Совершенствование системы управления товарными запасами с использованием методов прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является не только рассмотрение управления товарными запасами и потоками, но и выявление эффективных методов управления товарных запасов.
Работа предполагает выполнение следующих задач:
1) изложить теоретическую сущность формирования ассортимента и управления товарными запасами;
2) изучить материалы практики по розничному торговому предприятию ООО «Елена»;
3) рассчитать эффективность работы предприятия;
4) разработать конкретные рекомендации по улучшению управления товарными запасами.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления товарными запасами 5
1.1. Понятие об ассортименте товаров и их классификация 5
1.2. Управление товарными запасами на предприятиях торговли 11
Глава 2. Анализ системы управления товарными запасами на примере ООО «Елена» 15
2.1. Краткая характеристика предприятия 15
2.2. Анализ финансовой деятельности и товарооборота ООО «Елена» 17
2.3. Анализ системы управления товарными запасами 22
Глава 3. Совершенствование системы управления товарными запасами с использованием методов прогнозирования 27
Заключение 29
Список используемых источников 31

Файлы: 1 файл

Управление товарными запасами магазина.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

    Однако, принимая во внимание необходимость  постоянного регулирования ассортимента товаров с учетом изменений конъюнктуры  рынка и других факторов, в магазинах, как и на предприятиях оптовой  торговли, могут быть использованы ассортиментные перечни товаров, которые устанавливают для каждого конкретного магазина в зависимости от его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов.

    Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность. Под полнотой ассортимента понимают возможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью — постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже. Они могут быть определены с помощью коэффициентов полноты и стабильности ассортимента.

    Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле

    

    где Qф — фактическое количество разновидностей товаров в момент обследования (проверки);

    Qп — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

    Коэффициент стабильности, или устойчивости, ассортимента (Ку) определяется по формуле

    

    где Qф1 Qф2 … Qфп — фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

    QП — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

    n — число проверок.

    Коэффициент устойчивости ассортимента определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).

    В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых  товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб торговых фирм и организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией. 

    1.2. Управление товарными запасами на предприятиях торговли 

    Процесс реализации товаров требует постоянного  наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых  размеров товарных запасов позволяет  торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.

    По  своему назначению товарные запасы, формируемые на предприятиях торговли, можно подразделить на товарные запасы текущего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза.

    Основную  массу всех запасов торгового  предприятия составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять.

    Товарные  запасы сезонного хранения и досрочного завоза формируются, в первую очередь, по таким товарам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического расположения торговых предприятий, а также на предприятиях, размещенных в населенных пунктах, к которым из-за распутицы или по другим причинам не может быть обеспечена регулярная доставка товаров.[5-6, 12]

    Товарные  запасы, создаваемые на предприятиях торговли, могут оцениваться суммой запасов в стоимостном выражении, количеством запасов в натуральном  выражении или размером запасов  в днях товарооборота. Они находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление.

    Основным  назначением товарных запасов в  оптовом звене является обслуживание потребностей в товарах оптовых  покупателей, в розничном — обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям. Таким образом, ассортимент товаров в каждом из звеньев товарного обращения является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.

    Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходимо четко налаженная система управления ими.

    Управление  товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.

    Нормирование  товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры.

    Разработанные для оптовых предприятий необходимые размеры товарных запасов должны обеспечивать поддержание их на экономически обоснованном уровне, с тем чтобы обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение розничных торговых предприятий. Они устанавливаются раздельно для товарных запасов текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза по товарным группам в сумме и днях складского товарооборота.[33-34, 20]

    Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Для этой цели торговый отдел базы использует карточки количественно-суммового учета, статистические отчеты о товарообороте и товарных запасах. В них отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные об их поступлении на склад и продаже оптовым покупателям. Фактические остатки товаров сопоставляют с необходимыми размерами и при выявлении отклонений устанавливают причины, вызвавшие эти отклонения.

    Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.

    В управлении товарными запасами на предприятиях оптовой торговли удобнее всего  использовать электронную вычислительную технику, на базе которой создают автоматизированные системы управления товарными запасами.

    Внедрение таких систем позволяет сократить  трудовые затраты, выявить новую  более качественную управленческую информацию и ускорить ее обработку, а также значительно повысить уровень управления товарными ресурсами.

    Необходимые размеры товарных запасов для  магазинов устанавливаются с  учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работники магазинов  следят за соответствием фактических запасов товаров установленным их необходимым размерам и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активизации продажи заменяющих товаров. [30-31, 19]

    Если  фактические запасы в магазине превысили  необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего превышения, из которых наиболее вероятными могут быть:

    снижение  покупательского спроса под влиянием изменения моды, роста цен, появления  новых, более совершенных товаров  и т.д.;

    просчеты  работников магазина при определении  потребностей в товарах;

    низкое  качество поставляемых товаров;

    несоблюдение  сроков завоза товаров в магазин.

    После выявления причин завышения фактических  запасов товаров следует принять  меры по ускорению реализации этих товаров, а также ограничить их завоз в магазин. Ускорить реализацию товаров можно путем более активного их рекламирования или организации ярмарок-распродаж в других населенных пунктах. Излишки завезенных товаров могут быть также возвращены на склад оптовой базы.

    Поскольку на розничных торговых предприятиях сконцентрирована основная часть товаров, то от уровня управления ими в магазине в значительной степени зависит  товароснабжение населения. Поэтому  в каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль за состоянием товарных запасов, предусматривающий не только наблюдение за соответствием их установленным размерам, но и повседневный контроль за условиями хранения товаров.

    Для управления товарными запасами в  магазинах все более широкое  распространение получает электронная техника. В первую очередь это кассовые терминалы с системой учета товародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью такой техники можно осуществлять не только эффективный контроль за товарными запасами в магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.). 
 

 

     Глава 2. Анализ системы управления товарными запасами на примере ООО «Елена»

    2.1. Краткая характеристика  предприятия 

      Общество  «Елена» является обществом с  ограниченной ответственностью. Было организовано в 2000 году. Общество обладает правами юридического лица, действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования, имеет в собственности обособленное имущество и самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков, в том числе валютный счет. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.98г., с другими законами Российской Федерации, Уставом предприятия и решениями Учредителей.

      Обществу  принадлежит одноименный магазин  «Елена», находящийся по адресу г.Владимир, ул. Красная, д. 5.

      Ответственность за организацию бухгалтерского учета согласно Федеральному закону РФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г., несет руководитель ООО «Елена», который создает необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета.

      В соответствии с учредительными документами  общество осуществляет торговую деятельность через магазин; транспортную и складскую деятельность для собственных нужд; коммерческую деятельность по снабжению магазина в целях собственного обеспечения товарами для реализации.

      Организационные принципы построения фирмы определяются ее целями. Поэтому для анализа организационной структуры управления ООО «Елена» представляется необходимым, в первую очередь, рассмотреть цели магазина. Цели деятельности ООО «Елена» на 2011 г. представлены в таблице 1.

      Таблица 1

      Цели  деятельности ООО «Елена» на 2011 г.

№ п/п Сфера деятельности Конкретные  цели
1 Маркетинг
  • сохранение положения на рынке,
  • расширение рынка сбыта.
  • обеспечение объема реализации на 15% больше чем в 2010 г.
2 Реализация  товаров
  • снижение издержек обращения,
  • повышение качества торгового обслуживания,
  • повышение производительности труда торговых работников,
  • повышение культуры управления,
  • сокращение сроков выполнения заказов,
  • повышение эффективности работы подразделений.
3 Персонал
  • прием на работу квалифицированных работников,
  • обеспечение роста перспективных работников в целях формирования единой команды специалистов,
  • совершенствование системы мотивации,
  • совершенствование коммуникаций,
4 Финансы
  • обеспечение прибыльности работы магазина,
  • повышение платежеспособности,
  • повышение финансовой устойчивости,
  • повышение оборачиваемости оборотного капитала.
 

      Как известно, обеспечение эффективности  управленческого процесса в значительной степени определяется рациональным распределением полномочий в принятии решений между различными уровнями управления, т. е. соотношением централизации и децентрализации в управлении. Оптимальное соотношение централизации и децентрализации обеспечивает оперативность и реалистичность управленческих решений. Решения должны приниматься быстро и вблизи источника информации, которую при этом необходимо всесторонне учесть.

Информация о работе Совершенствование системы управления товарными запасами с использованием методов прогнозирования