Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка
1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?
Институциональная система включает две подсистемы формальную и неформальную.
Первая - это законодательно зафиксированные нормы и правила, которыми люди должны руководствоваться в собственных действиях и взаимоотношениях между собой. Это та господ ствующая среда, в которой пребывают люди, исполняющие функции общественной и индивидуальной жизнедеятельности Эта подсистема усовершенствуется путем реформирования экономических структур чрез наполнение их новым содержанием собственно к требованиям прогрессивного развития.
Можно считать что реформы - это способ осуществления институциональных изменений. Это субъективная деятельность людей направленная на усовершенствование всех параметров экономической системы. Вторая - это общепринятые условности, обыкновенные нормы и кодексы поведения, опосредованные господствующей культурой, моралью, этичными нормами, привычками и т.д. Неформальную подсистему преломляется восприятие и выполнение "правил игры" во взаимодействиях с экономическими агентами. Она опирается на состояние социального капитала, основанного на доверии и деловой репутации участников взаимодействия. Эти две подсистемы взаимосвязаны и формируют институциональную среду, в которой какая-нибудь личность направляет действия людей соответственно этим нормам. Человек, попавший в эту среду, приспосабливается к ней, воспринимает ее так, как все другие люди, которые пребывают в этой среде. Сама среда, особенно ее сфера неформального возникновения, формируется в течение длительного времени, включает в себя также инстинктивный и генетический уровни. Поэтому институциональные изменения - это довольно длительный процесс, который требует уяснение обществом необходимости этих изменений, желание осуществить их в направлении усовершенствования институциональной среды. Вместе с этим в условиях системных трансформаций, когда осуществляется переход от одного типа экономической системы к другому, от социалистических форм хозяйствования к частнокапиталистическим, формирование новой институциональной среды может происходить в относительно короткое время путем революционных изменений в несущих конструкциях экономической системы, и прежде всего изменений в отношениях собственности и механизмов ее управления.
Эти изменения осуществляет государство на основе принятия Законодательных актов и принятия условий для их реализации. Действия государства должны быть направлены на усовершенствование социально - экономической системы, которая реализуется в повышении благосостояния людей.
Историческое развитие человечества свидетельствует, что успехи в развитии социально - экономических систем обеспечивается путем установления формально равных прав и свобод для всех членов общества. Это не значит осуществление реального равенства. Абсолютное равенство невозможно...
Прогрессивность общества состоит не в обеспечении равенства, а в обеспечении равных условий для реализации способностей каждой личности. Эти условия должны формировать государство и всю систему социально - экономических отношений общества.
60 Институциональныекак новое направление в экономической теории
Для обеспечения стабильного экономического развития огромное значение имеет уяснение и понимание обществом, руководящими органами государства причин упадка и торможена развития экономики, а также желание внедрить соответствующе изменения и осуществить преобразования в институциональной сфере общества с учетом состояния нормативно - законодательной базы, этических норм и традиций, которые сложились и господствуют в сфере бизнеса, способа мышления и ментальности населения страны.
Саморегулирование институциональной составляющей в процессе формирования принципиально новой экономической си мы есть причина многих неудач в достижении желаемых резу татов. Проблема институциональных ,изменений является преградой экономического развития многих: так называемых, слаборазвитых стран, поскольку в мировое хозяйство входят станы где господствуют преимущественно частно .- капиталистические формы хозяйствования.
Капиталистическая система по своей сути является экономически эффективной. Неэффективным структурам в ее среде может быть места, поскольку они под влиянием конкурентной борьбы проиграют более эффективному хозяйствованию, поэтому и вынуждены оставлять определенный сегмент рынка, а то и бизнес вообще.
В конечном результате экономика работает на границ производственных возможностей, Ее этому вынуждает также международное разделение труда и конкуренция на мировом рынке. В соответствии с этим в капиталистической среде в принцип не может быть неэффективных структур, а соответственно и слаборазвитых стран. Это в теории, которая рассматривает;- капиталистическое хозяйство в чистом виде.
На практике чистых форм не существует. Капитализм функционирует в конкретной институциональной среде, где на экономические процессы влияет много "добавок" социал6ного характер и именно эти добавки конкретизируют экономическую систему
относительно· национальных хоз-в, тормозят развитие экономики или способствуют ему. Поэтому в самой капиталистической системе страны в корне отличаются' в экономическом и социальном развитии. Есть страны богатые с высоким уровнем жизни и социальной защиты, а есть, бедные, которые попали на орбиту слаборазвитости и остаются на ней из - за собственной институциональной структуры.
61. Инструментарий гос рег-ия эк-ки. Гос-во для реализации целей своей эк-ой политики исп-ет различные формы и методы, к-ые и образуют инструментарий гос-го регулирования эк-ки. Гос-во исп-ет методы прямого и косвенного воздействия на эк-ку. Метод прямого воздействия реализуется средствами административного и эк-го влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только эк-ми ср-вами. Конкретное выражение этих приемов или средств регулирования представляет собой их формы. Особенностью административных ср-в регулир-ия эк-ки явл-я то, что они: не связаны с созданием дополнительных мат-ых стимулов для их реализации;базируются на силе и авторитете гос-ой власти; вкл меры запрета, разрешения и принуждения (квотирование, лицензирование, утверждение правил приватизации и т.д.); предусматривают орг-ию управления п/п-ми гос-го сектора эк-ки, гос-ой собственностью. Они вкл:законод-ые акты, док-ты, положения; госзаказ, инвестиции, субсидии,кредиты, лицензирование,применение санкций, охрана окр среды,формир-ие бюджетов, налоговой политики,амортизац-ой политики, регул-ие цен, установл-ие мин з/п, антимоноп-ая политика. Эк-ие средства воздействия на хоз-ые процессы предполагают исп-ие: 1.гос-го эк-го прогнозирования - основано на результатах анализа реального положения дел в эк-ке, существующих потребностей и возможностей исп-ия всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в эк-ке в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать эк-кую политику, опр-ть сов-ть рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.; 2.гос-го эк-го программир-соц-но-эк-ие программы, базируясь на эк-их прогнозах, исп-ют весь комплекс эл-тов гос-го рег-ия эк-ки и имеют целевую направленность. Эк-кие программы не только формулируют цели развития, но и опр-ют мат-ые, финансовые ср-ва реализации этих целей; бюджетно-налоговой системы; 3.денежно-кредитной политики-направлена на обеспечение устойчивого денежного обращения, связанного с нуждами процесса воспр-ва, на основе устойчивой нац-ой валюты и стабильных цен (целевое кредитование; установление кредитных потолков; прямой контроль за установлением уровня процентных стаBOK;регулирование минимальных резервных требований; купля-продажа иностранной валюты; регулирование ставки рефинансирования коммерческих;
4.валютной политики (стабилизация нац валюты, опрерации на открытом валютном рынке, девальвация, ревальвация нац валюты, привлеч-ие иностр-го капитала, создание совместных п/п);5.таможенной политики.
62.интеллектуальный капитал Продукты творческой деятельности образуют интеллектуальный капитал общества и фирм (невидимые активы, явные и неявные знания). Получая общественное признание и эк-кую оценку, они увеличивают рыночную стоимость фирмы по сравнению с ее «физическими» активами, определяемые по балансовой стоимости. В последние годы стала появляться практика измерения интеллектуального капитала, позволяющего получать такого рода ренту, растет интерес к новой области менеджмента - управлению знаниями: созданию, сбору и использованию их в развитии фирмы. Однако их коммерческую стоимость и сроки службы во многих случаях представляется затруднительным определить.Нематериальные непроизведенные активы оказывают все большее воздействие на величину ВВП, а расходы на научные исследования и разработки, приобретение патентов, лицензий, маркетинг, рекламу и т.п. занимают все больший удельный вес в издержках производства
63. интеллектуальные продукты (активы)
Интеллектуальные продукты (активы) являются результатом творческой деятельности человека. К ним относятся патенты, лицензии, изобретения, научные открытия, авторское право, ноу-хау, результаты исследовательских, конструкторских и проектных ра§от, права на дизайн и т.п. Интеллектуальные продукты, с одной стороны, выступают как товары, явл-еся объектом торговли (например, путем купли-продажи патента, лицензионных договоров, уступки авторских прав и др.), с другой - многие их виды являются мощными факторами преобразования и развития произ-ных процессов. Интеллектуальная продукция стала ведущим фактором научно-технического и экономического прогресса. Характерно, что глобальная конкуренция сочетается со стремлением корпораций и стран держать в своих руках и контролировать производство и использование наиболее важных интеллектуальных продуктов. Их современная политика в этой сфере базируется, прежде всего, на развитии внутрифирменной и национальной базы инноваций.
64. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭТАП РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ
Итак, в 1991 г.
предпочтение было отдано не научно обоснованным
выводам отечественных и зарубе
65. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ
Социально ориентированная рыночная экономика, к которой трансформируется Украина - это современная экономическая система, которая базируется на многих формах частной собственности, свободной игре рыночных сил, свободному формированию соотношения спроса и предложения, свободной конкуренции, свободному ценообразованию, стихийному движению капиталов. Сущностью рыночной экономики, прежде всего, является саморегулирование экономических процессов. Рыночная экономика функционировала относительно стабильно почти два столетия (XIX-XX) и в ней государству была отведена второстепенная роль (организация охраны общественного порядка, обеспечение обороны, эмиссия денег, строительство общественных объектов и г д.). В конце XX века была обоснована невозможность рыночного механизма в саморегуляции. В. развитых странах саморегулируемая экономика не может обеспечить освоение новых видов энергии, космического пространства, формирование народнохозяйственных пропорций, обеспечить достойный уровень жизни всем слоям населения, проводить единую денежную политику. Это не означает, что рыночные рычага управления здесь отсутствуют. Они, как правило, используются в органическом единстве с государственным регулированием, экономическими и административными методами, но приоритет принадлежит государственному регулированию. Экономического развития страны можно достичь лишь в условиях разработки нового рыночного механизма хозяйствования, способного работать в интересах всего общества и объединить полюсы сегодняшнего противостояния. Обязательным условием для эффективного функционирования внедряемого рыночного механизма хозяйствования является обеспечение роста производства и процесса труда - целенаправленного взаимодействия производительных сил: трудовых ресурсов, средств и предметов труда.
66. КРИТЕРИИ ЗАВЕРШЕНИЯ ПЕРЕХОДА ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ НА РЫН. МЕХАНИЗМ ХОЗ-ИЯ
Теория переходной эк-ки основывается на статистическом анализе общего равновесия и исследует условия перехода от одного равновесного состояния к другому. Основным оценочным критерием такого перехода явл-ся отсутствие возможностей перераспределения рес-в и соотв-их изменений в пр-ве и потреблении, по которым улучшение одного субъекта хозяйствования произошло не за счет другого. При этом основные пар-ры эконом системы должны соотв-ть таким усл-ям: предельная норма замещения в потреблении м.двумя благами д.б. одинаковой для всех потребителей; предельная норма технического замещения д.б.одинакова во всех произв-ых процессах;предельная норма трансформации каких-либо двух благ должна равняться предельной норме замещения в потреблении этих благ.
В процессе осуществлении завершающего перехода экономи¬ки Украины на рыночный механизм хозяйствования, чрезвычайно актуальной становится разработка системы критериев степени достижения поставленной цели, которая способна отражать ре¬альный уровень поступательного развития экономики страны.
Предлагается определить обобщенный показатель - уровень завершённости экономического реформирования Украины, кото¬рый будет характеризовать отдельные элементы осуществляе¬мых реформ с учётом больших циклов и давать обобщающее по¬нятие о состоянии процесса перехода экономики Украины на ры¬ночный механизм хозяйствования на определённый момент.
Понятие «завершённости» в отношении процесса реформи¬рования экономики, актуализация которого в настоящее время сводится к перестройке производственных и сельскохозяйствен¬ных формирований, включая в себя не только осуществление или окончание процесса приватизации и распаивания земли, но и ряд других параметров. Всесторонняя оценка степени завершённости процесса реформирования экономики, переводу её на рыночный механизм хозяйствования, предполагает оценку некоторых групп критериев:
*** организационно-структурных, которые отражают общие признаки проведения реформирования;
***финансово-экономических
- в частности того, как пере¬страивалась
база для формирования производ
***ресурсных,
которые свидетельствуют о
***социальных - как основной действующей силы эффек¬тивного развития производственных и сельскохозяйст¬венных формирований;
***обеспечивающих- того значения, которое имеют те или другие аспекты для экономики Украины.
Цель методики—
определение тенденций в
Предлагаемый методический подход предназначен для:
• оценки развития экономики в целом, а также отдельных
элементов реформы;
• обоснование целесообразности региональных аспектов
перехода экономики Украины на рыночный механизм;
•.: определения основных направлений осуществления це¬ленаправленной государственной поддержки;
• разработки обоснования программно-деловых мер по
обеспечению эффективного развития хозяйственных