Современные проблемы развития АПК в Республике Дагестан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:18, дипломная работа

Краткое описание

Одной из наиболее приемлемых сфер для внедрения рыночных отношений является аграрный сектор как наиболее дифференцированная система. Предпосылки для освоения рыночных отношений в АПК наиболее зрелы, хотя в его недрах существует множество факторов торможения рыночных преобразований. Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важные для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере оп

Оглавление

Введение
3
ГлАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК
5
1.1. Сущность и особенности АПК
5
1.2. Государственное регулирование АПК
11
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ АПК
24
2.1. Анализ и особенности развития АПК РФ
24
2.2. Анализ основных проблем развития АПК РД
36
глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК В РД
57
3.1. Стратегия развития АПК до 2020г
57
3.2. Реализация национального проекта «Развитие АПК»:проблемы и перспективы
65
Заключение
75
список литературы
77
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.19 Мб (Скачать)

Увеличение объемов господдержки - необходимое, но далеко не достаточное условие развития сельского хозяйст­ва. Большое значение имеет - совершенствование условий развития отрасли. Поэтому программа содержит целый раз­дел по созданию более благоприятных общих условий функционирования сельского хозяйства, среди которых следует, прежде всего, назвать:

- пролонгацию до 2012 года ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв...»,

- создание системы государственного информационного обеспечения АПК, ресурсами которой могут пользоваться на бесплатной основе сельхозтоваропроизводители,                                                                        

- активизацию участия в формировании и реализации аграрной политики союзов и ассоциаций сельхозтоваропроизводителей. Союзы, получившие аккредитацию при Минсельхозе, станут официальными лоббистами и будут участ­вовать в Экспертной комиссии по ежегодной оценке госпрограммы, разработке технических регламентов и стандартов проведении НИР.

С учетом роли и места виноградарства в структуре эко­номики и формировании доходов населения республики важное значение имеет разрабатываемая в рамках Госпро­граммы федеральная ведомственная целевая программа «Развитие виноградарства и виноделия Российской Федера­ции на 2008-2010 годы».

Важное новшество программы - выделение приоритет­ных отраслей и ориентация на растущие рынки. В качестве приоритетного направления выбрано животноводство, что обусловлено,  прежде всего, растущим спросом на животно­водческую продукцию по мере роста доходов населения.

Важнейшей  задачей  программы  является  достижение, финансовой устойчивости отрасли.  На предстоящие 5 лет сохранится льготное налогообложение в сельском хозяйстве, будут продолжены процедуры финансового оздоровления.

Самая крупная статья расходов программы - субсидиро­вание процентных ставок по кредитам. Сохранятся все действующие сейчас субсидированные кредиты, а также доба­вятся два новых вида льготного кредитования - для малых форм    хозяйствования    на   альтернативную    занятость 10-летние кредиты на приобретение высокотехнологичны машин для растениеводства и кормопроизводства.

Существенным, если не решающим фактором развития отрасли на современном этапе является расширение доступа крестьян на рынки, улучшение условий сбыта сельскохозяйственной продукции. На это направлен раздел программы    по регулированию рынков продовольствия.

По  прогнозным оценкам Минсельхоза, реализация программы будет содействовать повышению темпов роста и конкурентоспособности отрасли, создаст ряд базовых пред­посылок для устойчивого развития сельских территорий.

Сейчас наступает важный этап. Работа по реализации программы перемещается в районы и от того, насколько серьезно и ответственно отнесутся районы к поставленным перед ними задачам, во многом будет зависеть достижение намеченных результатов. Сейчас практически завершается заключение соглашений с муниципальными районами и другими участниками программы.

С учетом задач программы будет произведена корректи­ровка структуры аппарата Минсельхоза республики, уточнены функции управлений и отделов, должностные обязанности специалистов. Принципиально важно, чтобы такие программ­но-целевые методы работы были внедрены на всех уровнях.

На наш взгляд, в разрабатываемом проекте стратегии наряду с другими эффективными механизмами обеспечения устойчивого экономического роста адекватное отражение должно найти заложенные в вышеназванной программе обоснованные и главное, подтвердившие свою эффективность формы и направления государственного регулирова­ния аграрного сектора.[7]

Замедление динамики сельскохозяйственного производ­ства, проявившееся в последние годы, во многом объясняет­ся тем, что по отношению к субсидируемому импорту про­довольствия продукция отечественных товаропроизводите­лей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с российского рынка. Агропромышленный рынок является одним  из   наиболее  динамично развивающихся  сегментов российского товарного рынка. С 2000 года появилась поло­жительная динамика в оптимизации рыночных отношений в системе АПК. Основным стимулирующим фактором является расши­рение платежеспособного спроса населения, обусловленного ростом доходов. В настоящее время темпы роста реальных располагаемых денежных доходов остаются высокими.                                                                 

Агропродовольственный рынок имеет значительный по­тенциал для роста, поскольку по уровню потребления на душу населения основных продуктов питания (за исключе­нием хлеба) Россия сильно отстает от экономически разви­тых стран.

Исследования показывают, что в бюджетных расходах населения Республики Дагестан на приобретение продо­вольствия население расходует более 70% всех своих средств, в то время как в Южном Федеральном округе страны эта статья расходов не превышает - 54%, в среднем по РФ - 48%, а в развитых зарубежных странах - 10-15%

С реализацией сельскохозяйственной продукции внутри Республики Дагестан, как правило, не бывает больших за­труднений. Иногда имеют место сложности с реализацией овощей. Тем не менее, не удалось получить какие-либо све­дения о том, сколько вывозится и сколько ввозится в рес­публику хотя бы самых важных видов аграрной продукции, поскольку официальная статистика (Комитет Государствен­ной статистики РД) не проводит учета по данным статьям товарооборота.

Что касается промышленной переработки овощей, то из-за тяжелого финансово-экономического состояния предпри­ятий переработки, объемы поступающей на них овощной продукции за последние 3-5 лет не превышают 0,5% от их общего производства в РД. Несколько больше перерабаты­вается плодов - 6,6% от всего произведенного объема в рес­публике. Дело в том, что у перерабатывающих предпри­ятий, в связи с отсутствием оборотных средств, нет возможности платить достаточную цену за закупаемую плодоовощ­ную продукцию, в результате чего ее скупают более удачли­вые конкуренты из других регионов России, платя при этом производителю за вывозимую продукцию не самую опти­мальную цену.                                       

Рис. 4. Производство и потребность в основных видах продовольствия в РД 

      Конкуренция на рынке овощей, как внутри Республики Дагестан, так и за ее пределами, за последние 3-5 лет резко возросла, и эта тенденция, по нашему мнению, в ближай­шие годы продолжится.

      Основным каналом реализации плодоовощной продук­ции для товаропроизводителей республики в текущий пери­од является продажа на рынках городов, а также путем реализации ее внутри населенных пунктов и вдоль шоссей­ных дорог. Отдельные товаропроизводители вывозят ее в другие регионы страны на собственном автотранспорте. Однако налаженные до 2000 года каналы такой реализации в текущий период стали теряться из-за формирования в РФ крупных холдинговых структур, которые берут под свой контроль поставки плодоовощной, да и другой, продукции на рынки многих крупных городов - потребителей. При этом многие виды сельскохозяйственной продукции, прежде чем попасть на прилавки городских магазинов «меняют» по 6-10 посредников, что увеличивает цену их реализации до 300%.

Нельзя не отметить факт повышения требований поку­пателей и к упаковке, и к оформлению упаковочных мате­риалов. Импортные продукты хотя и менее качественны, но лучше упакованы и более красочно оформлены, поэтому по­купатель часто отдает им предпочтение в ущерб более каче­ственным отечественным продуктам.

Что касается маркетинговой составляющей, характери­зующей единый процесс производства, переработки и реали­зации сельскохозяйственной продукции конкретно по Рес­публике Дагестан, то исследования ее динамики за про­шедшие 3-5 лет, проведенные нами, показывают следую­щую достаточно удручающую картину.

Прежде всего, необходимо отметить, что общий объем валовой продукции сельского хозяйства в Республике соста­вил в 2006 году 21,84 млрд. рублей, а продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - только 3,9 млрд. рублей, или 40% от всей промышленной продукции Даге­стана, и что в структуре валового регионального продукта республики на сельское хозяйство в последние 3-5 лет при­ходилось от 24 до 26% (2005 году - 25,5%). Это достаточно высокий показатель, который приобретает еще большую значимость в том плане, что более 83 - 85% всей сельскохо­зяйственной продукции в регионе производится в настоящее время в личных подсобных хозяйствах граждан, напрямую влияя при этом на благополучие не только самих сельских товаропроизводителей, но и большинства всего сельского населения Республики Дагестан.

Сложившаяся структура производства сельскохозяйст­венной продукции и предопределяет в текущий момент те формы и каналы, по которым происходит формирование маркетинговой составляющей осуществления всего воспро­изводственного процесса в АПК РД. Взамен старой системы государственных закупок, которая за годы реформ быстро разрушилась, каждый сельский товаропроизводитель полу­чил в настоящее время полную свободу распоряжения про­изведенной в своем хозяйстве продукцией. Тем не менее, жестокая действительность рыночной конкурентной систе­мы хозяйствования и, вызванные ею в последние годы дис­паритет цен, а также заметная криминализация всей торгово-сбытовой сферы страны, равно как и ряд других отрица­тельных факторов, не позволили до настоящего момента создать эффективно функционирующей маркетинговой сис­темы в РД, в результате чего производство большинства ви­дов продукции в хозяйствах всех категорий республики ос­тается нерентабельным, а сельские товаропроизводители этого сложного и политически неспокойного региона России несут большие убытки, «сея» нищету и дискомфортные ус­ловия бытия многонационального дагестанского народа.

При кажущемся перепроизводстве продовольственных товаров в РД, в действительности производство большинства продуктов далеко не удовлетворяет всех потребностей насе­ления. Видимость же перепроизводства отдельных дефицит­ных в РД продуктов создается за счет ввоза их из других ре­гионов России, а также из-за рубежа.

Следует заметить, что при полном удовлетворении по­требностей населения Дагестана в овощах и картофеле, зна­чительные объемы этих продуктов, тем не менее, также по­ступают из-за пределов республики и находят здесь сбыт.

По мнению высших руководителей Минсельхозпрода республики и ученых-маркетологов, сельхозтоваропроиз­водители Республики Дагестан «без боя» уступили соответ­ствующие местные рынки производителям аграрной продукции из других регионов России, а также поставщикам из ближнего и дальнего зарубежья.

Производители сельхозпродукции и работники перера­батывающей промышленности РД хорошо понимают, что успешное осуществление производства и реализации аграр­ной продукции невозможно без создания маркетинговых служб на предприятиях, в районных центрах, в интегриро­ванных агропромышленных формированиях. Всем предпри­ятиям системы АПК РД необходимо осваивать и дальше развивать маркетинговую деятельность, ибо без учета этой составляющей практически невозможно выиграть жесткую борьбу за рынки даже в пределах своей республики. Рес­публика Дагестан должна как можно скорее вписаться в систему «Единого информационного пространства АПК Рос­сии», что даст возможность хотя бы обеспечить оператив­ный обмен информацией в системе «Минсельхоз России - Минсельхоз Дагестана - Райсельхозуправление - Сельхоз­товаропроизводитель». Однако вписаться в эту систему без соответствующего оснащения предприятий современной орг­техникой не представляется возможным.

Нет большого секрета в том, что главным игроком сего­дняшнего агрорынка в РД стал посредник (или попросту - перекупщик). Масса подобных посредников скупает аграр­ную продукцию дагестанцев еще на подходах к рынкам (или даже при въезде в города), разумеется, по крайне за­ниженным ценам, а затем реализует эту же продукцию по резко завышенным ценам. Это сильно «бьет по карману» небогатого дагестанского покупателя сельхозпродукции в последние годы.

Одним из каналов реализации сельхозпродукции в РД является участие товаропроизводителей в конкурентны: торгах, проводимых частями Минобороны РФ по закупке продукции для обеспечения нужд военных. Некоторая часть сельхозпродукции реализуется также учреждениям здраво­охранения, образования и др. Однако из-за небольших объемов данные каналы реализации не играют заметной роли в экономике дагестанских сельских товаропроизводителей.                                                                                    

Значительным   резервом   расширения   рынков в республике мы считаем формирование вертикально-интег­рированных структур по системе «производство - переработка - реализация». И в РД с этой целью было создано  ОАО «Кизлярагрокомплекс». Главным условием успешного создания и эффективного функционирования вертикально - интегрированных структур является необходимость осуще­ствления значительных инвестиций в короткие периоды времени, которые  как правило, ложатся на «плечи»  преприятия, выступающего интегратором в этом процессе.

Таким  образом,   продукция  большинства   сельхозпредприятий РД  реализуется, как правило, по ценам значительно  ниже рыночных; и , по нашим расчетам, в случае «подтягивания» цен  реализации сельхозпродукции   дагестанских сельхозтоваропроизводителей  к среднерыночным ценам, их доход мог бы возрасти не менее чем на 400 млн. рублей ( т.е.  около 45%  от фактического объема реализации). Это дало бы  возможность   повысить   рентабельность  производства сельхозпродукции в РД с 2,4 до 50%.             

Низкий уровень рентабельности производства              в сельхозпредприятиях (и продолжающееся ухудшение этого показателя с годами) не позволяет им ремонтировать и обновлять технику и парк автотранспорта. По нашим расчетам, при сложившихся доходах сельхозпредприятий в РД и темпах    обновления  только парка автотранспорта через 8-10 лет в сельхозпредприятиях Республики Дагестан не будет  уже ни одной автомашины. Это приведет к неминуемому коллапсу всей системы  отгонного животноводства, которое использует большинство сельхозпредприятий  Дагестана при выращивании скота.

Совершенно очевидно, что наличие большого числа мелких   сельхозпроизводителей   требует   развития  различных  форм кооперации, в том числе сбытовой. Возглавить и координировать эту работу могут райсельхозуправления. Однако пока ни в одном районе РД не создано ни одного сбытового кооператива, в задачи которого входило бы оказание содей­ствия сельхозтоваропроизводителям в реализации их про­дукции и выполнение других внутрикооперативных услуг. Тем не менее, ни одно райсельхозуправление республики по­ка не проявило инициативы в данном направлении, и това­ропроизводители обречены решать столь значительные про­блемы в сфере маркетинга сельскохозяйственной продукции на свой страх и риск.

Информация о работе Современные проблемы развития АПК в Республике Дагестан