Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка
1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?
Национальный банк Украины в сфере валютного регулирования:
осуществляет валютную политику, исходя из принципов общей экономической политики Украины;
составляет
совместно с Кабинетом
контролирует соблюдение утвержденного Верховной Радой Украины лимита внешнего государственного долга Украины;
определяет при необходимости лимиты задолженности в иностранной валюте уполномоченных банков нерезидентам;
издает в пределах, предусмотренных Декретом, обязательные к исполнению нормативные акты по осуществлению операций на валютном рынке Украины;
накапливает, сохраняет и использует резервы валютных ценностей для осуществления государственной валютной политики;
выдает лицензии на осуществление валютных операций и принимает решения об их отмене;
устанавливает
способы определения и
устанавливает по согласованию с Министерством статистики Украины единые формы учета, отчетности и документации о валютных операциях, порядок контроля за их достоверностью и своевременным представлением;
обеспечивает публикацию банковских отчетов о собственных операциях и операциях уполномоченных банков.
5. ВВП В УКРАИНЕ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ
Производство ВВП на душу населения в Украине составляет примерно одну десятую часть от уровня «большой 7»однако главная проблема заключается не в объемах. В этих странах и примыкающих к ним по уровню развития небольших стран, образующих так называемый «золотой миллиард» совсем другая стр-ра ВВП. Приоритетным направлением финансовых и материальных вложений становится накопление человеческого капитала, вложения в повышение интеллектуального потенциала и улучшения качества среды обитания человека. Экономический рост нац-го хоз-ва проявляется в увеличении ВВП и нд .Он есть одной из основных целей об-ва потому что обеспечивает возможность увеличения благосостояния граждан и решения соц-эконом проблем. Рост нац пр-ва кот начался с 2000 г, необходима эффективная политика, кот должна обеспечить ежегодный рост ВВП где-то 6-7%,инвестиций в осн кап-л -10-12%,инфляцию 7-9%.С 2005-2011 необходимо довести годовые темпы роста ВВП до 7-9%.При таких темпах роста предкризисный объем пр-ва ВВП будет достигнут где-то к 2013 г.
6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УКРАИНЫ С НАДНАЦИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Функционирование национальной экономической системы Украины как подсистемы мирового глобализующего хозяйства предусматривает ее взаимодействие с международными, наднациональными финансовыми институтами, такими как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития (Мировой банк) и тому подобное. Международный валютный фонд (МВФ) был создан в 1944 г. за концепцией представителя США Гарри Уайта, который победил в теоретических соревнованиях относительно определения принципов послевоенного развитию международных экономических и финансово валютных отношений самого Джона Мейнарда Кейнса.
Непосредственное управление деятельностью МВФ осуществляют 24 директора, каждый из которых представляет определенную группу стран. Сегодня деятельность Фонда направлена в поддержку экономического развития стран, которые сами не в состоянии выйти на международные финансовые рынки. Главной своей задачей МВФ считает содействие структурной перестройке национальных экономик на основе максимальной приватизации, либерализации цен и внешней торговли, реструктуризации задолженности стран-должников, санации их финансового положения, преодоления бюджетного дефицита.
Одним из главных условий сотрудничества с посткоммунистическими странами и странами, которые развиваются, МВФ выдвигает согласование с ним программ реформирования и развития экономики страны, разработанных национальными правительствами, соблюдение в этих программах основных рыночных принципов и критериев, прозрачности и обязательного их выполнения. МВФ выдвигает также дополнительные требования и предложения относительно выполнения таких программ исходя из своей оценки возможных сроков, методов и инструментов их реализации. Для Украины, например, это прозрачный и бездефицитный бюджет, максимальная ликвидация льгот и дотаций, в частности в сфере коммунального хозяйства, закрытия свободных экономических зон, эффективная борьба с коррупцией, ускоренная приватизация основных объектов хозяйственной деятельности, регуляция внутренних цен и акцизов с целью обеспечения конкурентоспособности импортных товаров на рынках Украины, полная прозрачность в отчетности относительно целевого использования полученных от МВФ кредитов и тому подобное. Невыполнение ряда требований МВФ значит прекращение кредитования.
Украина практически все 90-е годы XX ст. активно сотрудничала из МВФ, стратегические и тактические решения ее внутренней экономической политики находились под контролем Фонда, в определенной мере даже регулировались им. В начале XXI ст.: наше государство стало проводить более независимую от МВФ политику, хотя, конечно, все основные положения и требования его относительно принципов трансформации национальной хозяйственной системы, механизмов управления ею остаются основой принятия решений нашей исполнительной властью, поскольку выполнение этих условий связывается с возможностью получения Украиной статуса страны с рыночной экономикой. Еще один наднациональный институт, с которым Украина достаточно тесно и плодотворно сотрудничает, это Международный банк реконструкции и развития (Мировой банк). Основной задачей этой межправительственной финансовой организации есть стимулирование экономического развития стран-членов, содействия развитию международной торговли, поддержки платежных балансов. Членами банка могут быть лишь страны, которые вступили к МВФ.
Отношения Украины с Мировым банком в начале XXI ст. вышли на качественно новый уровень. В частности, летом в 2000 г. Совет директоров Мирового банка сформулировал «Стратегию помощи Украине», которая определяет принципы, формы и варианты последующей сотрудничеству банка с нашим государством. Важнейшими среди них есть: системность кредитования (при получении кредита учитываются позитивные изменения во всех сферах экономики, а не лишь в той, куда поступают кредиты); выделение кредитов после оценки конкретных действий правительства относительно продвижения рыночных реформ, а не под реформистские намерения правительства; постоянный мониторинг выполнения страной 12 показателей качества поступательного движения реформ, определенных Мировым банком.
В 1990 г. правительствами
42-х стран и рядом
Украина достаточно плодотворно сотрудничает с ЕБРР, который сегодня является одним из наибольших инвесторов нашего бизнеса. Общая сумма инвестиций банка в Украину составляла, например, в 2000 г. 844 млн. евро. В 2000—2005 гг. с помощью банка в разных регионах страны осуществлены или успешно осуществляются ряд региональных проектов в сфере инфраструктуры, в частности и больших городов.
***********************8
Основными причинами, которые мешают углублению сотрудничества нашей государства из ЕБРР, есть, по мнению его руководства, в первую очередь медленность и непоследовательность реформ, медленность формирования и низкое качество «бизнес-плана» страны, то есть законодательно регуляторных и политических факторов, которые непосредственно влияют на создание благоприятного инвестиционного климата.
Анализ принципов деятельности некоторых международных финансовых институтов свидетельствует о значительных нереализованных возможностях Украины относительно использования помощи и инвестиций со стороны международного экономического содружества, следовательно о необходимости более активной работы со стороны властных структур относительно формирования постоянных типичных институтов функционирования современной рыночной экономики, которая имеет достаточно гибкий инструментарий использования силы международного капитала в своих, интересах, способная выступать субъектом финансовых отношений с вышеупомянутыми и другими мощными финансовыми организациями, такими, например, как Европейское финансовое общество, Центральный банк Евросоюза и тому подобное. Такая активная политика в сфере международных финансовых отношений, будет, бесспорно, способствовать массовому привлечению иностранных инвестиций в экономику Украины, ее экономическому развитию.
Начало XXI ст. характеризуется появлением качественно новой региональной валютной системы мирового масштаба с необходимыми институтами, сформированной денежной политикой, новыми возможностями, как для стран-участниц этой системы, так и для тех, кто втягивается в орбиту финансово валютных отношений европейского региона. Потому Украина уже сегодня имеет очертить и прогнозировать возможные варианты последствий взаимодействия своей национальной денежно-кредитной и валютной системы с системой, которая формируется в рамках Евросоюза.
7. . ВЗАИМОСВЯЗИ ФАКТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Современный государственный служащий должен хорошо понимать действие факторов и механизмов, определяющих концептуальный выбор того или иного типа экономической политики государства на конкретном этапе жизни страны. Ему нужно иметь четкое представление о рациональном сочетании инструментов государственного регулирования экономики. Важно свободно ориентироваться в вопросах финансовой и денежной политики, обоснования инвестиционных решений и др.
Предприятия, фирмы выступают источником формирования национального дохода, образующего исходную массу совокупного спроса (поступающую в "кольцевую трубу" распределения).
Основной фигурант текущего спроса - это потребитель. Именно он предъявляет производителю (через продавцов) основную часть совокупного спроса, направляя из полученной массы доходов наибольшую их часть на текущее потребление . Но потребитель одновременно является первоисточником последующих возможных инвестиционных потоков.
В Украине норма сбережений также оставалась достаточно высокой. Но крайне искаженной стала структура сбережений, что связано с произошедшей огромной дифференциацией населения по доходам. Доля доходов, приходящихся на массового потребителя, уменьшилась с 49% в 1990 г. до 23% в 1997 г. В результате перераспределения доходов на фоне экономического спада возник дисбаланс между высоким уровнем сбережений экономической элиты и низким инвестиционным спросом экономики. Ясно, что новые производственные мощности не нужны, если имеющиеся мощности используются только наполовину. А первопричина - отсутствие спроса на отечественные товары и услуги. Сбыта нет потому, что доходы основного потребителя слишком низки, тогда как чрезмерно высоки доходы элиты. Последние не находят применения внутри страны, переводятся в доллары и в значительной части вывозятся из страны. Суммы вывозимой валюты, по некоторым оценкам, составляют от 15 млрд. до 30 млрд. долл. В год. Это явно потерянный спрос.
Одна из точек острейших противоречий в макроэкономической системе Украины расположена, на стыке, соединяющем финансовые институты и инвестиции. Инвестиции совокупного спроса, - один из важнейших компонентов общего спроса в макросистеме.
Нужно учитывать,
что общие технологические
Инвестициям нужно придавать созидательную направленность. Известно, что в Украине с 1990 г. капиталовложения в объекты производственного назначения упали (к 1998 г.) в 6 раз, что не может быть оправдано никакими благими намерениями.
Крайне недостаточными были при этом действия по созданию фондового рынка. Например, на начало 1998 г. на отечественном фондовом рынке были представлены только 200 эмитентов из 40 тыс. приватизированных предприятий. Причем около 70% оборота ценных бумаг было сосредоточено лишь на дюжине бумаг. Украина после августа 1998 г. остро столкнулась с необходимостью принять экстренные меры для стимулирования реальных инвестиций, особенно в наукоемкий сектор индустрии.
Нужно обратить внимание на значимость еще двух крупных факторов. Это - фактор правительственных закупок как огромной силы стабилизатор в системе совокупного спроса. Его влияние было явно занижено в ходе реформ. Значительным компенсатором несовершенств рыночного саморегулирования в руках правительства также выступает механизм трансфертов, которые позволяют обеспечивать более равномерное распределение ресурсов между различными слоями населения и даже между поколениями людей.
Со стороны правительства и аналитиков Украина на старте реформ было недооценено неоднозначное влияние на внутреннюю экономику внешнеэкономического фактора (см. взаимосвязи, отображенные на рис. 1 вверху справа). Так, за один 1992 г. (первый год реформ) доля (в %) внешней торговли в объеме ВВП Украины возросла более чем на порядок. Такой скачок не был сопровожден надлежащей подготовительной работой и обернулся серьезными стратегическими издержками для страны в целом.
8. ВИДЫ ПРОГРАММ
Классифицировать программы можно по разным критериям -по объектам, характеру, срокам действия, территориальным масштабам.
По объектам программирования можно выделить: а) сводные макропрограммы, определяющие перспективы и стратегию социально-экономического и территориального развития страны, крупных экономических районов, по основным показателям; б) государственные программы по отдельным направлениям деятельности (государственная инвестиционная программа, программа конверсии, космическая программа и т.д.); в) целевые программы по отдельным проблемам - социальные, научно-технические, инновационные, экологические, региональные, отраслевые и т.п. Некоторым особо важным программам придается статус президентских; г)отраслевые и проблемные программы, принимаемые министерствами и ведомствами в пределах их компетенции или в составе государственных программ (например, программы, утверждаемые Министерством образования и науки в рамках государственной научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения»);