Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является не только рассмотрение управления товарными запасами и потоками, но и выявление эффективных методов управления товарных запасов.
Работа предполагает выполнение следующих задач:
1) изложить теоретическую сущность формирования ассортимента и управления товарными запасами;
2) изучить материалы практики по розничному торговому предприятию ООО «Елена»;
3) рассчитать эффективность работы предприятия;
4) разработать конкретные рекомендации по улучшению управления товарными запасами.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления товарными запасами 5
1.1. Понятие об ассортименте товаров и их классификация 5
1.2. Управление товарными запасами на предприятиях торговли 11
Глава 2. Анализ системы управления товарными запасами на примере ООО «Елена» 15
2.1. Краткая характеристика предприятия 15
2.2. Анализ финансовой деятельности и товарооборота ООО «Елена» 17
2.3. Анализ системы управления товарными запасами 22
Глава 3. Совершенствование системы управления товарными запасами с использованием методов прогнозирования 27
Заключение 29
Список используемых источников 31
Организационные структуры управления должны обеспечивать маневренность производства, необходимость которой может быть обусловлена изменением уровня спроса или действиями конкурентов: снижением цен, падением доли фирмы на рынке, непредвиденным успехом нового вида продукции.
Организационная
структура ООО «Елена» показана на
рисунке 1.
Рисунок
1. Организационная структура ООО
«Елена»
Из рисунка 1 видно, что организационная структура управления магазином «Елена» – линейная. Распределение должностных обязанностей осуществлено таким образом, чтобы каждый работник был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации. Все полномочия – прямые (линейные) – идут от высшего звена управления к низшему.
Структура ООО «Елена», как видно из рисунка 1, включает три основные подразделения: торговое; складское; бухгалтерское.
Всеми
подразделениями руководит
Основой успешной организации работы ООО «Елена» являются люди. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.
Общая численность торговых работников в магазине составляет 12 человек, из них 8 человек – торгово-оперативные работники. Как видно из нижеприведенного рисунка 4, численность трудовых ресурсов магазина за последние 5 лет имеет тенденцию к увеличению.
2.2.
Анализ финансовой
деятельности и
товарооборота ООО
«Елена»
В таблице 2 представлены данные о величине товарооборота, покупной стоимости товаров и издержках обращения ООО «Елена» за 2008-2010 г.г. Источник информации - Отчеты о прибылях и убытках ООО «Елена» за 2009-2010 г.г.
Таблица 2
Экономические показатели деятельности ООО «Елена» за 2008-2010 г.г.
№ п/п | Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Отклонение | |||
план | факт | от плана | от 2008 г. | от 2009 г. | ||||
1 | Товарооборот в рыночных ценах (выручка от продаж). тыс. руб. | 8945,48 | 10555,67 | 11611,23 | 13873,42 | +2262,19 | +4927,94 | +3317,75 |
3 | Покупная стоимость товаров (товарооборот в ценах закупки), тыс. руб. | 6828,61 | 7433,41 | 7589,04 | 8307,44 | +718,40 | +1478,83 | +874,02 |
4 | Валовой доход
от продажи товаров
-сумма, тыс. руб. |
2116,87 | 3122,26 | 4022,19 | 5565,98 | +1543,79 | +3449,11 | +2443,73 |
5 | Рентабельность продаж, % | 23,66 | 29,58 | 34,64 | 40,12 | +5,48 | +16,46 | +10,54 |
6 | Издержки обращения:
-сумма, тыс. руб. |
1313,19 | 1662,81 | 1811,35 | 2150,38 | +339,03 | +837,19 | +487,57 |
7 | Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 803,67 | 1459,45 | 2210,84 | 3415,60 | +1204,76 | +2611,93 | +1956,15 |
8 | Общая рентабельность, % | 8,98 | 13,83 | 19,04 | 24,62 | 5,58 | +15,64 | +10,79 |
На основании этих данных можно определить следующие финансовые показатели деятельности торгового предприятия:
1)
валовой доход от продажи
Дп = Тр – Тз (12)
где Дп – валовой доход от продажи товаров, тыс.руб.;
Тр – товарооборот, тыс.руб.;
Тз – покупная стоимость товаров, тыс.руб.
2) рентабельность продаж:
(13)
где Рп – рентабельность продаж, %.
3) Прибыль от продаж:
Пп = Дп – Ио, (14)
где Пп – прибыль от продажи товаров, тыс.руб.;
Ио – издержки обращения, тыс.руб.
4) общая рентабельность торговой деятельности:
(15)
где Ро – рентабельность продаж, %.
Из таблицы 2 видно, что деятельность ООО «Елена» в 2008-2009 г.г. была достаточно эффективной. Валовой доход от продажи товаров в 2010 г. вырос по сравнению с 2009 г. на 2443,73 тыс.руб. или на 78,25% , прибыль от продажи товаров выросла на 1956,15 тыс.руб. или на 134,03% . Рентабельность продаж предприятия является достаточно высокой. За 2010 г. она составила 40,12% , что на 35,63% больше, чем за 2009 г. и на 69,5% больше, чем за 2008 г.
Проанализируем выполнение плана по общему объему оптового товарооборота ООО «Елена» в таблицу 3. Источник информации – оборотные ведомости по субсчетам счета 90-1 «Выручка от продаж».
Таблица 3
Выполнение плана по общему объему товарооборота
ООО «Елена» в 2008-2010 г.г. (тыс.руб.)
№ п/п | Показатели | 2008 г. | 2009 г. | 2010 год | ||||
План | Факт | % к плану | В % к 2008 г. | В % к 2009 г. | ||||
1 | Объем продаж, всего, в том числе продажа: | 8945,48 | 10555,67 | 11611,2 | 13873,4 | 119,5 | 155,1 | 131,4 |
2 | Вино столовое | 5618,38 | 6748 | 7422,8 | 8128,4 | 109,5 | 144,7 | 120,5 |
3 | Джин-тоник | 2086 | 2321,37 | 2553,5 | 3448,1 | 135,0 | 165,3 | 148,5 |
4 | Водка | 1148,8 | 1385,3 | 1523,8 | 2193,92 | 144,0 | 191,0 | 158,4 |
5 | Шампанское | 92,3 | 101 | 111,1 | 103 | 92,7 | 111,6 | 102,0 |
На 2010 г. объем оптового товарооборота планировался из расчета: фактический товарооборот за 2008 г. +10%, т.е. 10555,67*1,1 = 11611,2.
Таким образом, план по общему объему оптового товарооборота перевыполнен на 19,5%, или на 2262,19 тыс.руб. (13873,42-11611,23).
Из таблицы 3 также видно, что перевыполнение плана товарооборота за 2010 г. произошло по всем ассортиментным группам товаров, кроме канцелярских товаров (план не выполнен на 7,3%).
В таблице 4 проведен анализ товарооборота ООО «Елена» по ассортиментным группам товаров.
Таблица 4
Анализ товарооборота ООО «Елена» по ассортиментным
группам за 2008-2010 г.г.
Ассортиментные группы | Товарооборот, тыс.руб. | Удельный вес, % | ||||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Вино столовое | 5618,38 | 6748 | 8128,4 | 62,8 | 63,9 | 58,6 |
Джин-тоник | 2086 | 2321,37 | 3448,1 | 23,3 | 22,0 | 24,9 |
Водка | 1148,8 | 1385,3 | 2193,92 | 12,8 | 13,1 | 15,8 |
Шампанское | 92,3 | 101 | 103 | 1,0 | 1,0 | 0,7 |
ИТОГО | 8945,48 | 10555,67 | 13873,42 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Из таблицы 4 видно, что в 2010 г. удельный вес Вина столового в структуре товарооборота составил 58,6% , Джин-тоника – 24,9% , Водки – 15,8% , Шампанского – 0,7% . Таким образом, основной удельный вес в структуре товарооборота предприятия (более 80%) приходится на две ассортиментные группы товаров – вино столовое и джин-тоник. Кроме того, данные таблицы 4 показывают, что в 2010 г. наиболее быстрыми темпами товарооборот вырос по таким группам товаров, как водка и шампанское .
Анализ выполнения плана товарооборота проводится не только за год, но и по кварталам и месяцам (таблица 5). Это помогает установить, ритмично ли выполняется план товарооборота, равномерно ли удовлетворяется спрос покупателей на товары. Если план за каждый месяц выполняется и перевыполняется, то это свидетельствует о равномерном, ритмичном его выполнении, и наоборот.
Таблица 5
Анализ товарооборота ООО «Елена» по месяцам и кварталам в 2008-2010 г.г.
|
Месячные данные о товарообороте взяты из оборотных ведомостей по счету 90-1 «Выручка».
Из таблицы 4 видно, что план товарооборота не выполнен только в апреле, и июле. Потери в товарообороте в связи с недовыполнением плана в эти месяцы составили:
(56971+54412,7) = 111383,7 руб.
или к годовому плановому объему:
(111383,7 : 11611237 * 100) = 0,96%.
Основной
причиной недовыполнения плана товарооборота
в вышеуказанных месяцах являются недостатки
в снабжении товарами. Высокими темпами
растет товарооборот по сравнению с соответствующими
месяцами и кварталами прошлого года.
2.3.
Анализ системы управления
товарными запасами
Теперь перейдем непосредственно анализу системы управления запасами ООО «Елена».
Анализ показателей товарного баланса ООО «Елена» оформим с помощью таблицы 6.
Таблица 6
Товарный баланс ООО «Елена» в 2009-2010 г.г.
тыс.руб.
№ п/п | Показатели | 2009 г. | 2010 г. | Отклонение | Повлияли на динамику товарооборота |
1 | Остаток товаров на начало года | 3956 | 4855 | +899 | +899 |
2 | Поступило товаров | 11853 | 15122,4 | +3269,4 | +3269,4 |
3 | Общий объем товарооборота | 10556 | 13873,4 | +3317,4 | +3317,4 |
4 | Прочее выбытие товаров | 398 | 434 | +36 | +36 |
5 | Остаток товаров
на конец года
(1 - 2 – 3 – 4) |
4855 | 5670 | +815 | +815 |