Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:18, дипломная работа
Одной из наиболее приемлемых сфер для внедрения рыночных отношений является аграрный сектор как наиболее дифференцированная система. Предпосылки для освоения рыночных отношений в АПК наиболее зрелы, хотя в его недрах существует множество факторов торможения рыночных преобразований. Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важные для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере оп
Введение
3
ГлАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК
5
1.1. Сущность и особенности АПК
5
1.2. Государственное регулирование АПК
11
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ АПК
24
2.1. Анализ и особенности развития АПК РФ
24
2.2. Анализ основных проблем развития АПК РД
36
глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК В РД
57
3.1. Стратегия развития АПК до 2020г
57
3.2. Реализация национального проекта «Развитие АПК»:проблемы и перспективы
65
Заключение
75
список литературы
77
ПРИЛОЖЕНИЕ
В области земельных отношений необходимы срочные государственные меры по созданию институтов земельного рынка, землеустройству, укреплению органов, ответственных за регулирование земельных отношений и организацию рационального использования земель, кадастровая, техническая, информационное обеспечение. Определяющее значение для развития АПК и сельского хозяйства имеет инновационно - инвестиционная политика. В этой связи необходимо принять координальные меры по повышению эффективности использования научно-технических достижений во всех отраслях аграрного сектора экономики. Эффективная система управления инновационными процессами в АПК, к сожалению, пока не сформировалась. Сильное неблагоприятное воздействие на развитие инновационной деятельности оказывает низкий платежеспособный спрос на научно - техническую продукцию.
У большинства сельхозтоваропроизводителей отсутствуют собственные денежные средства, бюджетные источники финансирования ограниченны, нет возможности получить и кредиты. Все это не позволяет хозяйствам внедрять новые ресурсо - и трудосберегающие технологии в производство. Противоречивость современного состояния инновационной деятельности в сельском хозяйстве заключается в том, что аграрная наука, располагая высоким потенциалом, способным создать и реализовать на практике эффективные научные разработки не задействована в качестве важного стратегического развития АПК. Сложившиеся темпы инновационного развития в аграрной сфере, несмотря на некоторое оживление этой деятельности, нельзя считать удовлетворенными.
Чтобы создать условия для проведения единой, согласованной научно-технической и инновационной политики в отрасли необходимо:
-усилить роль Минсельхоза в выработке обоснованной стратегии научного обеспечения развития Ставропольского края;
-разработать национальную инновационную систему и принять законы, стимулирующие инновационную и инвестиционную деятельность;
- использовать различные виды стимулирования (таможенные сборы, специальное страхование, освобождение от налогов прибыли, направляемой на модернизацию производства, и др.);
- создать многоуровневую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно - технологической и научно - технической областях, включая сферу малого инновационного предпринимательства;
- реализовать важнейшие инновационные проекты государственного значения;
-усилить региональный аспект государственной политики в сфере научно-технической и инвестиционной деятельности. В случае отказа от курса на развитие высокотехнологичного наукоёмкого производства в рамках АПК Россия лишается перспективе вернуться в число лидеров научно-технического прогресса. Проблемы, накопившееся в АПК, требуют хорошо продуманных, долгосрочных и системных решений. Речь идёт о необходимости принятия взвешенной и эффективной стратегии развития аграрного сектора экономики. Ведущая роль в решении системных проблем в нём отведена государству, которое должно обеспечивать:
-формирование эффективной конкурентной среды посредством антимонопольного регулирования;
-развитие рыночной инфраструктуры;
-ликвидацию административных барьеров на пути движения аграрной продукции;
-разработку и внедрение систем информационного обеспечения деятельности сельскохозяйственных предприятий;
-регулирование тарифов естественных монополий и транспорта;
-товарные и закупочные интервенции на аграрных рынках;
-создание специализированных кредитных институтов;
-подготовку квалифицированных кадров для сельского хозяйства;
-поддержку инновационной деятельности;
-стимулирование экспорта продукции АПК;
-сохранение и воспроизводство природных ресурсов сельского хозяйства.
Главная цель стратегии - обеспечение динамичного, эффективного и устойчивого развития АПК. Достижение поставленной задачи должно идти по трём основным направлениям:
1)форсированное развитие животноводства в режиме импортозамещения на внутренних рынках;
2)восстановление и наращивание экспорта зерна;
3)комплексное развитие сельских территорий.
Стратегия предусматривает разработку и принятие федеральных цельных программ (ФЦП): во-первых, повышения эффективности и развития ресурсного потенциала сельского хозяйства, во-вторых, сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России. Предложено также скорректировать действующую ФЦП "Социальное развитие села до 2011 года". Здесь же обозначено необходимость разработки нескольких отраслевых программ, а именно по поддержке малого предпринимательства и сельскохозяйственной потребительской кооперации; созданию единой системы информационного обеспечения АПК. Из выше изложенного, можно сделать вывод, что мероприятия по совершенствованию развития агропромышленного будут реализованы при достаточной поддержке со стороны государства.[6]
2.2 Анализ основных проблем развития АПК РД.
Агропромышленный комплекс Дагестана занимает особое место в жизнеобеспечении республики с учетом ряда условий. В сельской местности республики проживает 60% населения (в целом по России 27%) и фактически является системообразующим, определяющим в значительной степени состояние всего народного хозяйства и социально-экономический уровень подавляющей части населения.
Сельское хозяйство играет важную роль не только в экономике, но и социальной жизни республики. В сельском хозяйстве производится около 22% валового регионального продукта, занято более 250 тыс. человек (почти 30% от численности занятых во всей экономике), сосредоточено 12% основных производственных фондов.
Современное сельское хозяйство не сводится лишь к производству продовольствия и сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности. Оно создает ряд новых продуктов и услуг, удовлетворяет рекреационные потребности населения (за счет агротуризма), спрос на которые в последние годы возрастает. Сельское хозяйство обеспечивает продовольственную безопасность, социальный контроль над территорией, сохранение и развитие традиционной культуры.
Аграрный потенциал Дагестана один из развитых в России. У нас сосредоточено 25% российского овцепоголовья, 4,3% поголовья КРС (3 место), более 5% производства овощей (1 место), более трети производимого в стране винограда.
В последние годы в результате мер, осуществленных федеральным центром и руководством республики по стабилизации и повышению эффективности агропромышленного производства, сохраняются положительные тенденции в развитии АПК.
С 1999 года происходит устойчивый рост валовой продукции сельского хозяйства республики со среднегодовыми темпами в 9,3%. В результате сегодня Республика Дагестан относится к числу регионов России, демонстрирующих динамичное развитие аграрного сектора. К уровню 1990 года, являющегося эталонным, объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях восстановлен всего в трех регионах страны и Дагестан с индексом 141,2% занимает лидирующее место. В среднем по стране этот показатель составил 78,3% (рис.1).
Более того, республика является единственным регионом, в котором восстановлены объемы производства животноводства на предреформенном уровне (126,7%), тогда как в России объемы производства продукции животноводства к 1990 году составляют всего 57,3%.
Рис. 3. Индекс объема продукции сельского хозяйства России и Дагестана, % (хозяйства всех категорий) (2007 год в % к 1990 году).
Как видно из рис.3, восстановление объемов сельскохозяйственного производства достигнуто в решающей мере за счет существенного увеличения объемов производства продукции растениеводства, и в первую очередь овощей и картофеля.
Так, производство овощей в республике в 2007 году составило 832,2 тыс. тонн, или в 3,6 раза больше, а валовой сбор картофеля за этот же период возрос в 4,4 раза (табл.2). Более того, производство молока выросло на 40,6%.
Динамика производства основных видов продукции в РД
(хозяйства всех категорий), тыс. тонн
| 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2007 г. в % к 2003 г. |
Зерно (в весе после доработки) | 491,7 | 232,1 | 317,8 | 254,2 | 208,3 | 42,4 |
Картофель | 79,6 | 104,5 | 349,9 | 345,2 | 348,6 | 437,9 |
Овощи | 229,6 | 310,0 | 818,1 | 831,6 | 832,2 | 362,5 |
Плоды и ягоды | 72,8 | 45,5 | 82,7 | 93,3 | 100,9 | 138,6 |
Виноград | 185,1 | 58,1 | 99,7 | 118,4 | 118,7 | 64,1 |
Молоко | 358,3 | 278,8 | 372,0 | 409,8 | 503,7 | 140,6 |
Мясо (ж.в.) | 137,5 | 100,5 | 131,8 | 138,9
| 145,9
| 106,1 |
Шерсть | 14,1 | 8,8 | 14,4 | 15,6 | 16,5 | 117,3 |
Источник: Стратегия экономического развития РД до 2020 г., И.К.Камилова, Махачкала 2008 г., М.Ш.Шихсаидов - с.516
Однако эти результаты достигнуты за счет личных подсобных хозяйств населения, на которые в аграрной структуре приходится до 80% валовой продукции. Это достигнуто в результате кропотливого труда, неимоверной энергии владельцев личных подсобных хозяйств, использования ручного труда с применением примитивных технологий. Отсюда и невысокая урожайность сельхозкультур, низкая продуктивность скота и птицы, что естественно приводит к высокой себестоимости производимой продукции, снижающей ее конкурентоспособность. Производственный, технико - технологический, трудовой потенциал сельхозпредприятий оказался существенно подорванным, что заметно снижает конкурентные возможности регионального аграрного сектора. Экономические проблемы отрасли порождают социальные: у работников сельхозпредприятий заработная плата остается наиболее низкой (1700 рублей) по сравнению с другими отраслями и отстает от среднереспубликанской зарплаты более чем в 3 раза.
В этой связи следует особо заметить, что экономический рост в сельском хозяйстве (как и в экономике в целом) продолжается высокими темпами девятый год подряд, чего не было за последние полвека. Однако качество роста не соответствует стоящим перед нами задачам:
- сохраняются низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно - экологического потенциала. Обеспеченность основными видами техники сельского хозяйства в несколько раз ниже нормативов;
- неудовлетворителен уровень развития рыночной инфраструктуры, изношены производственные фонды, растут цены на основные потребляемые отраслью ресурсы и услуги. Важной проблемой остается финансовая неустойчивость отрасли, высок удельный вес убыточных предприятий;
- остается сложной социально-демографическая ситуация на селе. Значительная часть сельских жителей имеют среднедушевые располагаемые ресурсы ниже прожиточного уровня. Остается низкой обеспеченность села квалифицированными кадрами.
В сложившихся условиях наиболее реальным путем решения назревших проблем сельского хозяйства, качественного изменения его ресурсно-производственного потенциала является интенсификация сельскохозяйственного производства, которая обеспечит более эффективное использование земельных угодий, внедрение новых индустриальных и ресурсосберегающих технологий производства, рациональное использование материально-технических ресурсов, удешевление производимой продукции и повышение ее конкурентоспособности, особенно учитывая перспективы вступления страны в ВТО.
Информация о работе Современные проблемы развития АПК в Республике Дагестан