Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:18, дипломная работа
Одной из наиболее приемлемых сфер для внедрения рыночных отношений является аграрный сектор как наиболее дифференцированная система. Предпосылки для освоения рыночных отношений в АПК наиболее зрелы, хотя в его недрах существует множество факторов торможения рыночных преобразований. Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важные для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере оп
Введение
3
ГлАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК
5
1.1. Сущность и особенности АПК
5
1.2. Государственное регулирование АПК
11
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ АПК
24
2.1. Анализ и особенности развития АПК РФ
24
2.2. Анализ основных проблем развития АПК РД
36
глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК В РД
57
3.1. Стратегия развития АПК до 2020г
57
3.2. Реализация национального проекта «Развитие АПК»:проблемы и перспективы
65
Заключение
75
список литературы
77
ПРИЛОЖЕНИЕ
3.1 Стратегия развития АПК до 2020г.
Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 г. разработана в соответствии с техническим заданием Министерства экономики РД и требованиями к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. № 14. Целью разработки Стратегии является выявление и раскрытие ключевых проблем, определение долгосрочных целей, обоснование приоритетных направлений и сценария развития экономики и социальной сферы Республики Дагестан на период до 2020 г.
Стратегия рассматривается как один из ключевых элементов системы регионального планирования и плановой организации экономической деятельности Республики Дагестан в качестве социально-экономической единицы. С использованием системного подхода решен комплекс вопросов по обеспечению долгосрочного устойчивого развития республики, взаимоувязке краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов, согласованию действий и эффективному взаимодействию органов власти всех уровней по реализации Стратегии.
При разработке Стратегии принимались во внимание общемировые тенденции развития постиндустриальной цивилизации и гражданского общества, глобализации мирохозяйственных процессов, формирования новой «экономики знаний» и ее социализации. Учитывались макроэкономическая ситуация в России, а также концептуальные основы и направления политики социально-экономического развития Российской Федерации, обращая особое внимание на проводимые административную и бюджетную реформы, реформу местного самоуправления, реализацию приоритетных национальных проектов, планируемое вступление России в ВТО.
Документ содержит стратегический анализ состояния экономики и социальной сферы республики, описание основных вызовов, стоящих перед экономикой и дагестанским обществом. Детально обследованы и раскрыты ключевые проблемы, определены сравнительные конкурентные преимущества и возможности повышения конкурентоспособности Дагестана. Стратегия содержит подробный анализ и оценку потенциала социально-экономического развития республики.
Стратегия определяет миссию Республики Дагестан как приграничного субъекта Российской Федерации и соответственно миссию органов государственного управления, устанавливает систему стратегических целей, приоритетные направления их достижения, перечень реализуемых, планируемых к реализации и перспективных инвестиционных проектов. Стратегия содержит сценарный анализ и прогноз макроэкономических показателей по четырем возможным вариантам сценарий развития, обоснован выбор целевого (композиционного) сценария социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 г.
В Стратегию включены указания на основные механизмы, которые могут и должны быть задействованы для ее успешной реализации, определены индикаторы для мониторинга и оценки достижения основных стратегических целей.
В Стратегии определена главная стратегическая цель - достижение среднероссийского уровня и качества жизни населения на основе устойчивого сбалансированного развития и социальной ориентации экономики. Стратегия предусматривает сосредоточение ресурсов, деятельности государственных и муниципальных органов власти, предпринимательских структур и всего дагестанского общества на достижение этой цели. Стратегия ставит историческую задачу преодолеть отставание Дагестана от других регионов и среднероссийских показателей, обеспечить достойную жизнь нынешнему и будущим поколениям дагестанцев, занять подобающее место среди субъектов Российской Федерации.
Стратегические цели и общий вектор развития Республики Дагестан определены с учетом происходящих в мире динамичных процессов и радикальных перемен, наступления эпохи постиндустриальной цивилизации, формирования нового облика «экономики знаний», основанной на принципиально иных информационно-коммуникационных технологиях. Учтены общемировые процессы глобализации, интеграции России в мировое экономическое пространство, ее готовность к вступлению во Всемирную торговую организацию. Стратегические цели и приоритеты республики просчитаны с учетом социально-экономической ситуации в российском экономическом пространстве и непосредственно увязаны с экономической политикой, концепцией и национальными приоритетами долгосрочного развития Российской Федерации.
С учетом вышесказанного и создавшейся в республике социально-экономической ситуации объективно необходимо осуществить радикальную реструктуризацию экономики на новой технологической основе, создавать и развивать новые инновационно восприимчивые и конкурентоспособные отрасли и производства, используя для этого свои конкурентные преимущества и сосредоточив на приоритетных направлениях имеющийся собственный потенциал и привлекая капитал отечественных и зарубежных инвесторов.
Основным фактором реструктуризации и формирования инновационной экономики, обеспечения ее динамичного и устойчивого развития является современный человеческий капитал. Поэтому повышение уровня и качества жизни населения, развитие соответствующей социальной инфраструктуры и обеспечение услуг на уровне российских стандартов является важнейшим приоритетом и центральной задачей органов власти. В рамках определенных стратегических целей на период до 2020 г. деятельность государственных органов власти республики должна быть сконцентрирована на реализации следующих приоритетов социально-экономического развития.
Предпосылки:
- развитый отечественный и зарубежный рынок, высокий спрос на качественное и экологически чистое продовольствие и сельскохозяйственное сырье;
- наличие благоприятного климата, природных, производственных и трудовых ресурсов;
- принятие и реализация национального проекта «Развитие АПК», республиканской концепции, федеральных и республиканских целевых программ по развитию и государственной поддержке АПК, сельского хозяйства, его отдельных отраслей и подотраслей;
- осуществление системы мер по финансовому оздоровлению и улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Проектные направления:
- сохранение и наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве путем повышения плодородия земель, развития племенного животноводства, совершенствования системы элитного семеноводства, внедрения современных ресурсосберегающих агротехнологий;
- стимулирование развития виноградарства, плодоовощеводства, горно-долинного садоводства, овцеводства и молочного животноводства;
- осуществление структурной перестройки аграрного комплекса на основе расширения и укрепления слоя реальных, эффективно работающих собственников;
- восстановление плодородия, рациональное использование и охрана земель, как основного средства производства в сельском хозяйстве;
- создание под контролем государства механизма рыночного оборота земли, расширенного института аренды земли и совершенствованию ее правового регулирования;
- создание эффективного ипотечного механизма как одного из источников негосударственного долгосрочного инвестиционного кредита сельскому хозяйству;
- развитие, государственная поддержка и укрупнение крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и личных подсобных хозяйств;
- расширение и углубление агропромышленной интеграции в форме кластеров, агрохолдингов, агрокомбинатов, концернов, агрофирм и иных формирований по производству, хранению, переработке и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием.
- создание правовых и экономических условий, стимулирующих производство импортозамещающей и экспорт конкурентоспособной сельскохозяйственной и продовольственной продукции;
- укрепление материально-технической базы сельхозтоваропроизводителей путем ускорения обновления парка машин и оборудования;
- развитие лизинга как одного из основных направлений специализированной системы сельскохозяйственного кредита, создание широкой сети лизинговых компаний с участием коммерческих банков, организаций АПК и предприятий сельхозмашиностроения;
- создание благоприятных условий для развития и укрепления предпринимательского сектора, всемерного использования потенциала малого и среднего бизнеса на селе.
Ожидаемые результаты:
- устойчивое развитие и увеличение объемов продукции сельского хозяйства на основе интенсификации производства, сохранения, умножения и рационального использования имеющегося потенциала;
- удовлетворение потребностей населения республики высококачественными экологически чистыми продуктами и пищевой промышленности сырьем за счет собственного производства;
- повышение уровня и качества жизни сельского населения, создание современной социальной инфраструктуры на селе, сокращение безработицы и преодоление бедности;
- переход к инновационной модели сельскохозяйственного производства, обеспечение привлекательности работы в аграрной сфере за счет повышения уровня механизации и сокращения ручного труда, внедрения современных высоких агротехнологий, адекватной результатам оценки и оплаты труда;
- углубление интеграции, совершенствование организационных форм хозяйствования и повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства;
- превращение сельского хозяйства в важный сегмент налоговой базы республиканского и муниципальных бюджетов, увеличение налоговых поступлений от производителей сельскохозяйственной продукции.
Формирование и реализация Стратегии - это принципиально новый инновационный подход к решению назревших проблем и определению долгосрочной перспективы развития республики. Стратегия до 2020 г. предполагает трансформацию всего общественного уклада, формирование и развитие гражданского обществ в Дагестане. Соответственно механизм реализации Стратегии до 2020 г. определяет стратегические направления реструктуризации и совершенствования всей общественной системы и ее базиса - экономических отношений и механизма их реализации.
Вместе с тем Стратегия до 2020 г. практически охватывает весь воспроизводственный процесс и, поскольку она не может реализоваться вне экономического процесса воспроизводства, механизм воспроизводства и есть механизм реализации Стратегии. Именно совершенствование, комплексное и системное использование всего механизма воспроизводства позволит органам государственного управления успешно реализовать Стратегию и достичь конечных целей развития республики до 2020 г.
Механизм реализации Стратегии до 2020, следовательно, состоит из трех взаимосвязанных элементов: рыночного механизма, государственного регулирования и региональной системы планирования.
Без развитого рынка, зрелых рыночных отношений и механизма рынка невозможно успешно реализовать Стратегию до 2020 г. В зрелой социально ориентированной рыночной экономике смешанного типа взаимодействуют рыночное и государственное регулирование и образуют единый комплексный механизм развития. Именно этот целостный и комплексный механизм используется для реализации Стратегии до 2020 г.
Основными компонентами рыночного механизма реализации Стратегии до 2020 г. являются:
- правовая система рыночных отношений;
- развитые рынки: товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, валютный, рабочей силы;
- развитая система инфраструктуры всех типов и секторов рынка;
- развитая институциональная система, современные организационно-правовые формы хозяйствования и субъектов рынка;
- свободная рыночная конкуренция во всех структурах и сегментах рынка.
Реализация Стратегии до 2020 г. является генеральной целью государственных органов власти Республики Дагестан. Эта генеральная цель и стратегические задачи по ее достижению определяет следующие функции государственного регулирования реализации Стратегии до 2020 г.:
- правовое обеспечение функционирования экономики, законодательное установление правил и правовых норм хозяйствования с учетом особенностей региона, строгий контроль и полную гарантию их соблюдения всеми субъектами хозяйствования;
- создание условий для расширенного воспроизводства и развития экономики в целом, экономического равновесия и оптимальной структуры народного хозяйства республики;
- повышение эффективности и качества государственного и муниципального упарвления;
- обеспечение надежного функционирования важнейших производственных и социальных структур, а также отдельных объектов жизнеобеспечения республики;
- обеспечение сохранности, воспроизводства и эффективного использования государственной собственности республики;
- определение оптимального размера и структуры государственного сектора экономики, обеспечение его эффективного функционирования;
- социальное развитие и социальное обеспечение населения, концентрация необходимых для этого ресурсов за счет перераспределения необходимой доли общественного продукта;
- кадровое обеспечение реализации Стратегии, организация плановой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для всех звеньев и отраслей экономики;
- регулирование занятости и имущественной дифференциации населения;
- принятие и реализация структурной политики, включая промышленную, аграрную, научно-техническую политику;
Информация о работе Современные проблемы развития АПК в Республике Дагестан