Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка
1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?
После ликвидации НЭПа, что было связано с индустриализацией страны, начинается период с командно-административной плановой системой управления экономики, в которой преобладали не стоимостные, а натурально-вещественные отношения. Планирование в СССР представляло собой систему, охватывающая все уровни народного хозяйства от союзного госплана. Постепенно развивалась система долгосрочного перспективного планирования. Плановая система была несовершенна. Не был создан мотивационный процесс внедрения достижений, а у работников повышение производительности труда.
6-ой этап. С 1991 года после распада СССР начался переходный период от командно-административной к построению социально-ориентированной рыночной экономике. В этот период создаются институты частной собственности. Осуществляется переход от натурально-стоимостной к конкурентной экономике. Возрастает роль крупных частных корпораций, происходит переход к инновационной экономике. Создается средний класс, формируются демократические институты гражданского общества. Этот период характеризуется возрастанием значимости экономических методов управления, созданием новых инструментов рыночной экономики, изменение форм и методов госуправления, отмена монополии.
Произошло реформирование бюджетно-финансовых систем. Была создана 2-х уровневая Банковская система. Развился рынок труда и безработица. Возросла социальная дифференциация общества.
Этот период характеризуется также ростом масштабов коррупции и теневой экономики. Новые институциональные нормы рыночной экономики были закреплены Конституцией украины и т.д
Подведя итог первых лет реформ можно сделать следующие выводы:
1) Цена этих реформ оказалась слишком высокой (усиление инфляции, снизилась благосостояние населения и т. д.)
2) Приватизация
и либерализация экономки
3) Рыночная
экономика не отрицает
4) Легитимны
не только рынок, но и государс
40 . ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
В состав национального богатства в качестве природного капитала входят как воспроизводимые, так и невоспр-е запасы прир. рес-сов всех видов. Это земля, полезн. ископаемые, водные рес-сы, эффективное владение кот. м.б. установлено и передано. Запасы полез. ископаемых явл. существенным, но не решающим элементом экономического развития. Экономическое превосходство развитых стран обеспечивается в условиях бедности полезных ископаемых на их собственной территории. Одной из проблем украинской экономики явл. недостаток ср-в, выделяемых на цели предотвращения ущерба, наносимого прир. среде, и обеспеч-е рац-го использ-я прир. рес-сов. Сложное фин.положение п/й затрудняет использ-е таких экон-х рычагов, как плата за использ-е прир. рес-сов и загрязнение окруж.среды, а бюджетные ср-ва практически не использ-ся для предоставления субсидий и налоговых льгот в целях повыш-я заинтересованности в создании и использ-ии экологич. чистых технологий и пр-в.
41. эффективность национальной экономики и ее показатели.
Экономическая
эффективность характеризует
Экономическая
эффективность национальной экономики
— это состояние, при котором
невозможно увеличить степень удовлетворен
Под словом «эффективность» не следует понимать только результат, достигаемый народным хозяйством в целом или отдельной отраслью, предприятием за тот или иной отрезок времени. Этот результат правильнее было бы охарактеризовать как эффект, а не эффективность.
Эффект может быть значительным, но если он достигнут ценой больших затрат, то эффективность может остаться неизменной или даже снизиться. Следовательно, необходимо различать эффект и эффективность, ибо последняя свидетельствует не только о приросте показателей производства, но, что не менее важно, и о том, какой ценой (за счет каких затрат) обеспечены достигнутые приросты. Эффективность — это величина не абсолютная, а относительная.
Национальная
экономика стремится к
1. Стабильного
роста национального объема
2. Стабильного уровня цен;
3. Поддержание
равновесного внешнего баланса;
4. Высокого
и стабильного уровня
Факторами экономического роста являются:
* природные ресурсы (необходимо наиболее полное их извлечение и комплексная переработка);
* трудовые ресурсы (повышение уровня образования, улучшение здоровья, совершенствование организации труда);
* основной
капитал (оборудование
* научно-технический прогресс;
* совокупный спрос.
Для анализа национальной экономики выделяют следующие показатели:
Валовой продукт;
Национальный доход.
42. ЕБРР, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, англ. European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) — инвестиционный механизм, созданный в 1991 60 странами и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 27 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии.
Высший руководящий орган банка - Совет управляющих, в состав которого каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Профессиональное стратегическое управление осуществляет другой орган - Совет директоров (23 человека), который отвечает за руководство общей деятельностью и реализацию директивных документов ЕБРР. Президент ЕБРР осуществляет оперативное управление деятельностью банка согласно указаниям Совета директоров. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок.
Организация возникла в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся политический строй и страны бывшего советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях демократии.
ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.
Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
Устав ЕБРР предусматривает его деятельность только в тех странах, которые привержены принципам "демократии". Забота об окружающей среде является составным элементом надежно работающей системы корпоративного управления и фигурирует во всех инвестиционных операциях ЕБРР.
Во всех своих инвестиционных операциях ЕБРР должен:
способствовать становлению в стране полноценной рыночной экономики, то есть обеспечивать эффект воздействия на процесс перехода;брать на себя риски в целях оказания содействия частным инвесторам, но при этом не вытесняя их с рынка;
применять рациональные принципы ведения банковской деятельности.
С помощью своих инвестиций ЕБРР содействует:проведению структурных и отраслевых реформ;развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;
укреплению финансовых организаций и правовых систем;развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора;внедрению надежно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.Являясь катализатором перемен, ЕБРР:стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций;привлекает отечественный капитал;оказывает техническое содействие.
Штаб квартира
банка находится в Великобритан
43. ЕЭП, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ.
Единое экономическое пространство (ЕЭП) — проект экономической, а впоследствии, возможно, и политической интеграции четырёх государств СНГ — России, Белоруссии, Казахстана и Украины.
Президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство 23 февраля 2003 года. 19 сентября 2003 года было подписано соглашение по этому поводу.
На саммите в Астане 15 сентября 2004 года президенты стран «четвёрки» утвердили перечень из 29 документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке.
Предполагалось, что все 29 первоочередных соглашений должны составлять неразрывный пакет и должны быть подписаны и вступить в силу одновременно.Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент — Виктор Ющенко, — то новое руководство поставило во главу угла идею Евроинтеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов».
7 апреля 2005 на Первом интеграционном форуме по ЕЭП с участием министров экономики четырёх стран-участниц министр экономики Украины Сергей Терёхин объявил, что Украина будет настаивать на пересмотре базового соглашения по формированию ЕЭП, подписанного в 2003 году, поскольку, согласно тексту соглашения, после поэтапной отмены ограничений в торговле, что должно было произойти до 2012 года, планировалось создание наднациональных органов, которые бы проводили скоординированную экономическую политику.
В конце августа 2005 на саммите глав стран — участников Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают.
Концепция Единого экономического пространства
Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства:
Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий. ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.
Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений. Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции. Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права
44. ЗАДАЧИ И ОБЩИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Современная
экономика есть высокоорганизованная, инновационно-