Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка
1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?
153. сущность общественного производства и проблемы производительности труда.
Общественное производство представляет собой процесс преобразования ресурсов в продукцию требуемого объема и качества. В этом плане оно в решающей степени зависит от наличия и использования взаимосвязанных и взаимообусловленных ресурсов, определяющих возможности производства:
•основного капитала и других нефинансовых и финансовых активов;
•природных ресурсов;
•человеческих ресурсов;
•организации управления;
•инновационного капитала.
Первые три элемента объединяются понятиями национального богатства в традиционном и расширенном понимании. Они определяют исходные ресурсные возможности производства. Вместе с тем темпы и качество экономического роста в современных условиях в решающей мере определяются развитием науки и инновационными преобразованиями, обеспечивающими прирост производства, в основном за счет наукоемких товаров и услуг, и существенное снижение ресурсоемкости производства, а также улучшением организации производства и управления. Потенциал экономического развития складывается не только из исходных ресурсов, но также из научно-инновационного и управленческого потенциалов. Организация управления и научно - инновационный потенциал тесно связаны с национальным богатством, однако в силу их сущностных характеристик рассматриваются как самостоятельные элементы экономического потенциала. Наличие и использование этих факторов производства, в свою очередь, связано с общественным и экономическим устройством страны, внешнеэкономической ситуацией и экономической политикой, способной ускорять экономическое развитие, если она нацелена на долгосрочное эффективное воспроизводство, повышение благосостояние населения, модернизацию производственного аппарата, рост конкурентоспособности и обеспечение экономической безопасности. Вопросы научно-инновационного потенциала, а также общественного и экономического устройства и экономической политики являются предметом рассмотрения в других темах и затрагиваются в данной теме лишь в том случае, если это необходимо для раскрытия основной темы. Важнейшей характеристикой, определяющей потенциальные» возможности страны по производству товаров и услуг, является национальное богатство, характеризующее базовые факторы экономического роста, обеспечивающего увеличение валового национального продукта и валового национального дохода как источников удовлетворения потребностей общества Производительность или продуктивность труда (в производстве хозяйственных благ) — соотношение между количеством затраченного труда и получаемым результатом. Степень П. труда определяется количеством продукта, получаемого на единицу времени. Так, 1 час труда, в течение которого создается 10 фунтов пряжи, вдвое производительнее 1 часа труда, результатом которого является 5 фунтов пряжи. П. труда играет громадную роль в народном хозяйстве. Возможное увеличение ее представляется одной из главных задач всей хозяйственной жизни народа, так как оно сопровождается увеличением производимых продуктов и, следовательно, более широкой возможностью для людей удовлетворять своим потребностям. В современном экономическом строе этот момент осложняется, однако, вопросом о покупательной способности потребителей. П. труда имеет значение во многих экономических проблемах, например, в вопросе о возникновении предпринимательской прибыли в теории поземельной ренты. Степень П. труда зависит от ряда условий, изучение которых под названием законов П. труда входит в отдел учения о производстве. Такими условиями являются силы природы, качество человеческого труда (интенсивность и ловкость), наличность капитала, организация производства. Чем больше человек пользуется силами природы, тем больше он может создать в течение того же периода времени продуктов; увеличение интенсивности и ловкости труда, умножение капитала точно так же сопровождаются возрастанием количества производимых благ на единицу времени; наконец, из способов сочетания участвующих в производстве лиц и факторов производства (организация производства) одни увеличивают П. труда, другие ей противодействуют. В области экономической политики П. труда имеет значение в вопросе о сокращении рабочего дня. По свидетельству всех исследователей этого вопроса, сокращение рабочего дня (конечно, в известных пределах) сопровождается ростом П. и интенсивности труда, в результате чего это сокращение, весьма желательное по общественно-экономическим соображениям, не составляет даже ущерба для предпринимателей.
154. СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ СОЦ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ
По анологии
с иностр. Реформами в плане
эффективного исполь-я соц.факторов
наиболее показательные
155. СУЩНОСТЬ ЭВОЛЮЦИОННОГО ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
В отличие от неоинституционализма, эволюционный инсти-туциснализм фокусирует внимание на возникновении самих институтов и факторах их изменений во времени. Основой эволюционного анализа экономических изменений являются «способы поведения» или «рутины», которые нечётко прослеживались в динамической концепции «конструктивного разрушения» Шумпетера и были развиты Р.Нельсоном и С.Уинтером.Соответственно с постулатами эволюционной теории экономического развития, которая опирается на философские принципы «холизма», трансформационные процессы трактуются через внутренне характерные характеристики индивидуалистического общества, которые формируют сознательность человека через механизмы культуры и социального взаимодействия. Придерживание Шумпетерских принципов динамического микроподхода и "природного отбора», когда «развитие наиболее конкурентоспо-собных субъектов хозяйствования происходит за счёт вытеснения других», даёт возможность значительно расширить сферу анали-за за счет привлеч-я фактора времени, в рамках которого про исходят эк.изменения. Подчёркивая то, что эконом. процессы протекают в реальном измерении, а конечный ре-т в знач-ой мере зависит от выбранной траектории реформ, даёт возможность полнее и целостнее освятить влияние.В ходе провед-я реформ часто не учит-ся,что принятие законов и норм само по себе не решает проблемы орг-ии нов.соц-эк.сист.Эк-ие институты,кот.обуславл-ют эф-ть сист,содержат в себе,кроме формального права,большое кол-во нефрмал-х правил,обычаев и традиций.Накопленный опыт реформа показ-ет,что повед-е эк.субъектов формир-ся исходя из личных и групповых интересов, порядков, кот.сложились,нац.особ-ей деловых отнош-ий,адаптируясь к реформаторской деят-ти влстных органов и новой законодат-нормативной базы. И далеко не всегда законодат-ые компоненты могут занять видное место.
156. сущность экономического роста.Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост- это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.В самом общем виде экономический рост означает количественное и качественное изменение результатов производства и его факторов (их производительности). Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах.Проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных наций, народов и их правительств. Растущий объем реального производства позволяет в какой-то степени разрешить проблему, с которой сталкивается любая хозяйственная система: ограниченностью ресурсов при безграничности человеческих потребностей.В связи с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще всего анализируют экономический рост, хотя это лишь один из критериев экономического развития.Экономический рост есть составляющая экономического развития. Свое выражение он находит в увеличении реального ВВП, как в абсолютном объеме, так и на душу населения.Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный экономический рост не всегда говорит о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической деградации.
157. СУЩНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТКЕЙНСИАНСКИХ МОДЕЛЕЙ ЭКОН РАЗВИТИЯ
Одной из важнейших предпосылок посткейнсианской макроэкономической теории явл. идея о том, что денежная и неденежная эк-ки функционируют принципиально различным образом. Основные последователи Х. Мински, П. Дэвидсон, В. Чик, Ф. Эрестис, Л. Рэй считали, что в системе общего равновесия нет причин держать деньги в кач-ве ср-ва сохранения богатства, поскольку признанной х-кой денег как ср-ва хранения богатства явл. их бесплодие, в то время как практически любая другая форма хранения богатства приносит определенный % или прибыль. Согласно теории Кейнса, индивиды имеют "предпочтение ликвидности" как ср-во обезопасить себя на случай непредвиденных событий, так что "наше желание держать деньги как ср-во сохранения ценности явл. барометром, определяющим степень нашего недоверия к нашим собственным расчетам и общему мнению относительно будущего". Однако очевидно, что в предсказуемом мире, ликвидность не приносила бы никакой выгоды. Посткейнсианцы, как и адепты других кейнсианских школ, выступают за активное макроэкономическое вмешательство правительства в эк-ку. Отличие их подхода к роли гос-ва состоит в подчеркивании важности того факта, что кризисы возникают вследствие неблагоприятной стр-ры фин-вых потоков эк-ких субъектов. Поэтому фискальная и денежная политика должны быть направлены не столько на регулирование совокупного спроса как такового, сколько на обеспечение адекватной стр-ры и объема фин-вых потоков.
158. СУЩНОСТЬ ОРДОЛИБЕРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Важнейшие принципиальные вопросы, на которых концентрирует внимание ордолиберальная теория:
• критика социализма в разрезе огосударствления средств производства, которая ведёт к утверждению тоталитарного политического режима;
• анализ рыночной частнособственной экономики, критика монополистического капитализма;
,• формулирование
закономерностей
• поиски путей создания экономического порядка, свободного как от пороков монопольного состояния частнособственнических финансово-промышленных групп, которые обеспечивают себе протекции государственной власти, так и от пороков узурпации экономической и политической власти узкой группировкой политиков в условиях огосударствления всех средств производства и централизации управления экономикой;
• обосновывается необходимость социальной ориентации частнособственнической экономики, принципов и форм государственно-правового' обеспечения экономической безопасности, экономической и социальной справедливости.
В основе концепции
социально ориентированной
• совокупность всех формальных и неформальных общественных институтов представляют собой данные для решения отдельными хозяйствами. Государственный порядок может быть установленный государством или формироваться в ходе исторического развития. Наука изучает хозяйственные порядки как реальные типы, т.е. отражает реальность как наполненный эмпирическим смыслом и логически систематизированные описания, используя определённые аналитические инструменты, произведённые в процессе рассмотрения идеальных типов;
• реальные типы хозяйствования имеют конкретные особенности и определяются спецификой окружающей среды (ограничительных условий функционирования); ограничивающие условия не остаются неизменными, происходит их природная эволюция или целенаправленное изменение, вслед за ними изменяются (той или иной мерой) поведенческие характеристики субъектов;
* отдельные
элементы хозяйствования и
159. СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.
Становление государственности и системная трансформация в Украине совпали с динамизацией процессов, которые определяют сущность и качество внешних факторов влияния на возможности нашего общества относительно успешного решения задач переходного периода, определение стратегических целей постпереходного развития, методов и инструментов их реализации. Эти преимущества связаны, прежде всего, с быстрой институцианализацией и структуризацией такого явления, как глобализация мировой экономики и общества, неуклонным ростом в системе международного разделения труда роли всемирных информационных пространств, интеллектуальных, высокотехнологичных продуктов, то есть международных корпораций и региональных объединений стран, которые могут обеспечить эффективную конкурентоспособность экономических агентов на глобализированных рынках в условиях НТР.
Формирование и реализация такой модели возможна лишь в условиях тесного сотрудничества со странами, которые уже достигли значительных и стойких позитивных результатов на этом пути. Наиболее близким и доступным примером эффективного продвижения вперед на пути практической реализации такой модели является для нас страны-члены Евросоюза. Поэтому выбор Украиной формы реализации важный стратегической цели в системе целей экономической и социальной трансформации - интеграции в ЕС не является случайным или политизованным. Он есть прагматичный, реалистичный, мотивированный.
К эффективным
институциональным формам, которые
дают возможность Украине уже сегодня
преодолевать межнациональные экономические
границы, обеспечить поступательное движение
вперед в реализации целей реформирования
социально-экономической системы, интегрироваться
в глобализованное мировое хозяйство
можно отнести прежде всего международные
финансово-промышленные группы, трансграничное
и региональное сотрудничество, которое,
в свою очередь предвидит интеграцию с.другими
странами, наднациональными международными
финансовыми и торговыми организациями.
Международные финансо-промышленные группы (ФПГ) аккумулируют новейшие технологии, интеллектуальный и финансовый капитал как своей страны, так и других стран мира. То, что не может сегодня сделать по известным причинам государство - вовлечь значительное количество инвестиций, кредитов для возрождения экономики, быстрее и эффективнее могут сделать ФПГ, если, конечно, освободить им зелёное законодательное поле, освободить от административных препятствий.
Недостаток
национального финансового