Современные проблемы развития АПК в Республике Дагестан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:18, дипломная работа

Краткое описание

Одной из наиболее приемлемых сфер для внедрения рыночных отношений является аграрный сектор как наиболее дифференцированная система. Предпосылки для освоения рыночных отношений в АПК наиболее зрелы, хотя в его недрах существует множество факторов торможения рыночных преобразований. Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важные для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере оп

Оглавление

Введение
3
ГлАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК
5
1.1. Сущность и особенности АПК
5
1.2. Государственное регулирование АПК
11
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ АПК
24
2.1. Анализ и особенности развития АПК РФ
24
2.2. Анализ основных проблем развития АПК РД
36
глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК В РД
57
3.1. Стратегия развития АПК до 2020г
57
3.2. Реализация национального проекта «Развитие АПК»:проблемы и перспективы
65
Заключение
75
список литературы
77
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.19 Мб (Скачать)

Интенсивное развитие агропромышленного комплекса республики находится в прямой зависимости от решения проблем по улучшению технической оснащенности сельхозтоваропроизводителей, которые испытывают острый дефицит в зерноуборочных и кормоуборочных комбайнах, трак­торах и сельхозмашинах. Сельскохозяйственная технику стала недоступной даже для экономически благополучных сельхозтоваропроизводителей. В настоящее время ежегодные темпы выбытия (списания) техники превышают темпы ее обновления в 6-10 раз. Следствием этого является предельный износ и старение продолжающей эксплуатировать­ся техники, сокращение ее сезонной выработки и рост текущих затрат на поддержание средств механизации в работоспособном состоянии.

Учитывая довольно сложное финансовое положение большинства хозяйств, решение этой проблемы будет осу­ществляться за счет поставок сельскохозяйственной техники на лизинговой основе. Одновременно необходимо расширить практику использования высокоэффективного механизма укрепления технического парка за счет привлечения субсидируемых кредитов на приобретение техники на срок до 10 лет.

Приоритет необходимо отдавать современной высоко-производительной технике, способной обеспечить выполнение агротехнических работ с наименьшим количеством технологических операций и отвечающих требованиям внедряемых ресурсосберегающих технологий.

Также будет продолжена работа по комплектованию сельскохозяйственной техникой ранее созданных и вновь создаваемых машинно-технологических станций с тем расчетом, чтобы в ближайшие 3-4 года такие станции или их филиалы были в каждом районе и обеспечивали максимальную помощь в проведении наиболее трудоемких сель­скохозяйственных работ.

Следующий комплексный вопрос - внедрение современных технологий. 2008 год объявлен годом ресурсосберегающих технологий. О необходимости внедрения таких технологий красноречиво говорят следующие цифры. За последние восемь лет цены на дизельное топливо возросли почти в 6 раз, а цены на зерно - в 3 раза. Аналогичная кар­тина и по другим ресурсам. Очевидно, что ресурсосбережение - это жизненно необходимо для отрасли.

Применение высокоэффективных новых технологий по­зволяет в 2 раза уменьшить количество выполняемых тех­нологических операций, на 30-40% снизить энергозатраты и практически отказаться от массового применения вспаш­ки, удельный вес затрат на которую составляет 60-80% от общего объема работ по обработке почвы и посеву и обеспе­чивает увеличение урожайности на 15-20%. Это доказано научными учреждениями и практикой работы передовых хозяйств страны.

Широкомасштабные задачи по формированию высоко­конкурентоспособного аграрного сектора обуславливает на­стоятельную потребность расширения работы по научному обеспечению АПК, активизации усилий по внедрению инно­вационных технологий и прогрессивных технологий ведения сельскохозяйственного производства.

Для восстановления платежеспособности сельхозтоваро­производителей предусматривается осуществить их финан­совое оздоровление, реструктуризируя задолженность, вы­полнить комплекс мероприятий по реорганизации и рефор­мированию безнадежно   убыточных сельскохозяйственных предприятий, реализовать меры по их интеграции в другие производственные структуры на основе формирования но­вых интегрированных систем, включая корпоративные аг­рофирмы, финансово-промышленные группы и территориальные комплексы.

   Особенности сельскохозяйственного производства связаны с влиянием на него природно-климатических условий, в результате чего практически ежегодно хозяйства республики несут значительные потери (не менее 20% от годового объема производства) от недобора и гибели посевов в связи с засухой и другими стихийными бедствиями. В целях пре­дотвращения потерь от гибели посевов предполагается раз­вивать систему страхования, эффективное применение кото­рой позволит частично возместить потери и повысить до­ходность производства.

    Ключевым элементом роста эффективности сельского хозяйства является улучшение генетического потенциала сельскохозяйственных животных и сельхозкультур.

    Помимо расширения традиционных форм поддержки развития племенного дела в животноводстве (путем предос­тавления субсидий на содержание племенных животных и на приобретение племенного скота), министерству совместно с регионами и соответствующими объединениями сельхоз­производителей предстоит реализовать ряд пилотных проек­тов.

Развитие ресурсного потенциала, преодоление техноло­гической отсталости агропромышленного комплекса невоз­можно без принятия кардинальных мер по формированию кадрового потенциала отрасли и развитию системы консуль­тационной помощи сельхозтоваропроизводителям.

Для реализации этих задач предусмотрены меры по улучшению качества переподготовки и повышению квали­фикации специалистов для сельского хозяйства, созданию условий для непрерывного профессионального роста рабо­тающих в отрасли специалистов и руководителей, а также оказанию консультационных услуг.

Здесь важно с самого начала настроить всю работу на активное продвижение технологий с тем, чтобы каждый со­трудник службы консультирования был сориентирован на конечный результат - распространение и внедрение совре­менных достижений аграрной науки и техники.

Предстоит продолжить поддержку малых форм хозяйст­вования на селе. Они играют не только важную социальную функцию, обеспечивая занятость сотен тысяч селян, но и производят около 80% объема всей сельхозпродукции. Реа­лизация национального проекта показала абсолютную пра­вильность такой поддержки. Напомню, за два года малые формы хозяйствования привлекли 6,5 тысяч кредитов, что в десятки раз больше, чем до начала реализации нацпроекта, на общую сумму около 1,5 млрд. рублей. Как итог - объем реализации товарной продукции, произведенной ЛПХ и КФХ, вырос в 1,9 раза, что в несколько раз превышает це­левой показатель. Особое внимание мы уделим распростра­нению экономически эффективных моделей малого бизнеса на селе - через развитие взаимодействия с крупными хозяй­ствами, а также на основе кооперации.

Созданные за два года около 100 сельскохозяйственных потребительских кооперативов будут органично встроены в технологическую цепочку по производству, переработке, хранению и сбыту сельхозпродукции.

По оценке Министерства сельского хозяйства Россий­ской Федерации, Дагестан занимает лидирующее место в стране по реализации нацпроекта «Развитие АПК». За два года реализации проекта производство молока и мяса к 2005 году возросло на 35 и 17% соответственно при плано­вых обязательствах 21 и 14% .

В рамках соответствующей федеральной целевой про­граммы будут продолжены мероприятия по строительству жилья, в том числе для молодых специалистов, объектов социальной сферы, транспортной, инженерной инфраструк­туры. Это и дороги, и газ, и электричество, и водопровод. За 2006-2007 годы получило новое жилье более двухсот моло­дых специалистов, а уже с 2009 года Минсельхоз России планирует обеспечить в полном объеме заявки регионов на строительство жилья с государственной поддержкой для молодых специалистов на селе.

В структуре промышленного производства на долю пищевой и перерабатывающей промышленности приходится более 20%. Однако сегодня потенциальные мощности пищевой и перерабатывающей промышленности используются не более чем на 15-20%. Возможности консервной промышленности  позволяют производить ежегодно около 500 млн. условных банок плодоовощных и рыбных консервов, кото­рые в силу экологических условий значительно превосходят аналогичные товары по качеству.

Наличие развитой сырьевой базы для сферы переработ­ки требует существенной модернизации предприятий, так как на устаревшем и физически изношенном оборудовании крайне сложно конкурировать с крупными компаниями, которые активно завоевывают и наши внутренние рынки. В силу этого, значительная часть выращенной продукции не находит сбыта и  сельхозтоваропроизводители  несут немалые убытки.

Более того, негативное влияние на сельское хозяйство республики оказывает ее отдаленность от крупных рынков сбыта, поскольку в условиях высоких транспортных расхо­дов, больших  препятствий  как на пути следования, так и в доступе на рынки, не всегда выгодно перевозить продукцию в свежем виде. Поэтому приоритетными являются развитие инфраструктуры  хранения,  глубокой  переработки  здесь в республике.

В целях адаптации организаций АПК к рыночным ме­ханизмам целесообразно значительное усиление маркетин­говой деятельности, что позволить прогнозировать развитие продуктовых рынков, уменьшать долю теневого оборота продукции и финансов, сокращать услуги посреднических структур и повышать доходность отрасли. В этом направле­нии министерством в последнее время принимаются актив­ные шаги. Но сами предприятия не должны сторониться законов рынка и необходимо учиться функционировать в этих условиях.

Очень актуальной является проблема повышения объек­тивного учета и правильного отражения в отчетности со­стояния производства, вывод из тени работу многих предприятии позволит существенно изменить реальную картину состояния дел в АПК. Мы уверены, что по ряду позиций показатели развития на самом деле лучше и выше.

Кроме того, перед Министерством стоит задача сохране­ния и воспроизводства  используемых сельским хозяйством земельных и других природных ресурсов, которое будет осуществляться за счет поддержания почвенного плодоро­дия в рамках соответствующих программ.

Эффективное использование земельных ресурсов высту­пает стратегическим фактором повышения конкурентоспо­собности аграрной сферы региона и качественного улучше­ния уровня жизни населения. Совершенствование и даль­нейшее развитие земельных отношений, а также организа­ция эффективного контроля  за охраной и использованием земельных ресурсов являются важнейшими приоритетами нашей деятельности. Предстоит реализовать комплекс дол­госрочных системных мер по восстановлению развитого ме­лиоративного фонда, от которого в значительной степени зависит устойчивость не только растениеводства, но и всей сельской экономики республики.

Именно на решение накопившихся задач и формирова­ния организационно-правовых условий на основе федераль­ного закона принят закон Республики Дагестан «О развитии сельского хозяйства», в целях реализации которого утвер­ждена Республиканская программа развития сельского хо­зяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Программа охватывает не только производство, социальную сферу, но и весь сельский уклад жизни.

В рыночных условиях в первые, обращаемся к незаслу­женно забытому программно-целевому методу регулирова­ния сельского хозяйства и надеемся, что он придаст отрасли новый импульс развития и обеспечивает взаимосвязь между Распределением бюджетных ресурсов и планируемыми ре­зультатами.

В этом документе закреплен новый подход к сельскому хозяйству, как к перспективной и потенциально высокотехнологичной отрасли нашей экономики, и к селу в целом как к важному укладу жизни.

Ускорителем позитивных процессов в этой сфере стал приоритетный национальный проект "Развитие АПК". Его реализация   продемонстрировала  огромные  потенциальные возможности сельского хозяйства,  помогла стимулировать развитие предпринимательства на селе.

Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" перерастает в Государственную программу и аграрная поли­тика становится с 2008 года приоритетом в социально-экономической политике государства. Отрасль рассматрива­ется как национальный приоритет и стратегическое конку­рентное преимущество.

В общей оценке программы следует отметить три прин­ципиальных момента:

- во-первых, сам факт принятия программы свидетель­ствует, что государство относит сельское хозяйство к при­оритетным отраслям экономики и программа делает пред­сказуемой и прозрачной аграрную политику на ближайшие 5 лет, что создает гарантии для бизнеса и делает отрасль бо­лее привлекательной для потенциальных инвесторов.

-во-вторых, программа систематизирует меры в области аграрной политики и определяет размеры государственной поддержки из федерального и регионального бюджетов. Это консолидирует ресурсы государства на решающих направ­лениях, содействует формированию единого экономического пространства;

- в-третьих, программа создает предпосылки для разви­тия всех форм хозяйствования на земле и различных форм агробизнеса как крупных,  так  мелких,  оставляя оконча­тельный выбор за самими крестьянами.

Согласно программе на ближайшее пятилетие определе­ны три основные цели аграрной политики:

Первая - это устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

Вторая - рост конкурентоспособности  отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;                                                                                                                      

Третья  - сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. В целом на реализацию программы из федерального и республиканского бюджетов и внебюджет­ных фондов выделяется почти 23 млрд. рублей.

Принципиальным является то, что программа сохраняет на 5 лет все ныне действующие меры, включая механизмы Приоритетного национального проекта. Плюс к этому в про­грамму включены новые виды поддержки отрасли и сель­ских территорий.

На первое место в программе поставлен раздел по ус­тойчивому развитию сельских территорий. Это не только подчеркивает приоритетность социальных целей над произ­водственными, но и главную роль социальных факторов в решении чисто производственных задач. Более того и в большинстве муниципальных программ этот раздел должен быть первым не только по порядковому номеру, но и по вы­деляемым ресурсам. Предусматривается, что до 2012 года будет продлено действие ФЦП «Социальное развитие села» с акцентом на жилищное строительство. Кроме того, будут финансироваться отобранные по конкурсу проекты инже­нерной и инфраструктурной подготовки строительных пло­щадок для массовой жилищной застройки.

Информация о работе Современные проблемы развития АПК в Республике Дагестан