Совершенствование системы управления товарными запасами с использованием методов прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является не только рассмотрение управления товарными запасами и потоками, но и выявление эффективных методов управления товарных запасов.
Работа предполагает выполнение следующих задач:
1) изложить теоретическую сущность формирования ассортимента и управления товарными запасами;
2) изучить материалы практики по розничному торговому предприятию ООО «Елена»;
3) рассчитать эффективность работы предприятия;
4) разработать конкретные рекомендации по улучшению управления товарными запасами.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления товарными запасами 5
1.1. Понятие об ассортименте товаров и их классификация 5
1.2. Управление товарными запасами на предприятиях торговли 11
Глава 2. Анализ системы управления товарными запасами на примере ООО «Елена» 15
2.1. Краткая характеристика предприятия 15
2.2. Анализ финансовой деятельности и товарооборота ООО «Елена» 17
2.3. Анализ системы управления товарными запасами 22
Глава 3. Совершенствование системы управления товарными запасами с использованием методов прогнозирования 27
Заключение 29
Список используемых источников 31

Файлы: 1 файл

Управление товарными запасами магазина.doc

— 321.50 Кб (Скачать)
 

       На  динамику товарооборота положительное  влияние оказали увеличение поступления товаров на 3269,42 тыс.руб. и наличие сверхнормативных их остатков на начало года (899 тыс.руб.). Если бы не было роста прочего выбытия товаров, то объем товарооборота увеличился бы на 36 тыс.руб.

       Для определения эффективности использования  товарных запасов следует дать оценку удельным товарным запасам. Они рассчитываются отношением товарных запасов к объему товарооборота и в ООО «Елена» составили:

  • за 2009 г.: (3956+11853-4855):10556 = 1,038, на каждый рубль товарооборота.
  • за 2010 г.: (4855+15122,42-5670):13873,42 = 1,031  на каждый рубль товарооборота.

       Следовательно, эффективность их использования  несколько улучшилась. Для подтверждения сказанного исчислим обратный показатель удельным товарным ресурсам. Объем товарооборота на каждый рубль товарных ресурсов составил:

    • за 2009 г. - 10556: (3956+11853-4855) = 0,963 руб.;
    • за 2010 г.  - 13873,42:(4855+15122,42-5670) = 0,969 руб.

      Для оценки состояния товарных запасов, соответствия их нормативам составим таблицу 7.

      Таблица 7

      Проверка  соблюдения норматива товарных запасов 

      ООО «Елена» за 2010 г.

Кварталы Ед. изм. Норматив Фактические товарные запасы Отклонение  от норматива товарных запасов Норматив на следующий квартал
на  начало кв. на 1 число 2-го месяца на 1 число 3-го месяца на конец кв. на начало кв. на 1 число 2-го месяца на 1 число 3-го месяца на конец кв.
I тыс.руб. 5000 4855 5320 5156 5333 -145 320 156 333 x
дни 140,0 132,2 144,8 140,4 145,2 -7,8 4,8 0,4 5,2 139,0
II тыс.руб. 5150 5333 5211 5161 5025 183 61 11 -125 x
дни 139,0 140,8 137,5 136,2 132,6 1,8 -1,5 -2,8 -6,4 135,0
III тыс.руб. 5364 5025 5279 5366 5370 -339 -85 2 6 x
дни 135,0 126,5 132,9 135,1 135,2 -8,5 -2,1 0,1 0,2 120,0
IV тыс.руб. 5738 5370 5749 5764 5670 -368 11 26 -68 x
дни 120,0 99,0 106,0 106,3 104,5 -21,0 -14,0 -13,7 -15,5 120,0
 

      Товарные  запасы в днях на все первые числа  месяца года были ниже их норматива (кроме 1 февраля и 1 апреля), что сужало ассортимент  товаров и отрицательно сказывалось на обслуживании покупателей.

       Наряду  с анализом товарных запасов на отдельные  даты, необходимо исчислить и изучить  средние их размеры. Среднегодовые товарные остатки обычно определяются, как отмечалось выше, по формуле средней хронологической.

       При определении плановых среднегодовых остатков товаров берутся их нормативы на четвертый квартал прошлого года и на четыре квартала отчетного года (на начало и конец периода в половинном размере). Если же в расчет включаются их нормативы только на четыре квартала отчетного года, то применяется формула средней арифметической, т.е. нормативы суммируются и полученный итог делится на четыре.

       Среднегодовые товарные остатки по ООО «Елена»  за 2010 г. составили:

       (4855/2 + 5320 + 5156 + 5333 + 5211 + 5161 + 5025 + 5279 + 5366 + 5370 + 5749 + 5764 + 5670/2)/(13-1) = 5333 тыс.руб.

       Важным  качественным показателем торгово-финансовой деятельности является товарооборачиваемость. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение, так как это ведет к высвобождению оборотных средств, вложенных в товарные запасы, быстрейшему доведению товаров до покупателей, сохранению их качества, относительному снижению издержек обращения и т.п.

       Товарооборачиваемость в днях составит:

  • за 2010 г. –(5333: 13873,42х360) = 138,4 дня;
  • за 2009 г.-  (4405:10556х360) = 150,2 дня

      Таким образом, ускорение товарооборачиваемости  составило:

      138,4—150,2 = 11,8 дней.

      Для определения суммы оборотных  средств, высвобожденных в результате ускорения времени обращения товаров, необходимо ускорение товарооборачиваемости в днях умножить на фактический среднедневной товарооборот:

      13873,42:360 х(-11,8)= - 454,73 тыс.руб.

      Скорость  обращения товаров в количестве оборотов может быть определена по одной из следующих формул:

                         

    Скорость  обращения товаров составила:

  • за 2010 г.  - 360/138,4 = 2,6 раза (оборота);
  • за 2009 г. – 360/150,2 = 2,39 раза (оборота).

    Следовательно, товарные запасы в течение 2010 года обновлялись более часто.

     При управлении запасами в ООО «Елена»  расчет норматива товарных запасов производится, как правило, на конец планового периода, поскольку входные запасы, т.е. запасы на начало планового периода, равны величине товарных запасов на конец предпланового периода.

      Таким образом, деятельность ООО «Елена»  в 2008-2010 г.г. была достаточно эффективной.

      Валовой доход от продажи товаров в  2010 г. вырос по сравнению с 2009 г. на 2443,73 тыс.руб. или на 78,25%, прибыль от продажи товаров выросла на 1956,15 тыс.руб. или на 134,03%. Рентабельность продаж предприятия за 2010 г. составила 40,12%, что на  35,63%  больше, чем за 2009 г. и на 69,5%  больше, чем за 2008 г.

      Перевыполнение плана товарооборота за 2010 г. произошло по всем ассортиментным группам товаров, кроме канцелярских товаров, где план не выполнен на 7,3%.

      В 2010 г. наиболее быстрыми темпами товарооборот вырос по таким группам товаров, как учебники (148,5%) и справочники (158,4%).

      Для определения эффективности использования  товарных запасов была дана оценка удельным товарным запасам. Они составили в 2009 году - 1,038, а в 2010 - 1,031 на каждый рубль товарооборота.

      Показатель  товарооборачиваемости запасов  составил за 2010 год – 138,4 дня, а за 2009 год -  150,2 дней. Соответственно ускорение товарооборачиваемости составило 11,8 дней, а сумма оборотных средств, высвобожденных в результате ускорения времени обращения товаров, составила 454,73 тыс.руб.

      Серьезным недостатком в системе управления запасами является отсутствие у руководства ООО «Елена» долгосрочной стратегии управления запасами. 
 

 

     Глава 3. Совершенствование  системы управления товарными запасами с использованием методов прогнозирования 

      Направлением повышения эффективности использования товарных ресурсов ООО «Елена» является совершенствование системы управления товарными запасами с использованием методов прогнозирования спроса.

      В настоящее время для большинства  российских предприятий маркетинговое управление становится одним из условий выживания и успешного функционирования. При этом обеспечение эффективности такого управления требует умения предвидеть вероятное будущее состояние предприятия и среды, в которой оно существует, вовремя предупредить возможные сбои и срывы в работе. Это достигается с помощью прогнозирования как плановой, так и практической работы предприятия по всем направлениям его деятельности, и в частности, в области прогнозирования сбыта товаров.

      Многообразие  проблем, возникающих при обеспечении  жизнедеятельности предприятия и являющихся предметом прогнозирования, приводит к появлению большого количества разнообразных прогнозов, разрабатываемых на основе определенных методов прогнозирования. Поскольку современная экономическая наука располагает большим количеством разнообразных методов прогнозирования, каждый менеджер и специалист по планированию должен овладеть навыками прикладного прогнозирования, а руководитель, ответственный за принятие стратегических решений, должен к тому же уметь сделать правильный выбор метода прогнозирования.

      Исходя  из сказанного, предлагаем ввести в ООО «Елена» систему прогнозирования спроса и на основании сделанного прогноза  принимать соответствующие управленческие решения в сфере управления товарными запасами.

       Следует отметить, что для учета новых  экономических тенденций руководству ООО «Елена» следует регулярно уточнять модель на основе мониторинга фактически полученных объемов продаж, добавляя их или заменяя ими данные статистической базы, на основе которой строится модель.

       Прогнозные  значения объемов спроса ООО «Елена»  должны использоваться для принятия управленческих решений при планировании товарных запасов, т.к. создание излишних товарных запасов приводит к дополнительным издержкам на хранение товаров и дополнительному отвлечению денежных средств из оборота.

       Так, в феврале 2010 г. объем продаж столового  вина составил 311 тыс.руб. Величина товарного запаса составила 323 тыс.руб. Таким образом, общее количество излишней товарной продукции составило 12 тыс.руб.

       Если  же воспользоваться моделью прогнозирования  спроса, то можно было бы получить следующее  прогнозное значение на февраль 2010 г.

       Fпр февраль = 0,8 х 311 + (1 - 0,8) х 210 = 291 (тыс.руб.).

      Т.е., предложенная модель позволяет достаточно точно предсказать объемы спроса на товары и осуществлять более эффективное  управление запасами ООО «Елена».

       К сожалению, в ООО «Елена» отсутствует  отдел по маркетингу. В связи с  этим было предложено усовершенствовать организационную структуру предприятия путем создания отдела маркетинга.

       Правильно организованная и хорошо спланированная рекламная деятельность торговой фирмы может значительно повысить товарооборот и товарооборачиваемость, а следовательно, и эффективность использования товарных ресурсов.

      Вторым направлением повышения эффективности использования товарных запасов ООО «Елена» является совершенствование системы управления товарными запасами с использованием методов прогнозирования спроса.

 

     Заключение 

    Управление  запасами заключается в решении  двух основных задач:

    определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;

    создание  системы контроля за фактическим  размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.

    Нормой  запаса называется расчетное минимальное  количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.

    При определении норм товарных запасов используют три группы методов: эвристические, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.

    Для управления товарными запасами, т.е. разработке системы повышения эффективности их использования проводят анализ товарных запасов. При его проведении устанавливается, как рассматриваемая организация обеспечена товарными запасами, как они способствуют росту товарооборота, более полному удовлетворению покупательского спроса.

    Деятельность  ООО «Елена» в 2008-2010 г.г. была достаточно эффективной. Валовой доход от продажи товаров в 2010 г. вырос по сравнению с 2009 г. на 2443,73 тыс.руб. или на 78,25%, прибыль от продажи товаров выросла на 1956,15 тыс.руб. или на 134,03%. Рентабельность продаж предприятия за 2010 г. составила 40,12%, что на  35,63%  больше, чем за 2009 г. и на 69,5%  больше, чем за 2008 г.

    Перевыполнение  плана товарооборота за 2010 г. произошло по всем ассортиментным группам товаров.

    В 2010 г. наиболее быстрыми темпами товарооборот вырос по таким группам товаров, как столовое вино (148,5%) и джин-тоник (158,4%).

    Для определения эффективности использования  товарных запасов была дана оценка удельным товарным запасам. Они рассчитываются отношением товарных запасов к объему товарооборота и в ООО «Елена» составили в 2009 году - 1,038, а в 2010 - 1,031 на каждый рубль товарооборота. И наоборот, объем товарооборота на каждый рубль товарных запасов за 2009 год составил 0,963 рy6., а за отчетный 2010 год - 0,969 руб.

Информация о работе Совершенствование системы управления товарными запасами с использованием методов прогнозирования