Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика РБ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 12:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Национальная экономика РБ"

Файлы: 1 файл

shpory_neb_doc.docx

— 299.51 Кб (Скачать)

1. социальная,

2. экономическая,

3. экологическая,

4. институциональная.

Первоначально КУР был сформирован список из 134 индикаторов. Отбор индикаторов осуществлялся по схеме ОЭСР (модель ДСР). Однако обсуждения и предварительная проработка показали, что список индикаторов излишне длинный, что, соответственно, усложняет работу по оценке и анализу по данной системе на национальном уровне.

В итоге, схема индикаторов по типам была упрощена в пользу схемы «тема - подтема - индикатор» (Indicators of Sustainable Development, UN, 2001). В каждой области определяются главные темы. Затем темы детализируются по подтемам и в дальнейшем сводятся минимальному набору индикаторов.

Среди прочих систем индикаторов устойчивого развития, следует отметить систему индикаторов, разработанную для улучшения управления природопользованием в Центральной Америке («Developing indicators. Experience from Central America» The World Bank, UNEP, CIAT 2000). Данная система была разработана совместно Всемирным Банком, Программой ООН по окружающей среде и Международным Центром тропического сельского хозяйства. Применение системы возможно на глобальном, региональном и локальных уровнях. Отличительной чертой данной системы стала наглядность результатов, т.к. представление индикаторов велось в виде геоинформационных систем.

Большой интерес представляют проекты GARPI и GARPII, TEPI, которые были реализованы при поддержке Европейской Комиссии. Основная цель данных проектов - это стоимостная оценка ущерба от хозяйственной деятельности на уровне стран Европейского союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.Условия, тенденции и факторы роста национальной экономики республики

Экономический рост – это тенденция изменения совокупных показателей развития национальной экономики за определенный промежуток времени, обычно за год.

Экономический рост - процесс количественного увеличения и качественного совершенствования создаваемых потребительских стоимостей (благ) в соответствии с объемом и структурой складывающихся общественных потребностей.  
Для характеристики экономического роста используются как общие, так и частные показатели. Общим показателем динамики экономического роста считается увеличение валового национального продукта, чистого национального продукта или национального дохода за определенный период времени или их увеличение на душу населения.

В качестве частных показателей используются производительность труда, эффективность производства и т.д. Посредством общих и частных показателей выявляются динамизм развития общественного производства, количественные изменения в экономике. Вместе с тем. Данные показатели не всегда позволяют судить о качественной стороне экономического роста. Для этого необходимо сопоставить темпы экономического развития с темпами прироста населения.

Экономическая наука выделяет два типа экономического роста, впервые сформулированных К.Марксом. Они различаются соотношением результатов и факторов производства.

Первый тип макроэкономического роста – экстенсивный (лат. extensivus – расширяющийся). В этом случае увеличение объемов производства происходит за счет трех факторов:

основного капитала (фондов);

рабочей силы;

материальных затрат (природного сырья, материалов, энергоносителей).

Для выяснения роли каждого из указанных факторов в умножении выпуска продукции применяется эконометрика (научная дисциплина, изучающая количественные процессы в экономике). С её помощью создаются эконометрические модели роста национального хозяйства. 
Более сложный тип экономического роста – интенсивный ( фр. Intensif – напряжение). Его главный отличительный признак – повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса.

При данном типе расширенного воспроизводства появляется новый фактор экономического роста – повышение эффективности всех традиционных факторов.

Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.

Концепция стратегического развития Республики Беларусь на современном этапе была сформирована и представлена в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь. Этот документ отразил научно обоснованные направления устойчивого развития республики, исходя из принципов устойчивого развития, принятых ООН в «Повестке дня на XXI век», и собственных национальных интересов, условий и особенностей развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.Переход на инновационный путь развития экономики

Переход на инновационный путь развития для белорусской экономики сегодня жизненно важен, поскольку она в силу объективных причин все больше интегрируется в европейские и мировые экономические процессы. При этом повышение ее конкурентоспособности возможно лишь при условии целенаправленной разработки и формирования национальной инновационной системы, рыночной трансформации действующего научно-технического потенциала Беларуси с ориентацией на мировые тенденции в инновационной сфере при обязательном учете собственных особенностей и интересов.

Инновационная программа - основная форма реализации наиболее важных технических, экономических, социальных и иных проблем по приоритетным направлениям научно-технической деятельности, концентрации ресурсов научно-технического и производственного комплексов в указанных направлениях и ускорения на этой основе развития наукоемких отраслей хозяйства республики и социальной сферы.

Программа - комплекс взаимоувязанных ресурсами, исполнителями и сроками научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и технологических работ, мероприятий по подготовке производства, разработок организационно-экономического характера, направленных на решение единой социально-экономической и научно-технической проблемы.

Программа разрабатывается на период, необходимый для полного достижения поставленных в ней целей, но не более чем на 5 лет.

Цели реализации программы - создание и освоение в производстве новой техники, технологий и материалов, что способствует выходу отечественного производства на международный уровень, решению первоочередных задач развития охраны здоровья, национальной культуры и других отраслей социальной и экономической сферы. В основу проекта Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы положены такие документы стратегического характера, как Программа социально-экономического развития страны, Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития, Комплексный прогноз научно-технического прогресса республики, решения третьего Всебелорусского народного собрания и Концепция Национальной инновационной системы Беларуси, одобренная правительством. Государственными заказчиками выступают 40 органов госуправления, облисполкомы, Мингорисполком и администрация Парка высоких технологий.

 

32.Отраслевая структура экономики в системе ОКЭД

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы (Программа-2015) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», Основными положениями организации государственного прогнозирования в Республике Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 августа1998 г. №1321) и распоряжения Президента Республики Беларусь от 11 мая 2010 г. № 150рп «О некоторых вопросах подготовки четвертого Всебелорусского народного собрания».

Разработка Программы-2015 осуществляется Министерством экономики Республики Беларусь совместно с республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом, Национальным банком, НАН Беларуси, а также специализированными научно-исследовательскими институтами. Функции головной организации по подготовке проекта Программы согласно Указу Президента Республики Беларусь от 1 октября 1998 №472 осуществляет Научно-исследовательский экономический институт – НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.

Программа-2015 должна предусматривать реализацию целей и задач, поставленных в Послании Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию «Динамичный прорыв в развитии страны – путь к новому качеству жизни» 20 апреля 2010 г., Основных положений (Программы) социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы и других стратегических, целевых и отраслевых программных документов.

В Программе-2015 на основе анализа и оценки развития национальной экономики в базисном пятилетии (2006–2010 годы), включая оценку последствий мирового финансово-экономического кризиса, а также внешних вызовов, отражающих тенденции мировых экономических процессов, определяются цели, задачи, приоритеты и важнейшие индикаторы социально-экономического развития Республики Беларусь на очередное пятилетие, обосновываются основные показатели, направления, меры и механизмы их достижения, масштабы и пропорции развития межотраслевых комплексов и основных видов экономической деятельности, развития хозяйства областей и г. Минска.

Методические рекомендации предназначены для обеспечения методологического и методического единства при подготовке министерствами и другими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом, иными разработчиками предложений к соответствующим разделам проекта Программы-2015.

 

33.Динамика отраслевой структуры экономики Республики Беларусь

Отраслевая структура характеризует соотношение долей отдельных отраслей в общем конечном продукте.

В совокупном общественном продукте 2006г. доли производства товаров и услуг снизились незначительно по отношению к 2001г.

Доли промышленности и строительства увеличились, а доля сельского хозяйства уменьшилась.

В сфере услуг уменьшилась доля транспорта, т.к. у населения прибавляется количество собственных транспортных средств.

Динамика отраслевой структуры ВВП отражает факт выравнивания долей услуг и производства товаров.

В 1990г. доля валовой добавленной стоимости в отраслях, производящих товары, более чем в 2 раза превышала аналогичную долю в отраслях сферы услуг. Но далее эти доли выровнялись. В отраслевом разрезе отмечается стабильное увеличение доли торговли и общественного питания.

Очевидно то, что технология и организация промышленного производства нуждается в совершенствовании. В первую очередь это должно касаться отраслей, определяющих хозяйственную перспективу и базирующуюся на собственном сырье, а также отраслей топливно-энегргетического комплекса.

По данным межотраслевого баланса за 2004г. наиболее затратными является нефтяная и пищевая отрасли промышленности. Теоретически можно повысить эффективность пищевой отрасли увеличив добавленную стоимость. Но тогда доступность продовольственных товаров снизится на внутреннем рынке, а на внешнем рынке снизится конкурентоспособность. Следовательно, спрос на данный вид продовольствия сдерживается более насущными расходами. Это относится и к другим видам продовольственных товаров.

Ведущая отрасль промышленности – машиностроение – менее затратная, чем пищевая, но потребляет большой объем импортируемого металла.

В смысле обеспеченности собственным сырьем более предпочтительно выглядят промышленность стройматериалов и деревообработка. Задача состоит в том, чтобы повышать их конкурентоспособность на внешнем рынке.

Все остальные отрасли экономики, хотя и имеют более высокую эффективность по сравнению с промышленностью, могут развиваться только на ее базе.

Таким образом, экономический рост в РБ возможен на основе согласованного развития взаимосвязанных групп отраслей и повышения их эффективности.

 

34.«Промышленный  комплекс и его роль в экономике  рб»

Промышленный комплекс является важнейшим межотраслевым комплексом национальной экономики. Промышленность служит основой расширенного воспроизводства в национальной экономике. Она непрерывно воспроизводит средства производства как для себя, так и для других отраслей экономики. На его долю приходится 25,5 % валового внутреннего продукта, 34 % основных фондов, с промышленным производством связано 26,2 % занятого населения страны. Особенно велика роль тяжелой индустрии, которая вооружает необходимой техникой и технологиями все отрасли промышленного производства, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли, обеспечивая дальнейший технический прогресс.

Советский период индустриализации в Беларуси характеризовался быстрыми темпами развития машиностроения, электроэнергетики, торфяной и химической промышленности. В 30—40 гг. XX в. было построено и реконструировано более 1800 предприятий, которые давали почти 90 % всей промышленной продукции.

Под воздействием достижений научно-технического прогресса появляются новые отрасли: радиоэлектронная, электротехническая, нефтеперерабатывающая, точное машиностроение, производство автоматических линий, двигателей, минеральных удобрений, синтетических смол, пластмасс и др.

Основными причинами снижения промышленного производства явились: резкое сокращение государственного заказа на промышленную продукцию, как военную, так и предназначенную для гражданского капитального строительства (его объем сократился более чем вдвое); разрушение сложившихся хозяйственных связей; уменьшение платежеспособного спроса населения и сельскохозяйственных предприятий; сокращение объемов взаимной торговли между странами СНГ.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика РБ"