Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:18, дипломная работа
Одной из наиболее приемлемых сфер для внедрения рыночных отношений является аграрный сектор как наиболее дифференцированная система. Предпосылки для освоения рыночных отношений в АПК наиболее зрелы, хотя в его недрах существует множество факторов торможения рыночных преобразований. Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важные для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере оп
Введение
3
ГлАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК
5
1.1. Сущность и особенности АПК
5
1.2. Государственное регулирование АПК
11
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ АПК
24
2.1. Анализ и особенности развития АПК РФ
24
2.2. Анализ основных проблем развития АПК РД
36
глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК В РД
57
3.1. Стратегия развития АПК до 2020г
57
3.2. Реализация национального проекта «Развитие АПК»:проблемы и перспективы
65
Заключение
75
список литературы
77
ПРИЛОЖЕНИЕ
Интенсивное развитие агропромышленного комплекса республики находится в прямой зависимости от решения проблем по улучшению технической оснащенности сельхозтоваропроизводителей, которые испытывают острый дефицит в зерноуборочных и кормоуборочных комбайнах, тракторах и сельхозмашинах. Сельскохозяйственная технику стала недоступной даже для экономически благополучных сельхозтоваропроизводителей. В настоящее время ежегодные темпы выбытия (списания) техники превышают темпы ее обновления в 6-10 раз. Следствием этого является предельный износ и старение продолжающей эксплуатироваться техники, сокращение ее сезонной выработки и рост текущих затрат на поддержание средств механизации в работоспособном состоянии.
Учитывая довольно сложное финансовое положение большинства хозяйств, решение этой проблемы будет осуществляться за счет поставок сельскохозяйственной техники на лизинговой основе. Одновременно необходимо расширить практику использования высокоэффективного механизма укрепления технического парка за счет привлечения субсидируемых кредитов на приобретение техники на срок до 10 лет.
Приоритет необходимо отдавать современной высоко-производительной технике, способной обеспечить выполнение агротехнических работ с наименьшим количеством технологических операций и отвечающих требованиям внедряемых ресурсосберегающих технологий.
Также будет продолжена работа по комплектованию сельскохозяйственной техникой ранее созданных и вновь создаваемых машинно-технологических станций с тем расчетом, чтобы в ближайшие 3-4 года такие станции или их филиалы были в каждом районе и обеспечивали максимальную помощь в проведении наиболее трудоемких сельскохозяйственных работ.
Следующий комплексный вопрос - внедрение современных технологий. 2008 год объявлен годом ресурсосберегающих технологий. О необходимости внедрения таких технологий красноречиво говорят следующие цифры. За последние восемь лет цены на дизельное топливо возросли почти в 6 раз, а цены на зерно - в 3 раза. Аналогичная картина и по другим ресурсам. Очевидно, что ресурсосбережение - это жизненно необходимо для отрасли.
Применение высокоэффективных новых технологий позволяет в 2 раза уменьшить количество выполняемых технологических операций, на 30-40% снизить энергозатраты и практически отказаться от массового применения вспашки, удельный вес затрат на которую составляет 60-80% от общего объема работ по обработке почвы и посеву и обеспечивает увеличение урожайности на 15-20%. Это доказано научными учреждениями и практикой работы передовых хозяйств страны.
Широкомасштабные задачи по формированию высококонкурентоспособного аграрного сектора обуславливает настоятельную потребность расширения работы по научному обеспечению АПК, активизации усилий по внедрению инновационных технологий и прогрессивных технологий ведения сельскохозяйственного производства.
Для восстановления платежеспособности сельхозтоваропроизводителей предусматривается осуществить их финансовое оздоровление, реструктуризируя задолженность, выполнить комплекс мероприятий по реорганизации и реформированию безнадежно убыточных сельскохозяйственных предприятий, реализовать меры по их интеграции в другие производственные структуры на основе формирования новых интегрированных систем, включая корпоративные агрофирмы, финансово-промышленные группы и территориальные комплексы.
Особенности сельскохозяйственного производства связаны с влиянием на него природно-климатических условий, в результате чего практически ежегодно хозяйства республики несут значительные потери (не менее 20% от годового объема производства) от недобора и гибели посевов в связи с засухой и другими стихийными бедствиями. В целях предотвращения потерь от гибели посевов предполагается развивать систему страхования, эффективное применение которой позволит частично возместить потери и повысить доходность производства.
Ключевым элементом роста эффективности сельского хозяйства является улучшение генетического потенциала сельскохозяйственных животных и сельхозкультур.
Помимо расширения традиционных форм поддержки развития племенного дела в животноводстве (путем предоставления субсидий на содержание племенных животных и на приобретение племенного скота), министерству совместно с регионами и соответствующими объединениями сельхозпроизводителей предстоит реализовать ряд пилотных проектов.
Развитие ресурсного потенциала, преодоление технологической отсталости агропромышленного комплекса невозможно без принятия кардинальных мер по формированию кадрового потенциала отрасли и развитию системы консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям.
Для реализации этих задач предусмотрены меры по улучшению качества переподготовки и повышению квалификации специалистов для сельского хозяйства, созданию условий для непрерывного профессионального роста работающих в отрасли специалистов и руководителей, а также оказанию консультационных услуг.
Здесь важно с самого начала настроить всю работу на активное продвижение технологий с тем, чтобы каждый сотрудник службы консультирования был сориентирован на конечный результат - распространение и внедрение современных достижений аграрной науки и техники.
Предстоит продолжить поддержку малых форм хозяйствования на селе. Они играют не только важную социальную функцию, обеспечивая занятость сотен тысяч селян, но и производят около 80% объема всей сельхозпродукции. Реализация национального проекта показала абсолютную правильность такой поддержки. Напомню, за два года малые формы хозяйствования привлекли 6,5 тысяч кредитов, что в десятки раз больше, чем до начала реализации нацпроекта, на общую сумму около 1,5 млрд. рублей. Как итог - объем реализации товарной продукции, произведенной ЛПХ и КФХ, вырос в 1,9 раза, что в несколько раз превышает целевой показатель. Особое внимание мы уделим распространению экономически эффективных моделей малого бизнеса на селе - через развитие взаимодействия с крупными хозяйствами, а также на основе кооперации.
Созданные за два года около 100 сельскохозяйственных потребительских кооперативов будут органично встроены в технологическую цепочку по производству, переработке, хранению и сбыту сельхозпродукции.
По оценке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Дагестан занимает лидирующее место в стране по реализации нацпроекта «Развитие АПК». За два года реализации проекта производство молока и мяса к 2005 году возросло на 35 и 17% соответственно при плановых обязательствах 21 и 14% .
В рамках соответствующей федеральной целевой программы будут продолжены мероприятия по строительству жилья, в том числе для молодых специалистов, объектов социальной сферы, транспортной, инженерной инфраструктуры. Это и дороги, и газ, и электричество, и водопровод. За 2006-2007 годы получило новое жилье более двухсот молодых специалистов, а уже с 2009 года Минсельхоз России планирует обеспечить в полном объеме заявки регионов на строительство жилья с государственной поддержкой для молодых специалистов на селе.
В структуре промышленного производства на долю пищевой и перерабатывающей промышленности приходится более 20%. Однако сегодня потенциальные мощности пищевой и перерабатывающей промышленности используются не более чем на 15-20%. Возможности консервной промышленности позволяют производить ежегодно около 500 млн. условных банок плодоовощных и рыбных консервов, которые в силу экологических условий значительно превосходят аналогичные товары по качеству.
Наличие развитой сырьевой базы для сферы переработки требует существенной модернизации предприятий, так как на устаревшем и физически изношенном оборудовании крайне сложно конкурировать с крупными компаниями, которые активно завоевывают и наши внутренние рынки. В силу этого, значительная часть выращенной продукции не находит сбыта и сельхозтоваропроизводители несут немалые убытки.
Более того, негативное влияние на сельское хозяйство республики оказывает ее отдаленность от крупных рынков сбыта, поскольку в условиях высоких транспортных расходов, больших препятствий как на пути следования, так и в доступе на рынки, не всегда выгодно перевозить продукцию в свежем виде. Поэтому приоритетными являются развитие инфраструктуры хранения, глубокой переработки здесь в республике.
В целях адаптации организаций АПК к рыночным механизмам целесообразно значительное усиление маркетинговой деятельности, что позволить прогнозировать развитие продуктовых рынков, уменьшать долю теневого оборота продукции и финансов, сокращать услуги посреднических структур и повышать доходность отрасли. В этом направлении министерством в последнее время принимаются активные шаги. Но сами предприятия не должны сторониться законов рынка и необходимо учиться функционировать в этих условиях.
Очень актуальной является проблема повышения объективного учета и правильного отражения в отчетности состояния производства, вывод из тени работу многих предприятии позволит существенно изменить реальную картину состояния дел в АПК. Мы уверены, что по ряду позиций показатели развития на самом деле лучше и выше.
Кроме того, перед Министерством стоит задача сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством земельных и других природных ресурсов, которое будет осуществляться за счет поддержания почвенного плодородия в рамках соответствующих программ.
Эффективное использование земельных ресурсов выступает стратегическим фактором повышения конкурентоспособности аграрной сферы региона и качественного улучшения уровня жизни населения. Совершенствование и дальнейшее развитие земельных отношений, а также организация эффективного контроля за охраной и использованием земельных ресурсов являются важнейшими приоритетами нашей деятельности. Предстоит реализовать комплекс долгосрочных системных мер по восстановлению развитого мелиоративного фонда, от которого в значительной степени зависит устойчивость не только растениеводства, но и всей сельской экономики республики.
Именно на решение накопившихся задач и формирования организационно-правовых условий на основе федерального закона принят закон Республики Дагестан «О развитии сельского хозяйства», в целях реализации которого утверждена Республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Программа охватывает не только производство, социальную сферу, но и весь сельский уклад жизни.
В рыночных условиях в первые, обращаемся к незаслуженно забытому программно-целевому методу регулирования сельского хозяйства и надеемся, что он придаст отрасли новый импульс развития и обеспечивает взаимосвязь между Распределением бюджетных ресурсов и планируемыми результатами.
В этом документе закреплен новый подход к сельскому хозяйству, как к перспективной и потенциально высокотехнологичной отрасли нашей экономики, и к селу в целом как к важному укладу жизни.
Ускорителем позитивных процессов в этой сфере стал приоритетный национальный проект "Развитие АПК". Его реализация продемонстрировала огромные потенциальные возможности сельского хозяйства, помогла стимулировать развитие предпринимательства на селе.
Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" перерастает в Государственную программу и аграрная политика становится с 2008 года приоритетом в социально-экономической политике государства. Отрасль рассматривается как национальный приоритет и стратегическое конкурентное преимущество.
В общей оценке программы следует отметить три принципиальных момента:
- во-первых, сам факт принятия программы свидетельствует, что государство относит сельское хозяйство к приоритетным отраслям экономики и программа делает предсказуемой и прозрачной аграрную политику на ближайшие 5 лет, что создает гарантии для бизнеса и делает отрасль более привлекательной для потенциальных инвесторов.
-во-вторых, программа систематизирует меры в области аграрной политики и определяет размеры государственной поддержки из федерального и регионального бюджетов. Это консолидирует ресурсы государства на решающих направлениях, содействует формированию единого экономического пространства;
- в-третьих, программа создает предпосылки для развития всех форм хозяйствования на земле и различных форм агробизнеса как крупных, так мелких, оставляя окончательный выбор за самими крестьянами.
Согласно программе на ближайшее пятилетие определены три основные цели аграрной политики:
Первая - это устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
Вторая - рост конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
Третья - сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. В целом на реализацию программы из федерального и республиканского бюджетов и внебюджетных фондов выделяется почти 23 млрд. рублей.
Принципиальным является то, что программа сохраняет на 5 лет все ныне действующие меры, включая механизмы Приоритетного национального проекта. Плюс к этому в программу включены новые виды поддержки отрасли и сельских территорий.
На первое место в программе поставлен раздел по устойчивому развитию сельских территорий. Это не только подчеркивает приоритетность социальных целей над производственными, но и главную роль социальных факторов в решении чисто производственных задач. Более того и в большинстве муниципальных программ этот раздел должен быть первым не только по порядковому номеру, но и по выделяемым ресурсам. Предусматривается, что до 2012 года будет продлено действие ФЦП «Социальное развитие села» с акцентом на жилищное строительство. Кроме того, будут финансироваться отобранные по конкурсу проекты инженерной и инфраструктурной подготовки строительных площадок для массовой жилищной застройки.
Информация о работе Современные проблемы развития АПК в Республике Дагестан