Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка

Краткое описание

1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?

Файлы: 1 файл

националка шпора.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

Структура органов  управления ВТО состоит из Министерской конференции (высшего органа), Генерального совета, Органа по урегулированию споров, Органу из обзора торговой политики, Совета по торговле товарами, Советы по торговле услугами, Советы по торговым аспектам интеллектуальной собственности, системы контролирующих комитетов. Важными, в частности для Украины, особенностями процедуры входа в ВТО являются соответствием национального законодательства базовому пакету соглашений организации и согласования, путем многостепенной системы переговоров, уступок, которые страна-претендент обязывается предоставить другим странам организации на своем национальном рынке

 

145. СТАДИИ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО ЦИКЛА

Признаком стадии первичной депрессии явл.формирование несоответствие стр-ре спроса и пр-ва(совокупного спроса и сов-го предлож-я). В отличии от эк-ких деловых циклов, кот. Рисуще рыночной эк-кой системе, трансформационные циклы обусловлены резкими изменениями формальных институтов регулиров-я. Начало трансформационных процессов обосновывались на стратегии «шоковой терапии», кот. Включала быструю либерализацию эк-ких отношений по условиям жесткой монетарной политики и стабилизации валютного курса. Либерализация цен и открытие внутр.рынка со всей очевидностью оголили все недостатки унаследованной эк-ки, ее милитаризованную стр-ру, с одной стороны, и глубокую технич-ю и технологиче-ую отсталость, низкую эффективность и низкую конкурентоспособность ее гражданских отраслей, и с др. Кризис товарного дефицита быстро изменилась в жесткий кризис сбыта, кот. Приобрел х-р обвально-разрушающей силы со всеми важными эк-кими и соц-ми последствиями(снижение реальной з/п, безработицы). Отказ от регулируемых институтов прямого гос-го контроля за пр-вом и ценами обнаружил диспропорции в стр-ре спроса и пр-ва. Такие диспропорции наблюдались в субоптимальном пр-ве капитальных благ и благ общ-го потребления и были обусловлены переоценкой предельных выгод в стр-ре планровой эк-кой системе. Дефицит индивидуалистических товаров конечного потреб-я и перепроизводства ср-ва пр-ва, вместе с перепроизводством благ общ-го потребителя, стал первопричиной стр-ных и ценовых изменений в пр-ве

 

146. состояние платежного  баланса и золотовалютных резервов  украины.

Обобщенная  оценка экономического состояния страны, эффективности ее международный хозяйственный связей осуществляется на основании платежного баланса. Функционально платежный баланс сыграет роль макроэкономической модели, которая систематически отображает экономические операции, осуществленные между национальной экономикой и экономиками других стран мира. Такая модель составляется с целью разработки и внедрение обоснованной курсовой и внешнеэкономической политики страны, анализа и прогноза состояния товарного и финансового рынков, двусторонних и многосторонних сопоставлений, научных исследований и т.п.. Разработка и составление платежного баланса является обязательным условием для всех стран - членов Международного валютного фонда и базируется на единой методологии соответственно стандартной классификации компонентов и структуры сведенной информации.

В Украине  ответственность за составление  платежного баланса на законодательном  уровне положено на Национальный банк (Закон Украины «О Национальном банке  Украины», Декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.1993 г.). Общим Постановлением Национального банка и Кабинета Министров Украины № 517 «О составлении платежного баланса» установлен порядок координации действий министерств и ведомств относительно формирования информационной базы платежного баланса.

Как известно, платежный баланс характеризует  соотношение между суммами платежей, осуществленных страной за рубежом на протяжении определенного времени, и средствами, которые поступили в страну на протяжении того же периода. Если поступление средств превышает их расходы – это активный баланс, когда же платежи другим странам превышают поступление средств от них – это пассивный баланс.

В настоящее  время существенно увеличился отток  средств из Украины, потому что в сведенном платежном балансе появился двойной дефицит текущего и финансового счетов. Это вызвано огромными объемами заимствований, которые осуществляют частные структуры (финансовые учреждения, банки, корпорации), а также тем, что насел ення выводит все больше свободноконвертируемой валюты из украинской финансовой системы.

Золотовалютные  резервы Национального банка  Украины (НБУ) к концу 2009 года составят 30 млрд долларов, по расчетам Международного валютного фонда (МВФ), что зафиксировано в обнародованном меморандуме об экономической и финансовой политике, согласованном Киевом и МВФ.

Этот прогнозный показатель улучшен по сравнению  с предыдущим пересмотром программы сотрудничества Украины и МВФ, когда объем резервов к концу текущего года прогнозировался на уровне 29,311 млрд долларов.

Таким образом, эксперты фонда полагают, что золотовалютные резервы НБУ за сентябрь — декабрь вырастут на 1,129 млрд долларов с 28,871 млрд (на 31 августа) до 30 млрд.

По расчетам МВФ, резервы НБУ к концу 2010 года составят 31,024 млрд долларов, к концу 2011-го — 31,794 млрд, 2012-го — 33,790 млрд, 2013-го — 32,071 млрд, 2014-го — 33,257 млрд.

Как полагает МВФ, госдолг Украины (прямой и гарантированный) за 2009 год увеличится с 19,9% ВВП до 35,4%. В частности, внешний госдолг Украины вырастет почти на 2/3 до 25% ВВП, а валовый внешний долг, учитывающий обязательства частного сектора, — с 55% до 85,4%. Такой расчсет ВВП поясняют, прежде всего, девальвацией гривны и вероятным уменьшением номинального и реального ВВП в 2009 году.

 

147. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В УКРАИНЕ

Безумно копируя  российские реформы, Украина пошла  по пути формирования дикого капитализма  образца XVIII века - свободного рынка, отрицающего регулирующую роль государства. Реформы у нас начинались без обоснованных стратегических целей, которые были бы выработаны именно для Украины, с учётом её интересов и исторических особенностей. Процесс рыночной трансформации государственного безвластия и рыночной анархии, в которой обогащались бывшая номенклатура, руководство государственных структур, торговые работники, новые политические функционеры, сотрудники банковско-финансовых систем. Проведённая в 1992 г. либерализация цен в условиях отсутствия конкуренции уже в этом году привела к их росту более чем в 30 раз, а в 1993г. Украина прошла через самую высокую в мире гиперинфляцию - свыше 10.000%. «Шоковые» реформы, вольно или невольно, осуществлялись не в интересах большинства граждан страны. В результате реформ образовался небольшой слой богатых людей, а большинство населения нищало.Дальнейший ход реформ по рекомендациям МВФ привёл к глубокому кризису, и сегодня объективно Украина стоит на пороге краха.

 

148. СТРАТЕГИЯ «ШОКОВОЙ  ТЕРАПИИ»

Шо́ковая терапи́я — существовавшая в 60-90 гг. XX в. экономическая теория, а также комплекс радикальных экономических реформ, базирующихся на этой теории. Эти реформы, как декларируют постулаты «шоковой терапии», «...направлены на оздоровление экономики государства и вывод её из кризиса». К таким реформам относятся моментальная либерализация цен, сокращение денежной массы и приватизация убыточных государственных предприятий. В подавляющем большинстве случаев применение «шоковой терапии» приводило к катастрофическим последствиям, вплоть до государственных переворотов. В настоящее время данная теория, как доказавшая полную несостоятельность, серьёзными экономистами не рассматривается. Аргументы сторонников Фундамент сторонников теории уходит корнями к либерализации экономики, предпринятой послевоенной Германией в конце 40-х. В течение 1947 и 1948 гг. в весьма сжатые сроки были упразднены ценовой контроль и господдержка предприятий. Эти реформы дали эффект стартового толчка, вылившись в Германское экономическое чудо (Виртшафтсвундер). До тех пор Германия имела глубоко авторитарное и интервенционистское правительство и, - избавившись от этих административных барьеров «за одну ночь», - превратилась в государство с развивающейся рыночной экономикой.

По мнению Международного Валютного Фонда, для государств с переходной экономикой шоковая терапия является относительно быстрым и универсальным вариантом перехода к рыночным отношениям, в отличие от постепенного и растянутого на десятилетия перехода, как например в Китае. Аргументы противников Наоми Кляйн видит в своей книге «Доктрина шока» преимущественно негативные последствия «шоковой терапии», такие как долгая безработица, охватывающая от 20% до 40% трудоспособного населения, рост преступности и нищеты, упадок уровня жизни и обострение классовой борьбы. Другие считают это следствием неадекватного применения теории. Несмотря на это, субъекты книги Кляйн, за исключением, пожалуй, реформ Б. Ельцина, имеют мало общего с «шоковой терапией» в описанном выше виде и в том, который поддерживает Д. Сакс.

Не подвергается сомнению тот факт, что для внезапных  изменений в структуре и стимулах экономики нужны поведенческие  изменения, поток финансов и менее  внезапная структура экономики, чем встрясывающий её шок. Компаниям требуется время для формирования и корпоративного устройства; трудовым ресурсам — для приобретения навыков и адаптации к новым условиям. Критики считают также, что развитые западные макроэкономики опираются на готовую правовую базу, урегулированность и отточенную практику правоприменения  и исходят из её первоначальной необходимости, чего невозможно создать сразу в бывшем авторитарном обществе с жёсткой централизацией и одним собственником в лице государства. Даже разработка новых законов о собственности и праве занимает время. Основные аргументы противников:

Высокий уровень  инфляции; Спад производства; Высокий  уровень безработицы; Имущественное  расслоение и снижение уровня жизни; Рост социальной напряженности;Рост задолженности  государства при отсутствии финансовых средств на проведение реформ такого масштаба; Усиление политической нестабильности; Высокая зависимость экономики от иностранных инвестиций; Внешнеторговый дисбаланс.

 

149. . СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ

Важнейшей составной  частью всей структурной политики являются механизм ее выработки и реализации, формы и методы деятельности государственных органов Украины в области структурных преобразований народного хозяйства. В условиях сме-| шанной экономики они должны сочетаться с регулирующими возможностями рынка.

Современную схему реформирования структуры  по отдель-1 ным сферам экономики  ряд экономистов представляют следующим  образом: финансово благополучные крупные и средние предприятия и самоокупающиеся малые фирмы, корпорации, банки и теневая экономика трансформируются в режиме рыночного саморегулирования; низкорентабельные и убыточные предприятия и компании с большими суммами задолженности и неплатежей - в режиме приспособления к рыночным регуляторам; оборонные отрасли, наука, сельское хозяйство, социальная сфера осуществляют структурные изменения с помощью государственной поддержки.

Такое видение  механизма отражает реальность, но существенно упрощает государственное  регулирование структурных преобразований, сужает сферу его воздействия. Сегодня структура и пропорции народного хозяйства, отдельных его экономик складываются не в результате плановых решений государственных органов, не в режиме автоматически действующего механизма рыночной самоорганизации, а преимущественно как итог стихийного приспособления субъектов хозяйственной деятельности к условиям несбалансированной экономики, ее неразвитого рынка и кризиса, существенных ограничений конкуренции и ярко выраженного в ряде сфер и секторов монополизма с криминальным оттенком, а также взаимодействия несовершенного рыночного механизма с ослабленным, бессистемным и неотлаженным государственным регулированием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

150. структурная политика и ее сущность.Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам.  структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике — производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).В Украине за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства. 

151. общественное производство и его состояние в украине. Экономический потенциал страны характеризует способность общества производить товары и услуги и обеспечивать расширенное воспроизводство в целях удовлетворения потребностей населения, улучшения качества жизни ее граждан.Общественное производство представляет собой процесс преобразования ресурсов в продукцию требуемого объема и качества. В этом плане оно в решающей степени зависит от наличия и использования взаимосвязанных и взаимообусловленных ресурсов, определяющих возможности производства:основного капитала и других нефинансовых и финансовых активов;природных ресурсов;человеческих ресурсов;организации управления; инновационного капитала.Общественное воспроизводство, - это сложные экономические отношения, сложная структура, которую нельзя представлять как сумму отдельных капиталистических предприятий, особенно, если исследуется только уровень отдельных предприятий. Поэтому механистическое перенесение выводов проведенного изучения производственных отношений на примере конкретного капиталиста и рабочих его предприятия, на весь процесс воспроизводства общественного богатства в целом, - приводит к искажению понимания действительно происходящих экономических процессов. Например, Маркс, изучая производственные отношения на уровне предприятия, спроецировал эти отношения на все общество, поэтому, принятое к рассмотрению и рассматриваемое им общество, состояло только из рабочих и капиталистов. А это полнейшая бессмыслица, против которой еще в начале 20 века активно протестовала Р. Люксембург в своей книге «Накопление», но не была понята марксистами.

 

152. СУЩНОСТЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ.

Сущность  институциональных трансформаций раскрывается через понимание таких вопросов:

  1. стабильность институциональных характеристик;
  2. источники трансформаций;
  3. действующая сила трансформации;
  4. направление трансформации.

Привлечение к анализу процессов экономической  трансформации институциональных преобразований значительно расширяет возможности объяснения кризисных явлений переходной экономики социализма. Изменение предпосылок анализа в рамках неоинституционализма, которые касаются самих экономических субъектов (предусматривается опортуническое поведение и ограниченная рациональность) и среды, в которой они действуют (неполнота информации проявляется в наличности трансакционных затрат и недостаточной определённости прав собственности) опирается на широкую фактическую базу реальной политической практики и поэтому позволяет использовать полученные выводы и применять методы анализа в текущей практике хозяйствования.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"