Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка
1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?
Дальнейшим развитием МОБ является многомерная воспроизводственно-цикличная макромодель, которая дает возможность анализировать и прогнозировать динамику структуры экономики в шести разрезах (воспроизводственная, отраслевая, технологическая, стоимостная, институциональная, внешнеэкономическая), а также учитывать воздействие циклов на основные показатели. На основе макромодели проведены экспериментальные прогнозные расчеты по динамике структуры экономики в развитых странах и в Украине.
Оптимизационные модели применяются в прогнозировании для выбора наиболее эффективного из возможных вариантов; в наибольшей мере они подходят для обоснования нормативных прогнозов при достаточно полной статистической базе. Основоположником оптимизационных методов является лауреат Нобелевской премии Л.В. Канторович44.
Эвристическое моделирование применяется для анализа и прогноза экономической динамики на основе логических умозаключений, использования методов индукции и дедукции, если нет достаточно достоверных статистических или прогнозных данных о динамике объекта. В этом случае часто строятся модели на основе экспертных оценок.
Сценарный метод
прогнозирования состоит в
73. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ
СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В
Вся совокупность форм и методов реализации государственной структурной политики по критерию преимущественной направленности воздействия на тот или иной объект может быть условно подразделена на четыре блока.
Первый макроэкономический блок включает совокупность методов, воздействующих на основные макроэкономические пропорции и структурные связи, а также формирующих структурные взаимодействия национальной экономической системы с суперсистемой мирового хозяйства.
Во втором региональном блоке сосредоточены методы, позволяющие государственным органам центра перестраивать экономическую структуру народного хозяйства с учетом развития экономических отношений в Украине, т.е. формировать экономическую базу государства, выравнивая их социально-экономический уровень развития.
Если структурная государственная политика не содействует формированию социально-экономических комплексов регионов как базы постепенного, поэтапного выравнивания в них условий для жизнедеятельности человека (с учетом природно-климатических, географических и национальных различий), то такая полтика не будет достаточно эффективной.
В третий блок входит группа методов, связанных с повышением экономической устойчивости, особой активности во всех процессах основных субъектов рынка: предприятий, корпораций, научных учреждений, прочих первичных хозяйственных систем. Эти методы призваны реализовать следующие важные направления структурной политики: реструктурирование первичного производственного и научного звена, формирование устойчивого корпоративного каркаса экономики. Интеграция науки, производства и рынка, оптимизация соотношения крупных и малых форм в производстве и рыночном распределении, выведение из хозяйственного оборота неэффективных производств, приоритетное развитие высокотехнологичных, формирующих собственные сегменты в мировом рынке производств.
Четвертый институциональный блок методов реализации государственной структурной политики должен решить три задачи: 1. создать общие наиболее благоприятные условия для структурных преобразований, включая формирование наиболее привлекательного инвестиционного климата дифференцированно по отраслям, регионам, экономическим зонам; 2. создать предпосылки для развития позитивных рыночных регуляторов структурных трансформаций, одновременно ослабляя негативные воздействия рынка на пропорциональные и структурные связи;. 3. обеспечить социальную ориентацию всех структурных преобразований в национальной экономике, контроль общества за социальными последствиями структурной трансформации. Совокупность институциональных методов самым тесным образом связана с методами третьего блока, дополняя и обогащая их.
74. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Экономика страны
- сложное системное образование1
Структурная
сложность экономики как
Но особую сложность структуре экономики придает совокупность разнообразных, переплетающихся взаимозависимых процессов (воспроизводственных, ресурсных, инвестиционных, финансовых, трудовых, технологических), которые и делают экономику живым, постоянно совершенствующимся, динамичным организмом.
Существующая структура экономики сложилась под влиянием длительных процессов общественного разделения труда, формирования социальной структуры общества, роста и усложнения потребностей человека, научно-технического прогресса, а следовательно, усложнения производительных сил, т.е. для изучения структуры экономики, ее динамики необходимо знание многих теорий, научных дисциплин, разнообразных моделей, междисциплинарный подход. Экономика - это большая целостная совокупность воспроизводственных процессов конкретных потребительских благ. экономику любого структурного уровня (предприятия, отрасли, корпорации, региона, региона, макроуровня) можно характеризовать как совокупность технологических цепей. Именно эти цепи во многом предопределяют организацию, кооперационные связи хозяйственных систем и управление ими. Многоаспектное видение экономики является исходной методологической базой для выделения различных видов ее структуры.
Политэкономическая структура экономики. Она представляет, структуру народного хозяйства как целостную совокупность разнообразных производительных сил, пропорционально распределенных по сферам, территориям, видам собственности. Организационно-функциональная структура экономики отражает национальную экономику по уровням организации и управления, а также по уровням интересов, по способности этих уровней к автономному (до определенной степени) функционированию, а, следовательно, и экономической (в том числе структурной) устойчивости. Воспроизводственная структура экономики. Данный подход всегда считался научной основой анализа структуры производства. Исходя из теории воспроизводства определяли состав и основные элементы структуры народного хозяйства, закономерности его развития, факторы, влияющие на его изменения и совершенствование. Технологическая структура экономики. Данный подход позволяет представить структуру экономики как совокупность технологических цепей, укладов, целостных технологических образований, определяющих технологическую базу производства групп однотипных товаров и услуг. Ресурсная структура экономики. Представление экономики как совокупности процессов по производству и эффективному использованию ресурсов, «при котором достигается наибольшее, или максимальное, удовлетворение безграничных потребностей общества»16, дает основание структурировать экономику по взаимосвязанным процессам воспроизводства основных ресурсов.
75. Методология основы структурирования нац.эк-ки.
Эк-ка страны
- сложное с-ное образование, обладающее
разл. аспектами сложности: стр-ным,
функциональным, алгоритмическим, информационным
аспектом развития, управленческим, коммуникативнымВ
соответствии с с-мой обществ-о разделения
труда эк-ку любой страны можно опр-ть
как взаимосвязанную сов-ть эк-к отраслей,
сфер нар. Хоз-ва, регионов, корпораций,
межотраслевых формирований, п/п и фирм.
Многоаспектное видение эк-ки явл. исходной
методологической базой для выделения
разл.видов ее стр-ры.Политэк. стр-ра эк-ки
предст-ет стр-ру нар.хоз-ва как целостную
совок-ть разнообразных производительных
сил, пропорционально распределенных
по сферам, территориям, видам собственностиОрганизационно-
76. МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ С УКРАИНЫ В СТРАНЫ ЕС
Право граждан на свободное передвижение в поисках выгодной работы в пределах ЕС, свободное избрание места проживания, право на жилье в любой из 25 стран-членов зафиксировано соответствующими законами и реально гарантируется.
Прямая выгода развитых государств в такой миграции заключается в том, что их правительства экономят значительные средства на подготовку высококвалифицированных работников, привлекая в массовом порядке специалистов из других стран. США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, например, после Второй мировой войны проводят целеустремленный отбор специалистов, оперируя такими преимуществами, как высокая заработная плата, современные условия труда, комфортабельные условия проживания и тому подобное. Сотни тысяч специалистов в отрасли науки, медицины, образования мигрировали сюда за последние десятилетия из Китая, Индии, Латинской Америки, прежнего СССР, содействуя развитию научно-технического потенциала ядра стран постиндустриального типа. Однако, если для развитых стран мира такая миграция создает дополнительные преимущества в конкурентной борьбе на мировых рынках, поскольку, во-первых, сокращает расходы на формирование интеллектуального капитала, а во-вторых, дает возможность получить дополнительный экономический эффект от его функционирования в пределах национальной хозяйства, для Украины она порождает в первую очередь новые риски, негативно влияя на перспективы инновационного развития ее экономики. За последние 10-15 лет с Украины в поиски лучших условий труда и жизни выехали около трех тысяч докторов наук в возрасте 50-55 и около 4 тыс. кандидатов наук, лет-Лишь незначительная часть научных работников работает за рубежом за временными контрактами, большинство избрали страну постоянного места проживания. На законных основаниях, за приглашениями или контрактами работает за рубежом значительное количество инженерно-технических работников, высококвалифицированных рабочих — нефтяников, водителей, строителей. Последующее развитие тенденции к миграции может стать опасным не только для будущего нашей хозяйственной системы, но и для общества в целом, особенно на фоне стремительного роста количества людей пенсионного и преклонных лет (сегодня их насчитывается близко 14 млн.), в результате чего нагрузка на работающих будет постоянно расти, что негативно отразится на решении проблем социальной защиты, повышения благосостояния народа и тому подобное.Если легальная миграция рабочей силы есть до определенной границы контролируемой и может регулироваться странами с помощью квот, вековых и профессиональных ограничений, то есть сдерживаться, то нелегальная миграция приобретает не только стихийный, но и криминальный характер. Нерегулированная, стихийная, теневая миграция, вызванная желаниям людей выжить в сложной ситуации, опасная уже тем, что в значительной мере организуется и контролируется теневым и криминальным бизнесом. Граждане, которые вынужденно идут на такой шаг, теряют профессию, поскольку им предлагают лишь неквалифицированную работу, они не имеют права на социальную защиту, а часто и права на свободное возвращение на родину. Остановить нежелательные процессы в таком в принципе нормальном и позитивном для рыночной экономики явлении, как международная миграция рабочей силы, можно лишь достигнув кардинальных сдвигов в реформировании экономической, хозяйственной и социальной систем совместив с помощью соответствующей мотивации к труду потребности общества и интересы работника, обеспечив рабочие места условия труда, роста доходов, то есть определены жизненные перспективы
77. Международные финансово-
К эффективным институциональным формам, кот. дают возможность Украине уже сегодня преодолевать межнац.эк.границы, обеспечить поступательное движение вперед в реализации целей реформирования соц.-эк.с-мы, интегрироваться в глобализованное мир.хоз-во можно отнести прежде всего междунар. финансово-промышленные группы, трансграничное и региональное сотрудничество, кот., в свою очередь предвидит интеграцию с др. странами, наднац. Междунар. Фин. и торговыми организациями.Междунар. финансо-промышленные группы (ФПГ) аккумулируют новейшие технологии, интеллектуальный и фин.капитал как своей страны, так и др.стран мира. То, что не может сегодня сделать по известным причинам государство - вовлечь значительное кол-во инвестиций, кредитов для возрождения эк-ки, быстрее и эффективнее могут сделать ФПГ, если, конечно, освободить им зелёное законодательное поле, освободить от административных препятствийНедостаток национал. Фин-во к-ла для образования ФПГ целиком нивелируется наличием к-ла человеческого, интеллектуального и, в значительной мере, промышленного,.
78. МЕСТО УКРАИНЫ В МИРОВОМ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИИ.
во-первых, пять высокоразвитых
стран, расходующие наибольшие объемы
электроэнергии и общих энергоресурсов
в расчете на душу населения, получают
и наибольшие суммы доходов. Они же имеют
и наивысшие показатели средней продолжительности
жизни населения; во-вторых, Россия при
сравнительно высоких энергозатратах
около 7% общемирового производства имела
душевого дохода лишь 2,3 тыс. долл., а Украина
при относительно меньших энергозатратах
(около 2%) получала и того меньше душевых
доходов всего 0,85 тыс. долл. Это характеризует
совокупный критерий экономико-технологического
состояния названных стран; в-третьих,
наименьший доход (0,33 тыс. долл.) имела
Замбия при вдвое больших расходах электроэнергии
в расчете на душу населения по сравнению
с Индией. Иначе говоря, мало того, что
в отстающих странах отсутствуют энергосберегающие
технологии, но и выход товарной продукции
и доходов в расчете на единицу затраченной
энергии и труда крайне низкий. Соответственно
и другие результативные показатели, в
частности производительность труда,
окупаемость единовременных и текущих
затрат, общая экономическая и социальная
результативность остаются соответственно
на таком же уровне. Это неизбежный удел
экономически отсталых стран, страдающих
не только от острого дефицита энергетических
и других ресурсов, но и от сопровождающего
его дефицита знаний, т. е. наличия общей
экономической, научно-технологической
и организационно-управленческой отсталости,
а подчас и проявления общей деградации.
Под флагом намеченных преобразований
в Украине реформируется энергетический
комплекс страны с выделением так называемых
«свободных энергорынков» в каждом отдельном
регионе, что подрывает основы единой
энергетической системы страны, сводя
ее к искусственно раздробленной мелколавочной
торговле топливными ресурсами и электроэнергией
с одновременным усилением криминализации
доходного энергобизнеса. Такова цена
насильственной реализации «сверху» шоковых
рыночных реформ под давлением извне иностранных
советников и консультантов. На основе
прогноза ООН о численности населения
к концу XXI века, прогнозов роста уровня
жизни и потребления энергии по классификации
групп государств - индустриальные страны
(ИС), страны с переходной экономикой (ПЭ)
и развивающиеся страны (PC) приводят два
наиболее вероятных сценария развития
энергетики в начавшемся новом столетии.
Причем основной прирост производства
энергии, по указанным расчетам, будет
происходить за счет развивающихся стран,
а индустриальные страны будут использовать
преимущественно энергосберегающие технологии.
Общее производство энергии в мире по
первому сценарию возрастет вдвое, а по
второму — в 4,5 раза. По второму сценарию
предусматривается большее сокращение
применения технологий сжигания в производстве
энергии, а отсюда и выбросов в атмосферу
двуокиси углерода. Однако и по первому,
и по второму сценарию эти выбросы останутся
в 2-3 раза большими, чем сейчас. Общее мировое
потребление энергии с 1850 г. по настоящее
время возросло в 20 раз, а по сравнению
с 1900 г. — в 10 раз. Вначале оно шло за счет
сжигания угля, затем нефти, а с 1980 г. идет
за счет использования газа. Парогазовые
установки имеют сейчас самый высокий
КПД — до 53%. Это более экологически чистое
и дешевое топливо.