Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика РБ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 12:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Национальная экономика РБ"

Файлы: 1 файл

shpory_neb_doc.docx

— 299.51 Кб (Скачать)

1. Национальная экономика как наука: предмет и метод исследования

Национальная экономика – это наука которая изучает закономерности становления развития нац хоз системы. Как наука она начала формироваться в середине 19 века и одним из первых был немецкий ученый Фридрих Лист. объектом исследования явл экономика  страны масштабе государства. Предметом – функционирование и развитие хоз системы и ее элементов. При изучении НЭ используют общенаучные (анализ, сравнение, синтез) и специальные методы (функциональный и структурный анализ:

1.системный, нац эк-ка рассм как множество элементов взаимосвязанных между собой и развиваются под воздействием внутренних закономерностей и внешних условий.,

2.закл в том что эк-ка рассм как множество элементов, кот развиваются по своим закономерностям. При анализе НЭ используется системный подход который рассматривает НЭ как единое целое и взаимодействие экономики с внешней средой Анализ НЭ бывает позитивный (предполагает рассмотрение НЭ с точки зрения ее ресурсов и результатов развития) и нормативный (отражает действия которые надо принять что бы эк пришла к идеальной модели)

 

2.НЭ как хозяйственная  система страны

НЭ — это хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации.

Предметом исследований выступают социально-экономические процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональных элементов, потенциалов и механизмов.

Характерные признаки и черты НЭ: Суверенитет, Общность характера экономических институтов, Наличие внутреннего рынка, Единое платежное средство, Единство правовой среды, Гарантия независимого распоряжения национального богатства, Единство экономического пространства, Территориальная целостность

Цели НЭ: обеспечить устойчивое темпы развитие производства, стабильность цен, высокий уровень занятости, распределение доходов. Защита окр среды, поддержка активного торгового баланса

 

6.Белорусская  модель социально-экономического  развития

Белорусская модель социально ориентированной  экономики в ее завершенном виде – это высокоэффективная экономика  с развитым предпринимательством и  рыночной инфраструктурой, действенным  государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и  совершенствовании производства, а  наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий  уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и предпринимателями.

Помимо  этих, типичных для развитых стран  с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель включает специфические  черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием  таких черт, как коллективизм и  взаимопомощь, социальная справедливость. Она исключает такие составляющие, как эгоцентризм, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения  по доходам.

 

Вид предпосылок Сущность

Общесистемные: Мировоззренческие, идеологические, конституционно-правовые, политические, определяющие тип создаваемого государства

Системные: Взаимозависимость экономического и институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмов и норм взаимодействия с внешней средой

Внутрисистемные: Обеспечение эффективности функционирования и конкурентоспособности НЭ на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования

Внешнеполитические и внешнеэкономические: Стремление к сохранению суверенитета, открытость экономики государства, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, умение анализировать состояние и перспективы развития внешних рынков

Внутриполитические: Совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности

 

 

 

 

3.Типы национальных  хозяйственных систем.

  1. По стадиям развития рыночных  отношений: рыночная, смешанная, центральное управление, переходная.
  2. По степени включения в мировое хозяйство: НЭ закрытого типа; НЭ открытого типа.
  3. По структуре  хозяйства: аграрно-индустриальные НЭ; индустриально-аграрные НЭ, индустриальные, аграрные.
  4. По размерам территории страны: НЭ малых стран; НЭ средних стран; НЭ крупных и крупнейших стран
  5. По этническому (национальному признаку): НЭ Австрии; НЭ Болгарии; НЭ Венгрии; НЭ Греции; НЭ Японии
  6. По региональному признаку: НЭ стран Азиатско-Тихоокеанского региона; НЭ европейских стран; НЭ стран Африки; НЭ  Латино-Американских стран и т. д.

Классификация стран Экономического и Социального совета ООН (ЭКОСОС):

- развитые страны с рыночной экономикой; - страны с переходной экономикой; - развивающиеся страны.

Развивающиеся страны группируются по регионам с учетом географического положения и уровня экономического развития: - наиболее развитые страны (Аргентина, Бразилия, Гонконг, Южная Корея, Мексика, Сингапур, Тайвань, Турция); - промежуточная группа стран Ближнего Востока; - наименее развитые страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, характеризующиеся низким уровнем ВВП на душу населения (до 350 долл. США), обрабатывающей промышленности в ВВП (не более 10 %) и грамотности взрослого населения (менее 20 %).

Классификация стран мира, используемая специалистами Всемирного банка:

1. по размеру:  - страны большие (с населением более 1 млн чел. – 148 стран); - страны малые (с населением менее 1 млн чел. – 89 стран);

2. по объему  производства: - страны с низким уровнем дохода (ВВП на душу населения менее        785 долл. США); - страны со средним уровнем дохода (нижний средний − 786−3125 долл. США  и верхний средний − от 3126 до 9655 долл. США); - страны с высоким уровнем дохода (ВВП на душу населения более    9656 долл. США);

3. по уровню  развития: - развитые (21); - развивающиеся (216);

4. по уровню задолженности: - страны с высоким уровнем задолженности; - страны со средним уровнем задолженности; - страны с низким уровнем задолженности; - страны не входящие в эти группы страны.

 

5.Особенности становления хозяйственной системы Республики Беларусь

елорусь х-ся своеобразной с-мой функционирования эк-ки, осн черты кот были сформированы президентом в 2002 г.он выделил 5 осн черт: 1.сильная и эффективная гос-власть, равенство всех форм собственности, гл критерием явл эффективность и приватизация рассм как ср-во поиска инвесторов и развития эк-ки, 3.многовекторность внешнеэкономических связей, 4.интеграция а рамках СНГ и России, сильная соц политика гос-ва. Основываясь на этих чертах руководство страны делает вывод о том что создается соц-ориентированная рыночная эк-ка. Причинами выбора такой модели явл:1.жлительное пребывание в СССР, в результате чего люди привыкли к коллективизму, 2.историческая вера бел народа в сильном гос-ве, 3.традиционная сдерженность, терпеливость и осмотрительность бел народа,4.неприняите большинством бел народа рыночных ценностей обогощения немногих за счет большинства. Данная модель сформирована на первом всебелорусском народном собрании в 1996 г.

 

 

 

 

4.Современные национальные модели рыночных систем

При анализе нац эк-ки рыночного типа выд 3 осн модели в зависимости от структуры собственности, роли гос-ва и проводимой соц политики:1.либеральная модель эк-ки (США) роль гос-ва незначительна, 5% собственность гос-ва, гос-во гарантирует минимальные права человека и предоставляет широкий выбор возможностей занятия предпринимательской деятельностью.2.соц-ориентированная (Германия) гос-ву принадлежит 15-20% собственности, оно явл гарантией высокой соц защиты населения, отдавая приоритет рыночному механизму.3.соц-демократическая (Швеция) гос-во ч\з механизм перераспределения доходов, налоговый механизм гарантирует высокий ур защиты населения, бесплатность многих услуг.

 

7.Экономические  предпосылки формирования и функционирования  НЭ.

 

 

 

 

 

 

8.Основные макроэкономические  показатели НЭ

Валовой внутренний продукт (ВВП) − обобщающий экономический показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

Валовой национальный продукт (ВНП) – совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами.

Личный располагаемый доход – доходы населения (или домашних хозяйств), т. е. заработная плата, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.

НЭ – хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации.

Национальный доход (НД) – сумма доходов всех владельцев факторов производства за вычетом косвенных налогов.

Чистый национальный продукт (ЧНП) − это ВНП за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).

Использованный НД − произведенный национальный доход за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении, внешнеторгового сальдо; представляет собой сумму фондов потребления и чистого накопления. Фонд потребления обеспечивает удовлетворение материальных и культурных потребностей населения и потребностей общества в целом (оборона, государственное управление, образование и т.д.); фонд накопления − потребности развития производства.

Произведенный НД – часть ВВП, которая остается после вычета из него амортизации, т.е. сумма чистой продукции всех предприятий и отраслей, производящих товары и услуги.

Распределенный НД – сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль, рента, процент), полученных резидентами данной страны.

Для пересчета макроэкономических показателей из текущих цен в неизменные, или сопоставимые, используются специальные дефляторы или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ). Последние выражают относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров («корзины» заранее отобранных представительных товаров и услуг) за определенный период. Номинальный ВВП (в текущих ценах), деленный на ИПЦ, дает реальный ВВП. Отношение же номинального ВВП к реальному показывает его увеличение за счет роста цен и называется дефлятором ВВП. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли (включая смешанные доходы) и потребления основного капитала в результате изменения цен, а также чистых налогов.

Экономическая система – совокупность всех экономических процессов, базирующаяся на сложившихся формах собственности на ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, формах организации и способах регулирования на всех уровнях управления.

 

 

 

 

 

 

 

9. Система национальных  счетов и ее использование

Для оценки результатов развития эк в международной  и нац статистике используется СНС – это макроэкономическое бухгалтерское цифровое отражение результатов функционального развития НЭ и ее элементов.  Макроэкономическое т к отражает основные показатели в целом; бухгалтерское т к каждое предприятие может рассматриваться как доходы и расходы; цифровое т к все операции выражены в числовых показателях. СНС это совокупная таблица в которых отражаются эк операции хозяйствующих субъектов. Выделяют 4 основ субъектов: корпарация ( акционерная форма собственности, целью явл получение прибыли); домохозяйства; администрация ( гос органы и учреждения  которые принимают участие в эк деятельности); неприбыльные организации ( ведут хоз деятельность не с целью получения прибыли)

Виды секторов эк: нефинансовые предприятия; финансовые учреждения; правительственные учреждения; нефинансовые организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства.

 

10.Макроэкономические  и микроэкономические системы  НЭ.

Любая НЭ вкл в себя макро и микроэкономические системы. Макроэк система это НЭ в целом, ее закономерность определяется условиями развития и эк политики гос-ва. Микроэк система НЭ это множество хозяйствующих субъектов каждый стремится достич личной выгоды

Микро- и макропроцессы и системы взаимосвязаны, так как государство обеспечивает макросреду, в которой действуют ХС, принимая законы и другие нормативные документы, кроме того у государства имеются различные другие инструменты воздействия на поведение микроэкономических субъектов и рынков. На микроуровне принимаются решения с учетом интересов государства. Вместе с тем ситуация на микроуровне поведения ХС и рынка побуждает государство изменять экономическую политику с тем, чтобы корректировать ее в необходимом направлении и можно утверждать, что взаимоотношения микро- и макроуровней направлены прямо, чтобы оптимизировать параметры устойчивого развития экономики, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика РБ"