Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка

Краткое описание

1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?

Файлы: 1 файл

националка шпора.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

В этой системе  сеть научно-исследовательских, конструкторских, проектных институтов, а также опытных подразделов высших учебных заведений функционирует с целью производства, распространения и внедрения в практику научных знаний, реализации единой научно-технической политики. Развитой научно-технический потенциал также определяющей предпосылкой для установления и эффективного развития международных научно-технических связей.

В Украине  создан мощный научно-технический потенциал, состоятельный решать самые актуальные проблемы структурной перестройки экономики, демилитаризации технологий, усиления их социальной направленности, ускорения НТП, усиления интенсификации и тому подобное. На современном этапе в стране есть объективные условия для воплощения в жизнь активной государственной научно-технической политики. Функционирует мощный потенциал академической, вузовской и отраслевой науки, научно-технический потенциал многих предприятий, в частности наукоемких производств в промышленном комплексе.

Однако на современном этапе экономического развития хозяйственный механизм не обеспечивает необходимого восприятия предприятиями научно-технических достижений. Последствиями негативных общеэкономических тенденций является снижение эффективности накопленного научно-технического потенциала, инновационный застой.

В Украине  накоплен значительный опыт программно целевого планирования НТП на основе разработки системы соответствующих программ. К тем, которые разрабатываются на национальном уровне, принадлежат государственные научно-технические программы  ресурсозбережения, приросту производства продовольствия, увеличения выпуска технологического оборудования на экспорт, программа фундаментальных исследований из важнейших направлений академической науки и тому подобное. Среди региональных научно-технических программ, которые разрабатываются в областях Украины (свыше 200 наименований), преобладают программы из производства товаров народного потребления, охраны окружающей среды, использования вторичных ресурсов. В отраслях и на предприятиях ведется разработка программ по вопросам, техническому перевооружению производства, освоения новых технологий.

87. НАЦ. ЭК-КА КАК ОТРАСЛЬ ЭКОН. НАУК И УЧ. ДИСЦИПЛИНА

Термин «национальная  экономика» обозначает, во-первых, научную  дисциплину, во-вторых, объект (предмет), который она изучает.

Объект изучения национальной экономики (экономики  страны, ее национального хозяйства) может быть определен как совокупность производительных сил, производственных (экономических) отношений, социокультурных традиций ведения хозяйства и ценностей, влияющих на особенности экономического роста страны. Национальная экономика представляет собой взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны. Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и соответственно обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Как научная дисциплина «национальная экономика» в систематическом виде фактически появилась лишь в XX в. Именно тогда появилась возможность анализировать развитие страны и ее особенности на фундаментальном статистическом материале. Курс «Национальной экономика» не дублирует проблемы, раскрываемые в учебниках «Экономикс» и «Политическая экономия». «Экономикс» фиксирует внимание на стандартных принципах взаимодействия различных рынков и на общих подходах экономической политики государства к повышению эффективности экономического роста. Курс «Национальная экономика» показывает, каким образом должно осуществляться соединение теоретических подходов к экономическому развитию с реальными процессами функционирования ее как живого организма. Поиск путей процветания конкретной национальной экономики возможен лишь на базе изучения единства единичного, особенного и общего в хозяйственном развитии. Специфика круга задач, рассматриваемых в курсе «Национальная экономика», предопределили методологические принципы и методику их освещения. Они направлены на рассмотрение народного хозяйства страны как сложной динамической системы — системы управления, состоящей из подсистем, единства единичного, особенного и общего. Курс национальной экономики является основой разработки стратегии устойчивого и сбалансированного развития Украины, которая строится на основе учета особенностей украинского национального рынка, легитимности государства и рынка; экономического строя, его достижений и реальных деформаций, потенциала, конкурентоспособности, темпов: и пропорций воспроизводства, институциональных основ.

 

88. Нац.эк.как с-ма взаимодействующих эк.механизхмов.

Нац. эк. деят-ь  осущ-ся одновременно большими массами  людей, преследующих разл. противоречивые, а подчас и антагонистические цели. Мотивы их деят-ти обусловлены, с 1стороны, разнообразием интересов и потребностей, с др. — многообразием средств и методов, с помощью кот-х они эти интересы и потребности реализуют, а также различием возможностей доступа к необходимым для их реализации ресурсам.

Многовековой  опыт показывает, что объективно существуют и взаимодействуют друг с другом многочисленные «цепочки» последовательно возникающих взаимосвязанных эк.явлений, получивших название эк.механизмов. Каждый эк. механизм имеет входное звено, инициирующее процесс следования одного за другим определенных эк. явлений. Этот процесс завершается выходным звеном,  кот-е в отдельных случаях может служить входным звеном другого механизма. Примером эк-го механизма может служить механизм эк. цикла.Эк. механизмы не являются некими автономными, не зависящими друг от др. проявлениями тех или иных черт эк.деят-ти. Действуя одновременно, обусловливая и взаимно дополняя друг друга, вся сов-ть эк.механизмов представляет собой большую с-му со всеми присущими ей закономерностями.Такое взаимопереплетение эк.механизмов, функционирующих внутри страны и во взаимодействии с мировой эк. С-мой, составляет сущностную (субстанциональную) основу нац.экономики.

 

 

 

89. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО В ТРАДИЦИОННОМ ПОНИМАНИИ

Различают  национальное  богатство   в  традиционном   и расширенном понимании. Национальное богатство в традиционном понимании отражает величину накопленных в стране материальных и нематериальных ценностей, созданных для производства и потребления, золотовалютных запасов, долгов других стран  (за вычетом долгов другим странам) и собственности данной страны в других странах. В этом плане оно является реальным,

вещественным  богатством, представляющем собой реальные активы. Вместе с тем национальное богатство может быть определено как совокупная стоимость всех экономических активов (финансовых и нефинансовых) в рыночных ценах, находящихся в собственности резидентов страны, за вычетом их финансовых

 

90. НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ

Нефинансовые  активы подразделяются на нефинансовые произведенные активы и нефинансовые непроизведенные активы. Отдельно определяется также объем потребительских товаров длительного пользования в домашних хозяйствах и прямые иностранные инвестиции.Нефинансовые произведенные активы - это активы, являющиеся результатом производственной деятельности: основной капитал, запасы материальных оборотных средств и ценности.. Нефинансовые непроизведенные активы представляют собой активы, не являющиеся результатом производства. К ним относятся материальные непроизведенные активы (земля, природные Ресурсы) и нематериальные непроизведенные активы, появляю щиеся в результате юридических и учетных операций (например, права на занятие определенными видами деятельности).

 

91. ОБЪЕКТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Выявление причин необходимости государственного регулирования  экономики в решающей степени  предопределяет объекты воздействия властных органов.

Объекты государственного регулирования - первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, те: то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий»эффективного функционирования национальной экономики.

Основными объектами, на которые направлено воздействие  государства в сфере экономики, являются:

процессы  разгосударствления, приватизации, демонополизации;

структура форм собственности;

социальная, отраслевая, секторальная, региональная и воспроизводственная     структуры     народного     хозяйства; экономический цикл, процесс воспроизводства; государственный сектор экономики; условия и источники накопления капитала; денежное обращение; цены, антиинфляционные процессы; конкурентная среда; предпринимательство; инвестиции, НИОКР;

социальная  сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения; занятость, кадры; платежный баланс;

внешнеэкономическая деятельность страны; s окружающая среда.

Перечень  объектов государственного регулирования  свидетельствует о том, что они охватывают различные сферы хозяйственной жизни общества как на микро-, так и на макроуровне, включая международные экономические отношения.

Совокупность  целей представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и способствующие достижению главной цели.

"Дерево  целей" видоизменяется в зависимости от конкретных

проблем, стоящих  перед страной. Конкретные цели можно  сгруппи

ровать по определенным блокам, определяющим достижение наи

более общих  целей. В целом "дерево целей" можно  представить

следующим образом.

I. Обеспечение  экономической  стабильности,   выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний, регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики; обеспечение экономического роста; поддержка устойчивости национальной валюты; обеспечение полной занятости; внешнеэкономическое равновесие.

II. Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства: обеспечение территориальной целостности; обеспечение правовой основы функционирования экономики; поддержка, внутреннего порядка.

III. Обеспечение социальной стабильности: социальная обеспеченность различных слоев населения; предоставление социальных услуг; обеспеченность населения общественными благами.

IV. Координация хозяйственной деятельности: обеспечение ин

формацией о  конъюнктуре рынка, перспективах развития на

родного хозяйства; разработка мотивационного механизма,

системы поощрения  и санкций.

V. Поддержка конкурентной среды: создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды; борьба против недобросовестной конкуренции; борьба с монополизмом; разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых, налоговых, таможенных и др.); поддержка мелкого и среднего предпринимательства.

VI. Управление государственным сектором в экономике: управление государственными предприятиями; управление государственной собственностью (разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетами акций, государственными кредитными средствами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

92. Однофакторные теории экономического роста

Однофакторная теория определения темпов экономического роста была предложена английским экономистом Роем Харродом (1900-1978) и американским экономистом Евсеем Домаром (р. 1914). В их теории, которую обычно называют моделью Харрода-Домара, учитывается только капитал в качестве единственного фактора роста. Этот фактор как бы синтезирует в себе функционирование всех остальных факторов. Предполагается, что задействованы все факторы; прирост спроса равен приросту предложения.

Как считают  авторы, в случае повышения производительности труда коэффициент капиталоемкости, т.е. отношение капитала к выпуску продукции, существенно не изменится. Возрастет и соотношение "капитал-труд", и отношение выпуска продукции к трудовым затратам. Поэтому показатель однофакторной модели - соотношение "капитал-выпуск" практически останется прежним.

Модель Харрода-Домара служит вспомогательным инструментом при рассмотрении проблемы экономического роста в долгосрочном периоде. Модель помогает уяснить характер взаимосвязей в динамике, представив их в наиболее простой и наглядной форме. Формула модели: G=S:C, где G - искомый темп экономического роста; С - соотношение "капитал-выпуск" (коэффициент капиталоемкости); S - доля сбережений в национальном доходе.

Чем больше величина чистых сбережений (S), тем больше размер инвестиций, а значит и выше темп роста. Чем выше капиталоемкость (С - отношение капитала к размеру производимой продукции), тем ниже темп экономического роста.

Используя данные об основных экономических параметрах, можно прогнозировать ожидаемые  темпы экономического роста на перспективу. Разумеется, фактические темпы будут отличаться от расчетных. Но отличие будет не столь значительным, если на прогнозируемый период сохранятся постоянной доля сбережений в национальном доходе S и неизменным коэффициент капиталоемкости С.

При высоких  темпах экономического роста коэффициент капиталоемкости будет "подстегивать" этот рост. В условиях же депрессии, снижающихся темпах роста для поддержания желаемых темпов инвестиций будет недоставать.

Модель Харрода-Домара помогает представить, как будет  выглядеть кривая экономического роста не в относительно короткий, а в длительный период. Модель "подскажет", какие условия необходимы для поддержания постоянного и относительно равномерного роста.

 

93. ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ЕЁ ФУНКЦИИ

Организация Черноморского экономического сотрудничества, которая включает 10 стран-членов: Украина, Россия, Турция, Румыния, Болгария, Грузия, Греция, Молдова, Азербайджан, Албания, была образована в Стамбуле еще в 1992 г. К сожалению, тенденции к динамизации развития ОЧЕС нельзя оценить как позитивные. Первая конференция на тему «Возможности бизнесу в регионе Черноморского экономического сотрудничества» (сентябрь в 2000 г.) собрала представителей 19 стран. Однако доминировали на ней представители Украины и Турции, тогда как Болгария, Грузия, Молдова (страны члены ОЧЕС) вообще проигнорировали эту встречу.

Среди большого количества проектов, поданных Украиной, самыми перспективными были" создание торгового порта «Таврида» в  Донузлаве, международного центра туризма, Черноморского региона с центром в Одессе, объединения национальных энергосистем в Единственное черноморское кольцо, развитие и интеграция региональных транспортных систем с общемировыми транспортными коридорами, прокладка оптико-волоконных линий связи, программы из охраны окружающей среды региона Черного моря и тому подобное. Среди перспективных проектов — общее строительство дорог, аэропортов, очистка воды, строительство трансчерноморского трубопроводу, сооружений для очистки воды. Каждый из таких проектов — это рабочие места, заказ украинским предприятиям, создание инфраструктуры, которая бы способствовала продвижению зарубежных товаров и капиталов, повышению деловой репутации и конкурентоспособности страны на мировых рынках.

Непосредственные  причины, через которые эти проекты не могут быть реализованными в ближайшее время, — отсутствие финансирования, незначительные возможности партнеров по ОЧЕС.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"