Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:13, шпаргалка
1. Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
2. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.
1. Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
2. Государственный
бюджет составляется
3. Важнейшие
части государственного
4.Источники доходной части:
5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:
Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.
6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:
7. Источники покрытия бюджетного дефицита
Ö Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)
Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости.
- Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.
8. Факторы,
влияющие на состояние
9. Государственный долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.
10. Обслуживание
долга — это выплата процентов
по задолженности и
11. Государственный долг
- Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте.
Внутренние долговые обязательства:
- Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте
12. Внутренний
государственный долг –
Причины возникновения внутреннего государственного долга
13. Внешний государственный долг – более серьезная проблема. С появлением внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.
Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:
14. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях.
15. Меры по
управлению государственным
Бюджетная резолюция Украины за последние 3 года представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Бюджетная резолюция Украины (млрд. грн.) [9]
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
Прирост ВВП |
4,5% |
3,9% |
4,5% |
Номинальный ВВП |
1253 |
1512 |
1687,8 |
Доходы бюджета |
281,5 |
370,8 |
394,6 |
Расходы бюджета |
321,9 |
396,7 |
434,6 |
Дефицит госбюджета |
38,843 |
25,129 |
27,8 |
Государственный долг |
375,643 |
416,327 |
447,055 |
Государственный долг (% ВВП) |
29,98 |
27,53 |
26,5 |
Прожиточный минимум (грн.): |
|||
с 1 января |
894 |
1017 |
1110 |
с 1 апреля |
911 |
1037 |
1123 |
с 1 октября |
934 |
1060 |
1146 |
с 1 декабря |
953 |
1095 |
1160 |
Минимальная заработная плата (грн.): |
|||
с 1 января |
941 |
1073 |
1176 |
с 1 апреля |
960 |
1094 |
1190 |
с 1 октября |
985 |
1118 |
1215 |
с 1 декабря |
1004 |
1134 |
1230 |
Выпуск облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) |
5 |
13 |
16,9 |
Уровень инфляции |
4,6% |
7,9% |
5,9% |
Поступления из НБУ |
>9,671 |
10,6 |
>5 |
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
Отношения валют: |
|||
грн/долл. |
7,95 |
8,20-8,50 |
8,11-8,2 |
грн/руб. |
0,27 |
0,27 |
0,26 |
грн/евро |
9,6 |
1030-10,50 |
10,40-10,55 |
грн/фунт |
|||
Сальдо платеж-ного баланса (млрд.долл.) |
-2,448 |
≈-4 |
-4,5 |
В таблице
приведена сравнительная
В 2011 году прирост ВВП составлял 4,5%, а на 2012 год он снизился на 0,6%, т.е. на уровень 3,9%. Однако в бюджете на 2013 год этот показатель вернулся к прежнему уровню – 4,5%.
Также, важным является то, что дефицит государственного бюджета снижается на протяжении последних 3 лет. На 2013 год прогнозируется рекордный минимум гос. дефицита – 12 млрд. гривен.
Государственный долг в Украине в течении 3 лет колеблется на уровне 26,5-29,9% от ВВП. В среднем зафиксировано 27,53%, т.е. 416,327 млрд. грн. в бюджете на 2012 год. Показатель не превышает 70% от годового объема ВВП. Это говорит о том, что Украина имеет финансовую независимость.
Такую же тенденцию имеет и выпуск облигаций внутреннего государственного займа. В бюджете на 2011 год было выпущено ОВГЗ на сумму 5 млрд. грн. В 2012 и 2013 годах – 13 млрд. грн. и 16,9 млрд. грн., соответственно.
Уровень инфляции изменялся на протяжении 3 лет, то повышаясь, то понижаясь. Самый низкий уровень инфляции наблюдался в 2011 году и составлял 4,9%. В 2012 году наблюдается резкий рост показателя инфляции – это 7,9%. В бюджетной резолюции на 2013 год этот показатель снизится на 2% и будет равен 5,9%.
Уровень инфляции в Украине стабильно выше 4-5%, что означает снижение темпов роста производства, что может привести к стагнации экономики и производства.
В 2011 году
поступления в бюджет Украины
из НБУ составили 9,671 млрд. гривен, в
2012 году бюджетная резолюция
В качестве вывода можно добавить, что Украинская экономика имеет как сильные, так и слабые стороны. Поэтому, перед правительством стоит множество задач, которые подлежат решению для улучшения каждого из показателей бюджетной резолюции на каждый год.
Кабинет министров Украины, наконец, опубликовал проект государственного бюджета на 2013 год. Украинцев в первую очередь интересуют его социальные показатели. Ниже приведены основные цифры государственного бюджета, которые непосредственно касаются социальных выплат.
В проекте государственного бюджета на 2013 год правительство повысило уровень прожиточного минимума в расчете на месяц до 1108 грн с 1 января и до 1176 грн с 1 декабря следующего года. Если рассчитывать в соотношении год/год, то в январе прожиточный минимум будет повышен на 9%, а в декабре - на 7%, по сравнению с соответствующими показателями этого года.
Для детей
в возрасте до 6 лет с 1 января прожиточный
минимум будет составлять 972 гривны,
с 1 декабря - 1032 гривны;
Для детей в возрасте от 6 до 18 лет: с 1 января
- 1210 гривен, с 1 декабря - 1286 гривен;
Для трудоспособных лиц: с 1 января - 1147
гривен, с 1 декабря - 1218 гривен;
Для лиц, утративших трудоспособность:
с 1 января - 894 гривны, с 1 декабря - 949 гривен.
Также правительство с 1 января 2013 г. поднимает минимальную заработную плату в месячном размере на 7%, по сравнению с январем 2012 г. - до 1147 гривен. С 1 декабря 2013 года ожидается поднятие показателя еще на 7,5%, по сравнению с декабрем 2012 г. - до 1218 гривен.
В почасовом размере минимальная зарплата с 1 января составит 6,88 гривны, а с 1 декабря - 7,3 гривны.
Если
же сравнивать рост минимальной зарплаты
с 1 января к декабрю этого года,
то показатель составит всего лишь
13 грн. В оппозиции по этому поводу
уже язвят. "В бюджете все
социальные статьи останавливаются, а
минимальный прожиточный
Читайте также: Проект госбюджета-2013: основные показатели документа
Всего же Министерству социальной политики Украины в проекте госбюджета предусмотрено выделить 88 млрд 659,19 млн грн. Пенсионный фонд из этой суммы составляет 83 млрд 233,56 млн грн. Это на 18,7 млрд грн (или на 29%) больше, чем в 2012 г.
Из этой суммы на дотации на выплату пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, назначенным по разным пенсионными программами предусмотрено 61 млрд 469,77 млн грн. На покрытие дефицита средств Фонда - 21,8 млрд грн, что на 6,5 млрд грн (или на 42,5%) больше, чем предусмотрено на указанные цели в текущем году.
На социальную защиту граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы планируется выделить 2 млрд 623,2 млн грн. В Фонд социальной защиты инвалидов планируется направить 703,5 млн грн.
Правительство
в проекте госбюджета установило,
что в 2013 году уровень обеспечения
прожиточного минимума (гарантированный
минимум) для назначения помощи согласно
Закону Украины "О государственной
социальной помощи малообеспеченным семьям"
в процентном соотношении к прожиточного
минимума для основных социальных и
демографических групп
Размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям в 2013 г. не может быть больше чем 75% от уровня обеспечения прожиточного минимума для семьи.