Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка
1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?
134. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ЕГО СУЩНОСТЬ.
Рыночный механизм хозяйствования - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, конкуренции, цены и основных экономических законов.
Нужно отметить, что рыночный механизм хозяйствования действует как механизм принуждения, что заставляет предпринимателей, которые преследуют свою личную цель (прибыль), действовать в дальнейшем на пользу потребителя. На рынке стихийно возникают разнообразные конфликты, которые решаются с помощью рыночного механизма.
Он включает элементы: 1) саморазвитие и 2) госрегулирование путём воздействия государства на спрос, предложение, цену и конкуренцию.
Особенность
рыночного механизма
Рыночный механизм, как объективный механизм регулирования экономических процессов, не существует отдельно от производственной и организационной деятельности людей, общества. Он подчинён определённым общественным закономерностям. Это активная самодостаточная система, которой присуща организация, входящая в охватывающую весь производственный простор систему самостоятельных субъектов. Это социальная система, и её главными компонентами являются хозяйствующие субъекты, т.е. люди. Общая функция, которую должен выполнять рыночный механизм хозяйствования, предусматривает реализацию некоторых специфических функций, которые диктуются как объектом хозяйственного процесса, так и целью трансформации. К ним можно отнести: обеспечение сбалансированности общественного производства (поиск и поддержка воспроизводственных пропорций); расширение производства; развитие производства (совершенствование производительных сил и структуры производства).
В системе рыночного механизма действует целый ряд отношений, которые целесообразно разделить на три равнозначные группы. Первая группа отличается соотношением уровней первичных и вторичных субъектов самоорганизации: рынок продуктов, финансовые организации, рынок ресурсов, домашние хозяйства и госучреждения. Для второй группы характерно соотношение значений частей к целому: хозяйствующего субъекта и общества, отраслей. Третья определяется соотношением части централизованного, управляемого и свободного рыночного уровня
135. рыночные активы и их сущность.
Важнейшими активами являются также рыночные активы, связанные с взаимоотношениями производителей с потребителями и деловыми партнёрами: условная стоимость деловой репутации и деловых связей, корпоративные и торговые марки, марки обслуживания, престиж, приверженность покупателей, наличие устойчивого рынка, налаженное1 деловое сотрудничество, благоприятные контракты, франшизные и лицензионные соглашения, монопольные права и привилегии, права пользования земельными участками и природными ресурсами.
Рыночные активы, связанные с взаимоотношениями с контрагентами, стимулируют потребителей и других контрагентов вновь прибегать к услугам и продолжению деловых связей с Предприятиями.
К этой сфере
примыкают организация
136.развитие экономической системы по Кейнсу.
Создавая
свою новую систему взглядов, Кейнс
подверг критике ряд постулатов
классической теории, принятых неоклассиками.
В первую очередь это относится к вопросу
об уровне занятости и факторах безработицы.
Считалось, что спрос и предложение на
рынке труда регулируются ставкой заработной
платы, что безработица существует только
в двух типах: фрикционная, причина которой
- плохая информированность трудящихся
о предложении рабочих мест, и добровольная,
возникающая, когда рабочие не хотят трудиться
за предлагаемую зарплату.
Кейнс пришел к заключению, что денежная
заработная плата не участвует в регулировании
рынка труда. Под влиянием профсоюзов
и других социальных факторов зарплата
вообще может не снижаться. Это значит,
что если предложение труда опережает
спрос на него, возникает безработица,
причем вынужденная.Далее Кейнс выступил
с критикой закона рынков Сэя, который
утверждал, что производство само формирует
доходы, обеспечивая соответствующий
спрос на товары, и исключает общее перепроизводство
товаров и услуг. Кейнс указал, что подобная
позиция правомерна лишь для бартерного
обмена. В денежной экономике цены не успевают
выравнивать спрос и предложение в силу
действия "эффекта храповика". Может
возникнуть и реально возникает общее
перепроизводство. Именно за счет увеличения
безработных в системе восстанавливается
равновесие. В теории Кейнса оказывается
возможным общее равновесие при неполной
занятости.Кейнс приходит к выводу о том,
что размеры общественного производства
и занятости, их динамика определяются
не факторами предложения, а факторами
платежеспособного спроса. Кейнс вводит
понятия функций совокупного спроса и
совокупного предложения. Первая функция
определяется соотношением между ожидаемыми
доходами предпринимателей и объемом
занятости, вторая - между совокупными
издержками и совокупной занятостью. Точка
пересечения функций как раз и определяет
объем занятости в масштабах всего общества
("точка эффективного спроса"). Эффективный
спрос - это, по Кейнсу, совокупный платежеспособный
спрос, определяющий объем занятости.
Главными компонентами эффективного спроса
выступают потребление и инвестиции.
Оказалось, что при росте дохода потребление
сокращается, сбережения растут, а инвестиции
могут и не увеличиваться. Росту инвестиций
препятствует снижение нормы ожидаемой
прибыли, которое зависит от действия
закона убывающей производительности
капитала. Уровень инвестиций зависит
от нормы прибыльности и процентной ставки.
Снижение предельной эффективности капитала
Кейнс объясняет прежде всего значительной
аккумуляцией капиталов. Огромное значение
он придает психологическому фактору
- видам предпринимателей на будущие доходы
("перспективная выгода"). Наступление
экономических кризисов Кейнс выводит
из "кризиса доверия", из потери капиталистами
веры в будущие доходы.
В теории Кейнса намечена количественная
связь между инвестициями и национальным
доходом. Она представляется так называемым
мультипликационным эффектом, который
под влиянием приращения инвестиций в
одной из отраслей вызывает приращение
потребления и дохода не только в данной
отрасли, но и в сопряженных отраслях.
Итоговое приращение национального дохода
оказывается больше первоначальной суммы
инвестиций.
137. РАСШИРЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА
Утверждающаяся в последние десятилетия новая концепция развития экономики, нацеленная на формирование информационно-индустриального общества, базируется на понимании человеческого капитала как важнейшего источника экономического развитая. Человеческий капитал рассматривается в качестве основного элемента национального богатства, характеризующего величину и качество человеческих ресурсов, систему ценностей, здоровье нации. Новые научно-технические идеи и способности людей к их реализации стали основным ресурсом современной технологической революции. На этой объективной основе на ряду с используемым традиционным возникло понимание национального богатства как категории, включающей также человеческий капитал. С этих позиций национальное богатство определяется как совокупность воспроизводимого капитала, природного капитала и человеческого капитала. Под природным капиталом понимаются воспроизводимые и невоспроизводимые природные ресурсы: земля, полезные ископаемые и другие. Указанные различия в составе и структуре экономического потенциала в традиционном и расширенном понимании связано с принципиальными сущностными различиями: когда речь идет о традиционном понимании категории национального богатства, подчеркивается, что оно представляет собой совокупность экономических объектов, обеспечивающих их собственникам возможность получения экономической выгоды. В расширительной концепции национального богатства оно рассматривается как категория, приносящая выгоду не только владельцам экономических объектов, но и обществу в целом. Высокий уровень экономического потенциала в развитых странах обусловлен прежде всего уровнем развития человеческого капитала при низком уровне обеспеченности природными ресурсами. Это обстоятельство определяет основное направление развития и критериальные подходы к оценке его эффективности. Развитие принципиальных подходов к объективной оценке роли человеческого фактора в масштабах и темпах накопления, увеличение национального богатства, в воздействии на потребление и накопление имеет серьезное значение для формирования экономической стратегии.
Достижения человеческого разума, интеллектуализация производства на современном этапе привели к новому витку развития человеческого общества, создали более благоприятные, условия для реализации возможностей человека в политической, экономической, социальной и культурной жизни. На основе новых технологий возрастающее ко-личество товара стало производиться с меньшей численностью работников, с меньшими затратами сырьевых и иных ресурсов. Появилась возможность использовать высвобождающиеся ресурсы на решение новых задач, направленных не столько на удовлетворение жизненно необходимых благ, сколько на повышение качества жизни. Повышение качества жизни и увеличение свободного времени обеспечили возможность более глубокого образования и саморазвития и соответственно рост интеллектуального потенциала. Сейчас более 50% экономически активных граждан развитых стран, а в США - свыше 2/3 заняты умственным трудом. Способность экономики и общества к развитию человеческого капитала, к эффективным технологическим, экономическим, социальным, социокультурным и другим преобразованиям становится важнейшим критерием развития. Меняются характер и структура накопления, увеличивается удельный вес человеческого капитала. Страны «семерки» опережают Украину по величине человеческого капитала в 3-4 раза. В то же время накопленные воспроизводимые ресурсы в странах «семерки» в расчете на человека превышают украинские в 2,75 раза. Человеческий капитал и воспроизводимый капитал взаимодействуют и дополняют друг друга. Прогресс общественного развития, выражающийся в формировании информационно-индустриального общества, является синтезом этого взаимодействия. При этом, хотя видовой состав товаров и услуг существенно меняется, общий объем их производства продолжает увеличиваться. Производство ВВП на душу населения в Украине составляет примерно одну десятую часть от уровня «большой семерки». Однако главная проблема заключается не в объемах. В этих странах и примыкающих к ним по уровню развития небольших стран, образующих так называемый «золотой миллиард», совсем другая структура ВВП. Приоритетным направлением финансовых и материальных вложений становится накопление человеческого капитала, вложения в повышение интеллектуального потенциала и улучшение качества среды обитания человека. Ядром инновационного цикла в этих странах стали информационные и иные новые технологии. Таким образом, в мировой экономике постепенно вырисовывается новая инвестиционная политика - переход на социально-инновационный путь.
138. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПЛАНА.Сущность плана заключается в целенаправленном распределении ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) между различными видами деятельности и распределении полученных продуктов. В таком понимании план возник за много тысячелетий до рынка: вожак первобытной общины для охоты на мамонта или другого крупного животного распределял членов племени по разным операциям и оставлял часть добычи для членов общины, не принимавших участия в охоте. С развитием общественного разделения труда усложнились функции плана и возник рыночный обмен продуктами труда обособленных производителей. Появилась необходимость в плане при выполнении определенных работ под контролем государства или за его счет (при проведении ирригационных работ, строительстве пирамид в Египте, дворцов в Ниневии, сооружении статуй и храмов в Акрополе и Афинах, при строительстве Колизея в Древнем Риме и т.п.).
В современной экономике план неразрывно связан с прогнозом и рынком и выполняет следующие важнейшие функции:
-обеспечение пропорциональности
в развитии воспроизводства, распределении
ресурсов между различными отраслями,
территориями, видами деятельности, стадиями
воспроизводства,
распределении и перераспределении произведенного
продукта и полученного дохода. «Железный
закон строго определенных пропорций»
(по выражению К.Маркса) в прямой и полной
форме осу
ществляется на предприятиях любой формы
собственности и в ограниченной, преимущественно
косвенной форме, с помощью рыночных механизмов
- на макроуровне (текущее планирование)
-концентрация ресурсов для
осуществления назревших структурных
сдвигов, освоения базовых инноваций,
развития транспортной и иной инфраструктуры,
реакции на чрезвычайные
ситуации и т.п. (стратегическое планирование);
-аккумуляция части доходов
участников рынка с помощью налогов для
финансирования бюджетной сферы социальных,
оборонных, экологических программ и проектов,
выплаты пенсий
и пособий, содержания армии и органов
правопорядка (социальное, экологическое,
оборонное планирование).
Очевидно, что без этих функций не может нормально осуществляться процесс расширенного воспроизводства, функционировать общество и государство. Следует отметить, что в рыночной экономике, несмотря на уменьшение прямого вмешательства в процесс воспроизводства, роль государства в распределении и перераспределении ВВП продолжает увеличиваться. По данным Всемирного банка, в развитых странах в 1870 и 1913 гг. совокупные государственные расходы составляли менее 10% ВВП, к 1W г. они были менее 20%, к 1980 г. они составляли около 45%, а в 1995 г. - без малого 50% ВВП.
139. РОЛЬ НАУКИ В СИСТЕМЕ ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Устойчивый характер неформальных норм в сфере научных исследований обусловил кумулятивность тенденций подчинение общественных наук политическим решениям, которые чаще всего ставили целью укрепления позиций тех, кто был при власти. В этих условиях необходимо было реагировать на конкретную, спонтанную и быстротечную ситуацию, а не на выявление долгосрочных тенденций и взаимосвязей. Именно поэтому теоретические рекомендации тех времен обосновывались на неклассической концепции действующих мероприятий антиинфляционной политики со стороны спроса (введение НДС, повышение ставок налогообложения и рефинансирования, сокращение социальных программ).В дальнейшем, политика сокращения совокупного спроса рядом с жесткой монетарной политикой, составными инструментами которой были повышение процентных ставок и Понци-финансирование, не устранили негативные инфляционные последствия, а лишь превратили открытую инфляцию в придавленную. Более того, трансформация спекулятивного финансирования частного и общественного секторов на Понци-финансирование заостряло экономическую нестабильность и создало предпосылки массовых банкротств. Отсутствие четкой спецификации и закрепления прав соботвенности послужили причиной роста политической неопределенности и риска из-за наращивания противоречий между собст-венниками и теми, кто предлагает новое перераспределение. Так, сегодняшнее нарастание неопределенности на политических Рынках, которое наблюдается в Украине в связи с избирательными процессами,большей мерой связано с сущ-ем большого кол-ва «обделенных».
140. СИСТЕМА ПЛАНОВ.В основе пирамиды планов в регулируемой рыночной экономике лежат текущие и перспективные планы предприятий. Они отличаются от прежних техпромфинпланов, во-первых, отсутствием жестких централизованных плановых заданий, сковывавших инициативу, контрактно-конкурентной системой распределения госзаказов; во-вторых, большей гибкостью и разнообразием в определении форм и показателей планов, в основе которых лежат маркетинг-прогнозы и бизнес-планы по инвестиционным проектам. Эти планы гибко корректируются, если изменилась рыночная конъюнктура. Однако они обязательны для подразделений предприятия и его работников и охватывают все стороны деятельности - от НИОКР и производства до финансового плана.
Источниками финансирования региональных индикативных планов и финансовых балансов регионов и муниципальных образований являются часть налоговых поступлений от предприятий, организаций, граждан и внебюджетные источники (включая средства региональных и муниципальных займов), а также для большинства регионов - поступления из федерального бюджета в порядке межрегионального перераспределения. Объектом региональных и муниципальных индикативных планов являются в основном социокультурная сфера и экология. Реализация региональных планов зависит от поступления налоговых и иных платежей и централизованных дотаций. Региональные планы носят преимущественно текущий характер, хотя в некоторых субъектах Украины начали составляться перспективные планы. Так в Крыму разработан стратегический план на долгосрочную перспективу.