коммуникационных технологиях. Учтены общемировые процессы глобализации, интеграции России в мировое экономическое пространство, ее готовность к вступлению во Всемирную торговую организацию. Стратегические цели и приоритеты республики просчитаны с учетом социально-экономической ситуации в российском экономическом пространстве и непосредственно увязаны с экономической политикой, концепцией и национальными приоритетами долгосрочного развития Российской Федерации.

С учетом вышесказанного и создавшейся в республике социально-экономической ситуации объективно необходимо осуществить радикальную реструктуризацию экономики на новой технологической основе, создавать и развивать новые инновационно восприимчивые и конкурентоспособные отрасли и производства, используя для этого свои конкурентные преимущества и сосредоточив на приоритетных направлениях имеющийся собственный потенциал и привлекая капитал отечественных и зарубежных инвесторов.

Основным фактором реструктуризации и формирования инновационной экономики, обеспечения ее динамичного и устойчивого развития является современный человеческий капитал. Поэтому повышение уровня и качества жизни населения, развитие соответствующей социальной инфраструктуры и обеспечение услуг на уровне российских стандартов является важнейшим приоритетом и центральной задачей органов власти. В рамках определенных стратегических целей на период до 2020 г. деятельность государственных органов власти республики должна быть сконцентрирована на реализации следующих приоритетов социально-эко­но­ми­чес­кого развития.

       Предпосылки:

- развитый отечественный и зарубежный рынок, высокий спрос на качественное и экологически чистое продовольствие и сельскохозяйственное сырье;

- наличие благоприятного климата, природных, производственных и  трудовых ресурсов;

- принятие и  реализация национального проекта «Развитие АПК», республиканской концепции, федеральных и республиканских целевых программ по развитию и  государственной поддержке АПК, сельского хозяйства, его отдельных отраслей и подотраслей;

- осуществление системы мер по финансовому оздоровлению и улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Проектные направления:

- сохранение и наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве путем повышения плодородия земель, развития племенного животноводства, совершенствования системы элитного семеноводства, внедрения современных ресурсосберегающих агротехнологий;

- стимулирование развития виноградарства, плодоовощеводства, горно-долинного садоводства, овцеводства и молочного животноводства;

- осуществление структурной перестройки аграрного комплекса на основе расширения и укрепления слоя реальных, эффективно работающих собственников;

- восстановление плодородия, рациональное использование и охрана земель, как основного средства производства в сельском хозяйстве;

- создание под контролем государства механизма рыночного оборота земли, расширенного института аренды земли и совершенствованию ее правового регулирования;

- создание эффективного ипотечного механизма как одного из источников негосударственного долгосрочного инвестиционного кредита сельскому хозяйству;

- развитие, государственная поддержка и укрупнение крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и личных подсобных хозяйств;

- расширение и углубление агропромышленной интеграции в форме кластеров, агрохолдингов, агрокомбинатов, концернов, агрофирм и иных формирований по производству, хранению, переработке и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием.

- создание правовых и экономических условий, стимулирующих производство импортозамещающей и экспорт конкурентоспособной сельскохозяйственной и продовольственной продукции;

- укрепление материально-технической базы сельхозтоваропроизводителей путем ускорения обновления парка машин и оборудования;

- развитие лизинга как одного из основных направлений специализированной системы сельскохозяйственного кредита, создание широкой сети лизинговых компаний с участием коммерческих банков, организаций АПК и предприятий сельхозмашиностроения;

- создание благоприятных условий для развития и укрепления предпринимательского сектора, всемерного использования потенциала малого и среднего бизнеса на селе.

Ожидаемые результаты:

-  устойчивое развитие и увеличение объемов продукции сельского хозяйства на основе интенсификации производства, сохранения, умножения и рационального использования имеющегося потенциала;

- удовлетворение потребностей населения  республики высококачественными экологически чистыми продуктами и пищевой промышленности сырьем за счет собственного производства;

- повышение уровня и качества жизни сельского населения, создание современной социальной инфраструктуры на селе, сокращение безработицы и преодоление бедности;

- переход к инновационной модели сельскохозяйственного производства, обеспечение привлекательности работы в аграрной сфере за счет повышения уровня механизации и сокращения ручного труда, внедрения современных высоких агротехнологий, адекватной результатам оценки и оплаты труда;

- углубление интеграции, совершенствование организационных форм хозяйствования и повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства;

- превращение сельского хозяйства в важный сегмент налоговой базы рес­­публиканского и муниципальных бюджетов, увеличение налоговых поступлений от  производителей сельскохозяйственной продукции.

    Формирование и реализация Стратегии - это принципиально новый инновационный подход к решению назревших проблем и определению долгосрочной перспективы развития республики. Стратегия до 2020 г. предполагает трансформацию всего общественного уклада, формирование и  развитие гражданского обществ в Дагестане. Соответственно механизм реализации Стратегии до 2020 г. определяет стратегические направления реструктуризации и совершенствования всей общественной системы и ее базиса - экономических отношений и механизма их реализации.

Вместе с тем Стратегия до 2020 г. практически охватывает весь воспроизводственный процесс и, поскольку она не может реализоваться вне экономического процесса воспроизводства, механизм воспроизводства и есть механизм реализации Стратегии. Именно совершенствование, комплексное и системное использование всего механизма воспроизводства позволит органам государственного управления успешно реализовать Стратегию и достичь конечных целей развития республики до 2020 г.

Механизм реализации Стратегии до 2020, следовательно, состоит из трех взаимосвязанных элементов:  рыночного механизма, государственного регулирования и региональной системы планирования.

Без развитого рынка, зрелых рыночных отношений и механизма рынка невозможно успешно реализовать Стратегию до 2020 г. В зрелой социально ориентированной рыночной экономике смешанного типа взаимодействуют рыночное  и государственное регулирование и образуют единый комплексный механизм развития. Именно этот целостный и комплексный механизм используется для реализации Стратегии до 2020 г.

Основными компонентами рыночного механизма реализации Стратегии до 2020 г. являются:

- правовая система рыночных отношений;

- развитые рынки: товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, валютный, рабочей силы;

- развитая система инфраструктуры всех типов и секторов рынка;

- развитая институциональная система, современные организационно-правовые формы хозяйствования и субъектов рынка;

- свободная рыночная конкуренция во всех структурах и сегментах рынка.

Реализация Стратегии до 2020 г. является генеральной целью государственных органов власти Республики Дагестан. Эта генеральная цель и стратегические задачи по ее достижению определяет следующие функции государственного регулирования реализации Стратегии до 2020 г.:

- правовое обеспечение функционирования экономики, законодательное установление правил и правовых норм хозяйствования с учетом особенностей региона, строгий контроль и  полную гарантию их соблюдения всеми субъектами хозяйствования;

- создание условий для расширенного воспроизводства и развития экономики в целом, экономического равновесия и оптимальной структуры народного хозяйства республики;

- повышение эффективности и качества  государственного и муниципального упарвления;

- обеспечение надежного функционирования важнейших производственных и социальных структур, а также отдельных объектов жизнеобеспечения республики;

- обеспечение сохранности, воспроизводства и эффективного использования государственной собственности республики;

- определение оптимального размера и структуры государственного сектора экономики, обеспечение его эффективного функционирования;

- социальное развитие и социальное обеспечение населения, концентрация необходимых для этого ресурсов за счет перераспределения необходимой доли общественного продукта;

- кадровое обеспечение реализации Стратегии, организация плановой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для всех звеньев и отраслей экономики;

- регулирование занятости и имущественной дифференциации населения;

- принятие и реализация структурной политики, включая промышленную, аграрную, научно-техническую политику;

Информация о работе Современные проблемы развития АПК в Республике Дагестан