Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка
1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?
Авторы обращают внимание на два принципиальных элемента стратегии участия государства в процессе развития своих стран. Первый из них - приведение функций государства в соответствие с его потенциалом. Иначе говоря, речь идет о том, чтобы соразмерять желания с возможностями. Многие государства пытаются сделать слишком многое, располагая ограниченными ресурсами, что часто приносит больше вреда, чем пользы. Второй элемент стратегии связан с укреплением потенциала государства путем активизации общественных институтов. Это подразумевает разработку эффективных норм и ограничений, которые позволили бы сдерживать произвол властей, бороться с засильем коррупции. Важной частью работы является развитие разнообразных форм общественного контроля, который должен распространяться и на предпринимательский корпус и на функционирование органов государственного и муниципального управления.
Общие
функции государства в
2.Организация денежного обращения.
10. Реализация национальных интересов в мировой экономике; поддержка международной конкурентоспособности отечественной экономики
45. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ
Экономический потенциал страны х-ет способность общ-ва произ-ть товары и услуги и обеспечивать расширенное воспроизводсво в целях удовлетвор.потребностей населения, улучшения кач-ва жизни ее граждан. Общ-ное пр-во представляет собой процесс преобразования рес-сов в продукцию требуемого объема и кач-ва. В этом плане оно в решающей степени зависит от наличия и использ-я взаимосвязанных и взаимообусловленных рес-сов, определяющих возможности пр-ва: 1)основного капитал и др. нефинансовых и фин. Активов2)прир.рес-сов3) человеческих рес-сов.4) организация управления5) инновационного капитала. Возможность общ-го пр-ва, представляющего собой процесс преобразования рес-сов в продукцию тербуемого объема и кач-ва в решающей степени зависят от накопленного нац.богатства. Вместе с тем потенциал эк-го развития в значительной мере опеределяется науно-инновационным и управленческим потенциалом.
46. ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ СНГ
За годы существования СНГ в ее функционировании выявились две, тенденции: одна к развитию интеграционных форм и процессов, вторая — центробежная.
С одной стороны, в середине самого Содружества возникли новые формы интеграции между отдельными государствами, такие как Экономический союз, Таможенный союз (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия), с октября в 2000 г. — Евроазиатский союз, к которому впоследствии присоединился Таджикистан, союз Беларуси и России. Весной 1996 г. названные страны подписали «Соглашение об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах». В первые годы XXI ст. сформировалась идея создания нового регионального объединения на основах прежнего Советского Союза — Единственного экономического пространства (ЕЭП), к которому, по логике интеграторов, должны были бы войти в первую очередь Россия, Украина, Беларусь и Казахстан.
Украина также выступила инициатором создания нового экономического союза отдельных стран — членов СНГ — ГУУАМ (Грузия, Украина, Молдова, Азербайджан, Узбекистан. Последний в 2005 г. практически вышел из организации, сократив ее аббревиатуру до ГУАМ). Региональное объединение ГУАМ создает новый перспективное для Украины экономическое пространство, поскольку объединяет нашу страну с Молдовой (Юго-восточная Европа, Балканы) и Грузией, Азербайджаном (Кавказ, Закавказье, Иран).
К факторам, которые усиливали центробежные процессы на экономическом поле стран СНГ, следует отнести падение платежеспособного спроса государств, увеличением задолженности, недоступностью кредитов, снижением реальных доходов населения.
Однако, самым серьезным фактором центробежных тенденций стал факт несостоятельности любой страны — участника СНГ взять на себя роль интеграционного технологического ядра, «технологического донора» новейших высокоэффективных технологий. В то же время необходимость существования такого «локомотива» является сегодня неотложной общей потребностью.
47. Общегос-ное планирование - один из методов рег-ния эк-ки
В командно-администр. эк-ке гос-ое планирование являлось основным методом регулирующего воздействия на пр-во, обмен и распр-ие производимого прод-та. Более того, план как юрид закон распр-ния превращался в тормоз НТП, инноваций, роста производ-ти труда.
Метод планирования, как и план, предполагает использ-ие позитивных фак-ов. План в любом нац-ом образовании увязывает цели, ресурсы и мероприятия в единое целое.
Проявление планомерности и организация планир-ия не только объективно необходимы, но и возможны в рын-ой эк-ке.
Планомерность - это послед-сть реализации отраслевых и межотраслевых связей, рац-ного поведения и использования рыночных регуляторов для достижения целей эк-ого роста.
План фиксирует предполагаемую послед-ость в использов рес-ов как по кол-ву, так по их качест-му составу с учетом сложившихся ценностей. Макроэк-ое планир-е предполагает организованную дея-ть, осуществляемую как центр-ым планирующим органом, так и его локальными подразделениями.
В странах с рыночной экономикой используются методы как централизованного, так и индикативного планирования.Формирование единого централизованного плана находится в зависимости от действия внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов, из которых формируется экономический рост и внутренний валовой продукт.
Методология и методы индикативного планирования отличны от централизованного плана.
Индикативное планирование представляет собой процесс разработки системы взаимосвязанных индикаторов (параметров) состояние экономики, а также определение мер государственного воздействия на экономические и социальные процессы с целью достижения этих индикаторов. К индикаторам обычно относится система показателей экономической динамики: структура и эффективность экономики. Индикативный план, как и централизованный, должен быть сбалансированным по материальным, трудовым и финансовым ресурсам.'
Основной концепцией государственного регулирования экономики Украины должна стать структурная политика Основу ее должны составить избирательная поддержка отраслей, обеспечивающих производство конкурентной продукции, независимость и безопасность экономики, повышение уровня жизни благосостояния народа.
47. ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
В командно-административной
экономике государственное план
В науке господствующее положение заняли позиции тех авторов, которые полностью отрицают возможность использования централизованного и индикативного планирования не только в переходной, но и в развитой рыночной экономике.
С ростом обобществления и концентрации производства, усложнением связей, достигающих значения многократных, государство уже не в состоянии поддержать равновесие функциональной экономической системы и достаточно высокие темпы ее развития только посредством макроэкономического инструментария, т.е. бюджетного, налогового, денежно-кредитного регулирования. Это инструменты краткосрочного действия. Они используются в основном для нивелировки, устранения отклонений от прогнозных или планируемых показателей экономического роста и нарушения пропорций, обеспечивающих это развитие. Становится очевидным, что показатели роста и экономические пропорции могут устанавливаться государством на основе анализа, прогнозирования и плановых программ экономики. Проявление планомерности и организация планирования не только объективно необходимы, но и возможны в рыночной экономике.
Государственное
вмешательство через разработан
В странах с рыночной экономикой используются методы как централизованного, так и индикативного планирования. По мере накопления опыта и изменения объективных условий наблюдается переход от одного к другому.
Формирование единого централизованного плана находится в зависимости от действия внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов, из которых формируется экономический рост и внутренний валовой продукт. В его создании участвуют различные государственные и частные структуры на основе вариантов государственной экономической политики.
Индикативное планирование представляет собой процесс разработки системы взаимосвязанных индикаторов (параметров) состояние экономики, а также определение мер государственного воздействия на экономические и социальные процессы с целью достижения этих индикаторов. К индикаторам обычно относится система показателей экономической динамики: структура и эффективность экономики, состояние обращения, занятости, уровня жизни, движения цен и т.д. Индикативный план, как и централизованный, должен быть сбалансированным по материальным, трудовым и финансовым ресурсам
48. Задачи и общие функции государства в современной экономике
Современная
экономика (в координатах, привычных западному миру) есть
высокоорганизованная, инновационно-
Специфические условия украинских реформ внесли большую противоречивость в вопрос оценки обществом роли и функций государства в современной экономике. В научной среде выделялись и продолжают существовать в этой части два диаметрально различных подхода. Первый предполагает, что чем больше экономика носит рыночный характер, тем меньше государственным институтам нужно вмешиваться в экономическую жизнь и тем слабее должен быть государственный сектор экономики. Другой подход базируется на мнении, что роль государственного регулирования должна быть преобладающей всегда: и на этапах становления рыночных взаимодействий, и там, где уже сложились самые высокоразвитые механизмы рынка.
Обозначенный поворот настроений в кругах политической и научной элиты относительно участия государства в рыночной экономике требует осмысления. Важно выяснить, какое место среди его причин занимает влияние текущей политической конъюнктуры, а какое — глубинное осознание серьезности и сложности проблемы соотношения рыночных и институциональных регуляторов экономических отношений сейчас и в будущем.
Заметим, что переосмысление роли государства в экономике — явление, характерное не только для России. Оно касается и экономических систем, находящихся на разных ступенях рыночных трансформаций, а также и устойчивых, благополучных стран. Фундаментальный материал для размышлений и оценок на эту тему дает Отчет о мировом развитии за 1997 г. "Государство в меняющемся мире", подготовленный сотрудниками Всемирного банка.