Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка

Краткое описание

1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?

Файлы: 1 файл

националка шпора.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

 

129. ПРОГНОЗ-ИЕ И ПРОГРАМ-ИЕ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ. Основные этапы: 1. Обоснованное определение объекта, целей и задач прогноза кризиса. Прогноз разрабатывается не для того, чтобы избежать кризиса - это попытка с негодными средствами, она может лишь усугубить  кризисные потрясения и потери, когда он все  равно наступит. Цель прогноза кризиса - предвидеть возможные  сроки его наступления в ритме цикличной динамики системы, определить его содержание, оценить, какие элементы системы устарели и подлежат замене, а какие еще слабые и требуют поддержки как элементы будущей системы. От правильности диагноза болезни зависит выбор надежных средств ее лечения, возможность ускорить обновление, пройти кризисную фазу в возможно короткие сроки и с наименьшими потерями и потрясениями. 2. Диагноз кризиса: исследование  закономерностей и тенденций цикличной динамики данного объекта (им может быть мировая, национальная или региональная экономика. Технологические или социальные  системы и т. д.) в ретроспектива, изучение прошлых и прогноз будущих кризисных фаз в ритме цикличной динамики, анализ и прогноз структурных сдвигов, выявление внешних связей в этой динамике и взаимодействия циклов в смежных сферах. На основе этих исследований  формируется  база знаний о циклах и кризисах, строятся модели цикличной динамики данного объекта и его взаимосвязей. 3. Разработка антикризисных мер: изучение путей выхода из подобных кризисов в прошлом и других странах, обоснование системы мер по выходу из данного кризиса и расчет вариантов, прогнозирование последствий их осуществления и гибкая корректировка, если они оказались недостаточными или существенно изменилась конъюнктура. По завершению кризиса нужно оценить эффективность принятых мер, проанализировать, чтобы в дальнейшем не повторять ошибки.

130. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КРИЗИСОВ

Признание закономерности кризисов как неизбежных фаз циклов открывает дорогу для предвидения кризисов - сроков их наступления, длительности, глубины, характера, правильной диагностики этой болезненной фазы в цикличной динамике систем.

Примерная блок-схема  прогнозирования кризисов приведена  на рис. 6. Она включает следующие основные этапы.

1. Обоснованное  определение объекта, целей и задач прогноза кризиса. Прогноз разрабатывается не для того, чтобы избежать кризиса - это попытка с негодными средствами, она может лишь усугубить кризисные потрясения и потери, когда он все равно наступит. Цель прогноза кризиса - предвидеть возможные сроки его наступления в ритме цикличной динамики системы, определить его содержание, оценить, какие элементы системы уста рели и подлежат замене, а какие - еще слабые и требуют поддержки как элементы будущей системы. От правильности диагноза болезни зависит выбор надежных средств ее лечения, возможность ускорить обновление (не допустив разрушения генотипа), пройти кризисную фазу в возможно короткие сроки и с наименьшими потерями и потрясениями.


2. Диагноз кризиса - исследование закономерностей и тенденций цикличной динамики данного объекта (им может быть мировая, национальная или региональная экономика, технологические и социальные системы и т.д.) в ретроспективе, изучение прошлых и прогноз будущих кризисных фаз в ритме цикличной динамики, анализ и прогноз структурных сдвигов, выявление внешних связей в этой динамике и взаимодействия циклов в смежных сферах. На основе этих исследований формируется база знаний о циклах и кризисах, строятся модели цикличной динамики данного объекта и его взаимосвязей.

3. Разработка антикризисных мер: изучение путей выхода из подобных кризисов в прошлом и в других странах, обоснование системы мер по выходу из данного кризиса и расчет вариантов, прогнозирование последствий их осуществления и гибкая корректировка, если они оказались недостаточными или существенно изменилась конъюнктура (кризисный мониторинг). По завершении выхода из кризиса нужно трезво оценить эффективность предпринятых мер, обобщить их теоретически и пополнить базы данных о кризисах и путях выхода из них, чтобы в дальнейшем не повторять те же ошибки.

 

131. Программа «Пути  европейской интеграции» и ее  сущность.

С первых годов  возобновления государственности  Украина заняла активную позицию относительно создания ряда формальных в первую очередь правовых, институтов какие бы должны были обеспечить однотипность правового поля экономики ЕС и нашего государства.

Уже на протяжении 1993 г. Украиной были проведены три  раунда переговоров с Европейской Комиссией, а 14 июня 1994 г. подписано «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» между Украиной и Европейским Союзом. Это соглашение было ратифицировано Верховной Радой Украины в ноябре в этом же 1994 г., хотя со стороны ЕС процесс ратификации затянулся до марта в 1998 г. Согласно с этой соглашением сформированы и функционируют такие общие органы Украины и ЕС, как Совет по вопросам сотрудничества Комитет по вопросам сотрудничества. Впоследствии, в июне 8;;1;998 г, Указом Президента Украины была утверждена «Стратегия интеграции Украины к Европейскому Союзу», которая определяет основные направления деятельности органов власти относительно создания условий для полноправного входа Украины в ЕС. На основе настоящего документа было, соответственно, разработана «Программа интеграции Украины в Европейский Союз», одобренная Указом Президента Украины в марте в 2000 г. В Программе определены основные формы ее реализации — Планы действий и Планы работ по адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза. Было также принято решение, согласно с которым любая программа или план правительства в сфере внутренней и внешней экономической политики должен в обязательном порядке согласовываться с основными положениями и направлениями «Программы интеграции».

Принципиальная  позиция власти относительно ориентации на поэтапный вход в состав Евросоюза была подтверждена и в более поздних документах, в частности в Послании Президента Украины к Верховной Советы Украины: «Европейский выбор. Концептуальные принципы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002— 2011 годы», а впоследствии в Программе «Путем европейской интеграции», которая определяла стратегию экономического и социального развития Украины на 2004—2015 гг. В соответствии с сутью и содержанием упомянутых выше программных документов, которые определяли стратегический внешнеполитический курс Украины, происходило и формирование необходимых для его реализации правовых институтов. В частности, для координации мероприятий по проведению политики интеграции была образованные Государственный совет по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, в состав которой входят наивысшие должностные лица государства и представители всех ветвей власти; Правительственный комитет экономического развития и по вопросам европейской интеграции; Комитет Верховной Рады Украины по вопросам Европейской интеграции; введена должность Уполномоченного Украины по вопросам европейской и евроатлантичной интеграции и тому подобное. В рамках общего (Украина — ЕС) Комитета по вопросам сотрудничества созданы и функционируют четыре комитета: по вопросам экономики, статистики, финансов; энергетики, гражданского ядерного сектору, охраны окружающей среды; транспорта, науки и технологий, телекоммуникаций, образования и учебы; трансграничного сотрудничества, таможенной дел и борьбы с нелегальной миграцией, отмывание денег, борьбы с наркобизнесом.

Следует отметить, что за несколько последних лет  проведена значительная работа и с адаптации внутренней законодательной базы до подобной базы Евросоюза. Была принята серия кодексов и законов Украины, которые направлены на формирование и эффективное функционирование рыночной и информационной инфраструктуры, мелкого и среднего бизнеса, системы защиты прав потребителей, борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем и тому подобное. Определены шаги в конкретизации деятельности в рамках «Соглашения о партнерство и сотрудничество» сделаны и Европейским Союзом. В частности, с декабря в 1999 г. по декабря в 2003 г. координация деятельности ЕС относительно сотрудничества с Украиной проводилась на основе принятого на заседании Европейского Совета в Хельсинки (декабрь в 1999 г.) «Общей стратегии ЕС относительно Украины». В рамках этого документа были очерчены приоритетные сферы со-трудничества ЕС — Украина, которые отбивали в первую очередь интересы стран — членов ЕС. К сожалению, в связи с подготовкой к вступлению, а впоследствии со вступлением в Евросоюз десяти новых государств, последний стал еще более сдержанным в оп-ределении окончательной цели и форм сотрудничества с Украиной. Даже приход к власти в Украине политических сил, поддержанных западными демократиями, в том случае и странами — членами Евросоюза, принципиально не изменил ситуации — в новых документах о сотрудничестве, разработанных Еврокомиссией в 2005 г., не вспоминаются такие институции взаимодействия, как ассоциируемое членство или членство Украины в ЕС.

 

 

132. ) Региональная структура национальной экономики

Взаимодействие  объективных и субъективных факторов определяет региональную ситуацию - наблюдаемое в тот или иной момент времени состояние региона, тенденции изменения этого состояния (рис. 4). Основополагающее влияние на региональную ситуацию оказывают стратегические цели экономического и социального развития хозяйства региона, обусловленные его геополитическим и экономико-географическим положением. Набор внешних и внутренних стратегических зон хозяйствования, которые обслуживают регион, предъявляют спрос на определенный ассортимент товаров и услуг. Поэтому все отрасли региональной экономики должны быть адаптированы к удовлетворению этого спроса либо своими силами, либо в кооперации с отраслями, находящимися за пределами региона. При этом, естественно, не могут игнорироваться задачи, решаемые хозяйством региона в системе общенационального и международного разделения труда.

Предпринимательский климат региона определяет важнейшую категорию, отражающую степень благоприятствования условий для достижения стратегических целей развития социально-экономической деятельности. Этой категорией является инвестиционная привлекательность региона, которая может быть определена как совокупность благоприятных для инвестиций факторов, отличающих данный регион от других. Она складывается из оценки объективных возможностей региона (инвестиционного потенциала) и условий деятельности инвестора (инвестиционного риска). Инвестиционная привлекательность- региона может быть определена объемом капитальных вложений, который может быть привлечен в основной капитал региона, исходя из его инвестиционного потенциала и уровня региональных инвестиционных рисков.

Степень инвестиционной привлекательности может оцениваться на основе следующих критериев:

  • инвестиционная активность — интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал региона;
  • инвестиционный потенциал региона — объем инвестиций, который может быть привлечен в основной капитал региона за счет всех (внешних и внутренних) источников финансирования, исходя из наличия в регионе экономических, социальных предпосылок и природных ресурсов, особенностей его географического положения и иных объективных факторов, существенных для формирования инвестиционной активности;
  • региональный (некоммерческий) инвестиционный риск — вероятность неполной реализации инвестиционного потенциала региона, исходя из условий инвестиционной деятельности в регионе.

Таким образом, предпринимательский климат региона, его инвестиционная привлекательность являются важнейшими предпосылками рациональной структуризации экономической деятельности в региональном пространстве.

133. Рыночная экономика, которая основана на экономической свободе хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности их экономического привлечения к рациональному хозяйствованию, в значительной степени позволяет обществу реализовать сильные стороны товарного производства и рынка в интересах социально-экономического прогресса.Рыночной экономике свойственно нерациональное использование ресурсов, ярким проявлением которого являются экономические кризисы с их разорительным влиянием на созданные обществом производственные силы, увеличением неполного использования производственных мощностей и безработицы. Но обеспечить более достойный жизненный уровень всем членам общества без перехода к социально ориентированному рынку, как признает сейчас большинство экономистов и практиков в Украине, невозможно. Дорога к социально ориентированной рыночной экономике непростая и болезненная, она предусматривает разрешение комплекса кардинальных проблем: 1) Овладение разными формами собственности и хозяйствования, обеспечение их экономической равноправности, разгосударствления экономики;2)Обеспечение структурной перестройки экономики и преодоление ее дефицитного характера;3)Оздоровление финансово-кредитной и денежной инфраструктуры, преодоление инфляционных процессов;4) Постепенный отход от затратной модели ценообразования “освобождения цен на основную часть продукции промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;5) Демонополизация сферы обращения, кредитного обслуживания предприятий и населения, научного обеспечения экономики;6) Переустройство национального рынка как части мирового хозяйства;7) Преодоление нерыночной ориентации системы образования и профессиональной подготовки. По данным социологических исследований, к работе в условиях рынка в Украине пока что готовы не больше 5% руководителе и специалистов экономических служб предприятий.Одновременно с решением данных вопросов необходимо предусмотреть и подготовить систему мер, направленных на защиту населения, особенно той его части, которая получает низкие доходы.Система реальных планомерно рыночных отношений в Украине только начинает формироваться. Следует учесть, что рынок выступает не конечной целью радикальной перестройки экономической системы общества, а только способом решения его кардинальных социально-экономических проблем с целью реального повышения уровня благосостояния народа. То есть, идет речь о формировании социально ориентированного рынка.Переход к социально ориентированной рыночной экономике предполагает необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, то есть наличие регулируемого рынка во всех сферах общественного производства. Такое регулирование осуществляется как экономическими, так и административными методами. Их следует не противопоставлять, а органично сочетать, исходя из того, в какой мере административное регулирование отвечает требованиям объективного развития, нынешнего состояния экономики и др.] В итоге вырисовываются такие контуры модели рыночной экономики Украины.Во-первых, это должен быть социально ориентированный рынок, гармонично сочетающий антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и экономическое макрорегулирование смешанной экономики.Во-вторых, новая модель экономики должна предусматривать, с одной стороны, относительно продолжительное сосуществование сильного государственного и нарождающегося частного сектора экономики. При этом превалирование на первом этапе государственного сектора не должно означать каких либо особых льгот, преимуществ или исключительных прав, которыми пользовались предприятия этого сектора. Вместе с тем, курс на скорейшее становление частного сектора не должен означать искусственный и форсированный раздел государственных предприятий, их немедленную поголовную передачу в частные руки. Такие проблемы должны решаться постепенно и с помощью механизмов конкуренции, разгосударствления, приватизации, банкротства, слияний, поглощений и других трансформаций.В-третьих, и в ближайшем будущем экономика Украины не может быть ничем иным, кроме как двойственной экономикой, одним из главных критериев управляемости которой будет противоречивое единство достаточно жесткого регулирования экономики и рыночного саморегулирования. Причем ослабление и сужение сферы макрорегулирования должно происходить только по мере становления и нарастания рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах.В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере экономики должно происходить на фоне аналогичного усиления роли государства в социальной сфере. В-пятых, в сложившейся политико-экономической ситуации экономика Украины должна представлять собой не сепаратистскую, а унитарную конструкцию, с существенными элементами регионального самохозяйствования.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"