Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка

Краткое описание

1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?

Файлы: 1 файл

националка шпора.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

Федеральные индикативные планы включают программу  социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и  государственный бюджет -по сути дела, индикативный финансовый баланс по территории страны на год.

Однако региональные планы-прогнозы страдают неполнотой, недостаточно обеспечиваются централизованными ресурсами и выполняются в малой степени, особенно в части поддержки инвестиций и инноваций социокультурной сферы. Это существенно ослабляет действенность государственного регулирования рыночной экономики, возможности реализации государственной стратегии социально-экономического, научно-технического, экологического и территориального развития, обесценивает принимаемые в большом количестве программы.

 

141. СИСТЕМЫ ПРОГНОЗОВ

Реализация  функций социально-экономического и территориального прогнозирования осуществляется через систему прогнозов, которые можно классифицировать по четырем основаниям: объект прогноза, его горизонт, характер и уровень управления (рис. 5).

По объекту  выделяются следующие группы прогнозов на макроуровне.

Социальные  прогнозы характеризуют демографические  процессы, происходящие в прогнозируемом периоде (изменения численности и структуры населения; рождаемость, смертность и естественный прирос, ожидаемая средняя продолжительность жизни при рождении, миграция и т.п.), уровень и структуру занятости, динамику доходов, уровня и качества жизни населения заболеваемости, развития здравоохранения, образования, культуры и искусства.

Экономические прогнозы дают представление о возможной  динамике в исследуемый период ВВП, инвестиций, производства в основных отраслях народного хозяйства, сдвигах в структуре экономике, о динамике рыночной конъюнктуры, издержек производства, цен и инфляции, финансово-кредитной сферы, основных показателей эффективности (величины прибыли и уровня рентабельности) государственного бюджета, о развитии системы экономического управления и институциональных изменениях.

Научно-технические  и инновационные прогнозы определяют перспективы развития науки, инноваций и технологий, определяющие уровень конкурентоспособности отечественной продукции и экономики в целом, возможные результаты освоения базисных и улучшающих инноваций, смену поколений техники, развитие стандартизации и сертификации продукции.

Экологические прогнозы включают предвидение динамики природных процессов (изменение температуры, выпадение и распределение осадков и т.п.), экологических показателей (уровень загрязнения окружающей среды, строительство очистных сооружений, объем рекультивации земель, развитие мониторинга природной среды), затраты на воспроизводство природных ресурсов (на геолого-разведочные работы, лесное и водное хозяйство, ирригацию, мелиорацию земель и т.п.).

Внешнеэкономические прогнозы характеризуют предвидение  динамики мирового хозяйства, конъюнктуры мирового рынка, развитие внешнеэкономических связей внешней торговли, ее товарной структуры, распределение по группам стран, сальдо внешнеторгового оборота, иностранный туризм, экспорт и импорт капитала, иностранные инвестиции и развитие совместного предпринимательства и т.п.).

По горизонту  прогноза различают:

краткосрочные прогнозы - на один, два года или более  короткий период (например, динамика цен, курса акций - на неделю или месяц);

среднесрочные прогнозы - на 3 5 лет;

долгосрочные  прогнозы - на период 10-20 лет, являющиеся более укрупненными и вариантными;

сверхдолгосрочные прогнозы -на 40-50 лет и более, дающие общее представление о возможных тенденциях развития в перспективе с учетом фаз среднесрочных, долгосрочных и сверхдолгосрочных циклов.

По уровню управления прогнозы подразделяются на:

индивидуальные, разрабатываемые отдельными предприятиями, организациями, банками (чаще всего на краткосрочный период); региональные - на уровне муниципальных объединений, крупных экономических районов;

отраслевые - по отдельной отрасли или межотраслевому комплексу (например, топливно-энергетическому, агропромышленному);

проблемные - по отдельной проблеме экономического, научно-технического или экологического развития (например, по обеспечению  занятости, освоению и распространению нового поколения техники, экологически чистой технологии);

национальные - на уровне страны1 в целом;

международные - по группе стран (например, СНГ) или  глобальные. Наконец, по характеру прогнозов можно выделить:

частные и  обобщающие прогнозы, характеризующие ожидаемую динамику одного показателя (например, уровня инфляции,, занятости) или совокупности основных показателей по исследуемому объекту в целом (предприятию, региону, отрасли, стране); генетические (исследующие исходя из сложившихся в прошлом тенденций и возможных изменений определяющих их факторов), нормативные (прогнозирующие пути, факторы и сроки выполнения заранее поставленной цели) и комбинированные (сочетающие оба подхода); одновариантные и многовариантные

142. СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Процесс трансформации  централизованно-плановой модели хозяйствования в рыночную, прежде всего, сопряжен с формированием условий, необходимых для нормального функционирования последней. Исходя из этого, системоформирующие функции государства переходного периода включают следующие функции:

-разгосударствление  и приватизация;

-демонополизация  и формирование конкурентной среды;

-формирование  нормативно-правовой базы, "правил  игры", имманентных рыночной экономике;

-содействие организации инфраструктуры рыночного хозяйства.

Разгосударствление - это, прежде всего, процесс преодоления  монополии государства во всех сферах жизнедеятельности общества в целях обеспечения реальной экономической свободы товаропроизводителей и потребителей. Это и приватизация как процесс преобразования государственной собственности в негосударственные формы (индивидуальную, групповую, коллективную, акционерную), и либерализация ценообразования, и демонополизация внешнеэкономической деятельности, и снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передача соответствующих полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных связей горизонтальными, которые могут происходить и без смены собственника.

Одним из направлений  государственного контроля за развитием добросовестной конкуренции стало создание специального реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.

Важными направлениями  поддержания рыночной состязательности выступают государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих организаций и их объединений, соблюдение антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций Украинское законодательство ограничивает появление новых структур монопольного характера, имеющих целью усиление экономической власти на соответствующем рынке.

К числу ключевых системоформирующих функций государства  переходного периода, несомненно, следует отнести и функцию формирования рыночных "правил игры" в хозяйственной жизнедеятельности общества и содействия формированию новой инфраструктуры   этой  деятельности,   адекватной   социально-ориентированной рыночной экономике.

Костяк качественно  новых "правил игры" образуют рыночно-ориентированные Конституция страны, Гражданский кодекс и детализированные в законах их основополагающие нормы, регламентирующие:

•право собственности (прежде всего законы о приватизации и

национализации);

•предпринимательскую  деятельность   в   ее   различных организационно-правовых   формах;

•функционирование товарных рынков, рынков труда и ценных бумаг;

•финансово-кредитную деятельность;

•поземельные отношения;

•налоговый механизм;

•порядок ценообразования и внешнеэкономической деятельности.

В совокупности все эти нормативные акты призваны стимулировать деловую активность и социальную защищенность основной массы населения в условиях рыночного хозяйствования.

Не менее  важную роль в сложной совокупности системофор-мирующих функций государства  переходного периода выполняет и функция активного содействия формированию и развитию институтов рыночной инфраструктур'". Рыночная инфраструктура в виде разветвленной, многоканальной банковской системы, охватывающей широкий спектр специализированных банковских учреждений (инновационной, инвестиционной, ипотечной, аграрной, внешнеэкономической и другой направленности), кредитных учреждений взаимного кредитования в малом бизнесе, всевозможных инвестиционных, пенсионных и страховых фондов, страховых компаний, системы бирж (фондовых, товарных, валютных, труда), обслуживающих соответствующие рынки ценных бумаг, инвестиционных товаров, валюты и трудовых ресурсов, торгово-промышленных палат и иных институтов подобного рода образует кровеносную систему рыночного организма.

 

143. СИСТЕМОУТВЕРЖДАЮЩИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА. Системоутверждающие функции государства трансформационного периода непосредственно связаны с формированием условий, достаточных для необратимости трансформационного процесса, для функционирования новой рыночной системы на собственной, имманентной ей материальной и организационной основе. Необратимость процесса трансформации одной хозяйственной системы в другую обеспечивается выполнением государством функций системоутверждающего характера, важнейшими из которых выступают следующие:

-структурная  трансформация на макроуровне,  т.е. приведение отраслевой структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями рыночной экономики;

. -содействие  структурной трансформации на мезоуровне, т.е. на уровне отраслей и регионов, в направлении адаптации структуры их производственнохозяйственных комплексов к рыночному режиму функционирования и развития;

-содействие  структурной трансформации на  микроуровне посредством придания рыночной ориентации организационным структурам, механизмам и аппарату управления фирм и предприятий независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности;

-поддержка  предпринимательства и налаживание  системы конструктивного взаимодействия с ним;

-стабилизация  достигнутого в дотрансформационный  период уровня и качества жизни населения.

функция структурной  трансформации является важнейшей  в блоке системоутверждающих функций. Она имеет своей целью приведение структуры народного хозяйства в соответствие:

•с рыночной моделью хозяйствования внутри страны;

•С высокой  степенью открытости национальной экономики и необходимостью     в     связи     с     этим     обеспечения конкурентоспособности отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынке;

• с изменившимся геополитическим положением украинского  государства в мировом сообществе.

В данном контексте  столь же практически значима  и функция государственного содействия приведению в соответствие организационных и управленческих структур как приватизированных, так и государственных предприятий требованиям рыночной организации производства и сбыта. И, прежде всего, это касается наличия на каждом предприятии системы финансовой отчетности в соответствии с мировыми стандартами, укрепления-головных отделов в таких функциях, как маркетинг и т.д., т.е. внутрифирменной организации и внутрифирменных институтов, имманентных современному рыночному хозяйствованию.

В комплексе  сисгемоутверждающих, а в определенной мере системовоспроизводящих функций государства трансформационного периода важную роль играет функция поддержки предпринимательства как доминирующего института рыночной экономики. Она реализуется главным образом путем формирования и поддержания благоприятного предпринимательского климата.

 

144. ВТО И ЕГО СУЩНОСТЬ

С 1 января в 1995 г. начал свою деятельность преемник ГАТТ —Мировая организация торговли (ВТО), главной целью деятельности которой является урегулирование самых актуальных проблем экономических взаимоотношений стран-участниц на основе соглашений «Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986— 1994гг.). В отличие от ГАТТ, ВТО имеет намного больше полномочий и форм контроля за поведением на рынках стран, которые входят в эту организацию.

Государства, которые вошли в систему ВТО, а это в первую очередь страны — основательницы ГАТТ и новые  члены, которые прошли процедуру вступления признают главные задания и принципы функционирования этой действительно мировой организации (частица стран-членов в мировой торговле товарами и услугами превышает 90 % общего объема оборота), которые заключаются в либерализации мировой торговли путем последовательного сокращение уровня импортной пошлины и ликвидации нетарифных преград из целью самого оптимального использования мировых ресурсов, обеспечения стабильности экономического развития всех стран мира, сохранения окружающей среды. Эти государства обязываются предоставлять режим наибольшего содействия во взаимной торговле на недискриминационной основе обеспечивать «прозрачность» торговой политики, решать все споры, которые возникают в процессе движения товаров и услуг путем консультаций и переговоров. Как отмечают некоторые ученые, ВТО представляет собой своеобразный «многосторонний контракт» (пакет соглашений, который состоит из 18 соглашений и 50 правовых документов).

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"