Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка

Краткое описание

1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?

Файлы: 1 файл

националка шпора.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

Инвестиционная  деятельность – это последовательная совокупность практических действий ее субъектов (инвесторов и участников) относительно осуществления инвестиций с целью получения дохода или прибыли. Каждое государство как субъект инвестиционной деятельности определяет правовые, экономические и социальные условия этой деятельности в своем законодательстве.

В современных  условиях развития экономических процессов  в Украине инвестиции представляют собой категорию, которая наиболее часто используется в экономике как на макроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне.

По Закону Украины «Об инвестиционной деятельности», инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые укладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Такими ценностями могут быть:

средства, целевые  банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги;;

движимое  и недвижимое имущество (дома, сооружения, оборудование и другие материальные ценности);

имущественные права интеллектуальной собственности;

совокупность  технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или другого вида производства, но не запатентованных ("ноу-хау");

права пользования  землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также другие имущественные права;

другие ценности.

Это определение, в основном, отвечает международному подходу к представлениям об инвестиционной деятельности как процессе вкладывания ресурсов (благ, имущественных и интеллектуальных ценностей) с целью получения прибыли в будущем. Несколько неточным, по мнению Пересади А.А., есть осуществление инвестиций с целью получения социального эффекта. Этот эффект может достигаться не от прямых инвестиций в предпринимательство, а через увеличение доходов от инвестиционной деятельности и соответствующих поступлений в госбюджет, который используется на финансирование социальных программ.

Ценности  и имущественные права составляют объекты инвестиционной деятельности. Основным источником инвестирования является национальный доход, за счет которого образуется фонд нагромождения, что, в свою очередь, условно разделяется на фонд возмещения и фонд возобновления. За счет этих фондов формируются валовые и чистые (в их составе) инвестиционные ресурсы.

Валовые ресурсы  направляются на воспроизводство (новое  строительство, реконструкцию и расширение, техническое перевооружение). Источником чистых инвестиционных ресурсов является фонд воспроизводства, за счет которого формируются новые производственные фонды. Они меньше валовых на величину средств, которые направляются из фонда возмещения в виде амортизационных отчислений

 

102. ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ

Государственная инвестиционная политика - это комплекс правовых, административных и экономических мер государства, направленных на распространение и активизацию инвестиционных процессов. Анализ мировой практики инвестиционных процессов дает возможность выделить два типа государственной инвестиционной политики: пассивную и активную. Пассивная государственная инвестиционная политика заключается в том, что государство применяет методы преимущественно правового и экономического характера, ограничивая непосредственное административное вмешательство в инвестиционные процессы к минимуму. В случае активной государственной инвестиционной политики государство широко применяет все виды методов и часто само становится инвестором.

В Украине  инвестиционный процесс регулируют свыше 100 законов и других нормативных актов, в частности законы Украины «Об инвестиционной деятельности» (1991г.), «Об иностранных инвестициях» (1992г.), «О ценных бумагах и фондовой бирже» (1991г.) Декрет Кабинета Министров Украины «О режиме иностранного инвестирования» (1993г.) и др.

На активизацию  инвестиционных процессов была направленная «Концепция регулирования инвестиционной деятельности в условиях рыночной трансформации экономики», утвержденная Постановлением КМУ от 1 июня 1995г., которая определяет основные направления государственной инвестиционной политики с учетом реальной экономической ситуации, перспектив привлечения инвестиций и их использования. Целью государственной инвестиционной политики является создание конкурентной среды, реализация программ структурной перестройки экономики Украины, направление инвестиций в приоритетные области и программы.

В основу государственного регулирования инвестиционной деятельности были положены такие принципы:

- последовательная  децентрализация инвестиционного процесса;

- увеличение доли внутренних (собственных) средств субъектов хозяйствования в финансовых инвестиционных проектах;

-переход от  безвозвратного бюджетного финансирования  в производственную сферу к кредитованию;

- выделение  бюджетных средств преимущественно  для реализации государственных приоритетов, программ (проектов), направленных на осуществление структурной перестройки экономики;

-финансирование  объектов, строительство которых  начинается за счет бюджетных средств, как правило, на конкурсной основе;

-предоставление  преимущества ранее начатому строительству, техническому переоборудованию и реконструкции действующих предприятий;

-осуществление  соответствующими государственными  организациями контроля за целевым использованием централизованных инвестиций;

-расширение  смешанного финансирования инвестиционных  проектов;

-усовершенствование  нормативной и правовой базы  с целью увеличения объемов привлечения инвестиций;

-внедрение  системы страхования инвестиций.

Комплексный подход к государственному регулированию  инвестиционной деятельности.  Инвестиции являются основой перестройки сектора материального производства,  поэтому государство должно применять весь комплекс экономических, правовых и административных средств для преодоления отрицательной тенденции сокращения объемов инвестиций и повышения инвестиционной активности. Все методы государственного регулирования инвестиционной деятельности являются взаимосвязанными, поэтому их применение не может быть произвольным. Каждая модель государственной инвестиционной политики является определенным объединением мероприятий и соответствующих государственных институтов, которые разрабатывают и реализуют эти мероприятия.

Направления государств-го регулирования инвестицион. деятельности

1.Привлечение  иностранных инвестиций и регулирование  условий осуществления инвестиций за границы гос-ва.2. Регулирование фондового рынка.3.Экспертиза инвестиционных проектов

4.Обеспечение  защиты инвестиций 5.Определение приоритетных сфер и объектов инвестирования.6.Регулирование участия инвесторов в приватизации.7.Налоговое регулирование.8.Бюджетное регулирование.9.Проведение гибкой амортизационной политики.10.Кредитное регулирование

 

103. ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛЕЙ  ТРАНСФОРМАЦИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Характерными  чертами модели, которую избрали  Китай и Вьетнам является то, что  создается « двухсекторная» экономика, которая характеризуется наличием двух разных систем экономических отношений в разных ее сегментах. При этом как «плановая», так «рыночная» системы экономических отношений и институтов функционирующий параллельно в течение определенного периода как целостные образования. Обеспечение стабильного функционирования «планового» сектора создает условия для быстрого развития «рыночного», который еще в переходный период становится локомотивом экономического роста.

Вторая модель преобразований экономической системы  в переходный период направлена на намеченный переход к рыночным отношениям всего хозяйства, сразу получила название «шоковой терапии». Эта модель была разработана специалистами МВФ л Мирового банка для стран Восточной и Центральной Европы с целью проведения быстрых рыночных изменений в экономике. Программа «шоковой терапии» содержала 4 основных пакета мер:

1. макроэкономическая стабилизация жесткая налоговая и кредитная пошлина борьба с дефицитом госбюджета как источником «лишней» денежной массы и инфляции.

2. реформа цен и рынка (либерализация экономики) снятие контроля над ценами либерализация внешней и внутренней торговли издание конкурентных рынков факторов производства.

3. развитие предпринимательства малая приватизация и развитие частного сектора большая приватизация оформление прав собственности структурная перестройка и ликвидация монополий.

4. пересмотр роли государства законодательная реформа институциональная реформа, реформа социальной сферы.

 

104. ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ В УКРАИНЕ

Приватизация  в Украине, являясь одной из обязательных составляющих формирования рыночного хозяйства, имеет существенные особенности по сравнению со странами Западной Европы, осуществлявшими программы приватизации в 80-х годах, а также по сравнению с развивающимися государствами. В этих странах процесс приватизации решает в основном три главные задачи. Во-первых, с ее проведением обеспечивается рост эффективности приватизируемых предприятий. Во-вторых, достигается привлечение инвестиций в целях развития производства. Наконец, в-третьих, формируется и создается конкурентоспособная среда. В Украине же разгосударствление и приватизация собственности преследовали в первую очередь не экономические, а политические цели: разрушение старой и создание новой системы социально-экономических отношений. Поэтому приоритет был отдан формированию класса частных собственников - предпринимателей, для того чтобы, по мнению власти предержащих, сделать реформы необратимыми. Что касается экономической эффективности приватизации, то на первом этапе она фактически даже не планировалась. В конечном счете, приватизация в Украине оторвалась от процессов становления рыночных механизмов и институтов.

Нельзя игнорировать и тот факт, что приватизация оказалась  в эпицентре деятельности теневых и открыто криминальных структур.

 

105. ТЭК УКРАИНЫ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ

Энергетические ресурсы являются решающим фактором современного и будущего прогресса.

Они большой  мерой обеспечивают социально-экономический  рост и обновление, охватывая жизненно важные общечеловеческие | интересы. Чем дальше, тем более острой становится борьба за обладание энергоносителями и их использование (в первую очередь, нефти и газа), которые вследствие усиления дефицитности"' превращаются в источник и наиболее быстрого обогащения.

Поскольку для  экономики Украины проблемы преодоления  дефицита энергоносителей, а также необходимого и своевременного энергообеспечения приобрели особую остроту, то решать их нужно комплексно — как на международном и государственном, так и на хозяйственном и даже бытовом уровнях. Без этого экономическая и энергетическая стабилизация и развитие невозможны. Объем, структура и стоимость собственного производства, экспорта и импорта энергоресурсов органически связаны с имеющимися в наличии запасами топлива, степенью их хозяйственного освоения, совершенством технологии и организации интегрированных систем его добычи, транспортировки, переработки и сбыта, а также с рациональностью и экономностью энергопотребления. Огромную роль в обеспечении энергобезопасности страны играют ее финансово-кредитные и экспортно-импортные возможности, а также состояние и изменения ее платежного баланса. Большой импорт Украиной нефти и газа из России и цен-тральноазиатских стран с оплатой их по мировым ценам при одновременном обострении ее платежного баланса требует новых подходов к осуществлению энергетической политики государства.

После развала  Союза CСР основная энергетическая база перешла в собственность России, Казахстана, Туркменистана и прикаспийских стран, где есть большие запасы топлива. На то время в Украине разведанные запасы нефти и газа были уже значительно исчерпаны. Чернобыльская катастрофа существенно усложнила решение энергетической проблемы в Украине.

Для условий  Украины определено, что на удовлетворение потребностей ее энергетического комплекса в капитале за период 1993-2005 гг. необходимо было инвестировать 30 млрд. долл. К этим оценкам не относятся затраты на ликвидацию последствий чернобыльской аварии. Прогнозные оценки энергетического баланса Украины оказались нереальными, а прогнозные объемы инвестиций в стабилизацию и развитие ТЭКа Украины — заниженными. Действительные потребности украинского ТЭКа в инвестициях для его кардинальной структурной и качественной перестройки должны быть значительно большими, если исходить из необходимости принципиально новых технологических решений в становлении и развитии современной системы поисков, добычи, производства и потребления энергоносителей, включая развитие необходимой инфраструктуры. Геологоразведочные и добывающие отрасли, хозяйственные системы собственного производства топливных ресурсов имеют слишком низкую конечную результативность. Темпы изменений в нашем ТЭКе за прошлые годы имели устоявшуюся тенденцию к спаду и катастрофическому удорожанию его продукции.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"