Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка
1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?
Во вступительном слове к этому Отчету Президент Всемирного банка Дж. Вульфенсон, в частности, пишет: "Конечно, развитие, опирающееся на доминирующую роль государства, потерпело неудачу. Но аналогичный результат будет итогом развития без государства — этот вывод абсолютно следует из агонии, которую пережил народ при коллапсе таких государств, как Либерия и Сомали. История с настойчивостью повторяет, что хорошее правительство — это не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устойчивое развитие, и экономическое, и социальное, невозможно".
Второй элемент стратегии связан с укреплением потенциала государства путем активизации общественных институтов. Это подразумевает разработку эффективных норм и ограничений, которые позволили бы сдерживать произвол властей, бороться с засильем коррупции. Важной частью работы является развитие разнообразных форм общественного контроля, который должен распространяться и на предпринимательский корпус и на функционирование органов государственного и муниципального управления.
Общие функции государства в рыночной экономике
Вполне очевидно, что содержание и интенсивность функций государства зависят от конкретно-исторического положения страны. Они имеют значительную специфику для этапа активных реформ в Украине. Ключевая функция государства при этом состоит в создании условий для формирования и развития высокоэффективного рыночного хозяйства, при этом должны тщательно учитываться многоукладный характер экономики, сильные тенденции смешения теневой экономики с экономикой легальной, проникновения теневых отношений в механизмы государственного управления..
Вместе с тем существует достаточно устойчивый спектр функций в управлении экономикой и обществом, которые могут реализоваться в любом современном рыночном хозяйстве только на уровне политики государства как целого. Назовем основные из них:
В частности, должно быть обеспечено рациональное соотношение личных доходов предпринимателей и людей, зарабатывающих себе на жизнь трудом по найму. При слишком большой разнице в доходах между этими категориями людей в обществе могут возникать острые социальные противоречия. Опыт даже тех капиталистических стран, в которых рыночные отношения наиболее развиты, свидетельствует, что не более 5% населения способны быть предпринимателями. Остальные люди предпочитают быть наемными работниками. В России этот факт еще более существен, ибо традиционно наша "экономика является ведомой заработной платы".
49. ЗАПАСЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
Запасы материальных оборотных средств. Запасы материальных оборотных средств являются составной частью нефинансовых произведенных активов и представляют ту часть капитала, которая целиком потребляется в процессе производства, возвращается предпринимателям в течение каждого кругооборота в денежной форме для нового цикла производства. Это главным образом предметы труда, называемые также промежуточными продуктами (сырье, материалы, полуфабрикаты, (топливо, корма, фураж, животные на откорме и т.п.). Они участвуют в одном производственном цикле, видоизменяют свою вещественную форму, а затраты на их производство полностью [Входят в цену готовой продукции и услуг и возмещаются при их (реализации. К этой категории относятся также незавершенное [производство, нереализованная готовая продукция, государственные материальные резервы.
Запасы материальных
оборотных средств-(
50. ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫ УЧЕННЫЕ-ЭКОНОМИСТЫ О РЫНОЧНЫХ РЕФОРМАХ В СТРАНАХ СНГ
Подавляющее
большинство стран всего
В 1992 г. в Москве,
на форуме учёных-экономистов
51. СВЯЗИ УКРАИНЫ С
ДРУГИМИ ПОЛИТИКО-
Разрушение СССР, экономика которого функционировала как единственный народнохозяйственный комплекс с высокой степенью межотраслевого и внутриотраслевого, регионального деления труда и кооперации, и разрыв на этой основе технологических, производственных, товарных и других связей вызывали потребность поиска таких организационных форм, которые бы, во-первых, сделали процесс формирования национальных хозяйств новых государств минимально болезненным, а, во-вторых, позволили бы использовать потенциальные возможности сохранившихся взаимосвязей с другими странами для структурной перестройки экономики, содержания и развития позиций на огромном конкурентоспособном рынке. Одной из таких форм стало региональное политико-экономическое объединение под названием, СНГ — Союз независимых государств. Общими принципами или условиями интеграции стран в границах СНГ были определены такие:
—добровольное стремление стран к интеграции на основе экономической выгоды как высшего критерия целесообразности интеграции; —учет изменений в национальных системах управления народным хозяйством, перемещения поля принятия решений из конкретных проблем управления на уровень предпринимательских структур, создания транснациональных производственных, коммерческих, финансовых групп;
— признание и развитие разных организационно-правовых
вариантов интеграции, которые могут быть предложены отдель
ными странами в соответствии с их пониманием потребностей и
глубины такой интеграции;
—наличие практических результатов взаимодействия, которые способствуют проведению системных реформ в государствах-членах СНГ.
Украина также выступила инициатором создания нового экономического союза отдельных стран — членов СНГ — ГУУАМ (Грузия, Украина, Молдова, Азербайджан, Узбекистан. Последний в 2005 г. практически вышел из организации, сократив ее аббревиатуру до ГУАМ). Региональное объединение ГУАМ создает новый перспективное для Украины экономическое пространство, поскольку объединяет нашу страну с Молдовой (Юго-восточная Европа, Балканы) и Грузией, Азербайджаном (Кавказ, Закавказье, Иран).
ГУАМ очертил две основных стратегических цели своего функционирования:
—экономическая — создание межрегиональных транспортных коридоров, связанных с транспортировкой в Европу азербайджанскую и узбекской нефть, а впоследствии нефтепродуктов из Украины, в то же время товаров и услуг по Европе и Украине на Кавказ и к Средней Азии;
— политико-экономическая — диверсификация источников энергоносителей, ликвидация монополии России на их снабжение в Украину, а следовательно, уменьшение влияния политических факторов на возможности свободного выбора страной направлений внешнеэкономической ориентации.
Организация Черноморского экономического сотрудничества, которая включает 10 стран-членов: Украина, Россия, Турция, Румыния, Болгария, Грузия, Греция, Молдова, Азербайджан, Албания, была образована в Стамбуле еще в 1992 г. К сожалению, тенденции к динамизации развития ОЧЕС нельзя оценить как позитивные. Первая конференция на тему «Возможности бизнесу в регионе Черноморского экономического сотрудничества» (сентябрь в 2000 г.) собрала представителей 19 стран. Однако доминировали на ней представители Украины и Турции, тогда как Болгария, Грузия, Молдова (страны члены ОЧЕС) вообще проигнорировали эту встречу.
Необходимость интеграции Украины в мировое хозяйство, проблемы на этом пути, связанные с процессами формирования новой системы отношений собственности, новой структуры народного хозяйства, значительные потери в сфере рынков сбыта на постсоветском пространстве, без сомнения, должны усиливать интерес наших властных структур, среднего и большого бизнеса, государственного сектора к сотрудничеству со странами Азии, Африке, Латинской Америке региональными организациями экономического направления. Следует отметить, что из всех региональных интеграционных объединений в названных регионах планеты наиболее постоянной и мощной организацией является АСЕАН в Юго-восточной Азии. Сотрудничество с этой организацией означало бы для Украины проникновение и закрепление на рынках сверх десятка стран, большинство из которых достаточно стремительно развиваются.
52. ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ УКРАИНЫ И ЕС
В первые годы
XXI ст. появилась позитивная тенденция
к росту внешнеторгового
Изменить такое состояние торговых отношений возможно лишь оптимизировав структуру народного хозяйства страны в соответствии с требованиями современной мировой экономики, потребностей и требований мирового рынка и потенциальных внутренних возможностей нашей промышленности, сельского хозяйства, научно-исследовательского сектору, обеспечив значительный рост выпуска продукции высокой стоимости, хотя бы через производство определенных международных ее составляющих компонентов.
53 Инвестиционные факторы экономического роста
Инвестиции - это такая часть общественных 'ресурсов, которые не используются для текущего потребления, а вкладываются в создание ценностей, которые будут использоваться на протяжении длительного периода в производственной и непроизводственной сферах. Именно поэтому инвестиции 'на уровне общества
в целом называют капитальными вложениями. Основой для осуществления инвестиций есть общественные сбережения. Для бесперебойного осуществления производственного процесса должно существовать равенство между величиной сбережений инвестиции. В случае, если общественные сбережения превысят величину произведенных в обществе инвестиций, то это означает, что, на часть изготовленного продукта не будет спроса. Соответственно, эта часть общественного продукта не будет реализовываться , что есть причиною наличия в обществе условий для экономического кризиса. !
Но даже в случае, когда существует равенство между величиной общественных сбережений и инвестиций, или даже если величина средств, которые направляются обществом в инвестиционный процесс превысит величину сбережений произведенных в обществе, то такие ситуации вовсе не будут означать, что увеличится величина произведенного в обществе реального продукта и экономический рост. Для того чтобы это произошло общество должно за счет сбережений осуществлять восстановление изношенных и создание новых средств производства способны увеличить количество произведенного продукта, А это означает потребность осуществления' капитальных вложений в основной капитал предприятий. Инвестиции в Основной капитал -это те общественные ресурсы, которые направляются в производственную сферу ,и обеспечивают создание, расширение реконструкцию и, техническое перевооружение предприятий. При этом условием экономического роста или увеличение объема созданного продукта есть то что должно увеличиваться и общий объем инвестиций в основной капитал предприятий.