Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка

Краткое описание

1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?

Файлы: 1 файл

националка шпора.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

По мнению Дж. М. Кейнса, только сочетание саморегулирующегося рыночного механизма и государственных регуляторов способно обеспечить совокупный платежеспособный спрос в соответствии с произведенным национальным продуктом, т.е. стабильное экономическое развитие.

Современное рыночное хозяйство неотделимо от государства. Однако до сих пор ученые, признавая возрастающую роль государства в рыночной экономике, объясняют причины данного явления.

Одни утверждают, что макроэкономическая политика является благом для экономики, ибо рыночная конкуренция обусловливает провал координации, мешает принимать эффективные решения. Другие считают, что усиление роли государства связано с потребностью реализации корыстных интересов бюрократии и не обусловлено интересами экономического развития. В связи с этим отстаивается позиция о снижении роли государства. Несмотря на различные подходы к оценке роли государства, во всех развитых странах существует государственное регулирование экономики.

 

182. Формир-ие правовых, соц-ых и эк-их основ вступленя  Укр в ЕС.

С первых годов  возобновления гос-ти Укр заняла активную позицию относ-но создания ряда формальных, в первую очередь правовых, институтов какие бы должны были обеспечить однотипность правового поля эк-ки ЕС и нашего гос-ва.14 июня 1994 г. подписано «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» м/у Укр и ЕС. Согласно нему сформированы и функционируют такие общие органы Украины и ЕС, как Совет по вопросам сотрудничества и Комитет по вопросам сотрудничества. Впоследствии, в июне в 1998 г. Указом Президента Украины была утверждена «Стратегия интеграции Украины к Европейскому Союзу», к-ая опр-ет основные направления деят-ти органов власти относит-но создания условий для полноправного входа Украины в ЕС. На основе настоящего документа было, соответственно, разработана «Программа интеграции Украины в Европейский Союз.В Программе определены основные формы ее реализации — Планы действий и Планы работ по адаптации законодат-ва Укр к законодат-ву ЕС. Было также принято решение, согласно с к-ым любая программа или план правительства в сфере внутренней и внешней эк-ой политики должен в обязательном порядке согласовываться с основными положениями и направлениями «Программы интеграции».Программа «Пути европейской интеграции» определяла стратегию эк-го и соц-го развития Укр на 2004—2015 гг. Были образованны Гос-ый совет по вопросам европейской и евроатлантической интеграции; Правительственный комитет эк-го развития и по вопросам европейской интеграции; Комитет Верховной Рады Украины по вопросам Европейской интеграции; введена должность Уполномоченного Украины по вопросам европейской и евроатлантичной интеграции. Следует отметить, что за несколько последних лет проведена значит-ая работа и с адаптации внутренней законодат-ой базы до подобной базы Евросоюза. Среди потребностей, реализация к-ых может обеспечить ликвидацию неопределенности процесса евро-интеграции Укр, можно назвать потребность в формир-ии и эффективном функционировании институционных форм либеральной демократии открытой эк-ки, институту эффективных владельцев, обеспечения инновационной направленности воспроизводительных процессов в народном хозве и т.д. Сегодня доля Укр в торговле из ЕС остается незначительной и составляет около 0,5 % от общего объема внешнеторговых операций Евросоюза. Однако происходит непрестанная переориентация эк-ки страны, ее торговых связей в направлении ЕС.  Одним из самых главных заданий для нашего гос-ва в плане углубления форм сотрудничества с ЕС естьобеспечение устойчивого, опережающего, инновационного развития эк-ки.Кроме того необходимо формир-ие таких традиционных, классическихинститутов, как ответственность, доверие, компромисс в отношениях, или современных — гражданское об-во, соц-ое партнерство, полит-ий, соц-ый капитал

 

 

183. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКЕ

Отличие государства  трансформируемой экономики и общества от функций государства, развивающегося в рамках устоявшейся модели (в данном случае рыночной) хозяйствования и соответствующих ей ценностных ориентации, определяется целеполаганием самих трансформационных процессов. Иначе говоря, специфика функций государства переходного общества и экономики всецело предопределяется конечной целью трансформации достижение   качественно   иной   модели   их   социально-экономического устройства и ценностных ориентации.

В соответствии с правительственной Концепцией социально-экономического развития Украины до 2010 г. стратегической целью реформирования является формирование высокоразвитой социально ориентированной рыночной экономики. Общепризнанно, что в ее условиях государство выполняет следующие социально-экономические функции:

1. обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;

2. защита конкуренции;

3. стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемой колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;

4. содействие социально справедливому распределению доходов;

5. корректировка распределения ресурсов в целях изменения структуры национального продукта.

Перечисленные функции могут и должны быть ориентиром для государств, трансформирующих свою экономику. Однако только ориентиром, поскольку, к примеру, специфика Украины и прежде всего специфика самого переходного состояния экономики, весьма отягощенного распадом некогда единого народнохозяйственного комплекса СССр, особенности исторического и национального развития требуют существенной адаптации механизма реализации данные функций для украинских условий.

Тем самым  становится объективно необходимым  формулирование социально-экономических  функций государства применительно  к переходному состоянию его общества и экономики. В комплексе этих функций выделяют функции:

а) системоформирующие (функции "запуска" качественно новой системы (модели) хозяйствования. Они логически вытекают из потребности формирования условий, объективно необходимых для "запуска" и функционирования этой новой системы (модели), хозяйствования;

б) системоутверждающие (в свою очередь, также непосредственно связаны с формированием наиболее общих условий, однако уже вполне достаточных для эффективного функционирования формирующейся новой модели хозяйствования, для необратимости трансформационных процессов);

в) системовоспроизводяшие функции государства трансформационного периода (непосредственно связаны с формированием условий, необходимых и достаточных для устойчивого развития сформировавшейся системы в данной стране, а также с утверждением, упрочением и расширением ее поля в мировом экономическом и политическом пространстве).

 

 

184 ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Прогнозирование является неотъемлемым элементом функционирования механизма экономического управления, нерасторжимо связанным с другими элементами этого механизма - рынком и планом. Без прогноза невозможно принять обоснованные рыночные и плановые решения, добиться успеха в хозяйственной деятельности, государственном регулировании воспроизводства и развития.

Можно выделить три основные функции, которые выполняет  прогнозирование в системе экономического управления.

1. Предвидение  тенденций развития и взаимосвязей  прогнозируемого объекта. Прежде чем принимать решение об инвестициях и инновациях, производстве нового продукта, выходе на тот или иной рынок, введении налоговых льгот или экономических санкций, необходимо получить представление о будущем этого объекта, возможных тенденциях развития рынка, внешних и внутренних факторах, фазе динамики экономической конъюнктуры. Чем шире и глубже поле прогноза, тем меньше вероятность ошибок при принятии решений.

2. Прогнозное  обоснование принимаемых решений.  Прежде чем принять то или  иное хозяйственное или управленческое решение, особенно стратегическое, нужно предвидеть возможные его последствия, чтобы выбрать оптимальный вариант и не допустить стратегической ошибки, которую трудно будет исправить. Такой прогноз осуществляется при подготовке бизнес-плана инвестиционного или инновационного проекта, технико-экономического обоснования.

3. Прогнозное  сопровождение выполнения решения.  После того как стратегическое  решение и нормативный акт  принята, прогнозирование не прекращается. Необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогноз хода их выполнения и последствий, чтобы своевременно внести коррективы, если существенно изменится конъюнктура и продолжение выполнения в прежнем виде может привести к тяжелым потерям. В других случаях, напротив, могут возникнуть новые благоприятные факторы, которые позволят достичь желанной цели быстрее или с меньшими затратами.

Перечисленные выше функции экономического прогнозирования  взаимосвязаны, они являются стадиями единого непрерывного процесса, который пока еще не налажен в украинской экономике.

 

185. ФУНКЦИИ КРИЗИСОВ  В РАЗВИТИИ СИСТЕМ

разрушительная - они подрывают господство устаревших

элементов системы, вынуждают быстрее заменять их новыми, более прогрессивными;

созидательная - расчищают путь для объединения  и становления прогрессивных элементов данной системы или утверждения новой системы;

наследственная - определение генотипа (наследственного  ядра) системы, которое не разрушается, а сохраняется, несколько модифицируясь, обеспечивая жизнестойкость продолжение деятельности системы (или надсистемы, если устаревшая система подлежит замене).

Глубина и  интенсивность преобразований системы  зависят от вида кризиса. При кризисах, сопровождающих смену экономических и технологических способов производства обычно частично нарушается и наследственное ядро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

186. характеристика экономической  модели.

Экономическая модель - упрощенное представление  действительности, абстрактное обобщение, воплощенное в форме экономико-математической модели. Экономические модели позволяют выявить особенности функционирования экономического объекта и на основе этого предсказывать будущее поведение объекта при каких-либо параметров. Предсказание будущих изменений, например; обменного курса, ухудшение экономической конъюнктуры, падение прибыли может опираться лишь на интуицию. Однако при этом могут быть упущены, неправильно определены или неверно оценены важные взаимосвязи экономических показателей, влияющие на рассматриваемую ситуацию. В модели все взаимосвязи переменных могут быть оценены количественно, что позволяет получить более качественный и надежный прогноз.

Для любого экономического субъекта возможность прогнозирования ситуации всего получение лучших результатов или избежание потерь, в том числе и в государственной политике.

 

По своему определению любая экономическая -модель абстрактна и, следовательно, неполна,  поскольку выделяя наиболее существенные  факторы,  определяющие закономерности функционирования рассматриваемого экономического объекта, она , абстрагируется от других факторов которые, несмотря на свою относительную малость, все же в совокупности могут определять не только отклонения в поведении объекта., но и само . его поведение Так, в простейшей модели спроса считается, что величина спроса на какой-либо товар определяется его ценой и доходом потребителя. На самом же деле на величину спроса оказывает также влияние ряд других факторов: вкусы и ожидания потребителей, цены на другие товары, воздействие рекламы, моды и так далее. Обычно предполагают, что все факторы; не учтенные явно в экономической модели, оказывают на объект относительно малое результирующее воздействие в интересующем нас аспекте. Состав учтенных в модели факторов и ее структура могут быть уточнены в ходе совершенствования модели.

 

 

187. . Характеристика национального  богатства.

Национальное богатство — это общий итог постоянно повторяющегося процесса общественного производства за всю историю развития национальной экономики. Национальное богатство — совокупность материальных благ, которыми располагает на определенную дату общество и которые созданы трудом за весь предшествующий период его развития. Национальное богатство в широком смысле слова представляет собой все то, чем так и или иначе обладает нация. К национальному богатству относятся не только материальные блага, но и все природные ресурсы, климат, произведения искусства и многое другое. Но все это очень трудно посчитать в силу целого ряда объективных причин. Поэтому в практике экономического анализа применяется показатель национального богатства в узком смысле слова. К национальному богатству в узком смысле слова относится все то, что так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено. Другими словами, национальное богатство страны представляет собой совокупность материальных и культурных благ, накопленных данной страной на протяжении ее истории на данный момент времени. Это результат труда многих поколений людей. По своей структуре национальное богатство складывается из следующих основных элементов. Первым и наиболее важным элементом национального богатства следует считать производственные фонды. Они занимают наибольший удельный вес в составе национального богатства. Здесь имеются в виду прежде всего основные производственные фонды, поскольку их технический уровень главным образом определяет возможности роста общественного продукта. Кроме основных производственных фондов в состав национального богатства входят оборотные производственные фонды — предметы труда. Оборотные производственные фонды составляют примерно 25 % основных производственных фондов. К национальному богатству относятся также материальные запасы и резервы. Сюда входят готовая продукция в сфере обращения, материальные запасы на предприятиях и в торговой сети, государственные резервы и страховые фонд

 

188. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В КИТАЕ И ВЬЕТНАМЕ

Характерными  чертами модели, которую избрали  Китай и Вьетнам является то, что  создается « двухсекторная» экономика, которая характеризуется наличием двух разных систем экономических отношений в разных ее сегментах. При этом как «плановая», так «рыночная» системы экономических отношений и институтов функционирующий параллельно в течение определенного периода как целостные образования. Обеспечение стабильного функционирования «планового» сектора создает условия для быстрого развития «рыночного», который еще в переходный период становится локомотивом экономического роста.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"