Шпаргалка по национальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:48, шпаргалка

Краткое описание

Шпаргалка содержит ответы на 20 экзаменационных вопросов по национальной экономике.
1. Основные характеристики национальной экономики.
20. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ по НЭ.docx

— 113.46 Кб (Скачать)

17.  Экономическая основа  местного самоуправления  и направления  ее укрепления. 

     Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

     Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной  собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные  права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени  муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются  муниципальным имуществом.

     Важное  место в составе экономической основы местного самоуправления занимает муниципальная собственность
    Конституция РФ закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.

     Финансовые  ресурсы муниципального образования  являются составной частью экономической  основы местного самоуправления. Под финансовыми ресурсами муниципального образования понимается совокупность финансовых средств, состоящих из средств местного бюджета, внебюджетных фондов, финансовых ресурсов муниципальных предприятий, ссуд, займов, средств от продажи муниципальной собственности, ценных бумаг. Конституции РФ закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Самостоятельность местного бюджета обеспечивается: - наличием собственных источников доходов; - правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; - правом использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения; 
 - правом на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти; - ответственностью органов местного самоуправления за исполнение местного бюджета.

     Каждое  муниципальное образование имеет  собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться: средства самообложения граждан; доходы от местных налогов и сборов; доходы от региональных налогов и сборов; доходы от федеральных налогов и сборов; безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований; доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей; штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления; добровольные пожертвования; субвенции (вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки) на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов); законные поступления.

     Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских  округов путем предоставления дотаций  из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований  и (или) районных фондов финансовой поддержки  поселений. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

     В настоящее время необходимо планировать  комплексное экономическое и  социальное развитие муниципальных  образований. Отсутствие четких ориентиров развития на фоне экономических трудностей создает опасность нерационального использования имеющихся ограниченных ресурсов и, как следствие, дальнейшего снижения качества жизни населения. 
    Сегодня на муниципальном уровне отсутствие опыта долгосрочного планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований создает почву для принятия неэффективных управленческих решений, приносящих лишь сиюминутную выгоду, но в конечном счете больно сказывающихся на населении, особенно на его социально уязвимых группах. Свидетельством тому является все углубляющийся разрыв в условиях экономического и социального развития .

     В действительности экономическую основу местного самоуправления составляют все  финансовые и материальные ресурсы, которые могут быть использованы для удовлетворения основных жизненных  потребностей населения муниципального образования, его социально-экономического развития.

     Вопрос  обеспеченности муниципальных образований  финансовыми ресурсами - это вопрос налоговых и бюджетных отношений и должен регулироваться Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации. В этой области существует две проблемы- 1) не сформирована до конца единая методическая основа межбюджетных отношений, обеспечивающая «прозрачность» и предсказуемость бюджетов, без чего серьезно затруднено и бюджетное и социально-экономическое планирование, являющееся основой управления; 2) не созданы стимулы для содействия со стороны органов местного самоуправления развитию налоговых источников, то есть всей местной экономики. То есть в первую очередь следует обратить внимание не на собственно величину доходов, а на возможность проведения налоговой, бюджетной и экономической политики.

Это, конечно, далеко не все проблемы, а лишь самые  крупные и уже видимые. Также  существует проблема: - формирования территории муниципальных образований и органов местного самоуправления; - вовлечение населения в осуществление местного самоуправления потребует значительных организационных ресурсов. Здесь проблема в низкой гражданской активности и сложившемся недоверии к власти, которые придется долго и кропотливо преодолевать. Несмотря на то, что структуры органов местного самоуправления сформировались, но для тысяч вновь образованных муниципальных образований они сформировались только на первый срок полномочий; - В сфере ресурсного обеспечения местного самоуправления. И др.

     Решение названных проблем требует большого числа профессионально подготовленных кадров. Для этого необходимы не только финансовые и материальные ресурсы, которые сами по себе значительны, но и интеллектуальные. Но неправильно  было бы говорить, что все они  вызваны реформой местного самоуправления. Эти проблемы копились и не решались годами и только более выпукло проявились в ходе реформы местного самоуправления, всей административной реформы и других социально-экономических и политических реформ, проводящихся в нашей стране. 
 
 
 
 

18. Формирование новой модели федеративных экономических отношений: её содержание, направления, роль экономической политики государства.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

     Национальная  экономика – тонкая система распределения  хозяйственных операций страны на ее территории или за ее пределами в  интересах нации и в условиях расширения глобальной экономики. Национальная экономика – это часть экономики  страны, отвечающая национальным интересам. Процесс глобализации приводит к тому, что национальные экономики становятся частью единой мировой экономической системы, т.е. глобализированной экономики. При этом национальные экономики становятся взаимозависимыми. Элементы национальных экономик (национальные производители, потребители, финансовые и другие институты) напрямую интегрируются в общее мировое экономическое пространство. В результате, национальные производители становятся всё больше связаны с иностранными потребителями. Соответственно и на внутренних рынках в борьбе за национальных потребителей, они вынуждены на равных конкурировать с иностранными экономическими субъектами. Это означает: 1. выход деятельности национальных экономических субъектов за рамки национально-государственных объединений. 2. на глобальный уровень поднимаются "частные" экономические проблемы - развитие экономической ситуации и процессов в отдельных странах влияет на другие государства. 3. становится актуальной общемировая координация национальной экономической политики различных государств как условия стабильности мировой экономической системы. Т.о. глобализация процесс сужения границ национальной экономики до минимума, и соответственно, расширение границ транснациональной экономики до уровня мировой. Глобальная экономика - часть мировой экономики, которая абсолютно не связана с территорией и культурой этой территории. То есть, экономические операции, выполняемые на территории, безразличны как к месту выполнения операции и к тому, человек какой культуры, системы ценностей и образа жизни будет их выполнять. Так, роль и место любой страны в мировом хозяйстве в условиях глобализации зависит от многих факторов. К числу основных относятся: уровень развития информационных технологий, финансовой сферы, степень открытости экономики и вовлеченности в международное разделение труда, умение адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни. Для того, чтобы национальная экономика стала частью единой мировой экономической системы необходимо определить основные направления и приоритеты развития национальных экономик, в т.ч. и экономики России. В условиях глобализации необходимо выделить следующие направления:

1. Дальнейшее совершенствование  информационных технологий, с помощью: - Совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере информационных и коммуникационных технологий; -обеспечение доступности информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между экономическими субъектами на основе использования информационных и коммуникационных технологий; - развитие системы подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей; - развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам; - разработка и создание системы электронной торговли; - продвижение на мировой рынок отечественных информационных продуктов; - создание, производство и продвижение на мировой рынок отечественных аппаратных и программных продуктов нового поколения.

2. Развитие финансового  сектора, на примере России, которое предполагает в соответствии с Проектом стратегии развития финансового рынка Российской Федерации: - существенное снижение уровня трансакционных издержек привлечения капитала на российском финансовом рынке через развитие конкурентоспособных институтов инфраструктуры фондового рынка; - снижение уровня инвестиционного риска через обеспечение должной защиты прав и законных интересов инвесторов; - активное формирование отечественного розничного инвестора через развитие коллективных форм сбережений и обеспечение должных принципов их инвестирования; - проведение реформы регулирования, направленной на создание реальных условий для учета интересов профессиональных участников рынка, инвесторов и эмитентов при формировании политики регулирования финансового рынка. - формирование благоприятного инвестиционного климата.

3. Укрепление позиций  международном разделении труда, а именно:

- развитие отраслей, которые имеют сравнительные и конкурентные преимущества в мировой экономике, в региональном и глобальном масштабе. Приоритетными при этом являются: • высокотехнологические, наукоемкие отрасли машиностроения (станки, самолеты, ракеты, приборы, бытовая техника), порошковая металлургия, керамика, химическая промышленность; • агропромышленный комплекс; • патентно–лицензионная торговля, туризм; • добывающая и металлургическая промышленность.

- Высокая  степень внутренней интеграции  отечественной экономики, создание  мощного национального рынка  как фундаментальной экономической основы для завоевания и закрепления определенных ниш на конкурентных и высокоинтенсивных мировых рынках товаров, услуг, капиталов, финансовых ресурсов. - Обеспечение дальнейшей финансовой стабилизации, которая улучшает макроэкономические условия как для национального, так и для международного предпринимательства, создает благоприятный инвестиционный климат.

Информация о работе Шпаргалка по национальной экономике