Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:18, дипломная работа
Одной из наиболее приемлемых сфер для внедрения рыночных отношений является аграрный сектор как наиболее дифференцированная система. Предпосылки для освоения рыночных отношений в АПК наиболее зрелы, хотя в его недрах существует множество факторов торможения рыночных преобразований. Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важные для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере оп
Введение
3
ГлАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК
5
1.1. Сущность и особенности АПК
5
1.2. Государственное регулирование АПК
11
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ АПК
24
2.1. Анализ и особенности развития АПК РФ
24
2.2. Анализ основных проблем развития АПК РД
36
глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК В РД
57
3.1. Стратегия развития АПК до 2020г
57
3.2. Реализация национального проекта «Развитие АПК»:проблемы и перспективы
65
Заключение
75
список литературы
77
ПРИЛОЖЕНИЕ
Увеличение объемов господдержки - необходимое, но далеко не достаточное условие развития сельского хозяйства. Большое значение имеет - совершенствование условий развития отрасли. Поэтому программа содержит целый раздел по созданию более благоприятных общих условий функционирования сельского хозяйства, среди которых следует, прежде всего, назвать:
- пролонгацию до 2012 года ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв...»,
- создание системы государственного информационного обеспечения АПК, ресурсами которой могут пользоваться на бесплатной основе сельхозтоваропроизводители,
- активизацию участия в формировании и реализации аграрной политики союзов и ассоциаций сельхозтоваропроизводителей. Союзы, получившие аккредитацию при Минсельхозе, станут официальными лоббистами и будут участвовать в Экспертной комиссии по ежегодной оценке госпрограммы, разработке технических регламентов и стандартов проведении НИР.
С учетом роли и места виноградарства в структуре экономики и формировании доходов населения республики важное значение имеет разрабатываемая в рамках Госпрограммы федеральная ведомственная целевая программа «Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы».
Важное новшество программы - выделение приоритетных отраслей и ориентация на растущие рынки. В качестве приоритетного направления выбрано животноводство, что обусловлено, прежде всего, растущим спросом на животноводческую продукцию по мере роста доходов населения.
Важнейшей задачей программы является достижение, финансовой устойчивости отрасли. На предстоящие 5 лет сохранится льготное налогообложение в сельском хозяйстве, будут продолжены процедуры финансового оздоровления.
Самая крупная статья расходов программы - субсидирование процентных ставок по кредитам. Сохранятся все действующие сейчас субсидированные кредиты, а также добавятся два новых вида льготного кредитования - для малых форм хозяйствования на альтернативную занятость 10-летние кредиты на приобретение высокотехнологичны машин для растениеводства и кормопроизводства.
Существенным, если не решающим фактором развития отрасли на современном этапе является расширение доступа крестьян на рынки, улучшение условий сбыта сельскохозяйственной продукции. На это направлен раздел программы по регулированию рынков продовольствия.
По прогнозным оценкам Минсельхоза, реализация программы будет содействовать повышению темпов роста и конкурентоспособности отрасли, создаст ряд базовых предпосылок для устойчивого развития сельских территорий.
Сейчас наступает важный этап. Работа по реализации программы перемещается в районы и от того, насколько серьезно и ответственно отнесутся районы к поставленным перед ними задачам, во многом будет зависеть достижение намеченных результатов. Сейчас практически завершается заключение соглашений с муниципальными районами и другими участниками программы.
С учетом задач программы будет произведена корректировка структуры аппарата Минсельхоза республики, уточнены функции управлений и отделов, должностные обязанности специалистов. Принципиально важно, чтобы такие программно-целевые методы работы были внедрены на всех уровнях.
На наш взгляд, в разрабатываемом проекте стратегии наряду с другими эффективными механизмами обеспечения устойчивого экономического роста адекватное отражение должно найти заложенные в вышеназванной программе обоснованные и главное, подтвердившие свою эффективность формы и направления государственного регулирования аграрного сектора.[7]
Замедление динамики сельскохозяйственного производства, проявившееся в последние годы, во многом объясняется тем, что по отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция отечественных товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с российского рынка. Агропромышленный рынок является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов российского товарного рынка. С 2000 года появилась положительная динамика в оптимизации рыночных отношений в системе АПК. Основным стимулирующим фактором является расширение платежеспособного спроса населения, обусловленного ростом доходов. В настоящее время темпы роста реальных располагаемых денежных доходов остаются высокими.
Агропродовольственный рынок имеет значительный потенциал для роста, поскольку по уровню потребления на душу населения основных продуктов питания (за исключением хлеба) Россия сильно отстает от экономически развитых стран.
Исследования показывают, что в бюджетных расходах населения Республики Дагестан на приобретение продовольствия население расходует более 70% всех своих средств, в то время как в Южном Федеральном округе страны эта статья расходов не превышает - 54%, в среднем по РФ - 48%, а в развитых зарубежных странах - 10-15%
С реализацией сельскохозяйственной продукции внутри Республики Дагестан, как правило, не бывает больших затруднений. Иногда имеют место сложности с реализацией овощей. Тем не менее, не удалось получить какие-либо сведения о том, сколько вывозится и сколько ввозится в республику хотя бы самых важных видов аграрной продукции, поскольку официальная статистика (Комитет Государственной статистики РД) не проводит учета по данным статьям товарооборота.
Что касается промышленной переработки овощей, то из-за тяжелого финансово-экономического состояния предприятий переработки, объемы поступающей на них овощной продукции за последние 3-5 лет не превышают 0,5% от их общего производства в РД. Несколько больше перерабатывается плодов - 6,6% от всего произведенного объема в республике. Дело в том, что у перерабатывающих предприятий, в связи с отсутствием оборотных средств, нет возможности платить достаточную цену за закупаемую плодоовощную продукцию, в результате чего ее скупают более удачливые конкуренты из других регионов России, платя при этом производителю за вывозимую продукцию не самую оптимальную цену.
Рис. 4. Производство и потребность в основных видах продовольствия в РД
Конкуренция на рынке овощей, как внутри Республики Дагестан, так и за ее пределами, за последние 3-5 лет резко возросла, и эта тенденция, по нашему мнению, в ближайшие годы продолжится.
Основным каналом реализации плодоовощной продукции для товаропроизводителей республики в текущий период является продажа на рынках городов, а также путем реализации ее внутри населенных пунктов и вдоль шоссейных дорог. Отдельные товаропроизводители вывозят ее в другие регионы страны на собственном автотранспорте. Однако налаженные до 2000 года каналы такой реализации в текущий период стали теряться из-за формирования в РФ крупных холдинговых структур, которые берут под свой контроль поставки плодоовощной, да и другой, продукции на рынки многих крупных городов - потребителей. При этом многие виды сельскохозяйственной продукции, прежде чем попасть на прилавки городских магазинов «меняют» по 6-10 посредников, что увеличивает цену их реализации до 300%.
Нельзя не отметить факт повышения требований покупателей и к упаковке, и к оформлению упаковочных материалов. Импортные продукты хотя и менее качественны, но лучше упакованы и более красочно оформлены, поэтому покупатель часто отдает им предпочтение в ущерб более качественным отечественным продуктам.
Что касается маркетинговой составляющей, характеризующей единый процесс производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции конкретно по Республике Дагестан, то исследования ее динамики за прошедшие 3-5 лет, проведенные нами, показывают следующую достаточно удручающую картину.
Прежде всего, необходимо отметить, что общий объем валовой продукции сельского хозяйства в Республике составил в 2006 году 21,84 млрд. рублей, а продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - только 3,9 млрд. рублей, или 40% от всей промышленной продукции Дагестана, и что в структуре валового регионального продукта республики на сельское хозяйство в последние 3-5 лет приходилось от 24 до 26% (2005 году - 25,5%). Это достаточно высокий показатель, который приобретает еще большую значимость в том плане, что более 83 - 85% всей сельскохозяйственной продукции в регионе производится в настоящее время в личных подсобных хозяйствах граждан, напрямую влияя при этом на благополучие не только самих сельских товаропроизводителей, но и большинства всего сельского населения Республики Дагестан.
Сложившаяся структура производства сельскохозяйственной продукции и предопределяет в текущий момент те формы и каналы, по которым происходит формирование маркетинговой составляющей осуществления всего воспроизводственного процесса в АПК РД. Взамен старой системы государственных закупок, которая за годы реформ быстро разрушилась, каждый сельский товаропроизводитель получил в настоящее время полную свободу распоряжения произведенной в своем хозяйстве продукцией. Тем не менее, жестокая действительность рыночной конкурентной системы хозяйствования и, вызванные ею в последние годы диспаритет цен, а также заметная криминализация всей торгово-сбытовой сферы страны, равно как и ряд других отрицательных факторов, не позволили до настоящего момента создать эффективно функционирующей маркетинговой системы в РД, в результате чего производство большинства видов продукции в хозяйствах всех категорий республики остается нерентабельным, а сельские товаропроизводители этого сложного и политически неспокойного региона России несут большие убытки, «сея» нищету и дискомфортные условия бытия многонационального дагестанского народа.
При кажущемся перепроизводстве продовольственных товаров в РД, в действительности производство большинства продуктов далеко не удовлетворяет всех потребностей населения. Видимость же перепроизводства отдельных дефицитных в РД продуктов создается за счет ввоза их из других регионов России, а также из-за рубежа.
Следует заметить, что при полном удовлетворении потребностей населения Дагестана в овощах и картофеле, значительные объемы этих продуктов, тем не менее, также поступают из-за пределов республики и находят здесь сбыт.
По мнению высших руководителей Минсельхозпрода республики и ученых-маркетологов, сельхозтоваропроизводители Республики Дагестан «без боя» уступили соответствующие местные рынки производителям аграрной продукции из других регионов России, а также поставщикам из ближнего и дальнего зарубежья.
Производители сельхозпродукции и работники перерабатывающей промышленности РД хорошо понимают, что успешное осуществление производства и реализации аграрной продукции невозможно без создания маркетинговых служб на предприятиях, в районных центрах, в интегрированных агропромышленных формированиях. Всем предприятиям системы АПК РД необходимо осваивать и дальше развивать маркетинговую деятельность, ибо без учета этой составляющей практически невозможно выиграть жесткую борьбу за рынки даже в пределах своей республики. Республика Дагестан должна как можно скорее вписаться в систему «Единого информационного пространства АПК России», что даст возможность хотя бы обеспечить оперативный обмен информацией в системе «Минсельхоз России - Минсельхоз Дагестана - Райсельхозуправление - Сельхозтоваропроизводитель». Однако вписаться в эту систему без соответствующего оснащения предприятий современной оргтехникой не представляется возможным.
Нет большого секрета в том, что главным игроком сегодняшнего агрорынка в РД стал посредник (или попросту - перекупщик). Масса подобных посредников скупает аграрную продукцию дагестанцев еще на подходах к рынкам (или даже при въезде в города), разумеется, по крайне заниженным ценам, а затем реализует эту же продукцию по резко завышенным ценам. Это сильно «бьет по карману» небогатого дагестанского покупателя сельхозпродукции в последние годы.
Одним из каналов реализации сельхозпродукции в РД является участие товаропроизводителей в конкурентны: торгах, проводимых частями Минобороны РФ по закупке продукции для обеспечения нужд военных. Некоторая часть сельхозпродукции реализуется также учреждениям здравоохранения, образования и др. Однако из-за небольших объемов данные каналы реализации не играют заметной роли в экономике дагестанских сельских товаропроизводителей.
Значительным резервом расширения рынков в республике мы считаем формирование вертикально-интегрированных структур по системе «производство - переработка - реализация». И в РД с этой целью было создано ОАО «Кизлярагрокомплекс». Главным условием успешного создания и эффективного функционирования вертикально - интегрированных структур является необходимость осуществления значительных инвестиций в короткие периоды времени, которые как правило, ложатся на «плечи» преприятия, выступающего интегратором в этом процессе.
Таким образом, продукция большинства сельхозпредприятий РД реализуется, как правило, по ценам значительно ниже рыночных; и , по нашим расчетам, в случае «подтягивания» цен реализации сельхозпродукции дагестанских сельхозтоваропроизводителей к среднерыночным ценам, их доход мог бы возрасти не менее чем на 400 млн. рублей ( т.е. около 45% от фактического объема реализации). Это дало бы возможность повысить рентабельность производства сельхозпродукции в РД с 2,4 до 50%.
Низкий уровень рентабельности производства в сельхозпредприятиях (и продолжающееся ухудшение этого показателя с годами) не позволяет им ремонтировать и обновлять технику и парк автотранспорта. По нашим расчетам, при сложившихся доходах сельхозпредприятий в РД и темпах обновления только парка автотранспорта через 8-10 лет в сельхозпредприятиях Республики Дагестан не будет уже ни одной автомашины. Это приведет к неминуемому коллапсу всей системы отгонного животноводства, которое использует большинство сельхозпредприятий Дагестана при выращивании скота.
Совершенно очевидно, что наличие большого числа мелких сельхозпроизводителей требует развития различных форм кооперации, в том числе сбытовой. Возглавить и координировать эту работу могут райсельхозуправления. Однако пока ни в одном районе РД не создано ни одного сбытового кооператива, в задачи которого входило бы оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в реализации их продукции и выполнение других внутрикооперативных услуг. Тем не менее, ни одно райсельхозуправление республики пока не проявило инициативы в данном направлении, и товаропроизводители обречены решать столь значительные проблемы в сфере маркетинга сельскохозяйственной продукции на свой страх и риск.
Информация о работе Современные проблемы развития АПК в Республике Дагестан