Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка
1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?
Государственные предприятия оказались в стороне от новых рынков капитала и новых форм финансирования (в том числе международных). С наступлением глобализации, с усилением интеграционных процессов и созданием единого рыночного пространства в самой Европе они уже не могли быть конкурентоспособными.********
Именно эти причины, с одной стороны, и потребности правительства пополнить бюджетные доходы - с другой, привели в 80-х годах прошлого века к широкой приватизации государственных предприятий почти во всех индустриально развитых странах (да и во многих развивающихся государствах). Так государственный сектор значительно сократился, особенно в сфере промышленного производства.
Однако дело
не ограничилось лишь приватизацией. Было
снижено государственное
Новым стимулом к дальнейшей приватизации в Европе послужили Маастрихтский договор, подписанный в 1992 году, и создание Европейского союза. Условия этого договора потребовали расширить поле свободной конкуренции, исключающей поддержку государством "своих предприятий". В конце ХХ века во всех странах ЕС государство практически ушло из предприятий обрабатывающей промышленности. Если в начале 1980-х годов доля работников, занятых на государственных предприятиях, в общем количестве рабочей силы (исключая сельское хозяйство) составляла 13%, то сегодня она не превышает 1,7%. Снизилась занятость и в ранее государственном финансовом секторе, к концу 90-х годов она составила 9% общей численности работающих.
Сегодня величина государственного сектора в разных странах смешанной экономики различна. Об этом можно судить по доле занятости в нем от общего количества рабочей силы: в конце 90-х годов эта доля в Швеции составляла 31%, во Франции - 25%, в Великобритании - 14%, в США - 13% и в Японии - лишь 6%.
Отрасли инфраструктуры (они были перечислены в начале этой главы) по-прежнему остаются под контролем государства. Но и в них происходят очень важные реформы. Эти отрасли, являясь "естественными монополиями", грешат многими пороками монополистического господства. Государственный же контроль за ними не всегда способен добиться целей, отвечающих подлинно общественным интересам. И тогда во многих странах началась основательная реконструкция этих монополистических структур. В них выделяется так называемый сетевой компонент, который, собственно, и образует монополию. Он остается под контролем государства, а все другие элементы - предприятия, фирмы, - непосредственно производящие и предоставляющие услуги и способные жить в конкурентной среде, передаются в частные руки. (К сетевым компонентам, например, в электроэнергетике относятся линии электропередачи, в железнодорожном транспорте - железнодорожные пути.)
Ориентация на конкуренцию предопределила более широкое распространение таких форм взаимодействия государства с частным сектором, которые означают своего рода приватизацию (или "квазиприватизацию") определенных хозяйственных функций государственной власти, особенно на региональном или муниципальном уровне, связанных с удовлетворением коллективных потребностей. Речь идет о широком внедрении (на контрактных основах) предприятий частного сектора в те сферы деятельности, которые прежде принадлежали преимущественно государству. Спектр таких новых взаимоотношений государства и частных фирм огромен. Особенно на уровне местных органов власти - это и поддержание дорожного хозяйства, и уборка мусора, и предоставление рекреационных услуг, и содержание дошкольных учреждений и т.п.
Расширяются партнерские отношения между государством, частным и некоммерческим секторами в проведении крупных совместных программ и проектов. В основе подобного партнерства - бюджетные ассигнования, предоставляемые правительством (субсидии, гранты), и различные преференции (предпочтения), в частности налоговые льготы. Особенно широко их используют на местном уровне, как правило, для перестройки проблемных городских районов, в муниципальном жилищном строительстве и при модернизации коммунальных структур.
И тем не менее сказанное не означает, что государство (на фоне трудностей переходного периода) должно было вовсе отказаться от использования остающихся у него рычагов экономического влияния на развитие экономики. Более того, позиции государства в настоящее время расширяются: усиливается его контроль путем скупки акций, приобретения контрольного пакета акций в ведущих корпорациях страны и внедрения в их советы директоров представите лей государства. Важным становится государственно-частное предпринимательство, особенно в крупных инфраструктурных проектах
117. ПРЕДМЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Нац.эк-ка-это структурированная в отраслевом и региональном пространствах экономическая деят-ть в масштабах страны, регулируемая институциональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическому, политическому, идеологическому порядкам. Уровень развития н.э., определяющий ее положение в мир.эк.системе,оценивается степенью использования нац.богатства для обеспечения высокого уровня качества жизни населения, нац безопасности и конкурентоспособности страны на международных рынках товаров, услуг и капиталов.Предметом нац.эк-ки выступают рассмотрение след вопросов:Национальная, экономика,отраслевое пространство, региональное пространство
ПРЕДМЕТ И МЕТОД НЭ
Нац.эк-ка-это структурированная в отраслевом и региональном пространствах экономическая деят-ть в масштабах страны, регулируемая институциональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическому, политическому, идеологическому порядкам. Уровень развития н.э., определяющий ее положение в мир.эк.системе,оценивается степенью использования нац.богатства для обеспечения высокого уровня качества жизни населения, нац безопасности и конкурентоспособности страны на международных рынках товаров, услуг и капиталов.Предметом нац.эк-ки выступают рассмотрение след вопросов:Национальная, экономика,отраслевое пространство, региональное пространство, институциональная система, и т.п.
ПРЕДМЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Национальная
экономика — это структурирован
Уровень развития национальной экономики, определяющий ее положение в мировой экономической системе, оценивается степенью использования национального богатства для обеспечения высокого уровня качества жизни населения, национальной безопасности и конкурентоспособности страны на международных рынках товаров, услуг и капиталов.
Такое определение национальной экономики вызывает целый спектр вопросов:
Что понимать
под термином «национальная»?Что
контексте данного курса
118. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
В состав национального богатства в качестве природного капитала входят как воспроизводимые, так и невоспроизводимые запасы природных ресурсов всех видов. Это земля, полезные ископаемые, естественные биологические и подземные водные ресурсы, эффективное владение которыми может быть установлено и передано. Земля и другие природные ресурсы как природные объекты существуют в ограниченном количестве. Поэтому их наличие в той или иной стране является существенным элементом национального богатства этих стран. Использование таких видов невоспроизводимых (невозобновляемых) ресурсов, как нефть, газ, уголь, другие виды полезных ископаемых, сокращает их количество. Вместе с тем открываются новые месторождения, появляются заменители, повышается эффективность использования ресурсов. Природные ресурсы оцениваются по рыночной стоимости. Наличие богатых природных ресурсов, безусловно, является существенным позитивным фактором развития. Они оказывают значительное влияние на экономическую ситуацию в странах и их место в разделении труда в современном глобализирующемся мире. К числу стран с богатыми природными ресурсами относится Украина, Россия, США и ряд других стран. В некоторых странах, как, например, в Объединенных Арабских Эмиратах, Кувейте, Саудовской Аравии, они составляют основную часть национального богатства и их добыча является базой экономического развития страны. Запасы полезных ископаемых являются существенным, но не решающим элементом экономического развития. Экономическое превосходство многих развитых стран обеспечивается в условиях бедности полезных ископаемых на их собственной территории, а Японии -практически при их полном отсутствии. Недостаток полезных ископаемых покрывается их импортом. Кроме того, корпорации развитых стран принимают активное (и с большой выгодой) участие в их разработке в странах, располагающих природными ресурсами. В то же время многие страны Африки и Южной Америки имеют значительные запасы природных ресурсов, но являются экономически отсталыми. Борьба за контроль над природными ресурсами является важнейшим направлением их внешней политики. Основными видами природных ресурсов развитых стран являются земли и леса.
Украина по разнообразию полезных ископаемых, по количеству ископаемых на единицу площади включена к наиболее обеспеченным минеральными ресурсами странам мира. Более 2/3 дохода от использования национального богатства дает рента от природно-ресурсного потенциала страны.
Приблизительная стоимость разведанных сырьевых запасов оценивается в 7 триллионов долларов США. В Украине около 90 видов минерального сырья имеют промышленное значение. Минерально-сырьевой комплекс Украины обеспечивает 14% мировой добычи железной и 30% марганцевых руд, 7% каменного угля. Этот комплекс составляет 48% промышленного потенциала Украины, в то время когда в индустриально развитых странах он составляет около 30%.
На долю Украины в 1990-2000 гг. приходилось: 20% мирового объема выплавки чугуна, 10% мировой добычи железных руд, 24,5% - марганцевых руд, 4% - каменного угля, 14,8% - природной серы, 9,5%- мирового производства сахара, при том, что население Украины составляет менее 1% населения мира. Украина - одна из крупных стран мира по размерам территории. Совокупность природно-географических условий Украины такова, что производство, как правило, требует затрат намного более высоких, чем его аналоги в иных странах мира. Это ставит украинские предприятия в менее благоприятные условия по энергоемкости производства и транспортным затратам.
Многие виды украинской продукции в этих условиях являются вполне конкурентоспособными. Машиностроение способно производить ряд видов технологически сложной продукции, которая не только не уступает, но и превосходит зарубежную технику как по техническим характеристикам, так и по цене. Размеры территории предопределяют определенные требования для обеспечения единого экономического пространства. К большей выгоде для Украины может быть использовано географическое положение. Через нее идут удобные пути, соединяющие западную Европу со странами Тихоокеанского региона, включая такие значимые в экономическом отношении государства, как Россия, Япония, Китай, Индия. Очень слабо как экономический ресурс используется воздушное пространство.
119. проанализируйте проблемы,
которые возникают в национальн
Последствия вступления Украины в ВТО
Отрицательные
Потеря рынка отдельными национальными производителями.
Рост структурной безработицы.
Углубление диференциации региональных рынков труда.
Рост несоответствия в структуре спроса и предложения рабочей силы.
Проблема низкой конкурентоспо-собности продукции национального производства.
Что касается отрицательных моментов, то ситуация здесь достаточно сложна, потому что негативы необходимо рассматривать на разных уровнях. В целом присоединение к организации, которая ведет к либерализации доступа иностранных товаров на национальный рынок, увеличивает конкуренцию. Это добавочный фактор появления на нашем рынке иностранных товаров, что является очевидной проблемой для тех предприятий, которые неконкурентоспособны, и не могут стать такими в средне- и долгосрочной перспективе.
Весьма серьезным моментом является и накладывание некоторых ограничений на проведение экономической политики. Соглашения ВТО прямо запрещают стране использование определенных инструментов, что несколько сужает возможности одних механизмов, но вместе с тем заставляет искать определенные компенсационные механизмы.
Присоединение к ВТО и игра по правилам требует определенной перестройки управления экономикой в стране. Сегодня государству необходимо переходить от прямого вмешательства в экономику к созданию определенных условий, определенных рамочных положений для деятельности первичных экономических агентов, что является гораздо более сложным делом, чем непосредственное указание предприятиям, что и как нужно делать.
120. ПРОБЛЕМА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Одной из институциональных составляющих рыночной экономики есть ее саморегуляция. Экономическая практика в понятии саморегулирование вкладывает нечто другое, понимая его как регулирование рыночных связей и сфер самими экономическими сегментами, без вмешательства государства. Нельзя отождествлять свободный рынок и саморегулирование как противовес государственному регулированию.В отличии от свободного рынка, в условиях которого экономические агенты действуют соответственно их индивидуального,часто эгоистического интереса, саморегулирование предполагает действие экономических агентств соответственно к общепринятым, часто формализованных "правилам игры ", которые регламентирует поведение агентств в определенном сегменте рынка, и за нарушение правил и норм поведения существуют санкции, с помощью которых развязываются конфликты между участниками рыночных взаимодействий. Это ограничивает свободу агентов через механизм структуризации действия среди участников ассоциации. В этом понимании саморегулировании является институциональной составляющей рынка, тем институтом, который регулирует хозяйственную деятельность экономических агентов в конкретной сфере бизнеса путем установления норм и правил поведения, а также образует механизмы, направленные на обеспечение соблюдение этих норм. Саморегулирование, вместе с конкуренцией и другими структурными звеньями, формирует институциональную среду рынка, является его составляющей и, вместе с тем, зависит от него. Можно сказать, что саморегулирование - это один из институтов рыночной формы организации экономических процессов. При саморегулировании экономические агенты становятся активными составляющими рынка, которые выполняют регулирование рынка, которые выполняют определенные регулятивные функции. С этой целью образуются организационные структуры, за которыми закрепляются эти функции и которые выступают третьей стороной во время транзакционных действий. Саморегулятивные нормы не противоречат государственным регулятивным нормам, они являются легитимными и лишь уточняют и дополняют формальные нормы государственного регулирования.