Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка
1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?
И это не случайно, поскольку общеизвестной есть закономерность, в соответствии которой темпы экономического роста Определяются динамикой совокупных инвестиций. Это связано с тем, что именно инвестиции являются наиболее динамичной и неотъемлемой частью совокупных общественных затрат. Именно их смена обеспечивает движение общественного воспроизводства по фазам цикла. Это обусловлено тем, что составляющие общественных затрат на протяжении цикла практически не изменяются. Особенности потребления населения является очень консервативным и достаточно стабильным, Оно изменяется медлен но и постепенно, а также практически не зависит от общего со стояния общественного воспроизводства во время отдельной фазы цикла, поскольку факторы, которые его определяют, формируются на протяжении периода, продолжительность которого повышает продолжительность цикла.
Государственные расходы в основном также имеют ,тенденцию оставаться стабильными. Но если и изменяются, то под влиянием политических решений и имеют значительный инерционный лаг в своих изменениях.
Одновременно общая масса инвестиций в обществе очень динамична и является изменчивой величиной. И именно от изменения объема инвестиций зависит то, в каком направлении будет двигаться. В условиях снижения инвестиций общественное производство ·вступает в фазу кризиса. в случае стабильности, -фазу депрессии, а от увеличения -в фазу оживления и роста.
То есть главная составляющая, изменение которой определяет изменение величины, общих общественных затрат-. это инвестиций. А в их структуре наиболее гибкими являются чистые инвестиции. Чистые инвестиции определяются разницей между общей. величиной совокупных инвестиций в обществе (валовые инвестиции) и величиной Использованного в обществе капитала. То есть чистые инвестиции определяют величину прироста не только совокупных общественных затрат, но и совокупного общественного капитала, благодаря которому создается общественный продую и происходит экономический рост.
54 Инвестиционные факторы экономического роста в Украине
В этом смысле очень важно проследить какие особенности инвестиционной деятельности существуют в переходной экономике Украины и, соответственно, какие исходные закладываются, в возможности экономического роста в переходный период и на дальнейшее, Вниманию уделяются:
• Общая величина и динамика общественных сбережений.
• Соотношение
между Общественными
• Общая величина и динамика инвестиций в основной капитал
• Потребности предприятий в инвестициях' в основной капитал. ,
. О роли
инвестиций в экономическом
Дополнительно процесс уменьшения источников валового' накопления связано тем, что начала действовать группа факторов, связанных с утечкой капитала за рубеж Причины этого разнообразные:
Для Украины характерна неоднородность отраслей и отдельных предприятий в середине отраслей относительно эффективности. В стране наблюдается технологическая многоукладностьладность, связанная с параллельным существованием доиндусттриального (с большей частью ручного труда), индустриального И постиндустриального производства. Постиндустриальное производство экономике Украины связано с освоением космоса, с работой АЭС, информационными технологиями и системами коммуникации и связи. Все это дополнительно подкрепляет потребность
в инвестициях для выравнивания технологического уровня производства.
Решающим условием Обеспечения экономического роста должен стать инвестиционный прорыв. Он должен привести к значительному росту общего объема инвестиций в ,основной капитал, увеличение части Инвестиций в секторы, способные обеспечить
технологическую конкурентоспособность украинской продукции, подъем инновационного накопления инвестиций. Конечной целью инвестиционной политики В перспективе есть создание производственного аппарата, способного обеспечить эффективный экономическое развитие Украины. В процессе достижения этой цепи должны быть обеспечены структурные сдвиги в народном хозяйстве
55. ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Методология и методы индикативного планирования отличны от централизованного плана.Индикативное планирование представляет собой процесс разработки системы взаимосвязанных индикаторов (параметров) состояние экономики, а также определение мер государственного воздействия на экономические и социальные процессы с целью достижения этих индикаторов. К индикаторам обычно относится система показателей экономической динамики: структура и эффективность экономики, состояние обращения, занятости, уровня жизни, движения цен и т.д. Индикативный план, как и централизованный, должен быть сбалансированным по материальным, трудовым и финансовым ресурсам. Отсутствие реальных ресурсов в данное время предполагает возможный расчет получения их в будущем горизонтальном периоде. Поэтому индикативные планы напоминают больше прогнозные расчеты, которые не носят директивного характера. В целом индикативное планирование опирается на согласованность и гармонию общественных интересов. Поэтому в случае экономических конфликтов и кризисных симптомов спада производства и роста безработицы доверие к этим планам и методам индикативного прогноза резко снижается, а экономика в этом случае вступает в полосу неопределенности и недоверия к сбалансированным индикаторам.Несмотря на недостатки, индикативные планы позволяют разработать обоснованные цели, задачи и методы реализации государственной социально-экономической политики государственной системы (центра и регионов).Индикативный план органично соединяет в одной концепции-документе действующую экономическую политику, прогнозные расчеты государственных программ, систему регуляторов, объемы государственных инвестиций и возможности воздействия на динамику функционирования структур на микроуровне. При благоприятной экономической конъюнктуре индикативный план выступает стимулирующим фактором экономического роста при прямом и косвенном государственном регулировании. Использование его позволяет реализовывать крупные социальные и экологические программы по миграции трудовых ресурсов, освоению территорий, охране водных, лесных и почвенных ресурсов национального государства и его регионов.На основе индикативных планов определяются:глобальные элементы структурной программы государства;структура экспорта и импорта;основные направления НТП и науки;развитие рыночной и производственной инфраструктуры;основные направления реформирования социальных условий и социальных услуг;параметры институциональной политики государства.В переходной экономике Украины отсутствуют специальные структуры по организации как централизованного, так и индикативно-прогнозного планирования. Частично эту работу осуществляет Министерство экономики, которое определяет важнейшие направления - индикаторы приватизационных мероприятий, изменения структуры промышленного и аграрного производства, стабилизации экономики, повышения уровня жизни различных слоев населения. В наследство от командно-административной системы Украине досталась далеко не совершенная отраслевая структура с преобладанием тяжелой промышленности, военно-промышленного комплекса, сверхмонополизмом и сырьевой ориентацией экспорта. В формирующейся экономике низок уровень рыночной инфраструктуры, информатики, банковско-кредитной системы.Эти негативные особенности украинской экономики, с одной стороны, затрудняют действие объективного автоматического рыночного механизма, с другой, возможности государственного регулирования ее с помощью централизованных и индикативных планов. Положение усугубляется недостаточной самостоятельной активности регионов и финансово-кредитных рынков.Основной концепцией государственного регулирования экономики Украины должна стать структурная политика. Основу ее должны составить избирательная поддержка отраслей, обеспечивающих производство конкурентной продукции, независимость и безопасность экономики, повышение уровня жизни благосостояния народа.
56. Инновационный капитал.
Экономический потенциал страны хар-ет способность общества пр-ть товары и услуги и обеспечивать расширенное воспр-во в целях удовлетворения потребностей населения, улучшения кач-ва жизни ее граждан.Темпы и качество эк. роста в совр. условиях в решающей мере опред-ся развитием науки и инновационными преобразованиями, обеспечивающими прирост пр-ва, в основном за счет наукоемких товаров и услуг, и существенное снижение ресурсоемкое пр-ва, а также улучшением организации пр-ва и управления.Потенциал эк. развития складывается не только из исходных ресурсов, но также из научно-инновационного и управленческого потенциалов. Организация управления и научно - инновационный потенциал тесно связаны с нац. богатством, однако в силу их сущностных хар-к рассматриваются как самостоятельные элементы эк. потенциалаНаличие и использование этих факторов пр-ва, в свою очередь, связано с общественным и эк. устройством страны, внешнеэкономической ситуацией и эк. политикой, способной ускорять эк. развитие, если она нацелена на долгосрочное эффективное воспр-во, повышение благосостояние населения, модернизацию производственного аппарата, рост конкурентоспособности и обеспечение эк.безопасности.
57. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА.Экономическая деятельность в любой стране совершается в соответствии с определенными нормами и правилами, принятыми в стране и мировом сообществе. Эти правила могут быть объектами статутного (юридически оформленного соответствующими законами) либо обычного (Принятого в данном обществе на основе обычаев, традиций) пра-ва. Эти правила и нормы, укоренившиеся в обществе, принято называть институтами. Институты, получившие законодательную основу, называют формальными, а институты, базирующиеся на ' неписаных законах (каковы обычаи, традиции, морально-этические нормы поведения, религиозные убеждения), называют неформальными.
Совокупность действующих в стране формальных и неформальных институтов составляет институциональную среду, в условиях которой ведется любая в том числе и экономическая, деятельность. Институциональная система страны исторически обусловлена, она складывается в течение продолжительного периода под влиянием политических, идеологических, экономических факторов. Она отражает форму государственного правления, политические пристрастия правящей элиты и обусловленные ими стратегические цели развитая страны; ментальные особенности народа, населяющего страну; исторически сложившиеся принципы ведения хозяйства. Поэтому попытки переустройства институциональной системы без учета этих факторов могут привести к существенным нарушениям социальных устоев жизни общества. Это обусловлено наряду с другими факторами консервативностью сложившихся принципов человеческой деятельности, в частности ведения хоз-в
58. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. Институциональные концепции исходят из базисного предположения о эволюционном хар-ре развития эконом системы.Таеие предположения основываются на анализе базисных детерминант внутренней нестабильности рыночного хоз-ва, кот обуславливают как неэффективность, так и несправедливость разделения ресурсов и доходов между субъектами хозяйствования. К таким детерминантам можно отнести борьбу за эконом власть, несоответствие в динамике денежных операций в эк-ке, кот влияют на взаимождействие таких эконом переменных, как цены на товары конечного и промежуточного потребления, объемы кредитования, ставка процента, кумулятивность и эволюционный хар-р институц-изменений, отстаивание и блокировка в изменениях рутин, кот обуславливают зависимость эволюции экономической системы от её прошлых рез-в. Институты явл-ся ключом к пониманию отношений м.общ-ом и экономикой и влияния этих отношений на эконом развитие. Институты связывают прошлое, настоящее и будущее, в рез-те чего история становится процессом преимущественно внутреннего развития, а функционирование эконом систем на протяжении длительных исторических периодов становится понятным только как часть институционального процесса.
59. Институциональные
составляющие
Совершенствование экономической системы означает изменение её институциональной структуры в направлении ограничения деструктивных сил, которые стоят на пути экономического развития и внедрения институтов, которые способствуют улучшению условий жизнедеятельности и жизнеобеспечения общества