Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 22:19, реферат
Системы управления запасами на предприятии
Страховой запас и его определение
Практический пример
Тема 24. Системы управление запасами на предприятии
На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов,определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие фирмы не уделяют ему должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось. Изменения объемов товарно-материальных запасов в значительной степени зависят от превалирующего на данный момент отношения к ним предпринимателей, которое, безусловно, определяется конъюнктурой рынка. Когда основная масса предпринимателей настроена оптимистично относительно возможностей экономического роста, они расширяют свои операции, увеличивают объемы инвестиций в создание запасов. Тем не менее колебания уровней последних не вызываются одним лишь инвестированием. Важными факторами выступают здесь качество принимаемых решений, а также то, какая конкретно технология управления запасами используется.
В условиях обострившейся конкуренции среди мер, с помощью которых можно
обеспечить рационализацию производства и усовершенствовать его технологию,
следует выделить снижение времени на прохождение изделий и запасов в цехах
и на складах. Применяемые сегодня для этого системы управления
производством всегда удовлетворяют требованиям рынка. К их основным
недостаткам следует отнести:
- слишком большие отклонения
сметного планирования от
дел, несмотря на значительные затраты на электронную обработку данных и
систему в целом;
- отсутствие возможностей
эффективно влиять на
прохождения цикла и необходимый уровень запасов;
- недостаточная свобода действий планирующих структур и связанных с
планированием сотрудников.
Как показывает зарубежный опыт, в промышленно развитых странах эффективное
время обработки детали составляет максимально 20% от времени прохождения
цикла. Это свидетельствует о весьма длительном нахождении детали в
производстве в полу готовом виде и приводит к созданию больших запасов, а
соответственно и росту затрат на них. Исследования, проводимые в ряде
западных стран, дают основания утверждать, что ожидаемая прибыль от каждого
процента сокращения уровня запасов может быть приравнена к 10-процентному
росту оборота.
В настоящее время значительно возросли требования рынка к параметрам
изделий, и, прежде всего к их качеству. Произошло это вследствие
преобладания предложения над спросом, наличии избыточных производственных
мощностей и т.д. Отсюда следует, что успеха в конкурентной борьбе может
достигнуть тот, кто наиболее рациональным образом построил свое
производство, так что его экономические показатели находятся на оптимальном
уровне. Эта цель достигается, кроме прочих мер, путем:
а) снижения затрат, связанных с созданием и хранением запасов;
б) сокращения времени поставок;
в) более четкого соблюдения сроков поставки;
г) увеличения гибкости производства, его приспособленности к условиям
рынка;
д) повышения качества изделий;
е) увеличения производительности.
В последние годы произошло заметное усовершенствование методов
производства, что позволило снизить производственные расходы. Дальнейшая
экономия средств, как уже отмечалось выше, может быть достигнута, если
будут реализованы резервы, заложенные в рационализации обеспечивающих
процессов. Прежде всего, это относится к оптимизации запасов. Решения,
принимаемые руководством фирм в этой области, в конечном счете касаются
каждого отдельного вида товара или предмета хранения, конкретная единица
которых, подлежащая контролю, называется «единицей учета запасов» (е.у.з.).
Изучение реально действующих систем управления запасами, состоящих из
многих е.у.з., показало, что существует статистическая закономерность,
определяющая размеры потребности в видах товаров, представленных в запасах.
Типично положение, когда на примерно 20% е.у.з. приходится 80% объема
спроса в денежном выражении. При этом для запасов товаров широкого
потребления характерна меньшая концентрация е.у.з. высокой стоимости, чем
для запасов товаров промышленного назначения. Отсюда следуете что все
е.у.з., составляющие запасы фирмы, не должны контролироваться на одном
уровне.
Данный вывод является одним из наиболее важных, и его необходимо учитывать
при управлении множеством запасов при условии, что они рассматриваются
изолированно друг от друга. Это помогает идентифицировать наиболее важные
е.у.з., находящиеся в запасах. Они получают приоритет при распределении
времени в процессе управления товарно-материальными запасами в любой
рассматриваемой системе. Однако относительный приоритет, которым пользуется
та или иная продукция, часто меняется, так как спрос на нее, как и ее
стоимость, не остаются постоянными. Это значит, что распределение по
стоимости единиц учета товаров представляет собой динамическое, а не
статичное понятие.
Сегодня, благодаря активизации ряда факторов, в том числе и внедрению
логистики, многие предприятия последовательно связаны друг с другом,
производство и система запасов приобретают взаимозависимый характер. В
такой ситуации управление производством означает организацию работы не
только каждого звена в отдельности, но и всех вместе как единого целого.
Анализируя систему производственных заказов, многие фирмы стали исходить из
метода комплексного регулирования, позволяющего гармонично соединить, все
звенья и соразмерить объемы производства и запасов. Для этого, по мнению
руководства фирм, важно снизить их колебания на каждой стадии путем точного
прогнозирования спроса на продукцию, и проведения такой политики заказов,
которая позволила бы сбалансировать изменения спроса. Кроме того, для
достижения искомого соответствия на каждой стадии все расхождения
необходимо регистрировать, и информация о них посредством обратной связи
должна учитываться в исходном производственном плане с последующей
возможностью корректировки.
В целях снижения на каждой стадии соразмерности объемов производства и
товарно-материальных запасов в настоящее время наиболее широко применяется
такой метод контроля, как обратная связь в системе производственных
запасов.
Благодаря целенаправленному применению организованных, плановых и
контрольных мероприятий возможно, с одной стороны, воспрепятствовать
созданию излишних запасов, а с другой устранить такой недостаток, как
отсутствие готовности к поставкам.
Логистический подход к управлению товарно-материальными запасами
предусматривает отказ от функционально ориентированной концепции в этой
области, так как она имеет следующие недостатки:
— проблемы, возникающие в создании и хранении запасов, часто решаются по
принципу поиска виновного в другой структуре, вместо выявления их истинных
причин;
— любое функциональное звено каждой организационной структуры разрабатывает
свою собственную политику запасов, что не всегда согласовывается на более
высоком уровне;
— производство, как правило, обеспечивается излишками товарно-материальных
запасов.
Следовательно, проблема запасов не может быть решена, если отдельные
функции организованной структуры будут развиваться не комплексно.
Требование оптимизации запасов привело к необходимости разработать единую
концепцию ответственности за товарно-материальные запасы.
С развитием логистики в фирмах началась перестройка управления
материальными запасами, стала налаживаться их тесная координация с общим
материальным потоком фирм. В соответствии с целями этой перестройки были
созданы отделы материальных потоков, не зависящие от сектора складов
производственного отдела предприятия. Среди экстренных задач, поставленных
перед вновь созданными отделами, следует выделить «сведение до нуля
погрешностей в складировании» и «передачу данных о состоянии складских
запасов в масштабе реального времени».
Принятые меры дали положительные результаты, — произошло повышение
эффективности транспортировки товаров и погрузочно-разгрузочных работ.
Однако, по мере рационализации материальных потоков, на первый план
выдвинулась проблема управления складскими запасами.
Учитывая потенциальное значение запасов, исследование логистической системы
должно включить проблему управления запасами, которая конкретизируется в
следующих вопросах:
1. Какой уровень запасов необходимо иметь на каждом предприятии для
обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителя?
2. В чем состоит компромисс
между уровнем обслуживания
уровнем запасов в системе логистики?
3. Какие объемы запасов должны быть созданы на каждой стадии логистического
и производственного процесса?
4. Должны ли товары отгружаться непосредственно с предприятия?
5. Каково значение компромисса
между выбранным способом
запасами?
6. Каковы общие уровни запасов на данном предприятии, связанные со
специфическим уровнем обслуживания?
7. Как меняются затраты
на содержание запасов в
числа складов?
8. Как и где следует размещать страховые запасы?
Интересным вариантом решения проблем складирования является «производство
без складов», внедрение которого невозможно без кардинальных изменений во
всем комплексе процессов, обеспечивающих производство, да и в нем самом, и
требует, значительны» финансовых затрат. При этом, как выяснилось,
необходимо было решить несколько задач, среди которых, прежде всего,
выделим задачу создания высокоточной информационной системы по
складированию, позволяющей использовать банк данных в реальном масштабе
времени.
При использовании данной системы продукция выпускается лишь в объеме,
обеспечивающем сбыт. Исходное сырье и материалы закупаются только в
размерах, необходимых для удовлетворения спроса. В обратной форме эту
систему можно свести к формуле: «производится только необходимая продукция,
только тогда, когда это требуется, и только в требуемом объеме».
Ранее, когда производство работало на стабильный рынок, они могло
существовать без учета этих факторов. В условиях же постоянного снижения
стабильности рынка и активного отслеживания спроса дорогостоящие резервные
запасы вытесняются системой информации и надлежащей организацией
управления, дающими большой эффект. В связи с этим логистика снабжения не
может абстрагироваться оттого, что происходит на конечных стадиях. Причем
ключевым фактором является знание положения на рынке и условий доступа на
него.
Последние новшестве в сфере производства таковы: дифференциация продукции
на возможно более поздней стадии производства (на базе максимально
однотипных комплектующих); использование выгод массового производства не на
стадии сборки, а на стадии изготовления комплектующих изделий; стремление
к максимальному удовлетворению потребностей клиента на этапе выбора товара
для производства. Все это требует гибкости производства на цеховом уровне,
достигаемой как за счет расширения возможностей по переналадке
оборудования, так и благодаря применению новых методов управления запасами
— «Канбан» и «Точно в срок».
Суть системы «Канбан» состоит в том, чтобы начальные запасы по своему
количеству соответствовали потребностям начальной стадии производственного
процесса, а не накапливались, как прежде. На предприятиях фирмы «Тойота»
решений данной проблемы сводилось к минимуму использования сравнительно
небольших партий материалов и комплектующих и времени операций. Масштабы
межоперационного складирования сокращаются вследствие синхронизации
операций и нивелировки, перерабатываемых на каждом этапе объемов предметов
труда. Что касается складирования готовой продукции, то его объемы
снижаются путем сокращения срока продолжительности каждой операции, и,
прежде всего срока замены инструмента.
Одним из методов сокращения запасов, повышения гибкости производства и
возможности противостояния возрастающей конкуренции стал метод «Точно в
сроке, получивший наибольшее распространение в США и странах Западной
Европы. В данном же контексте следует выделить и охарактеризовать
принципиальную идею метода, которая базируется на трех предпосылках (их
правильность была многократно подтверждена эмпирическим путем). Во-первых,
предполагается, что заявкам потребителей готовой продукции должны
соответствовать не ее предварительно накопленные запасы, а производственные
мощности, готовые перерабатывать сырье и материалы, поступающие почти ее
колес». Вследствие этого объем производственных запасов, квалифицируемый
как замороженные мощности, минимизируется. Во-вторых, в условиях
минимальных запасов необходима непрерывная рационализация в организации и
управлении производством, ибо высокий объем запасов нивелирует, в известном
Информация о работе Системы управление запасами на предприятии