Шпаргалка по национальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:48, шпаргалка

Краткое описание

Шпаргалка содержит ответы на 20 экзаменационных вопросов по национальной экономике.
1. Основные характеристики национальной экономики.
20. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ по НЭ.docx

— 113.46 Кб (Скачать)
  1. Основные  характеристики национальной экономики.

    Характеристика  национальной экономики. Показатели роста  и эффективности

Национальная  экономика (НЭ)   —   это целостная экономическая система, исторически сформировавшаяся у отдельных наций в рамках государственных границ, имеющая специфические хозяйственные, предпринимательские и трудовые традиции. Национальная  экономика обладает совокупным  экономическим потенциалом, состоящим из природно-ресурсного, производственного, научно-технического, инвестиционного, рекреационного, трудового и внешнеэкономического потенциала. Развитие национальной экономики привело к возникновению национального рынка, состоящего из отдельных сегментов, активно взаимодействующих друг с другом: рынка недвижимости, рынка средств производства, рынка товаров и услуг,  рынка труда,  фондового рынка,  финансового и кредитного рынков и др,  Национальная экономика   - хозяйственная многоуровневая система, где общенациональный, региональный, отраслевой и другие уровни связаны между собой в рамках общего экономического пространства. Все уровни экономики,  сегменты национального рынка и потенциалы объединены системой правовых, экономических, технологических и социальных взаимосвязей. Национальная экономика — динамично развивающаяся хозяйственная система, в которой постоянно происходят организационные, структурные и другие изменения, имеющие как регулируемый, так и стихийный характер. Все экономичные процессы сводятся к четырем основным видам деятельности:  производство,  распределение,  обмен и потребление. На становление и формирование национальной экономики оказали влияние различные факторы: время образования государства, наличие или отсутствие полезных ископаемых, моно- или многонациональный состав населения, внутренние и внешние войны, политика государства, методы регулирования экономичных процессов и многие другие. Вместе с тем, в мире нет двух абсолютно идентичных национальных экономик, каждая имеет свои индивидуальные особенности. На основе анализа основных принципов построения и функционирования национальных экономик можно выделить три типа хозяйственных систем: Рыночная - для национальной экономик  характерны следующие черты. Частная собственность на средства производства и результаты труда, обеспечивающая инициативу и эффективность деятельности. Государственная гарантия основных экономических свобод и прав. Самоокупаемость предпринимательской деятельности в случае успеха приводит к росту производства и увеличению доходов, а при неэффективности и низкой конкурентоспособности — к банкротству. Экономика рыночного типа подразделяется на свободную (меньшая степень участия государства в регулировании экономической системы.) и регулируемую рыночную экономику(большая). Централизованная - планируемая и управляемая хозяйственная национальная система характерна для социалистических стран и государств с диктаторским режимом власти. Характерна Государственная собственность на землю и основные средства производства. Централизованное планирование производства, распределения продукции и результатов труда. Жесткий контроль государственного аппарата за деятельностью всех хозяйствующих субъектов. Традиционная – характерен для большинства национальных экономик развивающихся стран с низким уровнем экономического развития. Ему присуще слабое использование техники и технологии. Доминирующая роль государства в решении экономических и социальных проблем, развитии внешнеэкономических связей, перераспределение через госбюджет более 90% финансовых ресурсов.

 Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и др. цели: 1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. 2.Стабильность цен. 3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. 4. Высокий уровень занятости. Существуют два вида структуры национальной экономики:1)экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. 2)неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц - культуру, образование и т. д. Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:1)домашнее хозяйство; 2) социальная структура,; 3) отраслевая структура;4)территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики - разделение национальной экономики на различные экономические районы 5) инфраструктура национальной экономики, 6)структура внешней торговли. Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

Как система  национальная экономика имеет определенные показатели, характеризующие уровень  ее развития: основными являются ВВП (валовой внутренний продукт), ВНП( валовой национальный продукт) и НБ ( нац. бог.). Для проведения международных сопоставлений уровня экономического развития стран используют следующие показатели: 1)ВВП/ВНП или НД на душу населения; 2) отраслевая структура национальной экономики; 3) производство основных видов продукции на душу населения; 4) уровень и качество жизни населения; 5) показатели экономической эффективности; 6) показатели сравнительной конкурентоспособности. НБ — это совокупность ресурсов страны, необходимых для производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизнедеятельности людей. Оно включает: нефинансовые производственные и непроизводственные активы, финансовые активы (пассивы), прямые иностранные инвестиции, товары длительного пользования в домашних хозяйствах. НД — часть валового внутреннего продукта, которая остается после вычета затрат на его производство. ВВП- наиболее универсальный показатель. ВВП – это сумма стоимости товаров и услуг, произведенных национальной экономикой и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта. Уровень экономического развития страны нельзя оценить одним показателем, кроме этого, следует учитывать разные курсовые соотношения национальных валют. Поэтому международные сопоставления должны проводиться по паритетам покупательной способности валют. Паритет покупательной способности (ППС) — это фактическое соотношение валют разных стран, рассчитанное путём соотношения цен на аналогичные товары и услуги. На 2010 год уровень стран по ВВП ( по ППС)- США (14 264 600 млн.$) , Китай, Япония, Индия, Германия, Россия (2 260 907 млн.$). ВНП — в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП. Для определения среднего уровня достижений страны в области развития человека ООН ввела «совокупный индекс развития человеческого потенциала», учитывающий продолжительность жизни, грамотность, доходы на душу населения, число студентов высших учебных заведений и другие.

2. Национальные модели  рыночных систем

     В любой экономической системе  первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических  системах для производства требуются  экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В рамках той или иной экономической системы  существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Существуют основные типы экономических  систем:  Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) система сложилась в XVIII в и прекратила свое существование в конце XIX — первых десятилетиях ХХ в. Значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему. Отличительными чертами этой экономической системы являлись частная собственность на экономические ресурсы; наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара; Современная рыночная экономика (современный капитализм) - наиболее гибкая система: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику; Традиционная экономическая система - крайне примитивная технология, в первую очередь связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями; Административно-командная система (централизованная,плановая, коммунистическая) - эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Характерные чертами общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики (для системы характерны советская модель, китайская модель).

     Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, Современной рыночной системе также присущи различные модели.

Наиболее  известные национальные модели.  Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, Особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — да государство. Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной  хозяйственной деятельности. Японская модель характеризуется определенным отставанием  уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии. Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке. Вследствие относительно меньшего развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы. Еще одна черта - оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкому и среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые сроки среднего класса.  Ну и Российская модель переходной экономики- После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Стратегическая цель переходного периода в России — это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономики являются: а) преобладание частной собственности; б) создание конкурентной среды; в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста; г) эффективная система социальной защиты;  д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика. 
 
 
 
 

    1. Основные  черты российской экономики.

Россия  подверглась существенным экономическим  изменениям со времен развала Советского Союза и развивалась последние 20 лет по пути от глобально изолированной, централизованно планируемой экономики  к рыночной, глобально интегрированной  экономической системе. В нач. 90-х все было плохо. Уже в 1999 году российская экономика начала восстанавливаться. Главным стимулом экономического роста стал очень низкий курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам, что очень положительно сказалось на производстве внутри страны и экспорте. Затем для страны наступила эра стабильного экономического роста благодаря высоким ценам на нефть, в сочетании со структурными реформами. В 2000-01 увеличился приток иностранных инвестиций в экономику и практически прекратился отток капитала из страны. В 2009 году Россия была самым большим в мире экспортером природного газа, вторым по величине экспортером нефти, и третьим крупнейшим экспортером стали и первичного алюминия(вывозили сырье, а не продукт). В 2008-2009 гг. экономика России снова оказалась неготова к воздействию мирового экономического кризиса (цены на нефть резко упали, а иностранные инвестиции в экономику значительно снизились). ЦБ потратил тогда одну треть золото-валютных резервов, чтобы замедлить девальвацию рубля. Правительство также потратило около $200 миллиардов для реализации плана спасения экономики, чтобы увеличить ликвидность в банковском секторе и поддержать отечественные компании, неспособные вернуть крупные внешние долги. Спад экономической активности был преодолен в середине 2009 года и экономика России начала расти в первом квартале 2010 года. Высокие цены на нефть поддерживали рост российской экономики в первом квартале 2011 года и помогли помочь России уменьшить бюджетный дефицит, унаследованный от кризиса 2008-09 гг., но инфляция и увеличенные правительственные расходы ограничили положительное воздействие нефтяных доходов. Итак, по итогам прошедшего года Россия вошла в 7-ку крупнейших экономик мира (6-я по ВВП по ППС), оставив позади Италию и Францию, а также вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. И 11-я по ВНП. Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат. По состоянию на 1 июля 2009 года международные резервы Центрального банка составляли $412,6 млрд. В мае 2009 года ВВП России снизился на 11 % по отношению к аналогичному месяцу прошлого года. По итогам 2010 года рост ВВП России составил 4,0%, Россия вышла на 6-е место среди стран мира по объёму ВВП по ППС. В 2011 году ВВП России, согласно оценкам, вырос на 4,2%. Основные, фундаментальные черты российской экономики, которые в настоящее время оказывают определяющее воздействие на степень благоприятности климата в России:

  1. Слабость  финансовой системы  страны. Слабая денежно-кредитная  политика. Высокие  темпы инфляции(ЦБ и правительство борется с этим). Нестабильный банковский сектор. При этом относительно низкий внешний государственный долг (на г.=36,0 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе) и высокий внутренний (на мат 2011=2трл600млрд., ято больше на 6%, чем в январе 2011, и продолжает раст.).
  2. Новый этап в развитие экономики –это вступление в ВТО- открывает России дорогу к присоединению к Организации экономического сотрудничества и развития. При этом потребуется провести новый цикл либеральных реформ, но готовность вызывает сомнение. Степень открытости внутреннего рынка существенно возросла, отечественные производители упорно борятся с иностранными конкурентами, но пока безрезультатно.
  3. Неравномерность развития различных отраслей. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре — в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). В денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.
  4. Неравномерность развития регионов. В Центральных районах хорошо развито частное предпринемательство, а в отдаленных ничего не развито.
  5. Низкая поддержка  малого и среднего бизнеса
  6. Неблагоприятный инвестиционный климат (высокие риски), длительное снижение инвестиционной активности в экономике, неконкурентная среда, поддерживающаяся медленной структурной перестройкой экономики
  7. Высокая доля и рост теневой экономики, высокие трансакционные издержки выхода на легальный рынок, издержки защиты прав собственности, широкое распространение коррупции.
  8. Высокая доля крупных и сверхкрупных промышленных предприятий в структуре производственных мощностей, высокий уровень товарного монополизма , преобладание монополистических структур, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.
  9. Относительно низкая (по условиям развитых стран) цена рабочей силы на рынке труда работников производственных предприятиях. Бесправие работников перед работодателями на большинстве предприятий
  10. Слабость контрактной системы, низкий уровень государственной защиты договоров и обменов. Традиции повсеместного неисполнения законов, указов Президента, распоряжений правительства и других государственных органов
  11. Политическая нестабильность общества. Отсутствие единства в обществе и властных структурах по вопросу о конкретных целях социально-экономических преобразований
  12. Отсталая в целом технологическая структура гражданского сектора экономики (общественные организации и активистов, интенсивно работающих на ниве благотворительности, правозащиты, экологии или в других весьма значимых для многих сферах)
  13. Социальная нестабильность. Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим Это является ростом преступности, в том числе экономической. На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере. Социальное иждивенчество (бесплатное образование и медицина) и другие факторы тормозят  переход к  полноценной рыночной экономике.

Информация о работе Шпаргалка по национальной экономике