Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка
1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?
Так, в Китае в роли такого «рыночного» сектора, где ранее происходили трансформационные преобразования, выступало сначала сельское хозяйство. Экономические реформы, внедряемые в 1979г. начинались с развития семейного подряда в деревни. При этом крестьяне постепенно получали право арендовать землю только лишь в течении нескольких лет. За право аренды земли они были обязаны сдать государству четко определенное количество продукции по фиксированным ценам. А всю другую продукцию крестьяне могли свободно продавать по рыночным ценам. Такая двухсекторность экономики стала своеобразным стабилизатором, который отвернул кризисные явления, одновременно создав стимул для дальнейшего реформирования. Результаты подобного реформирования оказались весьма эффективными. В течение 10 лет производство сельхоз продукции удвоилось.
В промышленности задача приватизации вообще в начале не ставилась. А рыночная трансформация этой сферы началась позже и осуществлялась через постепенную децентрализацию управления за уменьшение сферы планирования (в конце1992г. Централизованному планированию в Китае принадлежало только лишь 12 основных видов промышленной продукции). Государственным предприятиям поэтапно было дано право производить и продавать продукцию вне государственного плана. Такая продукция шла на рынок и продавалась по ценам, которые отличались от государственных цен.
Сфера действия рыночных цен расширялась постепенно. За период 1979 -~ 1987гг. было либерализовано только лишь 50% цен, а с 1987г. по 1992г. - только 30%. И только на перспективу была поставлена цель полностью отказаться от прямого государственного регулирования цен.
Китайские эволюционные экономические реформы на бирже существуют уже свыше 25 лет но еще не завершилась, дали феноменальный результат : объем национального ВВП каждый год за время проведения реформ не уменьшался в расчете на одного человека объемы ВВП удваивались в течении 10 лет. Таких темпов экономического роста не имела ни одна страна в мире даже с рыночной экономикой.
189. Чем отличаются экономические ресурсы от факторов производства?
Необходимо различать понятия "экономические ресурсы" и "факторы производства". Ресурсы это то, что поступает, входит в экономику, питает её. А факторы - это то, что задействовано в производственно-экономических процессах. Ресурсы есть входящий экономику поток, а факторы содержатся в преобразователе ресурсов.
Факторы производства - это параметры, определяющие характер и результативность протекания экономических процессов, предопределяющие количество и качество производимого экономического продукта. Факторы не столько производственные ресурсы, сколько производственный потенциал экономики. Факторы можно рассматривать причины, а экономический продукт как следствие экономического производственного процесса. Существует 2 подхода в классификации факторов производства:
1.в зап. экономической теории выделяют следующие факторы: земля, капитал, труд и предпринимательский фактор.
земля - естественный фактор, она не является результатом человеческой деятельности. Земля - даровые блага природы(лес, недра и т.д.)
труд - любая интеллектуальная и физическая деятельность человека, результатом которой являются блага, удовлетворяющие потребности человека.
капитал - любые материальные блага, которые используются для производства др. благ и услуг. Капитал ассоциируется со способностью приносить доход. Различают основной и оборотный капитал. Основной - это здания, сооружения, оборудование. Оборотный - сырьё, материалы, энергия и т.д.
предпринимательский фактор - особый вид деятельности, направленный на осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода.
2.марксистский подход. К. Маркс выделил следующие факторы производства: предметы труда средства труда рабочая сила
190. Пути: повышения эффективности государственного влияния на экономику
Обеспечение сочетания гибкости политики и устойчивости стратегии одно из самых общих, но и самых необходимых требо¬ваний к деятельности правительства, а это во многом зависит от работы госаппарата. Хорошее государство умеет вовремя отпус¬кать вожжи для раскрепощения предпринимательской энергии, в то же время знает когда требуются дополнительные его усилия для сдерживания эгоистического поведения слишком ретивых, теряющих узы социального контроля. Роли государства в эконо¬мике не могут быть раз и навсегда заданными . Они изменяются под влиянием очень большого числа факторов в контексте усло¬вий истории конкретной страны.
При отработке механизмов государственного регулирования экономики на современном этапе необходимо учитывать ряд тен¬денций и принципов:
1.Определяющим фактором является эффективность госу¬дарства. Эффективное государство жизненно необходимо для предоставления товаров и услуг, а также для создания правил и 'институтов, позволяющих рынкам процветать, а людям - вести более здоровую и обеспеченную жизнь.
2.Возрастающее влияние государства перемещает акцент с количественного аспекта государственного влияния на аспект качественный. Внимание переместилось с размера государства как такового объема его вмешательства на его результативность и степень отражения нужд населения.
Государство находится в центре экономического и соци¬ального развития страны, но не в качестве непосредственного источника роста, а как партнер, катализатдр и помощник. Особенно обращается внимание на потенциал государства, оп¬ределяемый как способность эффективно проводить и пропа¬гандировать коллективные мероприятия.
Стремясь более чутко реагировать на нужды населения, государство должно расширять его (населения) участие в управлении, предоставлять больше власти местным органам.
Для повышения эффективности своей работы государст¬венные институты должны функционировать в условиях боль¬шей конкуренции.
191. Понятие и функции финансового рынка
Эффективное функционирование экономики государства требует хорошо развитого финансового рынка.Финансовый рынок представляет собой сферу реализации финансовых активов и экономических отношений, возникающих между продавцами и покупателями этих активов.Финансовый актив – это товар финансового рынка. Таким товаром являются:
1) деньги (рубли и иностранная валюта);
2) коммерческие и фондовые ценные бумаги;
3) ценные бумаги,
представляющие безусловное
4) драгоценные
металлы в слитках (за
5) объекты недвижимого имущества.
Функциями финансового рынка являются:
1) реализация
стоимости и потребительной
2) организация процесса доведения финансовых активов до потребителей (покупателей, вкладчиков);
3) финансовое
обеспечение процессов инвестир
4) воздействие на денежное обращение.
В процессе выполнения финансовым рынком Первой функции происходит движение стоимости общественного продукта, которое завершается обменом денег на финансовый актив.
Вторая функция финансового рынка заключается в организации процесса доведения финансовых активов до потребителей. Эта функция проявляется через создание сети различных институтов по реализации финансовых активов (банков, бирж, брокерских контор, инвестиционных фондов, фондовых магазинов и т.п.).Содержание третьей функции заключается в создании финансовым рынком условий для собирания предпринимателем денежных ресурсов, необходимых для развития своей коммерческой деятельности, а также удовлетворения личных потребителей.Содержанием четвертой функции является создание финансовым рынком условий для непрерывного движения денег в процессе совершения различных платежей и регулирования объема денежной массы в обращении. Через данную функцию осуществляется реализация на финансовом рынке денежной политики государства.Современный финансовый рынок России представляет собой семиблочную систему относительно самостоятельных звеньев. Каждое звено – это рынок одной группы финансовых активов, состоящий из отдельных сегментов, т. е. из рынков отдельного конкретного финансового актива.Финансовый рынок существует в двух формах:
1) организованный рынок – это рынок, который функционирует по определенным правилам, установленным банками и биржами;
2) неорганизованный
рынок представляет собой
Выделяют первичный и вторичный рынки.На первичном рынке производится первичное размещение только что пущенных в обращение финансовых активов.Вторичный рынок – это рынок, где обращаются ранее выпущенные финансовые активы. Здесь в процессе купли-продажи актива определяется его действительный курс (цена), т.е. производится котировка курса финансового актива.
192. . ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.
Основой н.э явл-ся ее социально-экономическая система. Эта система хар-ся соотношением экономических и внеэкономических методов управления нац.хоз-ом.Оно опред-ся хоз.строем, т.е. способом организации и саморегулирования хоз.жизниКонституирующую роль играют частная собств-ть, конкуренция, а в системе внеэкономических отношений-властные ф-ии гос-ваСистема воспроизводит соответствующие институты общ-ва:эконом, социальные, политические, культурные, религиозные. По мере развития производит сил институты и мех-м их функционирования претерпевают изменения.
193. Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.
Государственный сектор
За гос-ом при рыночной экономике остаются: оборона страны(армия), обеспечение внутренней безопасности и порядка(полиция). поддержание и развитие так называемой инфраструктуры (дорог, мостов, электростанций и линий электропередач, некоторых отраслей транспорта и связи), начальное,среднее, иногда и высшее образование, музеи, библиотеки,заповедники, бесплатное здравоохранение для меньшинства граждан которым не по карману платные медицинские услуги, фундаментальные научные исследования, которые не имеют непосредственого практического выхода.Эти принадлежащие государству отрасли экономисты называют государственным сектором экономики. Помимо производства общественных благ, в государственный сектор иногда входили и предприятия, производящие обычные частные блага, которые стали убыточными и были национализированы, т. е. переведены из частной собственности в государственную, чтобы избежать их закрытия и увольнения рабочих (автомобильные заводы «Рено» во франции, угольные шахты в Англии). Это связано с тем, что государство в странах с рыночной экономикой призвано решать не только и даже не столько экономические, сколько социальные задачи. Правда, потом, когда положение выправляется, правительство часто стремится продать эти предприятия частным владельцам {приватизировать). Часто относятся к государственному сектору и предприятия, продукция которых имеет большое значение для национальной безопасности (например ракеты), или те, на которых технология производства требует строгого общественного контроля (атомные электростанции).В западных странах размер государственного сектора в экономике сильно возрос после второй мировой войны. Доля его в экономике разных стран очень различается: наименьшая она в Японии и США, наибольшая — в таких государствах Западной Европы, как Швеция и Франция.У государственного сектора есть свои проблемы. В отличие от владельцев частных фирм, управляющие государственными предприятиями должны следовать не своему личному интересу, а интересам общества в целом. На практике же они, как и другие государственные служащие, получают постоянную зарплату. Если они будут работать хорошо, прибыль пойдет в доход государства, если плохо — убытки будут покрыты из государственного бюджета. Опыт показывает, что в таких случаях люди стараются как можно меньше «напрягаться». В результате их труд становится неэффективным, порождая безответственность и бюрократизм, а то и взяточничество. Кроме того, государство должно платить рабочим и служащим на своих убыточных предприятиях зарплату. Но своих денег у государства нет, так что это будет делаться за счет налогоплательщиков, т. е. рядовых граждан.В 80-е гг. большое количество государственных предприятий в Америке и Западной Европе было приватизировано. Каждая страна ищет для себя наилучшее сочетание частного и государственного секторов, учитывая достоинства и недостатки каждого из них.
194. КАКОВА РОЛЬ
ГОСУДАРСТВА В НАЦИОНАЛЬНО-
Современная
экономика (в координатах, привычных
западному миру) есть высокоорганизованная,
инновационно-
Специфические условия украинских реформ внесли большую противоречивость в вопрос оценки обществом роли и функций государства в экономике. В научной среде выделялись и продолжают существовать в этой части два диаметрально различных подхода.
Первый предполагает, что чем больше экономика носит рыночный характер, тем меньше государственным институтам нужно вмешиваться в экономическую жизнь и тем слабее должен быть государственный сектор экономики. Другой подход базируется на мнении, что роль государственного регулирования должна быть преобладающей всегда: и на этапах становления рыночных взаимодействий, и там, где уже сложились самые высокоразвитые механизмы рынка. Позже стало утверждаться понимание, что развитая рыночная экономика предполагает и развитое государственное регулирование.
Заметим, что переосмысление роли государства в экономике - явление, характерное не только для Украины. Оно касается и экономических систем, находящихся на разных ступенях рыночных трансформаций, а также и устойчивых, благополучных стран.
195. Инвестиционные факторы эк.роста Украины.
Инвестиц.деят-ть,
кот. обеспечивает эк.рост, явл. функцией
самого собственника п/п, дающая возможность
ему сберечь свой соц. статус увеличением
и кач-енным усовершенствование
Инвестиции - такая часть общественных ресурсов, кот. не исп-ся для текущего потребления, а вкладываются в создание ценностей, кот. будут испол-ся на протяжении длит.периода в производственной и непроизводственной сферах. В процессе перехода к рынку Укр.оказалась в очень интересной ситуации. Резкая либерализация эк-ки в сочетании с приватизацией привела к резкому изменению макроэк.тенденций. С1 стороны происходило резкое сокращение части чистых налогов и оплаты труда в стр-ре ВВП за доходами и настолько ж резкое увеличение части валового дохода и смешанного дохода
Дополнительно процесс уменьшения источников валового накопления связано тем, что начала действовать группа факторов связанных с утечкой к-ла за рубеж. Причины этого разнообр.:1.Высокие коммерческие риски в Укр., обусловленны ростом инфляционных процессов, вызвали у достаточной части бизнеса потребность сберечь реальный ден.капитал, защитить его от обесценивания. С этой целью осуществлялся перевод ден.активов в банки стран, кот. стабильно развиваются.2.Преобладание нелегальных форм первонач.накопления к-ла, часто с криминальными корнями, способствовало у новых собственников увеличения страха потерять награбленные ими богатства. Перевод их за границу выводило к-л из под влияния правоохранительных органов и позволяло сберечь его в неприкосновенности.3.Сложности инвестирования в Укр., связаны с техничной отсталостью пр-ва, необходимостью решения глобальных задач технического перевооружения, стр-ной несбалансированностью эк-ки и отсутствие опыта стратегического инвестирования, пугали нац.собственников к-ла. Ресурсы, кот.находятся в укр. Эк-ке, значительной степенью не исп-ся для инвестирования и накопления осн. К-а.. Решающим условием обеспечения эк. роста должен стать инвестиционный прорыв. Он должен привести к значит.росту общего объема инвестиций в осн.к-л, увеличение части инвестиций в секторы, способные обеспечить технологическую конкурентосп-ть укр. продукции подъем инновационного накопления инвестиций. Конечной целью инвестиционной политики в перспективе есть создание производственного аппарата, способного обеспечить эффективный эк. развитие Укр. В процессе достижения этой цели должны быть обеспечены стр-ные сдвиги в нар. хоз-ве.