Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка

Краткое описание

1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?

Файлы: 1 файл

националка шпора.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

Переплетение  ресурсов и их мобильность отчасти  отражают их другое свойство — взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта  взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату,

Предприниматель (организатор производства) постоянно  встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.

 

 

 

19. Двухуровневая экономика  и её сущность

Развитие  экономики Украины в переходный период имеет особый характер, существенно отличающийся от обычного, нормального поступательного экономического развития.

В условиях становления двухуровневой  экономики, что предусматривает функционирование в органическом взаимодействии и взаимодополнении государственного управления и методов саморегулирования рыночной среды, необходимо принять меры относительно оптимального влияния на процесс общественного воспроизводства (макроэкономические параметры, отраслевые структуры производства, цены и денежно-финансовые вопросы) для. поддержания её перехода на рыночный механизм хозяйствования.

Согласно  точки зрения В.Мунтияна, «двухуровневая экономика - это состояние такой структурной перестройки, которая развивается, в органическом соединении как рыночной экономики, где воспроизводственные процессы происходят в условиях свободного перелива капиталов между сферами деятельности, в зависимости от спроса на рынке, так и плановой, где государственные капиталовложения формируются в зависимости от общегосударственных и местных потребностей и законов» (рис. 1)!

Почему  именно двухуровневая экономика, а  несмешанная и не двухсекторная? Дело в том, что по форме это почти одна и та же модель экономики, но по содержанию она имеет совершенно другие механизмы, которые предвидят прорыв, кумулятивный эффект.

Взаимодействие  двух уровней экономической модели имеет один вектор, направленный на экономический рост. Соответствуя единой экономической стратегии обеих уровней экономики, что противодействует созданию условий, когда бы стимулирующая конкуренция переросла в противостояние, т.е. один уровень развивается за счёт другого, не улучшая общенациональные показатели. Уровни двухуровневой экономики дополняют друг друга, обеспечивая эффективное выполнение задач,, предусмотренных единым стратегическим замыслом экономического развития.

Причина современного кризиса в экономике  лежит в неправильно выбранных путях, которые привели к нарушению процесса общественного производства и обмена. Основой успешного проведения экономических реформ в Украине должно стать обеспечение развития и роста производительных сил.

20 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДИНАМИКУ

В экономической  литературе длительное время структурную  политику связывали лишь с обоснованием и выбором приоритетных направлений развития общественного производства или отдельных его звеньев (отраслей, сфер и т.п.), соотношения между ними.

Государственная структурная политика является частью системной экономической политики. Следовательно, первую можно рассматривать в качестве подсистемы второй, взаимосвязанной и активно взаимодействующей с инвестиционной, научно-технической, инновационной, промышленной, аграрной, валютно-финансовой политиками государства, а также региональной.

Во всей совокупности государственных политик структурная  занимает особое место, обусловленное всеобщностью устойчивых и упорядоченных связей между элементами (подсистемами) во всех экономических, хозяйственных, социальных, научно-технических и прочих системах, т.е. наличием в них структуры.

Структурную политику можно характеризовать  как составную целостную часть социально-экономической политики, выражающую отношение государства к структуре и I структурным преобразованиям как средству решения стратегических и тактических задач в экономике и социальной сфере, определяющую цели, задачи, направления, а также механизм деятельности органов государственной власти в установлении наиболее оптимальных пропорциональных зависимостей и структурных связей между различными подсистемами и элементами в экономике в цепом, ее сферах, уровнях, воспроизводственных стадиях и процессах.

Итак, базой  разработки и реализации результативной структурной политики являются научно обоснованные знания в области структурирования национальной экономики и ее составных частей, факторного анализа развития хозяйственных систем всех уровней, взаимосвязей различных политик, мировых тенденций изменения основных пропорциональных зависимостей, закономерностей научно-технического прогресса основных тенденций, цикличной экономической динамики, эффективности инвестиционной и инновационной деятельности, а также в области государственного регулирования развития смешанной экономики.

 

21. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

На основе прогнозов осуществляется выбор стратегии, позволяющей реализовать наиболее выгодную из возможных траекторий будущего развития, и определяется перечень стратегических приоритетов государственного воздействия на социально-экономическую динамику. Реализация выбранной стратегии и приоритетов осуществляется на основе программ - набора взаимосвязанных мероприятий, обеспеченных ресурсами и позволяющих реализовать намеченные цели в возможно короткие сроки и с относительно меньшими затратами.

Государственное программирование возникло впервые  в России. Первой перспективной программой (которая одновременно выполняла роль перспективного индикативного плана) был ГОЭЛРО - государственный план электрофикации. В дальнейшем разрабатывался ряд программ оборонного, промышленного, территориального характера, он включались в пятилетние планы. С 70-х годов получили распространение целевые программы - народнохозяйственные (энергетическая, продовольственная и др.), научно-технические, экологические, в рамках СЭВ и др. Однако идея программирования была во многом дискредитирована из-за множественности слабо обеспеченных ресурсами программ, отсутствия действенного механизма их реализации (кроме программ в сфере обороны). С середины 90-х годов опять возобладал количественный подход к программированию, составляются, но практически не выполняются множество программ регионального уровня, что снижает эффективность управления.

В чем преимущество программ, и в каких случаях  к ним необходимо прибегать?

Во-первых, программы  являются наиболее эффективным способом реализации стратегии социально-экономического, научно-технического, экологического, регионального развития, обеспечивают концентрацию ресурсов (а они всегда ограничены) на наиболее перспективных и эффективных направлениях развития, помогают преодолевать неизбежно возникающие кризисы и противоречия, обеспечить выход экономики на новый более высокий уровень.

ЕЗо-вторых, программы  служат действенным способом соединения саморегулирования рыночной экономики, самостоятельности в принятии решений предпринимателями с государственной поддержкой в решении стратегических проблем освоения базисных инноваций, решении крупных социальных и экологических проблем. Программы не могут и не должны охватывать всю экономику, подвергая ее жесткому государственному регулированию. Их действие распространяется лишь на поле стратегического прорыва и только на время прорыва, а в остальном и дальше вступают в силу обычные рыночные методы хозяйствования на конкурентных началах.

В-третьих, программирование обеспечивает дополнительный синергический (системный) эффект от концентрации лучших ресурсов на узком поле прорыва (с последующим его расширением), согласования проектов программы и взаимодействия сопряженных программ, что повышает эффективность, гибкость и конкурентоспособность экономики в целом.

В силу указанных  преимуществ программирование получило широкое распространение в деятельности большинства государств, крупных предприятий и транснациональных корпораций, оно стало важнейшим инструментом стратегического управления

22. НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ПРЕОДАЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Для постепенного выхода Украины из энергетического  кризиса государство должно на переходный период взять его практическое преодоление под жесткий контроль, создать надежную законодательную базу эффективного рыночного трансформирования производства топливно-энергетических ресурсов и торговли ими, формирования развитого энергетического рынка с тем, чтобы искоренить проявления злоупотреблений и анархии в этой отрасли.

Сегодня концепция  и программа правительственной энергетической политики сориентированы преимущественно на угольное топливо, поскольку его разведанные запасы значительны. Они могут обеспечивать Украину топливом и в XXI столетии. Однако нельзя не учитывать того очевидного факта, что наша угольная промышленность оказалась в кризисном состоянии, потеряв регулирующее влияние на самовоспроизводящуюся цикличность. И это усложняет достижение в ближайшие годы нужного объема, стабильности и планомерного роста угледобычи, а также снижения стоимости и повышения качества угля. Разработан также соответствующий комплекс мероприятий в отношении организационно-технологических решений, направ-1 ленных на преодоление узких мест по определенным группам шахт. Президент Украины Л. Кучма издал Указ о реструктуризации угольной - промышленности.   Приходится  дифференцирование j подходить к ее рыночному трансформированию. Чтобы преодолеть остроту проблемы угольного топлива, нужно соответственно направить на это действие всего механизма финансово-кредитного, ценового, налогового и страхового регулирования, внедрить жесткую систему научно обоснованного формирования и использования рентных прибылей. Горная рента (в частности, в условиях Донецкого угольного бассейна) играет большую роль в ценообразовании, в уровнях прибыльности шахт и обусловливает объективную необходимость перераспределения ренты. Создаются соответствующие особенности и в формировании налоговой системы, фондов накопления и потребления. Однако основывать долгосрочную энергетическую стратегию I Украины только на угольном топливе было бы слишком рискованно и односторонне. Известно, что довольно капиталоемкая и консервативная угольная промышленность требует больших инвестиций и времени для достижения санации и нужных темпов] роста. Неслучайно, что большинство исследователей склоняются] к комплексному подходу с учетом возможностей использования] различных энергоисточников. Экспертные оценки геологов свидетельствуют, что на территории Украины далеко не исчерпаны возможности в отношении наращивания добычи газа, в частности шахтного метана в Донецком угольном бассейне, а также из базовых залежей Азово-Черноморского бассейна. На его украинском шельфе есть и залежи нефти. По данным геологоразведки, они еще есть в наличии и в некоторых других регионах Украины. Однако отсутствие средств на научные и геологические поиски, а также дефицит инвестиционных фондов тормозят введение новых топливных месторождений в эксплуатацию.

Украина имеет  значительные запасы урановых руд для производства и использования урана как топлива для АЭС. Нужно было бы создать собственный технологический цикл доведения урана до конечного (и в безопасной форме) топлива. Одновременно следует использовать новейшие поколения высоконадежных, безаварийных реакторов и энергоблоков, решить проблему безопасного хранения радиоактивных отходов и т. п. Только при этих условиях можно успешно развивать экологически чистую и безопасную атомную энергетику. Все это, в свою очередь, требует соответствующих инвестиций и времени.

Нельзя пренебрегать и научно-техническими разработками по более широкому использованию таких важных воспроизводимых энергоносителей, как энергия солнца, ветра, подземных термальных вод, биоресурсов. Они могут стать надежным источником для создания малых производственных энергообъектов под местное обеспечение потребностей — спроса энергопотребителей. Инвестиции и текущие затраты на создание генерирующего энергооборудования могут быть довольно эффективными.

 

23. ДИРЕКТИВНОЕ И ИНДИКАТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Первые народнохозяйственные планы в СССР носили преимущественно индикативный характер. Однако с конца 80-х годов, с переходом к централизованной системе управления, ограничению и вытеснению рыночного механизма, народнохозяйственные планы все больше приобретали - централизованно-бюрократический характер.

Централизованное  директивное планирование, имея определенные преимущества в критических ситуациях (в период войны и подготовки к ней, восстановления разрушенного войной хозяйства), позволяя в максимальной степени концентрировать ресурсы на важнейших стратегических направлениях, в условиях нормального развития сковывает развитие экономики, лишая предпринимателей и нижестоящие органы управления самостоятельности и ответственности в выработке собственной стратегии, возможности ее обеспечения ресурсами, гибкой реакции на быстро меняющиеся требования рынка. Кроме того, централизованный план и концентрация ресурсов в распоряжении партийно-государственной верхушки открывают простор для волюнтаризма и произвола бюрократического аппарата, безответственности чиновников.

Индикативное  планирование, получившее широкое распространение во многих странах и позволяющее сочетать преимущества плана и рынка, в основном лишено указанных недостатков. Индикативный план имеет ряд основных достоинств:

- исходит из самостоятельности агентов рынка в выборе и осуществлении собственной рыночной стратегии и тактики, обеспечении их ресурсами, из ответственности за эффективность принимаемых решений;

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"