Современные проблемы развития АПК в Республике Дагестан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:18, дипломная работа

Краткое описание

Одной из наиболее приемлемых сфер для внедрения рыночных отношений является аграрный сектор как наиболее дифференцированная система. Предпосылки для освоения рыночных отношений в АПК наиболее зрелы, хотя в его недрах существует множество факторов торможения рыночных преобразований. Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важные для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере оп

Оглавление

Введение
3
ГлАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК
5
1.1. Сущность и особенности АПК
5
1.2. Государственное регулирование АПК
11
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ АПК
24
2.1. Анализ и особенности развития АПК РФ
24
2.2. Анализ основных проблем развития АПК РД
36
глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК В РД
57
3.1. Стратегия развития АПК до 2020г
57
3.2. Реализация национального проекта «Развитие АПК»:проблемы и перспективы
65
Заключение
75
список литературы
77
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.19 Мб (Скачать)

Принцип программного регулирования является одной из важных форм активного воздействия государства на развитие аграрного сектора. Специальные сельскохозяйственные программы в рыночной экономике представляют собой, во-первых, метод воздействия на механизм конкуренции и тем самым смягчают негативные последствия, во-вторых, позволяют согласовывать интересы, механизмы и инструменты регулирования. Принцип программного регулирования неразрывно связан с целевой поддержкой государством сельского хозяйства. Как прямые платежи, субсидии, так и косвенные рычаги приводятся в действие в рамках определенных программ на определенные мероприятия. Целевое использование средств является одним из важнейших условий участия в программах, и за его нарушение применяются санкции.

Системно-стратегический подход к проблеме государственного регулирования АПК предполагает разработку адекватного экономического механизма, методов и инструментов его воздействия на процесс расширенного воспроизводства в аграрной сфере экономики.

Экономический механизм развития АПК - это совокупность организационных структур, комплекс конкретных форм и методов управления, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы и обеспечивается процесс воспроизводства.

         Рост масштабов АПК, усложнение его межотраслевых связей в условиях перехода к рыночным отношениям потребовали все более широкого применения долгосрочного государственного планирования и регулирования. Среди его форм можно, прежде всего, выделить государственное целевое программирование, позволяющее комплексно использовать административные, экономические, культурно-технические и другие методы. В России был разработан ряд целевых программ: «Программа аграрной реформы и развития агропромышленного комплекса Российской Федерации»; «Федеральная целевая программа стаби­лизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации»; «Программа возрождения российской деревни и развития АПК»; «Федеральная программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов»; Федеральный Закон «О государственном регулировании агропромышленного про­изводства»; федеральная программа «Техника для продовольствия России»; Указ Президента РФ «О мерах по стабилизации экономического развития в агропромышленном комплексе»; закон РФ «О социальном развитии села»; федераль­ные программы «Зерно», «Повышение плодородия почвы» и др. Однако эти и другие программы развития сельского хозяйства и АПК не были в должной мере выполнены, что отрицательно повлияло на состояние экономики страны, затруднило решение социальных задач.

В настоящее время в России при принятии решения о той или иной государственной программе развития АПК важно иметь в виду не только ее экономическую эффективность, но и необходимость решения различных социальных проблем, повышения благосостояния и культуры народа, укрепления продовольственной безопасности страны. Все это необходимо учесть в федеральном законе «О развитии сельского хозяйства и продовольственного рынка», концепция и содержание которого прорабатываются в Минсельхозе и Государственной Думе РФ с привлечением ученых-аграрников, общественности, особенно тружеников АПК. Для сельского хозяйства, в котором экономические, технологические, экологические и другие процессы выходят за рамки календарного года, необходима программа развития на пять-десять лет. Показательно, что в США, являющихся «свободной» рыночной страной, в настоящее время принят закон о развитии сельского хозяйства сроком на десять лет, в котором предусмотрена его ежегодная финансовая поддержка. Показателен также отечественный опыт планирования и регулирования сельского хозяйства в транзитивной экономике нэпа, когда, как и сейчас, пытались сочетать государственное экономическое воздействие с рыночным механизмом.

В перспективной программе развития сельского хозяйства России государству целесообразно предусмотреть следующие важные меры:

а) защиту внутреннего рынка от недобросовестных импортеров продовольствия;

б) поддержание цен на внутреннем рынке через стимулирование спроса и товарно-закупочные интервенции;

в) субсидирование кредитных ставок уровня процента;

г) субсидирование лизинга сельскохозяйственных машин, в том числе через развитие сети частных операторов;

д) организацию закупок сельскохозяйственной продукции для нужд армии, исправительных учреждений, государственного резервного фонда и др.;

е) поддержку экспорта сельскохозяйственной продукции (строительство портовых элеваторов, введение льготных железнодорожных экспортных тарифов, информационную помощь и лоббирование интересов отечественных экспортеров на зарубежных рынках) и др.

Успешное применение данных мер во многом зависит от дальнейшего совершенствования самих экономических форм и методов государственного воздействия на сельское хозяйство и АПК.

Приоритетными направлениями в этой области являются следующие:

     1)  ограничение чрезмерно раздутой сферы государственно-экономического регулирования, где это имеет место;

      2) исключение дублирующих функций государственных органов власти на федеральном и региональном уровнях;

     3) развитие системы саморегулируемых коммерческих предприятий и организаций в условиях рынка;

    4) завершение разграничения полномочий между органами исполнительной власти на уровне Федерации и субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных и отраслевых органов исполнительной власти;

    5) более активная и эффективная деятельность государства по использованию бюджетно-налоговых, кредитно-денежных и других экономических методов;

     6) согласование перспективных, среднесрочных и краткосрочных программ развития сельского хозяйства и АПК.

Эффективность функционирования сельского хозяйства и АПК во многом зависит от их правильного государственного планирования и регулирования, которые возможны только при их рациональном сочетании с цивилизованным рыночным механизмом.[4]         

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ и оценка современных проблем развития АПК.

  2.1 Анализ и особенности развития АПК РФ.                                                                 

          Сельское  хозяйство вместе с отраслями промышленности, поставляющими ему средства производства, а также отраслями легкой и пищевой промышленности, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье, транспорта, связью, заготовительными организациями, организациями материально-технического снабжения образуют агропромышленный комплекс России. Он является важнейшей составной частью ее экономики, где производится жизненно важная для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал.  Агропромышленный комплекс является одним из основных в экономике. АПК представлен тремя звеньями. Первое звено составляют отрасли, обеспечивающие АПК техникой, удобрениями и другими средствами производства. Ко второму звену относится сельское хозяйство, которое состоит из двух основных отраслей - растениеводство и животноводство. В состав третьего звена АПК входят пищевая и легкая промышленность, перерабатывающая сельскохозяйственную продукцию, пункты ее хранения и прочие предприятия и организации. В Российской Федерации  Ставропольский край остается четвертым по объему производства сельскохозяйственной продукции.                                                                                                                                        

        На предприятиях АПК Ставропольского края занято более 232 тысяч человек (23 процента от общего числа работающих во всех отраслях экономики), из них почти 190 тысяч человек работают в сельском хозяйстве. До начала экономических реформ основу сельского хозяйства составляли колхозы, совхозы и сельхозобъединения. В ходе экономических реформ последнего десятилетия за сельскохозяйственными производителями законодательно закреплено право выбора ими форм собственности и хозяйствования, право самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией и доходами, продолжает увеличиваться доля личных хозяйств. С каждым годом усиливается "натурализация" жизни сельского населения. Подсобное хозяйство для многих семей превратилось в единственный источник существования в условиях невыплаты пособий и заработной платы. В личных подсобных хозяйствах Ставропольского  края производится 80% мяса, 90% молока, 79% яиц, 40% шерсти. В то же время остается преобладающей доля сельскохозяйственных предприятий в выращивании зерна - 40%, семян подсолнечника - 84%, винограда - 92%. Всего же около 82% валовой продукции сельского хозяйства производится в личных хозяйствах жителей Ставропольского края, примерно 90% - сельскохозяйственными предприятиями. В ходе приватизации в частные руки были переданы крупные государственные перерабатывающие и пищевые предприятия. Это в основном, мясоперерабатывающие, молочные, консервные и винодельческие заводы, мукомольные и хлебопекарные производства. Одновременно в Ставропольском крае возникла целая сеть частных мини-цехов и заводов по переработке мяса скота и птицы, молока, выработке крупяных, макаронных, хлебобулочных и кондитерских изделий, розливу минеральной воды. Сегодня доля государственного сектора в АПК Ставропольского края в целом составляет лишь 4 процента. В АПК Ставропольского края продолжается спад производства продукции и постоянно ухудшается финансовая ситуация. Основными причинами такого крупномасштабного кризиса стали следующие:             

           - диспаритет цен между продукцией промышленности и сельского хозяйства;

           -  потеря в ходе либерализации цен оборотных средств  предприятий  АПК;                                                                                                                     

          -   отстранение собственника земли от распределения результатов труда;

          - неконтролируемый со стороны государств  ввоз сельскохозяйственной продукции       и сырья из-за рубежа;

          - отсутствие устойчивой финансово-кредитной системы по долгосрочному кредитованию предприятий АПК;

          - сокращение государственной поддержки сельских товаропроизводителей.

        Объемы производства в отрасли сократились примерно на треть от дореформенного уровня. При этом падение производства в растениеводстве оказалось более значительным, чем в животноводстве (табл.1). При таких темпах падения удивительно, почему полностью сохранилась производительная и социальная инфраструктура, хотя многие предприятия АПК фактически являются убыточными. Достаточно наглядно масштабы обвала производства иллюстрирует и тот факт, что работали с убытками всего три сельскохозяйственных предприятия, то  такими стали 290 хозяйств, или три из четырех.  

                                                                                                                               

 

 

 

                                                                                                                     

 

 

 

                                                                                                                                   Таблица 1.  

        Динамика производства продукции сельского хозяйства. 

Динамика производства продукции сельского хозяйства

Производство продукции сельского хозяйства.

 

Продукция растениеводства.

 

Продукция животноводства

2004

100

100

100

2005

75,3

75,3

75,5

2006

56,6

55,6

56,8

2007

48,0

46,0

50,0

2008

36,0

33,0

39,0

   Источник: Агропромышленный рынок - «АПК России», Тульчеев В., Москва 2009 г.

       Пытаясь выжить в жестких экономических условиях, многие предприятия стремятся расширить спектр своей деятельности, занимаясь переработкой сельхозпродукции, торговлей, оказанием услуг населению. Доля таких "побочных" направлений в их деятельности составляет около 20 процентов общего объема выпуска продукции. Логичным следствием тотальной убыточности предприятий стало значительное сокращение потенциала АПК, уменьшение посевных площадей и снижение урожайности культур. Резко сократилось поголовье скота и птицы, минимальной стала продуктивность ферм. Пищевая и перерабатывающая промышленность эксплуатирует почти все изношенное оборудование. Конечно, в такой АПК никто из инвесторов не вложит денег. С появлением некоммерческого партнерства "Северо-Кавказская универсальная биржа" появилась возможность в формировании рыночных цен, а следовательно, и доходов бюджета по результатам размещения государственного заказа на региональной биржи по текущим биржевым ценам. Это позволило в значительной мере снизить диспаритет цен при размещении государственного заказа при свободной реализации продукции производителями Ставропольского края. А оптовая реализация сельскохозяйственной продукции через биржу является одним из наиболее эффективных механизмов возврата средств. Сельскохозяйственным товаропроизводителям и обеспечение их нормального                         функционирования в условиях отсутствия государственной поддержки.                        

        Ценовая политика правительства Ставропольского края дала возможность повысить доходы сельских товаропроизводителей при реализации, произведенной продукции. Таким образом, было найдено решение для устранения дестабилизации цен на региональном рынке, сделана попытка создания организованного цивилизованного, прозрачного товарно-оптового рынка в Ставропольском крае. Имеет мощный потенциал по производству продовольствия. Свыше 100 крупных и средних предприятий, более 1000 цехов малой мощности обеспечивает выпуск продуктов питания. Особое место в системе распределения продукции в Ставропольском крае призвано занять ГУП ПСК "Ставропольагроуниверсал" (продовольственная корпорация). Однако анализ ее деятельности показывает, что при сложившемся финансировании закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд и установленном организационно-правовом статусе она не в состоянии эффективно выполнять возложенные на нее функции. Резкое сокращение количества приобретенных тракторов и иной сельскохозяйственной техники, с одной стороны, привело к недогрузке производственных мощностей в сельском хозяйстве, а с другой стороны, простаивают производственные мощности перерабатывающих предприятий АПК.                                                                                                                          

Информация о работе Современные проблемы развития АПК в Республике Дагестан