Совершенствование системы управления товарными запасами с использованием методов прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является не только рассмотрение управления товарными запасами и потоками, но и выявление эффективных методов управления товарных запасов.
Работа предполагает выполнение следующих задач:
1) изложить теоретическую сущность формирования ассортимента и управления товарными запасами;
2) изучить материалы практики по розничному торговому предприятию ООО «Елена»;
3) рассчитать эффективность работы предприятия;
4) разработать конкретные рекомендации по улучшению управления товарными запасами.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления товарными запасами 5
1.1. Понятие об ассортименте товаров и их классификация 5
1.2. Управление товарными запасами на предприятиях торговли 11
Глава 2. Анализ системы управления товарными запасами на примере ООО «Елена» 15
2.1. Краткая характеристика предприятия 15
2.2. Анализ финансовой деятельности и товарооборота ООО «Елена» 17
2.3. Анализ системы управления товарными запасами 22
Глава 3. Совершенствование системы управления товарными запасами с использованием методов прогнозирования 27
Заключение 29
Список используемых источников 31

Файлы: 1 файл

Управление товарными запасами магазина.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

      Организационные структуры управления должны обеспечивать маневренность производства, необходимость которой может быть обусловлена изменением уровня спроса или действиями конкурентов: снижением цен, падением доли фирмы на рынке, непредвиденным успехом нового вида продукции.

      Организационная структура ООО «Елена» показана на рисунке 1. 

 

      Рисунок 1. Организационная структура ООО  «Елена» 

      Из  рисунка 1 видно, что организационная структура управления магазином «Елена» – линейная. Распределение должностных обязанностей осуществлено таким образом, чтобы каждый работник был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации. Все полномочия – прямые (линейные) – идут от высшего звена управления к низшему.

      Структура ООО «Елена», как видно из рисунка 1, включает три основные подразделения: торговое; складское; бухгалтерское.

      Всеми подразделениями руководит директор общества.

      Основой успешной организации работы ООО «Елена» являются люди. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

      Общая численность торговых работников в  магазине составляет 12 человек, из них 8 человек – торгово-оперативные работники. Как видно из нижеприведенного рисунка 4, численность трудовых ресурсов магазина за последние 5 лет имеет тенденцию к увеличению.

       2.2. Анализ финансовой  деятельности и  товарооборота ООО  «Елена» 

       В таблице 2 представлены данные о величине товарооборота, покупной стоимости товаров и издержках обращения ООО «Елена» за 2008-2010 г.г. Источник информации - Отчеты о прибылях и убытках ООО «Елена» за 2009-2010 г.г.

       Таблица 2

       Экономические показатели деятельности ООО «Елена» за 2008-2010 г.г.

№ п/п Показатели 2008 год 2009 год 2010 год Отклонение
план факт от плана от 2008 г. от 2009 г.
1 Товарооборот  в рыночных ценах (выручка от продаж). тыс. руб. 8945,48 10555,67 11611,23 13873,42 +2262,19 +4927,94 +3317,75
3 Покупная стоимость товаров (товарооборот в ценах закупки), тыс. руб. 6828,61 7433,41 7589,04 8307,44 +718,40 +1478,83 +874,02
4 Валовой доход  от продажи товаров

-сумма,  тыс. руб.

2116,87 3122,26 4022,19 5565,98 +1543,79 +3449,11 +2443,73
5 Рентабельность  продаж, % 23,66 29,58 34,64 40,12 +5,48 +16,46 +10,54
6 Издержки обращения:

-сумма,  тыс. руб.

1313,19 1662,81 1811,35 2150,38 +339,03 +837,19 +487,57
7 Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 803,67 1459,45 2210,84 3415,60 +1204,76 +2611,93 +1956,15
8 Общая рентабельность, % 8,98 13,83 19,04 24,62 5,58 +15,64 +10,79
 

       На  основании этих данных можно определить следующие финансовые показатели деятельности торгового предприятия:

       1) валовой доход от продажи товаров:

                            Дп = Тр – Тз      (12)

      где Дп – валовой доход от продажи товаров, тыс.руб.;

      Тр – товарооборот, тыс.руб.;

      Тз – покупная стоимость товаров, тыс.руб.

       2) рентабельность продаж:

                                   (13)

      где Рп – рентабельность продаж, %.

       3) Прибыль от продаж:

                            Пп = Дп – Ио,      (14)

      где Пп – прибыль от продажи товаров, тыс.руб.;

      Ио – издержки обращения, тыс.руб.

       4) общая рентабельность торговой  деятельности:

                                  (15)

      где Ро – рентабельность продаж, %.

       Из  таблицы 2 видно, что деятельность ООО  «Елена» в 2008-2009 г.г. была достаточно эффективной. Валовой доход от продажи товаров в 2010 г. вырос по сравнению с 2009 г. на 2443,73 тыс.руб. или на 78,25% , прибыль от продажи товаров выросла на 1956,15 тыс.руб. или на 134,03% . Рентабельность продаж предприятия является достаточно высокой. За 2010 г. она составила 40,12% , что на  35,63% больше, чем за 2009 г. и на 69,5% больше, чем за 2008 г.

      Проанализируем  выполнение плана по общему объему оптового товарооборота ООО «Елена» в таблицу 3. Источник информации – оборотные ведомости по субсчетам счета 90-1 «Выручка от продаж».

      Таблица 3

      Выполнение  плана по общему объему товарооборота 

      ООО «Елена» в 2008-2010 г.г. (тыс.руб.)

№ п/п Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 год
План Факт % к плану В % к 2008 г. В % к 2009 г.
1 Объем продаж, всего, в том числе продажа: 8945,48 10555,67 11611,2 13873,4 119,5 155,1 131,4
2 Вино столовое 5618,38 6748 7422,8 8128,4 109,5 144,7 120,5
3 Джин-тоник 2086 2321,37 2553,5 3448,1 135,0 165,3 148,5
4 Водка 1148,8 1385,3 1523,8 2193,92 144,0 191,0 158,4
5 Шампанское 92,3 101 111,1 103 92,7 111,6 102,0
 

      На 2010 г. объем оптового  товарооборота планировался из расчета: фактический товарооборот за 2008 г. +10%, т.е. 10555,67*1,1 = 11611,2.

      Таким образом, план по общему объему оптового товарооборота перевыполнен на 19,5%, или на 2262,19 тыс.руб. (13873,42-11611,23).

      Из  таблицы 3 также видно, что перевыполнение плана товарооборота за 2010 г. произошло по всем ассортиментным группам товаров, кроме канцелярских товаров (план не выполнен на 7,3%).

      В таблице 4 проведен анализ товарооборота ООО «Елена» по ассортиментным группам товаров.

      Таблица 4

      Анализ  товарооборота ООО «Елена» по ассортиментным

      группам за 2008-2010 г.г.

Ассортиментные  группы Товарооборот, тыс.руб. Удельный  вес, %
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Вино  столовое 5618,38 6748 8128,4 62,8 63,9 58,6
Джин-тоник 2086 2321,37 3448,1 23,3 22,0 24,9
Водка 1148,8 1385,3 2193,92 12,8 13,1 15,8
Шампанское 92,3 101 103 1,0 1,0 0,7
ИТОГО 8945,48 10555,67 13873,42 100,0 100,0 100,0
 

       Из  таблицы 4 видно, что в 2010 г. удельный вес Вина столового в структуре товарооборота составил 58,6% , Джин-тоника – 24,9% , Водки – 15,8% , Шампанского – 0,7% . Таким образом, основной удельный вес в структуре товарооборота предприятия (более 80%) приходится на две ассортиментные группы товаров – вино столовое и  джин-тоник. Кроме того, данные таблицы 4 показывают, что в 2010 г. наиболее быстрыми темпами товарооборот вырос по таким группам товаров, как водка и шампанское .

    Анализ  выполнения плана товарооборота  проводится не только за год, но и по кварталам и месяцам (таблица 5). Это помогает установить, ритмично ли выполняется план товарооборота, равномерно ли удовлетворяется спрос покупателей на товары. Если план за каждый месяц выполняется и перевыполняется, то это свидетельствует о равномерном, ритмичном его выполнении, и наоборот.

      Таблица 5

      Анализ  товарооборота ООО «Елена» по месяцам и кварталам в 2008-2010 г.г.

№ п/п Месяцы и кварталы 2008 г. 2009 г. 2010 г. Отклонение
план факт % от плана от 2009 г. от 2008 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Январь 745457 879639,2 967603,1 988869,4 102,2 21266,3 109230,2 243412
2 Февраль 750546 885644,5 974209 1114101 114,4 139891,7 228456,1 363554
3 Март 808099 953556,7 1048912 1203227 114,7 154314,6 249670,3 395128
4 Итого за I кв. 2304102 2718840 2990724 3306195 110,5 315470,6 587354,6 1002093
5 Апрель 674068 795400 874940 817969 93,5 -56971,0 22569,0 143901
6 Май 686886 810525 891577,5 908986,3 102,0 17408,7 98461,3 222101
7 Июнь 725805 856450 942095 983054,4 104,3 40959,4 126604,4 257249
8 Итого за II кв. 2086758 2462375 2708613 2710010 100,1 1397,1 247634,7 623251
9 Июль 699502 825412 907953,2 853540,5 94,0 -54412,7 28128,5 154039
10 Август 754509 890321 979353,1 992056 101,3 12702,9 101735,0 237547
11 Сентябрь 747608 882177,6 970395,4 1130572 116,5 160176,6 248394,4 382964
12 Итого за III кв. 2201619 2597911 2857702 2976169 104,1 118466,9 378257,9 774549
13 Октябрь 771601 910489 1001538 1083276 108,2 81738,1 172787,0 311675
14 Ноябрь 780763 921300 1013430 1207466 119,1 194036,0 286166,0 426703
15 Декабрь 800640 944755 1039231 2590305 249,3 1551074 1645550,3 1789665
16 Итого за IV кв. 2353003 2776544 3054198 4881050 159,8 1826851 2104506,3 2528047
17 ВСЕГО 8945483 10555670 11611237 13873423 119,5 2262186 3317753,5 4927940
 

       Месячные  данные о товарообороте взяты  из оборотных ведомостей по счету 90-1 «Выручка».

       Из  таблицы 4 видно, что план товарооборота не выполнен только в апреле, и июле. Потери в товарообороте в связи с недовыполнением плана в эти месяцы составили:

       (56971+54412,7) = 111383,7 руб.

       или  к годовому плановому объему:

       (111383,7 : 11611237  * 100) = 0,96%.

       Основной  причиной недовыполнения плана товарооборота в вышеуказанных месяцах являются недостатки в снабжении товарами. Высокими темпами растет товарооборот по сравнению с соответствующими месяцами и кварталами прошлого года. 
 
 
 
 

    2.3. Анализ системы управления товарными запасами 

       Теперь  перейдем непосредственно анализу  системы управления запасами ООО «Елена».

       Анализ  показателей товарного баланса  ООО «Елена» оформим с помощью таблицы 6.

      Таблица 6

      Товарный  баланс ООО «Елена» в 2009-2010 г.г.

      тыс.руб.

№ п/п Показатели 2009 г. 2010 г. Отклонение Повлияли на динамику товарооборота
1 Остаток товаров  на начало года 3956 4855 +899 +899
2 Поступило товаров 11853 15122,4 +3269,4 +3269,4
3 Общий объем  товарооборота 10556 13873,4 +3317,4 +3317,4
4 Прочее выбытие  товаров 398 434 +36 +36
5 Остаток товаров  на конец года

(1 - 2 – 3 –  4)

4855 5670 +815 +815

Информация о работе Совершенствование системы управления товарными запасами с использованием методов прогнозирования