Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 12:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Национальная экономика РБ"
Капитальное строительство как отрасль включает общестроительные, монтажные, специализированные и другие организации, осуществляющие строительные и монтажные работы подрядным и хозяйственным способами. В отрасль входят проектные, проектно-изыскательские и научно-исследовательские организации строительного профиля.
Сложной проблемой остается незавершенное строительство, которое состоит из строящихся объектов в пределах нормативных сроков и с их превышением, временно приостановленного, законсервированного и окончательно приостановленного строительства.
Жилищное строительство в нашем государстве относится к одному из приоритетных направлений социально-экономического развития.
Увеличение жилищного строительства влечет за собой рост производства в других отраслях промышленности — деревообработки, стекольной промышленности, производства металлоконструкций и др. Жилье само по себе является структурообразующим благом, так как требует обновления мебели, электробытовой техники и других товаров длительного пользования.
Основными и наиболее значительными источниками финансирования строительства жилья являются (2003 г.) средства населения (79,3 %) и отчисления предприятий и организаций (около 12 %).
В сфере жилищного строительства на перспективный период важнейшей государственной задачей является обеспечение каждого гражданина комфортабельным, энергоэффективным, относительно дешевым жильем.
Рассматривая строительный комплекс, следует отметить ряд серьезных проблем в РБ:
48.«Промышленность строительных материалов»
При большом разнообразии объединяемых отраслей и производств промышленность строительных материалов характеризуется единством назначения выпускаемой продукции. Она непосредственно связана со строительством и обеспечивает его необходимыми материалами.
В Республике Беларусь почти 1500 предприятий и производств различной формы собственности представляют промышленность строительных материалов. На самостоятельном балансе находится 122 предприятия.
В настоящее время промышленность строительных материалов Беларуси объединяет 16 подотраслей и специализируется на выпуске цемента, извести, стеновых, облицовочных и отделочных материалов, сборных железобетонных и бетонных конструкций, кровельных материалов. Всего производится более 130 видов строительных материалов и изделий.
Производство строительных материалов и конструкций является фондо-, материале- и энергоемким.
К настоящему времени износ основных фондов большинства предприятий составляет 50—60 %. Физический износ технологического оборудования достигает 60— 70 % и более.
Республика Беларусь развивает экспорт строительных материалов и услуг. В страны ближнего и дальнего зарубежья экспортируется цемент, стеновые, кровельные, облицовочные, нерудные строительные материалы и др.
Цементная промышленность — ведущая отрасль промышленности строительных материалов, специализируется на производстве портландцемента, пуцеланового портландцемента, шлакопортландцемента и других его видов. Производство цемента обычно сочетается с изготовлением шифера, асбоцементных труб, других изделий. Сырье — мергельно-меловые породы и глины.
Крупнейшее предприятие отрасли — РУП «Белорусский цементный завод» (г. Костюковичи).
Предприятие «Кричевцементношифер» (г. Кричев) объединяет цементный завод и завод асбоцементных изделий по выпуску волнистого кровельного шифера.
Среди других подотраслей промышленности строительных материалов следует отметить производство сборных железобетонных конструкций и изделий, которое получило развитие в крупнейших городах и промышленных центрах Беларуси.
Значительное развитие получило производство облицовочных материалов — облицовочного кирпича и облицовочных керамических плиток (Речица, Орша, Брест). Следует отметить рост производства разнообразной продукции на ОАО «Керамин» в Минске, технический уровень и качество которой соответствует европейским стандартам.
Производство кровельных материалов сосредоточено в ОАО «Кровля» (г. Осиповичи).
Известковые и гипсовые материалы выпускают Гродненский и Климовичский комбинаты стройматериалов, Минский завод гипса и гипсовых строительных деталей, ОАО «Доломит» (на базе месторождения Руба Витебского района).
С промышленностью строительных материалов тесно связана стекольная и фарфоро-фаянсовая. Отрасль объединяет 50 предприятий и производств. Специализируется на производстве строительного и технического стекла, стеклотары, фарфоровой посуды и художественных изделий из стекла и хрусталя, художественно-бытового фарфора и фаянса, других изделий.
Производство строительного стекла сосредоточено в ООО «Гомельстекло» и на Гродненском стеклозаводе.
Высокохудожественные хрустальные изделия выпускают на РУП «Стеклозавод "Неман"» (г.п. Березовка) и Борисовском хрустальном заводе; другие виды стеклянных изделий — в Гродно, Елизово и др. Фарфоро-фаянсовые заводы действуют в Минске и Добруше.
49.«Транспорт»
Транспортный комплекс Республики Беларусь — совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.
Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте — 8,4 %, в основных фондах страны — 15,4, структуре инвестиций в основной капитал — 11,5 %. В транспортном комплексе трудится 6,1 % занятых в экономике.
Транспорт общего пользования предназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещения различных видов продукции между производителями и потребителями, осуществления общедоступного транспортного обслуживания населения. Транспорт необщего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен, как правило, для перевозки грузов и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна, фирмы и т.п.). Выделяют транспорт личного пользования (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки и т.п.). По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.
Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный, гужевой.
Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (отправлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Перевозки грузов — объем грузов в тоннах, перевезенных на транспортных средствах страны; по всем видам объем перевезенных грузов отражается на момент отправления (на автомобильном транспорте — момент прибытия). Грузооборот представляет собой пробег грузов и определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тоннах на тарифное расстояние его перевозки в километрах; измеряется в тонно-километрах (т км). Пассажирооборот характеризует объем выполненной работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые были перевезены пассажиры; измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км).
Основными показателями, характеризующими эффективность использования того или иного вида транспорта, являются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.
Государство осуществляет регулирование развития транспорта по следующим направлениям:
Железнодорожный транспорт. Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. Он отличается от других видов наземного транспорта массовостью потоков разнообразных грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью их перевозок на большие расстояния. Беларусь имеет довольно высокую плотность железных дорог (26,7 км/1000 км2 территории), что позволяет обеспечить эффективность экономики страны. Разветвленностью железнодорожной сети достигается доступ населенных пунктов (около 40 %) к железнодорожным станциям.
Белорусская железная дорога является непосредственно подчиненным правительству страны государственным комплексным объединением, в состав которого входят отделения железной дороги, промышленные, строительные, автотранспортные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические, снабженческие и другие предприятия и организации. Функционирует шесть отделений Белорусской железной дороги — Минское, Барановичское, Брестское, Гомельское, Могилевское и Витебское.
Значительный удельный вес в структуре перевозок грузов железнодорожным транспортом занимает транзит (36 %), который является важнейшим источником доходов и валютных поступлений.
Автомобильный транспорт. Осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский.
Грузовой автомобильный транспорт перевозит 47,7 % всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния. Грузовые перевозки автомобильного транспорта на большие расстояния значительно дороже железнодорожных, однако автомобильный транспорт обладает большой маневренностью и гибкостью, обеспечивая перемещение грузов «от двери к двери» — от места производства к месту потребления без помощи других видов транспорта.
Беларусь стала полноправным членом Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), что позволило белорусским перевозчикам беспрепятственно осуществлять перевозки грузов по многосторонним разрешениям в любую страну, входящую в ЕКМТ. Одновременно был открыт белорусский рынок транспортных услуг перевозчикам всех стран, являющихся членами ЕКМТ. В республике созданы Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков, Белорусская ассоциация экспедиторов и Белорусский союз транспортников.
Пассажирский автомобильный транспорт подразделяется: на автобусный и легковой; личный и ведомственный (ассоциации, концерна, организации и т.п.). Выполняет как городские и пригородные, так и дальние перевозки. Ведущие позиции в Республике Беларусь занимает пассажирский автомобильный транспорт общего пользования
В системе автомобильных дорог и автобусного обслуживания пассажиров функционирует 35 автовокзалов (наиболее крупные в Минске, Бобруйске, Барановичах, Молодечно, Могилеве, Новополоцке и др.) и более 140 автостанций. На сети магистральных автомобильных дорог общего пользования расположено 116 гостиниц, 325 автозаправочных станций, 98 станций технического обслуживания, 560 пунктов питания.
Приоритетными направлениями в развитии автомобильного транспорта на ближайший период определены: внедрение ресурсосберегающих транспортных технологий, расширение спектра транспортных услуг, обновление и пополнение парков транспортных средств, наращивание экспорта услуг.
Разрабатывается новая Государственная программа «Дороги Беларуси» на 2006—2015 гг. Главная цель программы — создание условий для развития национальной экономики, обеспечения безопасности и обороноспособности страны, реализации социальной политики государства. Концепцией программы определены важнейшие направления развития дорожного хозяйства в перспективном периоде, в числе которых:
• улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, поддержание их на уровне требований стандартов, повышение безопасности движения;
• создание системы устойчивого финансирования дорожных работ на основе более полного привлечения средств пользователей автомобильными дорогами с учетом степени воздействия транспортных средств на износ дорог и экономического эффекта, получаемого пользователями дорог от перевозок;
• повышение качества дорожных работ;
• развитие рынка дорожных работ, повышение конкуренции среди дорожно-строительных и эксплуатационных организаций.
Внутренний водный транспорт. Постепенно теряет свои позиции в транспортном комплексе страны. Потенциальные возможности речного транспорта и его инфраструктура оказались невостребованными (аналогичная тенденция наблюдается во многих европейских странах, имеющих более крупные водные пути).
Судоходными путями Беларусь связана со всеми пограничными с ней государствами. Наибольшее значение в перевозках грузов и пассажиров имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож, Западная Двина, Неман, Днепро-Бугский канал
Воздушный транспорт. Этот вид транспорта осуществляет перевозки пассажиров и грузов воздушным путем. Для него характерны высокие скорости движения. Он используется прежде всего для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика РБ"