Опыт
большинства государств мира подтверждает:
при всей объективной зависимости
решения социальных проблем от экономического
и политического положения в
стране социальная политика обладает
самостоятельностью, способна своими
средствами содействовать повышению
уровня благосостояния населения, оказывать
стимулирующее влияние на стремление
граждан к социальному прогрессу.
В современных условиях социальная
политика должна быть приоритетна для
властных структур любого государства.
Итак, государство
для поддержания социальной сферы
предпринемает следующие действия:
- Финансирует
различные социальные программы,направленных
на улучшение качества и уровня жизни
определённых социальных групп
- Регулирует
трудовые отношений , содействуют трудоустройству
безработных и их материальной поддержки,
повышению квалификации трудового потенциала
страны и согласованию решений в области
развития экономики с основными мерами
по регулированию рынка труда и социальной
поддержки безработных. Исходя из принципов
социального партнерства эти вопросы
решаются на федеральном уровне.
- Проводит
и финансирует реформы в области образования,
здравоохранения, жильяи социального
страхования (включая пенсионное обеспечение
и индивидуальные социальные услуги).
- Инфраструктура
национальной экономики:
содержание, составные
элементы и их функции.
Существует
неоднозначное определение инфраструктуры.
Во-первых, под ней понимается совокупность
системы обслуживания, основная задача
которой заключается в обеспечении
работы производства и предоставлении
различных услуг населению. Во-вторых,
под инфраструктурой понимается
совокупность единиц, деятельность которых
направлена на обеспечение нормального
функционирования национальной экономики.
Инфраструктура имеет большое значение
для функционирования национальной экономики,
представляя собой неотъемлемую ее часть.
Особенность производственной инфраструктуры
заключается в том, что она не производит
конкретного продукта, которые был бы
осязаем, а создает условия для общественного
производства, его нормального функционирования
и развития. Она состоит из определенных
элементов, сущность которых, характер
их взаимодействия между собой зависят
от их целей, которые определяются интересами
всей национальной экономики, ее потребностями.
Цели имеют тенденцию к изменению и обособлению
от производственной сферы. Выделяются
следующие основные виды инфраструктуры
в национальной экономике:
1) производственная
инфраструктура; 2) социальная
инфраструктура; 3) рыночная
инфраструктура. Производственная
инфраструктура –
это совокупность единиц национальной
экономики, основной целью функционирования
которых является обеспечение нормального
функционирования производственного
процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные
судоперевозки и т. д. Производственная
инфраструктура отличается следующими
специфическими чертами: 1) доход производственной
сферы входит в расчет национального дохода;
2) производственная инфраструктура преобразует
продукт в новую для него качественную
форму; 3) производственная инфраструктура
сегодня имеет значение, равное со всеми
остальными отраслями экономики. Сущность
производственной инфраструктуры двоякая.
Во-первых, она направлена на обслуживание
нормального функционирования процесса
материального производства. Во-вторых,
обеспечивает нормальную жизнедеятельность
самого человека, воспроизводство трудовых
ресурсов в национальной экономике.
Социальная инфраструктура – это совокупность
единиц национальной экономики, функционирование
которых связано с обеспечением нормальной
жизнедеятельности населения и человека.
Ее роль в современной национальной экономике
постоянно повышается, а основная задача
заключается в обеспечении жизнедеятельности
населения на все более высоком качественном
уровне. Влияние социальной инфраструктуры
на национальную экономику заключается
в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство
трудовых ресурсов – основного ресурса
экономики. Социальная инфраструктура
выполняет следующие функции в национальной
экономике: 1) обеспечение нормальных условий
жизнедеятельности сотрудников хозяйствующих
субъектов; 2) обеспечение необходимой
для производственного процесса производительности
труда; 3) увеличение трудоспособного возраста;
4) формирование подрастающего поколения.
Сегодня значение социальной инфраструктуры
постепенно изменяется – она приобретает
все большее значение. Смещение направлений
экономического роста национальной экономики
в сторону повышения качества жизни населения
приводит к увеличению объемов инвестиций
в эту сферу. Рыночная
инфраструктура –
это совокупность единиц национальной
экономики, функционирование которых
направлено на обеспечение нормальной
деятельности рынка и его развитие. Она
представлена совокупностью различных
организаций и учреждений, обеспечивающих
деятельность различных отраслей экономики.
Рыночная инфраструктура
состоит из следующих
элементов: 1) торговых организаций.
Эти организации не создают материальный
товар, главная их функциональная задача
заключается в обеспечении торговли уже
созданными благами; 2) биржевой торговли,
имеющей большое значение для нормального
функционирования рынка позволяющей повысить
эффективность товарно-денежных отношений,
создать условия для нормального развития
институтов национальной экономики. Биржа
– это организованный и регулярно действующий
рынок, где осуществляется торговля крупными
партиями товаров, валюты и т. д.; 3) банковской
системы. Это совокупность организаций,
обеспечивающих денежное обращение между
хозяйствующими субъектами в рыночной
экономике. Современную банковскую систему
России составляют Центральный банк и
коммерческие банки; 4) небанковских учреждений,
организаций, работающих с денежными средствами,
но не имеющих статуса банков. К ним относятся
страховые кампании, пенсионные фонды,
инвестиционные фонды, кредитные союзы
и т. д. 5) транспортной системы являющейся
важнейшей инфраструктурой рынка. Она
обеспечивает нормальное товародвижение
– его скорость и эффективность. От нее
зависит функционирование производственной
сферы, доставка ресурсов и готовых товаров.
Производственная,
социальная и рыночная инфраструктура
являются неотъемлемыми элементами
национальной экономики, без которых
невозможно нормальное ее функционирование.
Современная
инфраструктура России отличается своей
неразвитостью и низкой инвестиционной
привлекательностью. На это положение
оказывает влияние низкая покупательная
способность населения и перекос
национальной экономики в сторону
экспорта сырья. В результате чего оказывается
гипертрофированно развита инфраструктура,
связанная с добычей и экспортом сырья.
8.
Роль государства
в развитие инфраструктуры
национальной экономики.
В
настоящее время трудно представить
себе общество, где бы государство ни
осуществляло активную бюджетно-налоговую
политику, где бы оно ни регулировало сферу
финансовых отношений, не занималось решением
социальных и других важных проблем.
В
условиях рыночной экономики государство
пытается решить проблемы внутреннего
рынка, осуществляя антимонопольную политику,
социальное страхование, ограничивая
производство товаров с отрицательными
внешними эффектами и стимулируя производство
и потребление экономических благ с положительными
внешними эффектами. Эти направления деятельности
государства составляют как бы нижнюю
границу вмешательства государства в
рыночную экономику. Однако в современном
мире экономические функции государства
гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры,
дотации на школьное обучение, пособия
по безработице, различные виды пенсий
и пособий малообеспеченным членам общества
и др. Сегодня развитие инфраструктуры
– это объект государственного регулирования.
Направляя средства в инфраструктуру,
государство, с одной стороны, способствует
развитию экономического положения частных
предпринимателей, снимая с них необходимость
создания и поддержания низкорентабельных
или убыточных инфраструктурных объектов,
с другой стороны, улучшает условия функционирования
основных отраслей экономики. Он отмечает,
что государство должно обеспечивать
рост расходов на инфраструктуру в связи
с тем, что они являются критическим фактором,
обуславливающим нормальное функционирование
общества. Проводя разграничение между
сферами деятельности государства и частного
сектора, П. Самуэльсон подчеркивал, что
общественные блага, имеющие потребительский
эффект распространяющийся более чем
на одного человека, должны создаваться
государством только в том случае, когда
эти блага не могут быть разделены на части,
реализуемые отдельным лицам без оказания
внешнего эффекта на других потребителей
таких благ.
Западные
экономисты признают необходимость
и целесообразность вмешательства
государства в экономику с
целью развития инфраструктуры, однако
считая частный сектор более эффективным,
они считают необходимым максимально
конкретизировать и ограничить участие
государства в экономике. К областям
ответственности государства они
относят обеспечение правопорядка
и соблюдение законов, поддержание
развития рынков и развитие конкуренции,
формирование модели комплексного развития
экономики как фактора влияющего
на устойчивость экономического роста,
покрытие неэффективных общехозяйственных
расходов частного сектора, распределение
доходов, государственное предпринимательство
в области инфраструктуры.
При
развитии и совершенствовании инфраструктурных
отраслей государство создает условия
для прибыльного приложения частного
капитала.
В
то же время недостаток частного капитала
объясняет необходимость приложения
государственного капитала в таких
сферах, как транспорт, электроэнергетика
и др.
Рассматривая
динамику участия государства в
инфраструктуре, следует отметить некоторые
важные моменты. В конце XIX века и
начале XX века в условиях свободной рыночной
экономики оказанием транспортных услуг,
поставками газа и электроэнергии занимались
частные компании. Однако по мере обособления
таких видов деятельности в отдельные
отрасли, имеющие существенное значение
для государственного развития, растет
и внимание, уделяемое государством этим
отраслям и, как следствие, растет государственное
регулирование этих отраслей. Выделение
таких видов деятельности в отдельные
отрасли было неизбежным и совершенно
логичным результатом роста производительности
труда и углубления общественного разделения
труда под воздействием научно-технического
прогресса и экономического роста.
Развитие
инфраструктура является объектом государственного
регулирования экономики, а в инфраструктурных
отраслях могут эффективно функционировать
как компании, находящиеся в государственной
собственности, так и в частной или смешанной
форме собственности, однако являющиеся
объектом тщательного контроля со стороны
государства. Основная цель регулирования
инфраструктуры, преследуемая государством,
заключается в обеспечении стабильности
экономического развития, а к основным
мерам регулирования можно отнести, например,
установление тарифов на продукцию предлагаемую
предприятиями инфраструктуры, обеспечивающих
норму прибыли характерную для конкурентных
производств, обеспечение спроса населения
во время кризисов через поддержание его
платежеспособности. Эти мероприятия
неизбежно ведут к все большему прямому
и косвенному вмешательству государства
в экономику, к росту экономической активности
государства, к росту доли государственного
сектора в экономике. Особенно это заметно
в периоды кризисов, когда в основных отраслях
экономики частным секторам снижаются
объемы производства, а в инфраструктурных
отраслях спад объемов производства происходит
в меньшей степени в результате централизованного
управления этой сферой.
9.
Государственный сектор
национальной экономики:
структура и функции
в социально-экономической
сфере.
Государство
способно осуществить свои экономические
функции, лишь имея достаточную экономическую
опору. Такой опорой является государственный
сектор хозяйства. Государственный сектор
- часть смешанной экономики, полностью
контролируемая государственными органами,
находящаяся в собственности государства.
В государственный сектор экономики входят:
образование, национальная служба здравоохранения,
социальные услуги, общественный транспорт,
национальные и местные государственные
предприятия и государственные корпорации.
Размеры
ГС, его доля в национальной экономике
изменяются не только в результате
нового строительства и приобретения
готовых объектов, но и как следствие
приватизации — продажи рентабельных,
реконструированных объектов ГС частному
капиталу.
Значительная
часть ГС — это объекты инфраструктуры,
в большинстве своем нерентабельные,
Другая часть— государственные предприятия
в сырьевых и энергетических отраслях,
где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость
капитала медленная. Рентабельность государственных
фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть
ГС — это пакеты акций смешанных частно-государственных
компаний. Отечественные экономисты традиционно
понимали под государственным сектором
сферу
экономики, в которой действовали государственные
предприятия и учреждения (т.е. сферу государственного
предпринимательства). в мировой науке
государственный сектор отождествляют
с совокупностью форм непосредственного
участия государства в производстве, распределении,
обмене и потреблении. Государственный
сектор состоит из: а) сферы государственной
предпринимательской деятельности, основанной
на государственной собственности, на
функционировании государственных предприятий
и учреждений; б) сферы государственных
финансов, центрами которой являются государственный
бюджет и центральный банк. Через государственный
бюджет осуществляется процесс перераспределения
доходов. Доходы госбюджета тесно связаны
с налоговой системой, а расходы — с выполнением
государством ряда задач и функций: социальной,
управления, обороны, производства общественных
товаров, экологической и др. Центральный
банк осуществляет денежное регулирование,
держит
под контролем государственную денежную
систему. Размеры государственного сектора
должны соответствовать функциям, которые
выполняет государство. Рост функций и
направлений государственной деятельности
вызывает и рост государственного сектора.
Но бывает и так, что государство без достаточных
экономических оснований расширяет свои
функции и вызывает рост государственного
сектора. Это снижает общую эффективность
экономики и обусловливает необходимость
разгосударствления и приватизации.
10.
Управление государственной
собственностью: содержание,
цели, пути повышения
эффективности.
Управление
федеральной собственностью лежит
в основе государственного регулирования
экономики всех промышленно развитых
стран. В той или иной степени
именно право собственности государства
используется для его прямого
и косвенного воздействия на экономику
страны в целом. Государственная
собственность — форма собственности, при которой имущество,
в том числе средства
и продукты производства, принадлежат государству полностью либо на основе
долевой или совместной собственности.
Государству могут принадлежать акции
в акционерных обществах различных форм собственности,
кроме того, государство может иметь в собственности
любое имущество, необходимое для осуществления
его функций. В состав государственной
собственности входят: 1) объекты, являющиеся
основой национального богатства (показатель,
представляющий в денежном выражении
совокупность активов, созданных и накопленных
обществом); объекты, необходимые для обеспечения
деятельности федеральных органов власти
и управления (казна, валютный фонд и др.);
2) объекты оборонного производства (космические
и летательные аппараты и др.); 3) объекты
отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность
народного хозяйства (объекты речного
и морского флота).
Современная
государственная политика управления
государственным имуществом преследует
следующие цели: -увеличение доходов
федерального бюджета на основе эффективного
управления собственностью;- оптимизация
структуры собственности для экономического
роста; - вовлечение максимального количества
объектов государственной собственности
в процесс совершенствования управления;
- использование государственных активов
для привлечения инвестиций в реальный
сектор экономики; - повышение конкурентоспособности
коммерческих организаций, улучшение
финансово-экономических показателей
их деятельности путем содействия внутренним
преобразованиям в них и прекращению выполнения
несвойственных им функций.
Для
реализации указанных целей федеральным
органам исполнительной власти необходимо
решить следующие задачи: полная
инвентаризация объектов государственной
собственности; повышение эффективности
управления государственным имуществом
с использованием всех современных методов
и финансовых инструментов; классификация
объектов государственной собственности
по признакам, определяющим специфику
управления; определение цели государственного
управления по каждому объекту управления;
обеспечение контроля за использованием
и сохранностью государственного имущества,
а также контроля за деятельностью лиц,
являющихся управляющими; обеспечение
поступления дополнительных доходов в
федеральный бюджет путем создания новых
возобновляемых источников платежей и
более эффективного использования имеющегося
имущества.