Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка

Краткое описание

1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?

Файлы: 1 файл

националка шпора.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

 

1/ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.

Состояние государства  рыночной экономики определяется той  фазой экономического цикла, которую она переживает. Что касается экономического состояния Украины, то оно определяется многими составляющими. Среди них определяющее значение имеет осуществление Украиной перехода от командно-распределительной системы хозяйствования к социально-ориентированной рыночной экономике. При этом этот переход усложняется тем, что Украина должна сформулировать собственную экономическую систему, которая бы отвечала требованиям независимого государства и одновременно обеспечивала бы её развитие как самостоятельного государственного образования. Развитие экономики Украины в переходный период имеет особый характер, существенно отличающийся от обычного, нормального поступательного экономического развития.

В условиях становления  двухуровневой экономики, что предусматривает функционирование в органическом взаимодействии и взаимодополнении государственного управления и методов саморегулирования рыночной среды, необходимо принять меры относительно оптимального влияния на процесс общественного воспроизводства (макроэкономические параметры, отраслевые структуры производства, цены и денежно-финансовые вопросы) для поддержания её перехода на рыночный механизм хозяйствования. Обязательным условием для эффективного функционирования внедряемого рыночного механизма хозяйствования является обеспечение роста производства и процесса труда - целенаправленного взаимодействия производительных сил: трудовых ресурсов, средств и предметов труда. Анализ современного экономического состояния Украины невозможен без выяснения сущности переходного периода, который переживает страна. Именно это может служить отправной точкой для понимания природы и причин современного экономического кризиса, а поэтому определить сроки его окончания. В экономической литературе по этому вопросу нет достаточно аргументированной точки зрения. Основной причиной экономического кризиса в Украине, как и в других постсоветских республиках, была неизмеримо глубокая деформация основных пропорций народного хозяйства, отраслевая несбалансированность, огромные диспропорции между реальными доходами населения и их товарном покрытии. В этих условиях обойтись без кризиса не было возможностей. Учитывая эти особенности экономического кризиса в Украине, важное методологическое значение имеет не только выяснение причин его возникновения, но и определение тех факторов, которые, с одной стороны, обусловили такие большие сокращения производства ВВП, национального дохода, продукции промышленности и сельского хозяйства, а с другой - его долговременность.

Понятно, что  причины экономического кризиса  и причины его долговременности и большой глубины находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Положение, которое сложилось в экономике Украины, обязывает быть максимально критическим и дальновидным в своей экономической политике. Чтобы закрепить первые успехи в росте национального производства, которое началось с 2000 г., нужна эффективная политика государства, которая должна обеспечить  ежегодный рост ВВП где-то 6-7%, инвестиций в основной капитал 1 - 10-12%, инфляцию- 7-9%. На втором этапе с 2005-2011 г. необходимо довести годовые темпы роста ВВП до 7-9%. При таких темпах роста предкризисный объём производства ВВП будет достигнут где-то к 2013 г. При этом основной задачей государства является не приватизация как таковая, т.е. приватизация ради приватизации, а создание конкурентной среды как условия повышения эффективности.

Сегодня можно  уверенно сказать, что годы экономического спада - пройденный период. Уже четвёртый год подряд экономика Украины демонстрирует довольно значительные темпы возрождения экономического потенциала, который является из наивысших среди стран СНГ. Вместе с тем, нужно иметь ввиду, что экономический рост не носит стабильного характера. На него могут влиять как факторы, которые могут, если не развернуть экономику к падению, то, во всяком случае, существенно повлиять на уменьшение темпов экономического роста. Поэтому экономическая стратегия правительства должна включать не только определение параметров экономического роста и способов осуществления, но и предвидеть возможные возникновения ситуаций негативного характера и механизма их нейтрализации.

 

2/ АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ

Государство не может оставаться сторонним наблюдателем и ожидать, пока экономика самостоятельно выйдет из кризиса. Государство само страдает от кризиса и заинтересовано в его преодолении, а главное - оно несет ответственность перед обществом за состояние экономики, уровень и качество жизни населения. Поэтому экономическая наука и правительства развитых стран после разрушительного мирового кризиса 1929 -1933 г.г. выработали теорию и механизм антикризисного регулирования, неоднократно применявшиеся с определенным успехом в последующие десятилетия. В основе антикризисной политики лежит теория Дж. Кейнса и его последователей, ориентированная на усиление вмешательства государства в экономику в периоды кризисов для предотвращения их тяжелых последствий. Основные положения этой политики сформулированы в докладе группы экспертов ООН53:

  • обдуманные и постоянные действия правительства с целью поддержания эффективного спроса на уровнях, соответствующих полной занятости, что может потребовать 
    как увеличения государственных расходов на социальные программы, так и уменьшения налогов;
  • встроенные в экономическую систему механизмы гибкости, связанные с прогрессивным подоходным налогом и программой социального обеспечения;
  • регулирование объема частных инвестиций, предоставление специальных государственных кредитов, налоговые льготы для поощрения частных инвесторов; координированная программа государственных инвестиций в предприятия коммунального обслуживания, транспорт, жилищный сектор, предприятия госсектора;
  • стабилизация доходов сельского хозяйства с помощью поддержания или гарантирования цен, субсидий на нужды производства
  • антициклические меры, предусматривающие при увеличении безработицы сверх установленного предела изменение ставок подоходного налога (для повышения чистого 
    личного дохода), изменение взносов на социальное обеспечении и выплату пособий, развертывание программы общественных работ и т.п.

Важное место  в антикризисном регулировании  занимают масштабные государственные  программы, обеспечивающие увеличение занятости и доходов населения. Рекомендованные меры неоднократно применялись в кризисные периоды правительствами разных стран с корректировкой в зависимости от характера и особенностей национальной экономики и глубины кризиса.

Однако к  этим мерам оказалось не готовым правительство Украины в условиях небывало глубокого и затяжного экономического, социального и политического кризиса, разразившегося в 90-е годы. Был поставлен ошибочный диагноз кризиса, были лихорадочно перепробованы меры, которые вели лишь к углублению кризиса. Реально осуществлялся курс перекладывания тягот кризиса на население и реальный сектор экономики, что сокращает потребительский спрос и затягивает выход из кризиса.

Меры по сокращению государственных расходов в социальной сфере, по увеличению плотности услуг и подоходного налога, уменьшению государственных инвестиций льгот для частных инвесторов, повышению взносов работников на социальное обеспечение с точностью да наоборот отвечают указанным выше рекомендациям группы экспертов ООН и ведут к сокращению потребительского спроса, углублению кризиса перепроизводства. Во многом это связано с низкой квалификацией высших государственных служащих в области теории циклов и кризисов, отсутствием долгосрочной стратегии и программы выхода из кризиса.

Перед украинской экономической наукой стоит задача выработать научные основы и эффективные механизмы прогнозирования и диагностики кризисов, антикризисного регулирования. Необходимо значительно расширить обучение госслужащих всех уровней в области теории прогнозирования кризисных ситуаций, содержания и методов эффективного антикризисного программирования.

 

 

3. Валовое накопление  капитала согласно СНС

Накопление  экономического потенциала

Национальное  богатство страны в его традиционном понимании увеличивается в результате накопления и инвестиционной деятельности, обеспечивающих производство товаров и услуг. При расширенном воспроизводстве часть прибыли направляется на увеличение воспроизводимого капитала (капитализируется). Накопление капитала характеризует вложение средств резидентами в объекты национального богатства с целью получения доходов в будущем. Различают валовое и чистое накопление основного капитала.

К валовому накоплению капитала согласно СНС относятся: валовое накопление материального основного капитала; изменение запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей; изменение нефинансовых, непроизведенных, нематериальных активов.

Под чистым накоплением  капитала понимают валовое накопление за вычетом износа основного капитала.

Валовое накопление основного капитала характеризует вложение средств резидентами в объекты основного капитала.

Компонентами  валового накопления основного капитала являются: приобретение, за вычетом выбытия, новых и существующих основных фондов; затраты на улучшение произведенных материальных активов; затраты на улучшение произведенных материальных активов; расходы, связанные с переходом прав собственности на непроизведенные активы. К накоплению основного капитала относятся также затраты на строительство военных аэропортов, верфей, дорог, зданий и сооружений, которые могут быть использованы также и для гражданских целей.

Чистое  приобретение ценностей характеризует увеличение национального богатства за счет приобретения (за вычетом стоимости выбытия) активов, приобретаемых с целью сохранения стоимости.

Изменение величины нефинансовых произведенных активов (основной капитал, запасы материальных оборотных средств, ценности), а также материальных и нематериальных нефинансовых непроизведенных активов вместе с изменением сальдо финансовых зарубежных активов и обязательств отражает общую величину изменения национального богатства.

Масштабы накопления в целом по стране в решающей мере зависят от: величины ВВП; располагаемого национального дохода и его распределения на текущее потребление и сбережения; использования сбережений на накопление национального капитала.

В Украине на объеме накоплений негативно сказываются неблагоприятные изменения в структуре использования ВВП, где существенно возросли расходы на конечное потребление домашних хозяйств и чистый экспорт при резком сокращении нормы расходов на накопление, определяемой как отношение величины инвестиций к ВВП.

Расчеты показывают, что в Украине слишком  велик разрыв между нормой сбережения и нормой накопления. Уровень сбережений в стране в 2001 г. составил 35%. Это довольно большая величина. В то же время валовые накопления составили лишь 22%, а инвестиции в основной капитал - 18,7 %. Одновременно чрезмерно возросла не инвестиционная нагрузка на экономику.

Платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга составили 5% к ВВП, вывоз капитала (исходя из финансового счета платежного баланса .5 млрд долл.) - 5%, накопление, золотовалютных резервов - 3%, Соответственно основными, направления ми увеличения средств на цели накопления являются: рациональное управление внешним долгом, направленное на его уменьшение и сокращение расходов по обслуживанию; разработка и реализация мер по сокращению вывоза капитала и привлечению иностранного капитала; ограничение наращивания золото валютных резервов. Это позволит существенно увеличить норму валового накопления. 

Происходящие  в стране воспроизводственные процессы и характер накопления пока не дают оснований для оптимизма. При доле валового накопления в ВВП, не намного уступающей развитым странам, Украина имеет менее благоприятную структуру накопления. В ней относительно высокая доля, направляемая на развитие промышленности, транспортной инфраструктуры и низкая доля расходов на развитие науки, образования, здравоохранения, культуры, финансово-кредитной сферы и других отраслей, обеспечивающих социальное развитие общества, а также внутренней и внешней финансовой деятельности, играющей решающую роль в условиях развития финансовой глобализации. Накопления в этих секторах и отраслях экономики в развитых странах составляют порядка 60-65% от общего объема накоплений. В Украине эта их доля составляет менее четверти.. Не происходит заметных изменений и в структуре промышленного производства.

 

4. валютное регулирование.

К числу валютных ценностей в Украине относятся: валюта Украины; платежные документы и прочие ценные бумаги выраженные в валюте Украины; иностранная валюта; платежные документы и прочие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте или банковских металлах; банковские металлы.

Под валютными  операциями понимаются:

операции, связанные  с переходом права собственности  на валютные ценности, за исключением операций, осуществляемых между резидентами в валюте Украины;

операции, связанные  с использованием валютных ценностей в международном обращении как средства платежа, с передачей задолженностей и иных обязательств, предметом которых являются валютные ценности;

операции, связанные  со ввозом, переводом и пересылкой на территорию Украины и вывозом, переводом и пересылкой за ее пределы валютных ценностей.

Кабинет Министров  Украины в сфере валютного  регулирования:

определяет  и представляет на утверждение в  Верховную Раду Украины лимит внешнего государственного долга Украины;

принимает участие  в составлении платежного баланса Украины;

обеспечивает  выполнение бюджетной и налоговой  политики в части, касающейся движения валютных ценностей;

обеспечивает  формирование и выступает распорядителем Государственного валютного фонда Украины;

определяет  порядок использования поступлений в международных расчетных (клиринговых) единицах, используемых в торговом обороте с иностранными государствами, а также в неконвертируемых иностранных валютах, используемых в неторговом обороте с иностранными государствами на основании положений международных договоров Украины.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"