Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка

Краткое описание

1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?

Файлы: 1 файл

националка шпора.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

106. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ  КАПИТАЛА В УКРАИНЕ

Период первоначального  накопления капитала в Укр. Х-ся специфическими способностями, обусловленными не только стихийностью, но и довольно слабым регулированием эк-ки со стороны гос-ва, но и такими факторами как: Высокой концентрацией пр-вана больших п/ях -монополистах; Невысокий Ур-нь доходов населения и их сравнительно незначительная дифференциация; Отсутствие управленческих кадров, знающих бизнесовую деят-ть и готовых эффективно действовать в условиях рыночн. Конкуренции и высокой степени риска; Отсталая матер.-техническая база пр-ва; Антирыночная  заонгажированность общ-ва, члены кот. В своем большинстве негативно относятся к частн. Соб-ти. Т.о. осуществление первонач-го накопления капитала требовало в первую очередь коренного рефлрмирования отношений соб-ти. При этом необходимость обеспеч-я процесса – разгосударствления и приватизации гос. Соб-ти наталкивалась на проблемы отсутствия у населения необхо-х денежных ср-в для капитализации. Процесс первоначального накопления капитала и переход к многоукладной рыноч. Эк-ке требует не только капитализации и реструктуризации рынка труда, но и подготовки и переподготовки кадров предпринимателей. Это главная задача первонач. Накоп-я капитала, осн-м содержанием кот. Явл создание необход. Условий для функционирования многоукладной соц.-ориентированной рыночной эк-ке.

 

107. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА И ЕГО СУЩНОСТЬ

Интенсивный процесс накопления денежного капитала в руках негосударственных субъектов экономики называется процессом первичного накопления капитала. Специфика этого явления также может быть критерием экономического кризиса. В украинской экономике накопление денежного капитала негосударственными субъектами экономики шло с конца 1980-х годов за счет активизации торговой - посреднической деятельности, которая приносит огромную прибыль в стране хронического товарного дефицита, финансово спекулятивной деятельности, которая породила соответствующие институты (коммерческие банки, биржи). Такая деятельность обеспечила быстрое и в огромных масштабах личное обогащение узкого круга лиц, которые сейчас известны как олигархи.

Для первичного накопления денежного капитала «дойной  коровой» стали не только сбережения населения, деньги государственного бюджета, но и сам реальный сектор экономики. Через механизм перестроенной финансовой системы бесповоротно всасывались финансовые ресурсы предприятий с целью их дальнейшего коммерческого «прокручивания». А это еще больше ухудшало и без того сложное финансовое положение предприятий, серьезно усиливая разрушающие процессы в производственном секторе экономики.

Иначе говоря, для создания стартового денежного  капитала были задействованы разные и хорошо известные; истории, способы его концентрации, включая законные методы прямого насилия. Естественно, что это негативно повлияло на характер экономической динамики.

 

108. ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ ДЛЯ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ЕЁ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ

во время  формирования базовых стратегических направлений внешнеэкономической и внешнеторговой политики, в том числе и этапов и условий вступления в ЕС, ВТО, другие межгосударственные объединения, властным структурам в Украине следует предметнее определиться с соотношением преимуществ и рисков, которые имеют такие факторы формирования мировых цен, как: • уровень монополизации мирового рынка производства и реализации того или другого вида товаров и услуг;

уровень открытости мирового и региональных рынков для  товаров той или другой страны;

•уровень достаточности и развития факторов национального производства того или другого товара или услуги, интенсивность их использования;

•развитие специализации и соответствующая степень зависимости страны в потреблении товаров, которые производятся другими странами;

•соотношение мировых и национальных постоянных и переменных расходов в производстве тех или других товаров;

К сожалению, анализ факторов, которые непосредственно влияют на процессы формирования мировых цен, свидетельствует, что использование их во всех сферах внешнеэкономических отношений в условиях вступления в ВТО не всегда будет складываться в интересах украинского производителя. Это связано с тем, что в национальной экономике еще не сформированы механизмы реализации глобальной цели экономической политики развитых государств — обеспечение нового качества экономического роста.

Интеграция  Украины в мировое хозяйство непосредственно связана как с обеспечением экспортной ориентации инновационных отраслей народного хозяйства, так и преимуществ, которые складываются в процессе и под воздействием углубления взаимозависимости отдельных регионов мировой экономики, которая предусматривает массовое передвижение товаров и услуг через территории национальных государств, в частности и нашей. Как мощное авиастроительное государство, Украина потенциально может зарабатывать значительные средства необходимые для развития отрасли, не только благодаря контролю за своим воздушным пространством, но и предоставляя услуги по транзиту грузов и пассажиров в разные регионы мира:

Еще один сектор национальной экономики, который, обеспечивая  транзитное передвижение товаров нашей территорией, реализует преимущества международного разделения труда, дает миллиарды долларов, однако в то же время находится в сети реальных и возможных рисков, — это сектор обслуживания транзита нефти и газа к странам Европы. Основные риски для Украины в этом! секторе связаны с необходимостью решения сверхсложных заданий диверсификации источников внутреннего потребления нефти и газа и их стабилизации; обеспечение качественного обслуживания транзитных газо- и нефтепроводов, которые нуждаются в достаточно больших инвестициях в возобновление изношенной материально-технической базы всего комплекса трубопроводов; сохранение права на роль транзитного государства в отношениях с Россией; приобретение такого права в конкурентном соперничестве с Турцией, Ираном, Болгарией, Румынией на транзит большой нефти из региона Каспийского моря через Грузию. Украина — потенциально привлекательный партнер, ее рынки в будущем обеспечат значительные и постоянные прибыли. Однако сегодня уровень рисков в стране преобладает интерес экспортеров капитала к проникновение на эти рынки.

Право граждан  на свободное передвижение в поисках  выгодной работы в пределах ЕС, свободное  избрание места проживания, право  на жилье в любой из 25 стран-членов зафиксировано соответствующими законами и реально гарантируется. Если легальная миграция рабочей силы есть до определенной границы контролируемой и может регулироваться странами с помощью квот, вековых и профессиональных ограничений, то есть сдерживаться, то нелегальная миграция приобретает не только стихийный, но и криминальный характер. Нерегулированная, стихийная, теневая миграция, вызванная желаниям людей выжить в сложной ситуации, опасная уже тем, что в значительной мере организуется и контролируется теневым и криминальным бизнесом. Граждане, которые вынужденно идут на такой шаг, теряют профессию, поскольку им предлагают лишь неквалифицированную работу, они не имеют права на социальную защиту, а часто и права на свободное возвращение на родину.

109. переход к открытой  экономике и современная структура  торговли.Под открытой экономикой обычно понимают национальную экономику, тесно связанную с мировым рынком. Открытая экономика в которое вошла и Украина, ставят перед государством, обществом пренципиальные вопросы: 1.в состоянии ли наша экономика выдержать ценовую конкуренцию сегодня, или, по крайней мере, в ближайшей перспективе, не потеряв приоритетные для структуры национального хозяйства отрасли и секторы экономики; 2. Есть ли возможность, в ближайшей перспективе почувствовать в стране преимущества открытости для остального мира национального экономического пространства.

Положение любой  страны на международном рынке товаров  и услуг определяется как объемами экспортных ресурсов и средств для оплаты импорта, так и уровнем развития внешнеэкономической, внешнеторговой инфраструктуры, т.е. систекмы форм и методов организации продвижения продукта труда от производителя к потребителям за пределами страны или из одной страны в другую через какую-то определенную страну транзитом.

Наличие специализированной развлетленной инфраструктуры благоприятно влияет на перемещение товаров и услуг на мировом рынке, сокращает затраты по обслуживанию их движения и, т.о. влияет на уровень  мировых цен за которыми происходит реализация продукции той или другой страны за ее границами, следовательно на ее торговый и платежный баланс, государственный бюджет, благосостояние граждан.

 

109. Переход к открытой  эк-ке и современная стр-ра  торговли.Открыта эк-ка, основу кот. составляет свободное встречное движение товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, предпринимательских идей. Из страны в страну, полнее всего отвечает потребностям развития мир.хоз-ва, нац. эк-ки.Об этом свидетельствует хотя бы такой факт: если в н. 60-х гг. XX ст. в странах с открытой рын. с-мой проживало лишь 20 % население Земли, то уже в с. 90-х гг. — больше половины человечества, а с признанием открытого хар-ра эк-ки Китая и России — 87 %. Эк-ка таких стран создает 83 % мир. валового продукта.Важнейшими условиями открытости эк-ки считаются: благоприятный инвестиционный климат, кот. поощряет ин. инвесторов к работе на внутр. рынке страны; благоприятная тарифная и нетарифная гос.я регуляция внешнеторговой деят-ти; доступность внутр. рынка для ин. Раб.силы, с-м технологий, информации и управленческого опыта. Ей присущие определены кач-ные параметры, в частности: отсутствие гос.монополии внешнего торговли за сохранение инструментов гос. регуляции; активность участия в междунар. делении труда на основе принципов сравнительных преимуществ; степень использования форм предпринимательства с привлечением ин. капитала; организация зон свободного предпр-ва.К осн.показателям открытости нац. Эк-ки относят: внешнеторговую квоту во ВНП; долю экспорта в про-ве; частицу импорта в потреблении; удельный вес зарубежных инвестиций относительно внутренних.Самой простой, самой доступной, а потому самой распространенной формой реализации идеи открытой эк-ки выступает междунар.торговля, организация и развитие кот. имеет свои принципы, законы институционные формы, учет требований кот. есть, необходимой условием эффективной внешнеэк. политики.


 

110. Перспективы формирования  Единого экономического пространства.   19 сентября т.г. Президенты России, Белоруссии, Украины и Казахстана подписали соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП).

  Документ  предполагает объединение таможенных  территорий государств, на которых будут функционировать единые экономические механизмы, обеспечивающие свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. При этом будет проводиться единая внешнеторговая, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика с целью обеспечить “устойчивое развитие экономик на базе общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе принципов и правил Всемирной торговой организации”.

  Единое экономическое пространство формируется постепенно путем повышения уровня интеграции через синхронизацию осуществляемых государствами преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям.

  Россия, Украина,  Белоруссия и Казахстан будут  согласовывать позиции при проведении  переговоров по присоединению  к ВТО стран, входящих в Единое  экономическое пространство.

  Вместе  с тем в соглашении оговаривается право каждого участника нынешнего соглашения “определять свое участие в процессе формирования ЕЭП с учетом готовности своих государств к дальнейшему углубления интеграционных процессов”. “ЕЭП формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции”, – подчеркивается в документе.

  Главы  государств, участвующих в соглашении  о формировании ЕЭП, пригласили присоединиться к нему и другие “страны, разделяющие его цели и принципы”.

  Одновременно  президенты четырех стран одобрили концепцию мер по формированию ЕЭП. Координация усилий по формированию Единого экономического пространства будет осуществляться “соответствующими органами, структуры которых формируются с учетом уровня интеграции”. “Эти органы создаются на основе сочетания межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий сторон единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего”, – отмечается в документе.

  Осуществление  координации и управления формированием и функционированием ЕЭП на межгосударственном уровне обеспечивается Советом глав государств-участников соглашения.

  Стороны  также решили учредить единый  регулирующий орган ЕЭП – Комиссию, которой они на основе международных  договоров делегируют часть своих полномочий. Решения этого органа будут обязательными для выполнения всеми сторонами. Количество голосов каждой из сторон в этом органе определяется уровнем ее экономического потенциала.

К основополагающим принципам подписанного Соглашения о формировании ЕЭП можно отнести следующие:    правовая база на основе норм и правил ВТО;     использование интеграционного опыта Европейского союза;     поэтапная интеграция ;     разноскоростной и разноуровневой подход;     возможность присоединения к Соглашению для других стран.     политический союз не предусматривается.

Соглашение  предполагает гармонизацию макроэкономической политики в валютно-финансовой сфере (уровень инфляции, обменные курсы, процентные ставки, и др.) в сфере налогообложения (фискальная политика, бюджетный дефицит) и др.

Создание  единого рынка предполагает полностью  свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг, которое  обеспечивается за счет:     создание благоприятных равных условий для инвестиций;     проведение единой конкурентной политики;     общие правила в области регулирования деятельности естественных монополий;     унификация практики предоставления субсидий;     отказ от антидемпинговых и иных защитных мер;     гармонизация технических и регулирующих стандартов и регламентов и иных нетарифных барьеров     упрощение трудовой миграции;

В Соглашении зафиксировано, очень важное положение, касающееся создания координирующих, то есть наднациональных органов, которые будут организовываться по мере появления необходимости в их учреждении.

Вместе взятые указанные особенности формирования ЕЭП предполагают уровень экономической и торговой интеграции, более высокий, чем в других сравнительно успешных региональных торговых объединениях таких например как НАФТА.

Очевидны  и выигрыши от формирования единого экономического пространства для бизнес сообщества. Прежде всего, это улучшение условий работы на рынках стран-участниц. Снижаются риски ведения бизнеса в силу появления международных правовых гарантий. Создаются правовые условия для процессов укрупнения деловых структур в ходе слияний и поглощений.

Важно еще  раз подчеркнуть, что разработка правовой базы ЕЭП осуществляется на основе норм и правил ВТО и опыта интеграции Европейского союза, что в перспективе делает совместимым Единое экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана и Украины с Общим европейским экономическим пространством (ОЕЭП).

111. Повышение  роли прогнозирования

Переход от планово-директивной  к регулируемой рыночной эк-ке не ослабляет, а усиливает роль прогноз-ия в гос-ом управлении и хоз-ной системе. Во-первых, в условиях рынка значит-но возрастает стохастичность и изменчивость эк-кой динамики, взаимодейст-  вия множества факторов, определяющих ее траекторию. Необходимо предвидеть возможные варианты развития событий при выборе стратегии и принятии решений. Во-вторых, децентрализация собственности и управления многократно повышает спрос на прогнозы в средних и низших эшелонах управления. Прежде прогнозы требовались преимущественно для принятия решений в высшем эшелоне управления, директивы к-го были обязат-ми для низших эшелонов, у к-ых оставался небольшой простор для принятия стратегических решений. Сейчас многочисленный слой предпринимателей самос-но принимает реш-ия, от к-ых зависит судьба п/п, поэтому они нуждаются в прогнозах для выбора стратегии. Средние и верхние эшелоны нужны предпринимателям постольку, поскольку они располагают большим горизонтом видения и в состоянии предложить обоснованные прогнозы на региональном, отраслевом и народнохоз-ном уровнях, предвидеть тенденции развития мировой эк-ки. Поэтому все уровни управления заинтересованы в наличии обоснованных, надежных, взаимосогласованных прогнозов (хотя не все это осознают). В-третьих, многоукладность эк-ки, резкое увеличение ее открытости, повышение роли фиктивного капитала, фондового рынка, усиление их воздействия на реальный сектор эк-ки и макропок-ли, расширение масштабов неконтролируемой теневой эк-ки - все это многократно усложняет процесс управления и принятия решений, требует учета многообразия стремительно меняющихся факторов постоянного предвидения хар-ра, интенсивности, географии перемен, периодически возникающих кризисов и их воздействия на страну, отрасль, регион, предприятия. Управление без предвидения в этих условиях - самоубийственная политика, она чревата крахом той или иной системы из-за грубых просчетов и стратегических ошибок работы в авральном режиме, без стратегического горизонта. Забвение этих трех основных факторов, обусловливающих повышение роли прогнозирования, стало одной из главных причин  провалов в соц-но-эк-кой политике в 90-е годы, за к-ые приходится расплачиваться всему населению страны.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"