Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка
1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?
Одной из простейших и реальных институциональных форм использования возможностей объединенных усилий для образования и продвижения продукта, в том числе и высокотехнологического на мировом рынке, есть такие региональное трансграничное сотрудничество, определённым образом сориентированное и скоординированное.
Общими усилиями соседних стран по внедрению в производство современных технологий может быть преодолен целый ряд проблем, таких как:
-неспособность
инвестировать проекты поодиноч
-сопротивление международных монополий, не заинтересованных в появлении уже разделенных рамках конкурентов с продуктом высокой стоимости и качества или товаром-субститутом;
-выход на европейские и мировые рынки новейших технологий и обеспечение там собственного экономического сектора;
-обеспечение
работой тех составляющих
-формирование
условий для творческой
Интеграционная
направленность трансграничного сотрудничества
создаёт возможность для реализации общих
проектов по реформированию образования, подготовки и использования
высококвалифицированных кадров, сохранению
их национального характера и обеспечение
европейского качества. Одновременно
социальные инновации, увеличение потребностей
в высококвалифицированных кадрах, предпринимателях
являются тем инструментом и формой, с
помощью которых, наконец-то и происходит
качественная трансформация системы экономических отношений
в конструктивном направлении. ******************************
Региональная трансграничная экономическая политика Украины, направлена на создание политики Украины, направлена на создание условий для сохранения, использования и развития интеллектуального потенциала, является одной из форм реализации исторического шанса вписаться в процессы глобализации как его полноправный участок.
С экономических позиций такой путь представляется более доступным и реальным, нежели поиск и ожидания кредитов по обеспечению всеобщей структурной перестройки от международных финансовых институтов, более выгодным с точки зрения быстрого получения прибыли, технологий обеспечение стабильного развития многих отраслей. В социальном плане - это возможность повысить цену труда значительного количества субъектов экономических отношений, обеспечить их новый социальный статус, возможность активно влиять на процессы развития этих отношений; в историческом - это выход из системы метрополия -сателлит как в социально-экономическом, так и в духовно-культурном плане, превращение страны из второразрядного элемента на один из центров мирового развития в системе координат глобализации.
Трансграничное сотрудничество, как одно из возможных эффективных форм соединения экономических, хозяйственных связей в отношениях с другими странами, может быть выгодным для нашей страны в её стремлении региональным объединением стран на планете.
Одним из первых межгосударственных региональных интеграционных объединений в Европе стал таможенно - экономический союз белыми и Люксембурга, созданный еще 25 июля 1921 г. Затем, в сентябре 1944 года к нему присоединились Нидерланды. Был создан так называемый БЕНИЛЮКС, основными целями которого были: отмена внутреннего таможенного тарифа; принятие единого внешнего тарифа; координация внутренней финансовой политики.
Наиболее
структурированным
Современный Евросоюз имеет общие наднациональные постоянно действующие координирующие органы, такие как Комиссия, Ассамблея, Европейский Совет, Парламент, Суд и Учетная палата, Центральный банк и тому подобное. Привлекательность Евросоюза для Украины определяется как уровнем его экономической мощности и технологических возможностей, так и уровнем развития демократии социальной системы, которая нацелена на выравнивание и повышение стандартов жизни населения всех стран, которые входят в Союз. Это также огромный, разветвленный, высокоплатежеспособный рынок, гибкость кредитных возможностей, перелива капиталов, мобильность рабочей силы и тому подобное.
160. современное неокейнсианство.
Современное новое кейнсианство основывается на той предпосылке, что экономические процессы протекают в реальном времени, й конечный результат экономического развития в значительной мере зависит от хода трансформации экономических.
Новые кейнсианцы подчёркивают активную самостоятельную роль денег и процента как переходного фактора от денежных переменный к реальным. Величина процента определяется не предельной производительностью реального капитала, как предполагает «Чистая» неоклассическая теория, а является, прежде всего, денежным феноменом. Рыночные ставки процента отражали не прибыльность реальных инвестиций, а моральный риск и способ подбора кредитных проектов. Поэтому инвестиции в денежные активы не только не тождественны реальным инвестициям, но и могут вытеснить. Кроме этого неопределённость в разделении информации искажает структуру относительных цен в реальной экономике. Особенно это относится к финансовым рынкам, которые исполняют в экономики важнейшую функцию перелива капитала в более эффективные отрасли. Вообще, банки склоны давать взаймы старым клиентам, они не имеют эффективных способов оценки и подбора инвестиционных проектов.
Таким образом, новые кейнсианцы концентрируют своё внимание на тех самых задачах переходного периода, как и сторонники «большого удара» (стабилизации и либерализации), но подходят к ним на более конкретном уровне, который даёт возможность обосновать выводы о наличности внутренних противоречий и неуместность скоропостижных решений. Именно в этом лежит противоречие между трансформационными концепциями «шоковой терапии» и «градуализма».
161. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ В УКРАИНЕ. Машиностроительный комплекс охватывает очень широкий круг отраслей, т. е. имеет сложную структуру и также определяет не только отраслевую структуру промышленности, а и ее размещение. Машиностроение производит средства труда как для отраслей, что производят средства труда, так и для отраслей, что производят средства потребления. Таким образом этот комплекс определяет научно-технический прогресс всех отраслей промышленности и поэтому занимает ведущее место в экономике Украины. Для него немало делается, но, к сожалению, положение комплекса все равно остается тяжелым. В настоящее время машиностроение Украины включает около 1500 предприятий и организаций, где работают почти 1,6 млн. человек. Кроме того, в отрасли функционируют свыше 2 тыс. малых и совместных предприятий, кооперативов. Степень износа основных фондов машиностроительных предприятий к началу 1999 года составляла около 50%, при этом наблюдается тенденция к его повышению. Продукция украинских машиностроителей в целом, за исключением отдельных видов товаров, неконкурентоспособна как на мировом рынке, так и на внутреннем рынке. Это обусловлено многими факторами. Одним из них - сокращение расходов на научно-конструкторские работы, что привело к снижению качества продукции, торможению процесса ее обновления, утрате завоеванных ранее рыночных позиций. Машиностроительный комплекс Украины охватывает свыше 20 специализированных отраслей, то есть практически все отрасли машиностроения (кроме часовой). Он служит основой тяжелой индустрии и играет решающую роль в создании материально-технической базы хозяйства. В современных условиях машиностроению принадлежит исключительно важная роль в ускорении научно-технического прогресса. Уровень развития машиностроения является одним из основных показателей экономического и промышленного развития страны. Основное значение отрасли: производит орудия труда: для отраслей производящих средства производства (машины, аппараты, станки, приборы и т.д.) для отраслей, которые производят предметы потребления (машины для с/х, технологическое оборудование для легкой и пищевой промышленности) предметы потребления (легковые автомобили, быттехника, телевизоры, радиоприемники и т.д.) оборудование для строительства, транспорта, связи, торговли, спецоборудование для отраслей непроизводственной сферы, продукция оборонного назначения. Машиностроительная промышленность имеет сложную территориальную организацию производства. Машиностроение Украины характеризуется высоким уровнем концентрации производства. Потенциал Украины специалисты сравнивают с потенциалом Англии и Франции, вместе взятых. ****************
Одним из подтверждений этого является то, что Украина имеет такие уникальные предприятия тяжелого машиностроения, как "Азовмаш" в Мариуполе, Новокраматорский машиностроительный завод, объединение "Лугансктепловоз", Харьковское научно-производственное объединение (НПО) "Турбоатом", Сумское НПО им. Фрунзе и десятки других заводов и объединений. Однако машиностроительный комплекс Украины и специализированные и территориальные системы не сформировались. Одной из причин этого является то, что часто даже предприятия-соседи десятки лет пребывали в различных ведомствах, были резко размежеваны. Из Москвы планировались хозяйственные связи, взаимные поставки, определялась специализация отдельных предприятий. Теперь, когда Украины стала независимой, территориальная организация машиностроения определилась как одна из важнейших проблем этого развития. Украина в целом обладает благоприятными условиями для формирования рациональных территориальных машиностроительных систем. Для дальнейшего развития машиностроения в Украине есть все предпосылки. Перспективы таковы: 1) переориентация на производство конкурентоспособных товаров для населения и народного хозяйства, освоение новых прогрессивных технологий. 2) формирование организационных структур управления отраслями и под отраслями. 3) создание в Украине информационных систем для принятия управленческих решений. 4) освоение экономических методов управления в условиях перехода к рыночным отношениям. 5) территориальная организация машиностроительного комплекса. Предприятия машиностроения должны производить высокоэффективные машины и оборудование для газодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности Украины, а также машины для разработки месторождений в других странах. Для интеграции машиностроительного комплекса Украины с машиностроением других стран, особенно соседних и тех, с которыми существовали производственные связи до распада СССР, очень важно формировать межгосударственные специализированные машиностроительные комплексы. Эта форма территориальной организации в определенной мере будет способствовать возобновлению рациональных горизонтальных связей между машиностроительными предприятиями стран бывшего СССР и расширить интеграцию экономики Украины в мировую. Важным направлением усовершенствования территориальной организации является формирование машиностроительных территориальных комплексов на основе машиностроительных агломераций и узлов. Территориальная организация такого огромного межгосударственного образования, как машиностроение, требует разработки фундаментальных и прикладных исследований, создания специального научного центра или технологических парков. В перспективе машиностроение должно занять весомое место как в структуре промышленности, так и в формировании экспорта Украины. Необходимо: · совершенствовать отраслевую структуру машиностроения; · расширять ассортимент продукции за счет отраслей, которые выпускают товары народного · потребления; · модернизация машиностроительных заводов, их техническое переоснащение с использованием современных технологий и повышения качества машин, их конкурентоспособность. · наладить производство высокоэффективных машин и их систем для всех отраслей и сфер н/х, приборов и аппаратов скоростной вычислительной техники нового поколения, производства систем связи, способов управления, автоматизации. · специализацию и кооперирование ориентировать на отечественные предприятия, образовывать замкнутые циклы производства в стране. Ускорение структурной перестройки комплекса на основе увеличения объемов производства в таких отраслях: ракетно-космической, самолетостроении, судостроении, информационных и телекоммуникационных системах, тяжелом машиностроении, сельскохозяйственном машиностроении, приборостроении и электротехнической промышленности. В современных сложных условиях для успешного развития машиностроительства нужна не спешная приватизация, а реформа управления в сферах государственной и материального производства, причем создание четкой организационной структуры. Нужно поручить управление машиностроительством тому, кто умеет успешно решить эту проблему. Однако не обойтись и без отработки научных основ территориальной организации этого сложного комплекса.
162. СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СТРУКТУРЕ УКРАИНСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Основными макроструктурными приоритетами в реальном секторе украинской экономики выступают энергетическое и агропродовольственное обеспечение страны, которые, безусловно, являются стратегическими составляющими национальной безопасности. К основным приоритетам также следует отмести развитие высокотехнологичных наукоемких производств, конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках и активизация внешнеэкономической деятельности и предпринимательства, особенно в научно-технологической сфере. Перечисленные приоритеты весьма важны для многих стран СНГ и групп слабо и средне развитых в экономическом и технологическом отношении государств мирового сообщества.
Энергетические ресурсы являются решающим фактором современного и будущего прогресса.
Они большой мерой обеспечивают социально-экономический рост и обновление, охватывая жизненно важные общечеловеческие | интересы. Чем дальше, тем более острой становится борьба за обладание энергоносителями и их использование (в первую очередь, нефти и газа), которые вследствие усиления дефицитности"' превращаются в источник и наиболее быстрого обогащения.
163. . ТЕНДЕНЦИИ ДВИЖЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В УКРАИНСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
К сожалению, придется констатировать, что, как и раньше, частица прямых иностранных инвестиций в экономику страны остается незначительной. При необходимости инвестиций в 5—7 млрд. дол. ежегодно для поддержки высоких (10—12 %) темпов экономического роста Украина получила за 14 лет существование государственности около 9 млрд. дол., что составляет 10—15% валовых инвестиций в. экономику страны или 2—3 % ВВП. К тому же, эти инвестиции привлекаются, в основном, в пищевую (19%), торговую (15%), машиностроительную (10 %) отрасли экономики.
В то же время как зарубежные, так и внутренние инвестиции почти не поступают в большие инновационные проекты (этого статуса нельзя, к сожалению, предоставить и процессам, связанным с покупкой «Криворожстали»), не нацеленные на обеспечение системной инновационной направленности развитию народного хозяйства страны
Кроме того, структура прямых иностранных инвестиций почти не способствовала развитию производственного сектора экономики Украины.
164. концепции переходной экономики. Переход от административно-командной к рыночной экономике в разных странах имеет общие тенденции. Этот процесс включает либерализацию экономики, глубокие институциональные изменения (прежде всего в отношениях собственности), структурные преобразования, но в то же время обычно предполагает осуществление финансовых стабилизационных мер (преимущественно в денежно-кредитной и финансовой сферах, особенно в ценообразовании для уменьшения нестабильности хозяйственной и социальной ситуации).Содержанием переходной экономики является преобразование всей системы экономических отношений, а не реформирование ее отдельных элементов или корректировку экономической политики. Под переходным периодом понимается исторически непродолжительный срок (но не менее одного десятилетия), во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование административно-командной системы и формируется основа рыночной системы. Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.1. Л и б е р а л и з а ц и я э к о н о м и к и — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.2. Д е м о н о п о л и з а ц и я э к о н о м и к и и с о з д а н и е к о н к у р е н т н о й с р е д ы , предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.3. И н с т и т у ц и о н а л ь н ы е п р е о б р а з о в а н и я, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.4. С т р у к т у р н ы е п р е о б р а з о в а н и я, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики — развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.5. М а к р о э к о н о м и ч е с к а я с т а б и л и з а ц и я (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.6. Ф о р м и р о в а н и е а д е к в а т н о й р ы н о ч н о м у х о з я й с т в у с и с т е м ы с о ц и а л ь н о й з а щ и т ы н а с е л е н и я. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода