Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:13, шпаргалка

Краткое описание

1. Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
2. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.

Файлы: 1 файл

НАц эк бюджет.docx

— 30.59 Кб (Скачать)

1. Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

2. Государственный  бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.

3. Важнейшие  части государственного бюджета  — это его доходная и расходная  части.

  • доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;
  • расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

4.Источники  доходной части:

  • налоги;
  • государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
  • эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
  • займы у международных организаций.

5. Структура  расходной части бюджета в  развитых странах:

  • социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
  • поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);
  • обслуживание государственного долга;
  • предоставление дотаций предприятиям;
  • развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной  части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.

6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:

  • Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета.
  • Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета.
  • Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.

7. Источники  покрытия бюджетного дефицита

Ö        Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)

  • Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации). 
  • Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

Дефицитное  бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости.

-       Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.

8. Факторы,  влияющие на состояние государственного  бюджета

  • долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;
  • фаза экономического цикла в стране;
  • текущая политика государства.

9. Государственный  долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.

10. Обслуживание  долга — это выплата процентов  по задолженности и постепенное  погашение основной суммы долга.

11. Государственный  долг

-       Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте.

Внутренние  долговые обязательства:

  • Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций
  • Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)

-        Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте

12. Внутренний  государственный долг – результат дефицита бюджета и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. Государство – должник владельцев облигаций.

Причины возникновения  внутреннего государственного долга

  • Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.
  • Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).
  • Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.

13. Внешний  государственный долг – более  серьезная проблема. С появлением внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.

Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его  отношение к другим экономическим  показателям государства:

  • величина долга на душу населения;
  • отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%);
  • отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);
  • расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);
  • отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.

14. Реструктуризация  долга — пересмотр условий  обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях.

15. Меры по  управлению государственным долгом:

  • Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.
  • Поиск средств для выплаты долга.
  • Нейтрализация негативных последствий государственного долга.
  • Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

 

Бюджетная резолюция  Украины за последние 3 года представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Бюджетная резолюция Украины (млрд. грн.) [9]

Показатель

2011

2012

2013

Прирост ВВП

4,5%

3,9%

4,5%

Номинальный ВВП

1253

1512

1687,8

Доходы бюджета

281,5

370,8

394,6

Расходы бюджета

321,9

396,7

434,6

Дефицит госбюджета

38,843

25,129

27,8

Государственный долг

375,643

416,327

447,055

Государственный долг (% ВВП)

29,98

27,53

26,5

Прожиточный минимум (грн.):

 

с 1 января

894

1017

1110

с 1 апреля

911

1037

1123

с 1 октября

934

1060

1146

с 1 декабря

953

1095

1160

Минимальная заработная плата (грн.):

 

с 1 января

941

1073

1176

с 1 апреля

960

1094

1190

с 1 октября

985

1118

1215

с 1 декабря

1004

1134

1230

Выпуск облигаций внутреннего  государственного займа (ОВГЗ)

5

13

16,9

Уровень инфляции

4,6%

7,9%

5,9%

Поступления из НБУ

>9,671

10,6

>5

Показатель

2011

2012

2013

Отношения валют:

 

грн/долл.

7,95

8,20-8,50

8,11-8,2

грн/руб.

0,27

0,27

0,26

грн/евро

9,6

1030-10,50

10,40-10,55

грн/фунт

     

Сальдо платеж-ного баланса (млрд.долл.)

-2,448

≈-4

-4,5


 

В таблице  приведена сравнительная характеристика основных показателей бюджетной  декларации Украины на 2011, 2012 и 2013 годы. Нужно отметить, что в статьях  номинального ВВП, расходов и доходов  бюджета, минимальной заработной платы и прожиточного минимума наблюдается динамичный рост показателей, что свидетельствует об эффективной финансовой политике государства и налаженной работе высших органов власти.

В 2011 году прирост ВВП составлял 4,5%, а на 2012 год он снизился на 0,6%, т.е. на уровень 3,9%. Однако в бюджете на 2013 год  этот показатель вернулся к прежнему уровню – 4,5%.

Также, важным является то, что дефицит государственного бюджета снижается на протяжении последних 3 лет. На 2013 год прогнозируется рекордный минимум гос. дефицита – 12 млрд. гривен.

Государственный долг в Украине в течении 3 лет колеблется на уровне 26,5-29,9% от ВВП. В среднем зафиксировано 27,53%, т.е. 416,327 млрд. грн. в бюджете на 2012 год. Показатель не превышает 70% от годового объема ВВП. Это говорит о том, что Украина имеет финансовую независимость.

Такую же тенденцию имеет и выпуск облигаций  внутреннего государственного займа. В бюджете на 2011 год было выпущено ОВГЗ на сумму 5 млрд. грн. В 2012 и 2013 годах  – 13 млрд. грн. и 16,9 млрд. грн., соответственно.

Уровень инфляции изменялся на протяжении 3 лет, то повышаясь, то понижаясь. Самый  низкий уровень инфляции наблюдался в 2011 году и составлял 4,9%. В 2012 году наблюдается  резкий рост показателя инфляции –  это 7,9%. В бюджетной резолюции  на 2013 год этот показатель снизится на 2% и будет равен 5,9%.

Уровень инфляции в Украине стабильно  выше 4-5%, что означает снижение темпов роста производства, что может  привести к стагнации экономики  и производства.

В 2011 году поступления в бюджет Украины  из НБУ составили 9,671 млрд. гривен, в 2012 году бюджетная резолюция предусматривала  поступления из НБУ в размере 10,6 млрд. грн. А на 2013 год предусмотрена  очень низкая сумма, которая равна 5 млрд. грн.

В качестве вывода можно добавить, что Украинская экономика имеет как сильные, так и слабые стороны. Поэтому, перед  правительством стоит множество  задач, которые подлежат решению  для улучшения каждого из показателей  бюджетной резолюции на каждый год.

 

 

 

Кабинет министров Украины, наконец, опубликовал проект государственного бюджета на 2013 год. Украинцев в первую очередь интересуют его социальные показатели. Ниже приведены основные цифры государственного бюджета, которые непосредственно касаются социальных выплат.

В проекте  государственного бюджета на 2013 год  правительство повысило уровень  прожиточного минимума в расчете  на месяц до 1108 грн с 1 января и  до 1176 грн с 1 декабря следующего года. Если рассчитывать в соотношении  год/год, то в январе прожиточный  минимум будет повышен на 9%, а  в декабре - на 7%, по сравнению с  соответствующими показателями этого  года.

Для детей  в возрасте до 6 лет с 1 января прожиточный  минимум будет составлять 972 гривны, с 1 декабря - 1032 гривны; 
Для детей в возрасте от 6 до 18 лет: с 1 января - 1210 гривен, с 1 декабря - 1286 гривен; 
Для трудоспособных лиц: с 1 января - 1147 гривен, с 1 декабря - 1218 гривен; 
Для лиц, утративших трудоспособность: с 1 января - 894 гривны, с 1 декабря - 949 гривен.

Также правительство  с 1 января 2013 г. поднимает минимальную  заработную плату в месячном размере  на 7%, по сравнению с январем 2012 г. - до 1147 гривен. С 1 декабря 2013 года ожидается  поднятие показателя еще на 7,5%, по сравнению  с декабрем 2012 г. - до 1218 гривен.

В почасовом  размере минимальная зарплата с 1 января составит 6,88 гривны, а с 1 декабря - 7,3 гривны.

Если  же сравнивать рост минимальной зарплаты с 1 января к декабрю этого года, то показатель составит всего лишь 13 грн. В оппозиции по этому поводу уже язвят. "В бюджете все  социальные статьи останавливаются, а  минимальный прожиточный уровень  и зарплаты растут только на 13 гривен", - посетовал нардеп из фракции НУ-НС Арсений Яценюк.

Читайте также: Проект госбюджета-2013: основные показатели документа

Всего же Министерству социальной политики Украины  в проекте госбюджета предусмотрено  выделить 88 млрд 659,19 млн грн. Пенсионный фонд из этой суммы составляет 83 млрд 233,56 млн грн. Это на 18,7 млрд грн (или на 29%) больше, чем в 2012 г.

Из этой суммы на дотации на выплату пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, назначенным по разным пенсионными  программами предусмотрено 61 млрд 469,77 млн грн. На покрытие дефицита средств Фонда - 21,8 млрд грн, что на 6,5 млрд грн (или на 42,5%) больше, чем предусмотрено на указанные цели в текущем году.

На социальную защиту граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы планируется выделить 2 млрд 623,2 млн грн. В Фонд социальной защиты инвалидов планируется направить 703,5 млн грн.

Правительство в проекте госбюджета установило, что в 2013 году уровень обеспечения  прожиточного минимума (гарантированный  минимум) для назначения помощи согласно Закону Украины "О государственной  социальной помощи малообеспеченным семьям" в процентном соотношении к прожиточного минимума для основных социальных и  демографических групп населения  составляет: для трудоспособных лиц - 21%, для детей - 75%, для лиц, которые  потеряли работоспособность, и инвалидов 100% соответствующего прожиточного минимума.

Размер  государственной социальной помощи малообеспеченным семьям в 2013 г. не может  быть больше чем 75% от уровня обеспечения  прожиточного минимума для семьи.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"