Шпаргалка по национальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:48, шпаргалка

Краткое описание

Шпаргалка содержит ответы на 20 экзаменационных вопросов по национальной экономике.
1. Основные характеристики национальной экономики.
20. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ по НЭ.docx

— 113.46 Кб (Скачать)
 
    1. Социальная  сфера, её структура  и функции.

     Социальная  сфера - это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

     Функция отраслей социальной сферы в современном  обществе, прежде всего, в том, что их услуги обеспечивают поддержание и наращивание человеческого капитала вообще и социального (общественного) капитала - в частности. Поэтому деятельность этих отраслей необходимо рассматривать в комплексе, в тесной взаимосвязи.

     Социальный  институт или общественный институт - внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития. Социальный институт или общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определённых норм, правил. Примеры: семья, государство, учреждения образования, здравоохранения.

     Различают 4 сферы жизнедеятельности общества, в каждую из которых входят различные  общественные институты и возникают  различные общественные отношения. Общественные отношения — это многообразные связи между группами, классами, нациями в процессе социальной, экономической, политической и духовной деятельности. Эти связи должны быть устойчиво повторяющимися, безличными (формальными), затрагивающими важные стороны жизни. Сферы жизнедеятельности общества: Экономическая — отношения в процессе производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, рынок и рыночная конкуренция. Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга. Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, СМИ. Духовная — охватывает нравственность, культуру, религию, искусство, учреждения культуры, религиозные организации, учреждения образования, соответствующую деятельность людей.

       Функции. Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Выделяют 4 основных функции социальных институтов: Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство. Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др. Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

     Социальные  институты отличаются друг от друга  своими функциональными качествами: Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм. Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения. Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность объединений. 
 
 
 
 
 
 

     5. Состояние и направления  развития социальной  сферы в России. Социальная сфера - это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

 Россия подверглась существенным экономическим изменениям со времен развала Советского Союза и развивалась последние 20 лет по пути от глобально изолированной, централизованно планируемой экономики к рыночной, глобально интегрированной экономической системе. Это не могло не отразится на экономике страны и на друх сферах жизнедеятельности общества. Существенно пострадала и социальная сфера. Богатые и бедные находились и находятся в состоянии социального антагонизма. Богатые считают, что неимущие – это лодыри, которые ничего не делают, чтобы выбраться из ямы, и потому презирают их. Бедные, оставаясь месяцами без зарплаты и пенсии, в свою очередь, называют «новых русских» их грабителями, которые криминальным путем захватили государственные ценности, созданные многолетним трудом всего народа. В современной России активно формируется «социальное дно»: бомжи, нищие, уличные проститутки, беспризорники. По данным Института социально–экономических проблем народонаселения РАН «на дне» уже 10% населения – примерно 14 млн. человек. А вокруг них, в так называемом «придонье», концентрируются группы риска с большой вероятностью люмпенизации. Социальный парадокс в том, что в категорию «новых бедных» вошли учителя, врачи, научно–техническая интеллигенция. «Новая» пирамида неравенства растет. Все это привело к возникновению как бы двух Россий, не похожих по своему материальному положению, поведению, предпочтениям, ориентациям. А средний класс – основа любого общества – так и не сформировался. Все эти реформы привели к тому, что сегодня в России низкий уровень жизни населения. В стране существует социальная нестабильность. Значительная роль государства в финансировании социальных нужд ведет к ограничению рыночных факторов в социальной сфере. В обществе наблюдаются настроения и склонность к патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию). Социальное иждивенчество (бесплатное образование и медицина) и другие факторы тормозят  переход к полноценной рыночной экономике. Человеческий потенциал представляет собой главное богатство любого государства. В России это богатство гибнет. Этому способствует множество социальных проблем: проблема беспризорничества, что ведет к формированию криминального будущего России, распространению наркомании, бандитизма;  низкий уровень медицинского обслуживания основной массы населения, бестолковые реформы в сфере здравоохранения, что ведет к высокой смертности (естественной убыли населения) и высокая степень различных заболеваний, на лечение которых у основной массы просто нет денег; проблемы в сфере образования- Отсутствие международного признания российских стандартов среднего образования, из-за чего выпускникам российских школ нельзя поступить в большинство иностранных вузов; Коммерциализация российского образования уже сделала российское высшее образование одним из самых дорогих в мире; Коррупция в вузах, связанная с платой за поступление и сдачу зачётов и экзаменов; Согласно международным исследованиям качества среднего образования, Россия показывает невысокое качество подготовки выпускников своих школ; согласно международным рейтингам высших учебных заведений, качество работы и профессиональный уровень выпускников многих учреждений российского высшего образования так же оставляет желать лучшего; Существует проблема ЕГЭ, и переход к Болонской системе образования – боколавриат , магистратура и т.д.; Защита пенсионеров – на низком уровне (стардома, медобслуживание, медикаменты); Проблема занятости населения и безработица, низкий уровень оплаты труда ( МРОТ на 2011 год 4611 руб).

1 сентября 2011 года был принят закон, согласно которому, большая часть учреждений социальной сферы –  
больницы, школы и детсады – перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость. Иными словами, государство будет оплачивать не всю их деятельность, как сейчас, а только определенный объем услуг по госзаданию (субсидированию). Все остальное соцучреждениям придется зарабатывать самостоятельно. Учитывая то, что по официальным данным, у нас 40% населения живет за чертой бедности, чуть больше трети россиян будут безграмотными и не поступят в институт из-за того, что родители этих детей не будут иметь возможности оплатить обучение.

Итак, В  России за социальную защиту населения  отвечает Министерство здравоохранения и социального развития России. Глава министерства на данный момент (сентябрь 2011 г.): Татьяна Голикова. Гражданам России гарантированы следующая социальная защита: пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пособие по уходу за ребёнком; материнский капитал; льготы на приобретения жилья малоимущим; пособие по безработице; детские пособия; образование (дошкольное, школьное, специальное, высшее); неотложная медицинская помощь; лечение ряда заболеваний; бесплатные лекарства от ряда болезней; защита (МВД); помощь в чрезвычайной ситуации (МЧС).. Вопрос в том, на каком уровне находится эта защита и соответствует ли она международным стандартам??? В России существует неусовершенствованная система здравоохранения и система образования, высокие показатели преступности (2110 преступлений в расчёте на 100 тыс. чел), права и своды человека в России  находятся тоже на низком уровне (в 2010 году Россия заняла 140-е место из 178 возможных в рейтинге свободы прессы).

Направления развития на 2012-13 гг.1. Улучшение демографической ситуации ,через создание условий, для повышения рождаемости и уменьшения смертности ; 2. Повышение уровня качества жизни,  благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения через  Содействие росту зп, улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования, формирование современной и эффективной системы обязательного социального страхования работающих граждан, развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями  3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. через Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения, Обеспечение доступности и качества медицинской помощи, в первую очередь на основе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», формирование здорового образа жизни. 4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов, а также улучшение положения семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда. Содействие эффективной занятости населения, Сокращение количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь задолженности по оплате труда, беспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда, Создание условий для профессиональной переподготовки, повышения квалификации, обеспечения здравоохранения и социального обслуживания кадрами высокой квалификации, решения вопросов трудоустройства и закрепления на рабочих местах выпускников образовательных учреждений и т.д.

    1. Роль государства в повышении эффективности функционирования социальной сферы

     Несомненно, что роль государства в повышении эффективности функционирования социальной сферы велика. Все проводимые реформы социальной сферы по идее должны улучшать социально-экономическое положение страны и качество жизни населения. Во всех развитых странах доля расходов в валовом продукте на социальные цели достаточно значительна (в основном это статьи финансирования социальных программ). Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики завышена значительноя роль государства в перераспределении доходов населения. Социальное государство выражает интересы всех слоев общества, реализует концепцию «всеобщего благоденствия». «Российская Федерация — социальное государство». Не только государство должно отвечать перед гражданином за его уровень жизни, но и гражданин на основе гарантированной свободы и отношений собственности обязан отвечать за свое материальное обеспечение. Это требует определенного экономического потенциала. Однако государства создают, как показывает европейский опыт, такие благоприятные возможности, а также почву для их успешной реализации, как «признание права предпринимателей и лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства». В социальном государстве политика поддержки не может быть адресована только уязвимым группам. Возникает система приоритетов, вырабатываются социальные индикаторы уровня и качества жизни для данного периода. Программы социального страхования сочетаются с целевыми потребительскими программами отечественных производителей. Все мероприятия проводимые государством, для улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп являются  социальной политикой этого государства. Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе. Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Информация о работе Шпаргалка по национальной экономике