Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 12:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Национальная экономика РБ"
1. социальная,
2. экономическая,
3. экологическая,
4. институциональная.
Первоначально КУР был сформирован список из 134 индикаторов. Отбор индикаторов осуществлялся по схеме ОЭСР (модель ДСР). Однако обсуждения и предварительная проработка показали, что список индикаторов излишне длинный, что, соответственно, усложняет работу по оценке и анализу по данной системе на национальном уровне.
В итоге, схема индикаторов по типам была упрощена в пользу схемы «тема - подтема - индикатор» (Indicators of Sustainable Development, UN, 2001). В каждой области определяются главные темы. Затем темы детализируются по подтемам и в дальнейшем сводятся минимальному набору индикаторов.
Среди прочих систем индикаторов устойчивого развития, следует отметить систему индикаторов, разработанную для улучшения управления природопользованием в Центральной Америке («Developing indicators. Experience from Central America» The World Bank, UNEP, CIAT 2000). Данная система была разработана совместно Всемирным Банком, Программой ООН по окружающей среде и Международным Центром тропического сельского хозяйства. Применение системы возможно на глобальном, региональном и локальных уровнях. Отличительной чертой данной системы стала наглядность результатов, т.к. представление индикаторов велось в виде геоинформационных систем.
Большой интерес представляют проекты GARPI и GARPII, TEPI, которые были реализованы при поддержке Европейской Комиссии. Основная цель данных проектов - это стоимостная оценка ущерба от хозяйственной деятельности на уровне стран Европейского союза.
30.Условия, тенденции и факторы роста национальной экономики республики
Экономический рост – это тенденция изменения совокупных показателей развития национальной экономики за определенный промежуток времени, обычно за год.
Экономический рост
- процесс количественного увеличения
и качественного совершенствования создаваемых
потребительских стоимостей (благ) в соответствии
с объемом и структурой складывающихся
общественных потребностей.
Для характеристики экономического роста
используются как общие, так и частные
показатели. Общим показателем динамики
экономического роста считается увеличение
валового национального продукта, чистого
национального продукта или национального
дохода за определенный период времени
или их увеличение на душу населения.
В качестве частных показателей используются производительность труда, эффективность производства и т.д. Посредством общих и частных показателей выявляются динамизм развития общественного производства, количественные изменения в экономике. Вместе с тем. Данные показатели не всегда позволяют судить о качественной стороне экономического роста. Для этого необходимо сопоставить темпы экономического развития с темпами прироста населения.
Экономическая наука выделяет два типа экономического роста, впервые сформулированных К.Марксом. Они различаются соотношением результатов и факторов производства.
Первый тип макроэкономического
роста – экстенсивный (лат.
основного капитала (фондов);
рабочей силы;
материальных затрат (природного сырья, материалов, энергоносителей).
Для выяснения роли каждого
из указанных факторов в умножении выпуска
продукции применяется эконометрика (научная
дисциплина, изучающая количественные
процессы в экономике). С её помощью создаются
эконометрические модели роста национального
хозяйства.
Более сложный тип экономического роста
– интенсивный (
фр. Intensif – напряжение). Его главный отличительный
признак – повышение эффективности производственных
факторов на базе технического прогресса.
При данном типе расширенного воспроизводства появляется новый фактор экономического роста – повышение эффективности всех традиционных факторов.
Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.
Концепция стратегического развития Республики Беларусь на современном этапе была сформирована и представлена в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь. Этот документ отразил научно обоснованные направления устойчивого развития республики, исходя из принципов устойчивого развития, принятых ООН в «Повестке дня на XXI век», и собственных национальных интересов, условий и особенностей развития.
31.Переход на инновационный путь развития экономики
Переход на инновационный путь развития для белорусской экономики сегодня жизненно важен, поскольку она в силу объективных причин все больше интегрируется в европейские и мировые экономические процессы. При этом повышение ее конкурентоспособности возможно лишь при условии целенаправленной разработки и формирования национальной инновационной системы, рыночной трансформации действующего научно-технического потенциала Беларуси с ориентацией на мировые тенденции в инновационной сфере при обязательном учете собственных особенностей и интересов.
Инновационная программа - основная форма реализации наиболее важных технических, экономических, социальных и иных проблем по приоритетным направлениям научно-технической деятельности, концентрации ресурсов научно-технического и производственного комплексов в указанных направлениях и ускорения на этой основе развития наукоемких отраслей хозяйства республики и социальной сферы.
Программа - комплекс взаимоувязанных ресурсами, исполнителями и сроками научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и технологических работ, мероприятий по подготовке производства, разработок организационно-экономического характера, направленных на решение единой социально-экономической и научно-технической проблемы.
Программа разрабатывается на период, необходимый для полного достижения поставленных в ней целей, но не более чем на 5 лет.
Цели реализации программы - создание и освоение в производстве новой техники, технологий и материалов, что способствует выходу отечественного производства на международный уровень, решению первоочередных задач развития охраны здоровья, национальной культуры и других отраслей социальной и экономической сферы. В основу проекта Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы положены такие документы стратегического характера, как Программа социально-экономического развития страны, Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития, Комплексный прогноз научно-технического прогресса республики, решения третьего Всебелорусского народного собрания и Концепция Национальной инновационной системы Беларуси, одобренная правительством. Государственными заказчиками выступают 40 органов госуправления, облисполкомы, Мингорисполком и администрация Парка высоких технологий.
32.Отраслевая структура экономики в системе ОКЭД
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы (Программа-2015) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», Основными положениями организации государственного прогнозирования в Республике Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 августа1998 г. №1321) и распоряжения Президента Республики Беларусь от 11 мая 2010 г. № 150рп «О некоторых вопросах подготовки четвертого Всебелорусского народного собрания».
Разработка Программы-2015 осуществляется Министерством экономики Республики Беларусь совместно с республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом, Национальным банком, НАН Беларуси, а также специализированными научно-исследовательскими институтами. Функции головной организации по подготовке проекта Программы согласно Указу Президента Республики Беларусь от 1 октября 1998 №472 осуществляет Научно-исследовательский экономический институт – НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.
Программа-2015 должна предусматривать реализацию целей и задач, поставленных в Послании Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию «Динамичный прорыв в развитии страны – путь к новому качеству жизни» 20 апреля 2010 г., Основных положений (Программы) социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы и других стратегических, целевых и отраслевых программных документов.
В Программе-2015 на основе анализа и оценки развития национальной экономики в базисном пятилетии (2006–2010 годы), включая оценку последствий мирового финансово-экономического кризиса, а также внешних вызовов, отражающих тенденции мировых экономических процессов, определяются цели, задачи, приоритеты и важнейшие индикаторы социально-экономического развития Республики Беларусь на очередное пятилетие, обосновываются основные показатели, направления, меры и механизмы их достижения, масштабы и пропорции развития межотраслевых комплексов и основных видов экономической деятельности, развития хозяйства областей и г. Минска.
Методические рекомендации предназначены для обеспечения методологического и методического единства при подготовке министерствами и другими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом, иными разработчиками предложений к соответствующим разделам проекта Программы-2015.
33.Динамика отраслевой структуры экономики Республики Беларусь
Отраслевая структура характеризует соотношение долей отдельных отраслей в общем конечном продукте.
В совокупном общественном продукте 2006г. доли производства товаров и услуг снизились незначительно по отношению к 2001г.
Доли промышленности и строительства увеличились, а доля сельского хозяйства уменьшилась.
В сфере услуг уменьшилась доля транспорта, т.к. у населения прибавляется количество собственных транспортных средств.
Динамика отраслевой структуры ВВП отражает факт выравнивания долей услуг и производства товаров.
В 1990г. доля валовой добавленной стоимости в отраслях, производящих товары, более чем в 2 раза превышала аналогичную долю в отраслях сферы услуг. Но далее эти доли выровнялись. В отраслевом разрезе отмечается стабильное увеличение доли торговли и общественного питания.
Очевидно то, что технология и организация промышленного производства нуждается в совершенствовании. В первую очередь это должно касаться отраслей, определяющих хозяйственную перспективу и базирующуюся на собственном сырье, а также отраслей топливно-энегргетического комплекса.
По данным межотраслевого баланса за 2004г. наиболее затратными является нефтяная и пищевая отрасли промышленности. Теоретически можно повысить эффективность пищевой отрасли увеличив добавленную стоимость. Но тогда доступность продовольственных товаров снизится на внутреннем рынке, а на внешнем рынке снизится конкурентоспособность. Следовательно, спрос на данный вид продовольствия сдерживается более насущными расходами. Это относится и к другим видам продовольственных товаров.
Ведущая отрасль промышленности – машиностроение – менее затратная, чем пищевая, но потребляет большой объем импортируемого металла.
В смысле обеспеченности собственным сырьем более предпочтительно выглядят промышленность стройматериалов и деревообработка. Задача состоит в том, чтобы повышать их конкурентоспособность на внешнем рынке.
Все остальные отрасли экономики, хотя и имеют более высокую эффективность по сравнению с промышленностью, могут развиваться только на ее базе.
Таким образом, экономический рост в РБ возможен на основе согласованного развития взаимосвязанных групп отраслей и повышения их эффективности.
34.«Промышленный
комплекс и его роль в
Промышленный комплекс является важнейшим межотраслевым комплексом национальной экономики. Промышленность служит основой расширенного воспроизводства в национальной экономике. Она непрерывно воспроизводит средства производства как для себя, так и для других отраслей экономики. На его долю приходится 25,5 % валового внутреннего продукта, 34 % основных фондов, с промышленным производством связано 26,2 % занятого населения страны. Особенно велика роль тяжелой индустрии, которая вооружает необходимой техникой и технологиями все отрасли промышленного производства, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли, обеспечивая дальнейший технический прогресс.
Советский период индустриализации в Беларуси характеризовался быстрыми темпами развития машиностроения, электроэнергетики, торфяной и химической промышленности. В 30—40 гг. XX в. было построено и реконструировано более 1800 предприятий, которые давали почти 90 % всей промышленной продукции.
Под воздействием достижений научно-технического прогресса появляются новые отрасли: радиоэлектронная, электротехническая, нефтеперерабатывающая, точное машиностроение, производство автоматических линий, двигателей, минеральных удобрений, синтетических смол, пластмасс и др.
Основными причинами снижения промышленного производства явились: резкое сокращение государственного заказа на промышленную продукцию, как военную, так и предназначенную для гражданского капитального строительства (его объем сократился более чем вдвое); разрушение сложившихся хозяйственных связей; уменьшение платежеспособного спроса населения и сельскохозяйственных предприятий; сокращение объемов взаимной торговли между странами СНГ.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика РБ"