Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка

Краткое описание

1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?

Файлы: 1 файл

националка шпора.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

После ликвидации НЭПа, что было связано с индустриализацией страны, начинается период с командно-административной плановой системой управления экономики, в которой преобладали не стоимостные, а натурально-вещественные отношения. Планирование в СССР представляло собой систему, охватывающая все уровни народного хозяйства от союзного госплана. Постепенно развивалась система долгосрочного перспективного планирования. Плановая система была несовершенна. Не был создан мотивационный процесс внедрения достижений, а у работников повышение производительности труда.

6-ой этап. С 1991 года после распада СССР  начался переходный период от командно-административной к построению социально-ориентированной рыночной экономике. В этот период создаются институты частной собственности. Осуществляется переход от натурально-стоимостной к конкурентной экономике. Возрастает роль крупных частных корпораций, происходит переход к инновационной экономике. Создается средний класс, формируются демократические институты гражданского общества. Этот период характеризуется возрастанием значимости экономических методов управления, созданием новых инструментов рыночной экономики, изменение форм и методов госуправления, отмена монополии.

Произошло реформирование бюджетно-финансовых систем. Была создана 2-х уровневая Банковская система. Развился рынок труда и безработица. Возросла социальная дифференциация общества.

Этот период характеризуется также ростом масштабов коррупции и теневой экономики. Новые институциональные нормы рыночной экономики были закреплены Конституцией украины и т.д

Подведя итог первых лет реформ можно сделать  следующие выводы:

1) Цена этих  реформ оказалась слишком высокой (усиление инфляции, снизилась благосостояние населения и т. д.)

2) Приватизация  и либерализация экономки создают  формальные предпосылки экономического роста

3) Рыночная  экономика не отрицает необходимости  прогнозирования и планирования

4) Легитимны  не только рынок, но и государство

 

 

 

 

 

40 . ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

В состав национального  богатства в качестве природного капитала входят как воспроизводимые, так и невоспр-е запасы прир. рес-сов всех видов. Это земля, полезн. ископаемые, водные рес-сы, эффективное владение кот. м.б. установлено и передано. Запасы полез. ископаемых явл. существенным, но не решающим элементом экономического развития. Экономическое превосходство развитых стран обеспечивается в условиях бедности полезных ископаемых на их собственной территории. Одной из проблем украинской экономики явл. недостаток ср-в, выделяемых на цели предотвращения ущерба, наносимого прир. среде, и обеспеч-е рац-го использ-я прир. рес-сов. Сложное фин.положение п/й затрудняет использ-е таких экон-х рычагов, как плата за использ-е прир. рес-сов и загрязнение окруж.среды, а бюджетные ср-ва практически не использ-ся для предоставления субсидий и налоговых льгот в целях повыш-я заинтересованности  в создании и использ-ии экологич. чистых технологий и пр-в.

 

41. эффективность национальной  экономики и ее показатели.

Экономическая эффективность характеризует результативность всего общественного производства. С точки зрения национальной экономики, эффективным будет считаться такое состояние, при котором наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах.

Экономическая эффективность национальной экономики  — это состояние, при котором  невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Такое состояние называется Парето-эффективностью (по имени итальянского экономиста В.Парето).

Под словом «эффективность»  не следует понимать только результат, достигаемый народным хозяйством в целом или отдельной отраслью, предприятием за тот или иной отрезок времени. Этот результат правильнее было бы охарактеризовать как эффект, а не эффективность.

Эффект может  быть значительным, но если он достигнут  ценой больших затрат, то эффективность может остаться неизменной или даже снизиться. Следовательно, необходимо различать эффект и эффективность, ибо последняя свидетельствует не только о приросте показателей производства, но, что не менее важно, и о том, какой ценой (за счет каких затрат) обеспечены достигнутые приросты. Эффективность — это величина не абсолютная, а относительная.

Национальная  экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

1. Стабильного  роста национального объема производства;

2. Стабильного  уровня цен; 

3. Поддержание  равновесного внешнего баланса; 

4. Высокого  и стабильного уровня занятости.

Факторами экономического роста являются:

* природные  ресурсы (необходимо наиболее полное их извлечение и комплексная переработка);

* трудовые ресурсы (повышение уровня образования, улучшение здоровья, совершенствование организации труда);

* основной  капитал (оборудование предприятий,  транспортные средства и т.п.);

* научно-технический  прогресс;

* совокупный  спрос.

Для анализа  национальной экономики выделяют следующие показатели:

Валовой продукт;

Национальный  доход.

 

42. ЕБРР, ЕЕ СУЩНОСТЬ  И ФУНКЦИИ.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, англ. European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) — инвестиционный механизм, созданный в 1991 60 странами и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 27 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии.

Высший руководящий  орган банка - Совет управляющих, в состав которого каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Профессиональное стратегическое управление осуществляет другой орган - Совет директоров (23 человека), который отвечает за руководство общей деятельностью и реализацию директивных документов ЕБРР. Президент ЕБРР осуществляет оперативное управление деятельностью банка согласно указаниям Совета директоров. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок.

Организация возникла в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся политический строй и страны бывшего советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях демократии.

ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и  помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.

Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий  и компаний, вкладывая средства как  в новые производства, так и  в действующие фирмы. Он также  работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Устав ЕБРР предусматривает  его деятельность только в тех  странах, которые привержены принципам "демократии". Забота об окружающей среде является составным элементом надежно работающей системы корпоративного управления и фигурирует во всех инвестиционных операциях ЕБРР.

Во всех своих  инвестиционных операциях ЕБРР должен:

способствовать  становлению в стране полноценной  рыночной экономики, то есть обеспечивать эффект воздействия на процесс перехода;брать на себя риски в целях оказания содействия частным инвесторам, но при этом не вытесняя их с рынка;

применять рациональные принципы ведения банковской деятельности.

С помощью  своих инвестиций ЕБРР содействует:проведению структурных и отраслевых реформ;развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;

укреплению  финансовых организаций и правовых систем;развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора;внедрению надежно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.Являясь катализатором перемен, ЕБРР:стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций;привлекает отечественный капитал;оказывает техническое содействие.

Штаб квартира банка находится в Великобритании

 

43. ЕЭП, ЕГО СУЩНОСТЬ  И ФУНКЦИИ.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) — проект экономической, а впоследствии, возможно, и политической интеграции четырёх государств СНГ — России, Белоруссии, Казахстана и Украины.

Президенты  России, Белоруссии, Казахстана и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство 23 февраля 2003 года. 19 сентября 2003 года было подписано соглашение по этому поводу.

На саммите  в Астане 15 сентября 2004 года президенты стран «четвёрки» утвердили перечень из 29 документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке.

Предполагалось, что все 29 первоочередных соглашений должны составлять неразрывный пакет и должны быть подписаны и вступить в силу одновременно.Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент — Виктор Ющенко, — то новое руководство поставило во главу угла идею Евроинтеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов».

7 апреля 2005 на Первом интеграционном форуме по ЕЭП с участием министров экономики четырёх стран-участниц министр экономики Украины Сергей Терёхин объявил, что Украина будет настаивать на пересмотре базового соглашения по формированию ЕЭП, подписанного в 2003 году, поскольку, согласно тексту соглашения, после поэтапной отмены ограничений в торговле, что должно было произойти до 2012 года, планировалось создание наднациональных органов, которые бы проводили скоординированную экономическую политику.

В конце августа 2005 на саммите глав стран — участников Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают.

Концепция Единого  экономического пространства

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого  экономического пространства:

Целью формирования ЕЭП является создание условий для  стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

Принцип свободного движения товаров предусматривает  устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий. ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.

Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений. Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.

Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции. Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. ЗАДАЧИ И ОБЩИЕ  ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Современная экономика есть высокоорганизованная, инновационно-предпринимательская экономика, впитавшая многовековой опыт рыночной свободы, конкуренции и демократического порядка. В ней весьма респектабельное место отводится государственному влиянию. Специфические условия украинских реформ внесли большую противоречивость в вопрос оценки обществом роли и функций государства в экономике. В научной среде выделялись и продолжают существовать в этой части два диаметрально различных подхода. Первый предполагает, что чем больше экономика носит рыночный характер, тем меньше государственным институтам нужно вмешиваться в экономическую жизнь и тем слабее должен быть государственный сектор экономики. Другой подход базируется на мнении, что роль государственного регулирования должна быть преобладающей всегда: и на этапах становления рыночных взаимодействий, и там, где уже сложились самые высокоразвитые механизмы рынка. Период разгосударствления определил весь контекст первого этапа реформ в Украине. Многие украинские экономисты отмечают, что одной из центральных проблем экономической политики предстоящего периода является переосмысление места и роли государства. Нужно избавиться от крайне примитивного представления, будто бы « много государства - мало рынка», и наоборот. Противопоставление по принципу или-или никогда не было и может быть основой серьезной политики. Обозначенный поворот настроений в кругах политической и научной элиты относительно участия государства в рыночной экономике требует осмысления. Важно выяснить, какое место среди его причин занимает влияние текущей политической конъюнктуры, а какое - глубинное осознание серьезности и сложности проблемы соотношения рыночных и институциональных регуляторов экономических отношений сейчас и в будущем.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"