Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка

Краткое описание

1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?

Файлы: 1 файл

националка шпора.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

Во вступительном  слове к этому Отчету Президент Всемирного банка Дж. Вульфенсон, в частности, пишет: "Конечно, развитие, опирающееся на доминирующую роль государства, потерпело неудачу. Но аналогичный результат будет итогом развития без государства — этот вывод абсолютно следует из агонии, которую пережил народ при коллапсе таких государств, как Либерия и Сомали. История с настойчивостью повторяет, что хорошее правительство — это не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устойчивое развитие, и экономическое, и социальное, невозможно".

Второй элемент  стратегии связан с укреплением  потенциала государства путем активизации общественных институтов. Это подразумевает разработку эффективных норм и ограничений, которые позволили бы сдерживать произвол властей, бороться с засильем коррупции. Важной частью работы является развитие разнообразных форм общественного контроля, который должен распространяться и на предпринимательский корпус и на функционирование органов государственного и муниципального управления.

 Общие функции государства в рыночной экономике

Вполне очевидно, что содержание и интенсивность  функций государства зависят от конкретно-исторического положения страны. Они имеют значительную специфику для этапа активных реформ в Украине. Ключевая функция государства при этом состоит в создании условий для формирования и развития высокоэффективного рыночного хозяйства, при этом должны тщательно учитываться многоукладный характер экономики, сильные тенденции смешения теневой экономики с экономикой легальной, проникновения теневых отношений в механизмы государственного управления..

Вместе с  тем существует достаточно устойчивый спектр функций в управлении экономикой и обществом, которые могут реализоваться в любом современном рыночном хозяйстве только на уровне политики государства как целого. Назовем основные из них:

  1. Правовое обеспечение экономической деятельности. Одна из важных функций государства в этой области - поддержка права собственности.
  2. Организация денежного обращения.
  3. Производство так называемых общественных товаров и услуг (которые призваны удовлетворять коллективные потребности). Это, например, продукция оборонного назначения, дороги, коммуникации, иная инфраструктура. К этому классу задач можно также отнести поддержку государством науки, образования, культуры.
  4. Минимизация трансакционных издержек. Под трансакционными издержками, напомним, понимают издержки эксплуатации экономической системы.
  5. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции; поддержка малого и среднего бизнеса.
  6. Оптимизация влияния экстерналий. В экономике возникают так называемые внешние эффекты, которые не выражаются в денежной форме, и рынок на них должным образом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например загрязнения окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государством могут активно стимулироваться. Например, это может касаться случаев распространения результатов (благ) от тех или иных целевых благотворительных программ не только на тех, для кого они предназначаются, но и на общество в целом.
  7. Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости).

В частности, должно быть обеспечено рациональное соотношение личных доходов предпринимателей и людей, зарабатывающих себе на жизнь трудом по найму. При слишком большой разнице в доходах между этими категориями людей в обществе могут возникать острые социальные противоречия. Опыт даже тех капиталистических стран, в которых рыночные отношения наиболее развиты, свидетельствует, что не более 5% населения способны быть предпринимателями. Остальные люди предпочитают быть наемными работниками. В России этот факт еще более существен, ибо традиционно наша "экономика является ведомой заработной платы".

  1. Поддержка оптимального уровня занятости; минимизация безработицы и издержек от нее.
  2. Проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей коренным интересам страны в целом и населения ее территорий.
  3. Реализация национальных интересов в мировой экономике; поддержка международной конкурентоспособности отечественной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49. ЗАПАСЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

Запасы материальных оборотных средств. Запасы материальных оборотных средств являются составной  частью нефинансовых произведенных активов и представляют ту часть капитала, которая целиком потребляется в процессе производства, возвращается предпринимателям в течение каждого кругооборота в денежной форме для нового цикла производства. Это главным образом предметы труда, называемые также промежуточными продуктами (сырье, материалы, полуфабрикаты, (топливо, корма, фураж, животные на откорме и т.п.). Они участвуют в одном производственном цикле, видоизменяют свою вещественную форму, а затраты на их производство полностью [Входят в цену готовой продукции и услуг и возмещаются при их (реализации. К этой категории относятся также незавершенное [производство, нереализованная готовая продукция, государственные материальные резервы.

Запасы материальных оборотных средств-(производственные запасы) обеспечивают непрерывность производства, создавая (возможность завершения производственного цикла без обращения к поставщикам и возможность поставки продукции по требованию потребителей. В этом смысле они представляют собой объем запасов, постоянно задействованных в процессе воспроизводства и постоянно возобновляемых.

 

50. ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫ УЧЕННЫЕ-ЭКОНОМИСТЫ О РЫНОЧНЫХ РЕФОРМАХ В СТРАНАХ СНГ

Подавляющее большинство стран всего евроазиатского континента в результате гиперинфляции и создания условий хаоса разрушили старые регулирующие, механизмы, не создав при этом новых. Это и вызвало глубокий экономический и социальный кризис.

В 1992 г. в Москве, на форуме учёных-экономистов Международной  экономической ассоциации, состоялась дискуссия по вопросам рыночного реформирования в постсоциалистических странах. Принимавшие участие в работе представители МВФ пытались убедить учёных, что рекомендации МВФ не являются обязательными и что страна, осуществляющая реформы, вправе принимать самостоятельные решения. Однако жизнь показала, что МВФ и Мировой банк реконструкции и развития  проводят политику жестокого диктата. Выдающиеся учёные-экономисты мира всё более выступают против подобной политики. Представляет интерес мнение о наших реформах учёных разных стран, объединившихся в группу «Андженда». Они отмечали, что представление о возможности создания рынка простым освобождением цен и производства из-под контроля государства и созданием частной собственности коренится в глубоком недопонимании функционирования рыночного капитализма. В 1996 г. под общей редакцией академика О.Т.Богомолов был опубликован фундаментальный научный труд «Реформы глазами американских и российский учёных», в подготовке которого приняли участие всемирно известные американские учёные. В статье отмечается, что без регулирующего участия государства, активного вмешательства в процесс формирования рыночного хозяйства с целью придания ему социальной ориентации, неминуемо развитие в сторону «дикого капитализма». Представляют интерес приведённые в книге высказывания Лоуренса Клейна. Отвергая положения о якобы несуществующей альтернативе бурному и разрушительному процессу реформ в странах Центральной и Восточной Европы, ведущему к падению производства, росту безработицы и сильной инфляции, он противопоставляет им Китайскую реформу, которая пошла по совершенно другому пути и поэтому резко контрастирует с политикой шоковой терапии. Лоуренс Клейн развивает концепцию рыночного социализма, активно выступает в защиту смешанной экономики.

 

51. СВЯЗИ УКРАИНЫ С  ДРУГИМИ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

Разрушение  СССР, экономика которого функционировала  как единственный народнохозяйственный комплекс с высокой степенью межотраслевого и внутриотраслевого, регионального деления труда и кооперации, и разрыв на этой основе технологических, производственных, товарных и других связей вызывали потребность поиска таких организационных форм, которые бы, во-первых, сделали процесс формирования национальных хозяйств новых государств минимально болезненным, а, во-вторых, позволили бы использовать потенциальные возможности сохранившихся взаимосвязей с другими странами для структурной перестройки экономики, содержания и развития позиций на огромном конкурентоспособном рынке. Одной из таких форм стало региональное политико-экономическое объединение под названием, СНГ — Союз независимых государств. Общими принципами или условиями интеграции стран в границах СНГ были определены такие:

—добровольное стремление стран к интеграции на основе экономической выгоды как высшего критерия целесообразности интеграции; —учет изменений в национальных системах управления народным хозяйством, перемещения поля принятия решений из конкретных проблем управления на уровень предпринимательских структур, создания транснациональных производственных, коммерческих, финансовых групп;

— признание и развитие разных организационно-правовых

вариантов интеграции, которые могут быть предложены отдель

ными странами в соответствии с их пониманием потребностей и

глубины такой  интеграции;

—наличие  практических результатов взаимодействия, которые способствуют проведению системных реформ в государствах-членах СНГ.

Украина также  выступила инициатором создания нового экономического союза отдельных стран — членов СНГ — ГУУАМ (Грузия, Украина, Молдова, Азербайджан, Узбекистан. Последний в 2005 г. практически вышел из организации, сократив ее аббревиатуру до ГУАМ). Региональное объединение ГУАМ создает новый перспективное для Украины экономическое пространство, поскольку объединяет нашу страну с Молдовой (Юго-восточная Европа, Балканы) и Грузией, Азербайджаном (Кавказ, Закавказье, Иран).

ГУАМ очертил  две основных стратегических цели своего функционирования:

—экономическая  — создание межрегиональных транспортных коридоров, связанных с транспортировкой в Европу азербайджанскую и узбекской нефть, а впоследствии нефтепродуктов из Украины, в то же время товаров и услуг по Европе и Украине на Кавказ и к Средней Азии;

— политико-экономическая  — диверсификация источников энергоносителей, ликвидация монополии России на их снабжение в Украину, а следовательно, уменьшение влияния политических факторов на возможности свободного выбора страной направлений внешнеэкономической ориентации.

Организация Черноморского экономического сотрудничества, которая включает 10 стран-членов: Украина, Россия, Турция, Румыния, Болгария, Грузия, Греция, Молдова, Азербайджан, Албания, была образована в Стамбуле еще в 1992 г. К сожалению, тенденции к динамизации развития ОЧЕС нельзя оценить как позитивные. Первая конференция на тему «Возможности бизнесу в регионе Черноморского экономического сотрудничества» (сентябрь в 2000 г.) собрала представителей 19 стран. Однако доминировали на ней представители Украины и Турции, тогда как Болгария, Грузия, Молдова (страны члены ОЧЕС) вообще проигнорировали эту встречу.

Необходимость интеграции Украины в мировое хозяйство, проблемы на этом пути, связанные с процессами формирования новой  системы отношений собственности, новой структуры народного хозяйства, значительные потери в сфере рынков сбыта на постсоветском пространстве, без сомнения, должны усиливать интерес наших властных структур, среднего и большого бизнеса, государственного сектора к сотрудничеству со странами Азии, Африке, Латинской Америке региональными организациями экономического направления. Следует отметить, что из всех региональных интеграционных объединений в названных регионах планеты наиболее постоянной и мощной организацией является АСЕАН в Юго-восточной Азии. Сотрудничество с этой организацией означало бы для Украины проникновение и закрепление на рынках сверх десятка стран, большинство из которых достаточно стремительно развиваются.

 

 

 

52. ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ  УКРАИНЫ И ЕС

В первые годы XXI ст. появилась позитивная тенденция  к росту внешнеторгового товарооборота  страны из ЕС, который, например, лишь за 2003 г. вырос на 36,9 % (или на 2,8 млрд. дол.) сравнительно с 2002 г, и составлял 10,4млрд. дол. США. Однако есть и другая сторона этого, бесспорно, позитивного процесса. К сожалению, он не такой эффектен, ведь в структуре экспорта Украины к странам ЕС-15 доминируют поставки минеральных продуктов (25,5 % от общего экспорта к странам ЕС), неблагородных металлов и изделий из них (24,9 %), текстилю и текстильных изделий (11,3 %) и только 8,6 % экспорту приходится на машины, оборудование и механизмы. К тому же, не ввиду позитивной динамики экспорта в целом, сегодня доля Украины в торговле из ЕС остается незначительной и составляет около 0,5 % от общего объема внешнеторговых операций Евросоюза.

Изменить  такое состояние торговых отношений  возможно лишь оптимизировав структуру  народного хозяйства страны в соответствии с требованиями современной мировой экономики, потребностей и требований мирового рынка и потенциальных внутренних возможностей нашей промышленности, сельского хозяйства, научно-исследовательского сектору, обеспечив значительный рост выпуска продукции высокой стоимости, хотя бы через производство определенных международных ее составляющих компонентов.

 

53 Инвестиционные факторы  экономического роста

Инвестиции - это такая  часть общественных 'ресурсов, которые  не используются для текущего потребления, а вкладываются в создание ценностей, которые будут использоваться на протяжении длительного периода в производственной и непроизводственной сферах. Именно поэтому инвестиции 'на уровне общества

в целом называют капитальными вложениями. Основой для осуществления инвестиций есть общественные сбережения. Для бесперебойного осуществления производственного процесса должно существовать равенство между величиной сбережений инвестиции. В случае, если общественные сбережения превысят величину произведенных в обществе инвестиций, то это означает, что, на часть изготовленного продукта не будет спроса. Соответственно, эта часть общественного продукта не будет реализовываться , что есть причиною наличия в обществе условий для экономического кризиса. !

Но даже в случае, когда  существует равенство между величиной  общественных сбережений и инвестиций, или даже если величина средств, которые направляются обществом в инвестиционный процесс превысит величину сбережений произведенных в обществе, то такие ситуации вовсе не будут означать, что увеличится величина произведенного в обществе реального продукта и экономический рост. Для того чтобы это произошло общество должно за счет сбережений осуществлять восстановление изношенных и создание новых средств производства способны увеличить количество произведенного продукта, А это означает потребность осуществления' капитальных вложений в основной капитал предприятий. Инвестиции в Основной капитал -это те общественные ресурсы, которые направляются в производственную сферу ,и обеспечивают создание, расширение реконструкцию и, техническое перевооружение предприятий. При этом условием экономического роста или увеличение объема созданного продукта есть то что должно увеличиваться и общий объем инвестиций в основной капитал предприятий.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"