Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка

Краткое описание

1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?

Файлы: 1 файл

националка шпора.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

Спад производства еще больше усиливался тем, что приватизация, которая прошла под знаком раздела собственности определенными кругами политической элиты и криминальными структурами не всегда приводила к появлению новых владельцев, которые были бы эффективными субъектами рыночной экономики.Организационный процесс перемещения прав собственности, который требует определенного времени, выключает соединение его с расширением производства, потому что бывший владелец перестает осуществлять капиталовложения, а новый, который еще не полностью вступил в свои права, тоже не начинает процесс инвестирования.

Но потихоньку, по мере накопления отдельными субъектами экономики достаточных денежных ресурсов в них появляется возможность овладеть объектами реального (производственного) сектора национальной экономики, перспективным не только со стороны внутреннего рынка, но и внешнего, поскольку национальная экономика интегрируется в мировой рынок. Такое преобразование денежного капитала на реальный (производственный) приведет в пepcпeктивному к экономическому росту. Но в период между преобразованием денежного капитала в производственный существует временной интервал, который и характеризуется экономическим кризисом.

Глубина и  продолжительность трансформационного спада во всех странах была разной. Но тут важно то, что в любой  переходной экономике внутренне свойственна политическая правовая, социальная, психологическая и другая нестабильность. А это удерживает инвестиционную активность класса собственников, который только рождается.

В переходной экономике существует масса факторов, которые заметно ограничивают немедленное восстановление процесса экономического роста. Более того, возникает прямое противостоящее явление – экономический кризис, именуемый трансформационным спадом. Он может быть разной продолжительности и разрушительности, что в большинстве определяется конкретно историческими условиями той или иной страны. Переход от спада к экономическому росту происходит постепенно, в меру накопления и трансформаций денежного капитала в реальный производственный капитал.

С завершением  переходного периода и становлением рыночной экономики (критерием окончания является овладение собственниками денежного капитала реальным сектором экономики) вступает в свои права цикличная форма движения макро воспроизводства как общая, в рамках которой кризис становится циклообразующей фазой. Другими словами, периодически повторяющийся кризис - явление рыночной экономики. Его причина - накопление в границах цикла противоречий экстенсивного и интенсивного типов экономического роста, которое устраняется путем массового внедрения техники и технологий нового этапа научно -технического прогресса. Так происходит повышение эффективности национальной экономики и роста ВВП в расчете на одного человека. Следовательно, можно сделать вывод о причинах, которые порождают спад в экономике переходного периода. Самые очевидные из них- временное исчезновение настоящего хозяина в реальном секторе экономики и процесс разделения и перераспределения государственной собственности, которые обусловлены резким изменением отношений собственности .неизбежной в процессе проведения перемен согласно модели «шоковой терапии».

 

176. В ЧЕМ СУЩНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦ ПОДХОДА В РАЗГРАНИЧЕНИИ ТИПОВ НЭ

В современ.эк.теории широко использ-ся цивилиз-ый подход в  разгранич-и типов нац.эк-к,кот.делает акцент на социокульт-х различиях. Чаше всего выделяют восточный, западный и африканский типы цивилизации, с характерной для них локализацией культур и традиций. Цивилизационный подход используется при поиске национальных особенностей развития и опирается на постулат возможностей его многовариантности. Действительно, жизнь показала, что национальное хозяйство представлено веером различных действующих моделей: либеральной, западноевропейской, японской и т.д. И прошлое показывает палитру оттенков развития. Даже рабовладельческий строй был многовариантным. В Древнем Египте рабы были государственной собственностью, а в Древней Греции и Древнем Риме — частной. Однако многовариантность развития сама по себе не снимает проблемы градации экономик по их однотипным характеристикам и вовсе не противоречит зависимости результатов развития стран от степени развития их производительных сил. Более того, в условиях глобализации будет усиливаться в национальных экономиках то, что их объединяет, а не разъединяет.

 

177.в чем проявляется  преимущество  промышленно развитых  стран на международных рынках?

Развитие  стран Первого мира неразрывно связано с внешней сферой: капитал может развиваться, только постоянно расширяя масштабы своего влияния. Раздвигая рамки внутренних рынков, внешнеэкономические связи могут содействовать смягчению социально-экономических диспропорций или усугублять их. За счет внешнеэкономических отношений обычно достигается снижение издержек производства и повышение его эффективности.

Открытость  экономики. Почти 1/5 часть совокупного ВВП этой подсистемы мирового хозяйства реализуется за рубежом и примерно такая же часть ВВП обеспечивается за счет импорта.

Сегодня более  половины компаний производят и реализуют свою продукцию за пределами страны происхождения, примерно половина сырья и промежуточных продуктов приобретается по импорту или производится за границей их дочерними компаниями.

Анализ позиций  стран Первого мира на мировых  рынках показывает, что интернационализация их хозяйств возросла. Их позиции на рынках современных товаров и услуг во многих секторах остаются доминирующими. Улучшились условия торговли: соотношение экспортных и импортных цен в, основном складывается в пользу промышленно развитых стран. Условия торговли представляют собой соотношения между индексами экспортных и импортных цен, рассчитанных к единому базисному году. Считается, что условия торговли улучшаются, если соотношения увеличиваются, т.е. экспортные цены относительно импортных повышаются, даже если и те и другие снижаются.

Важной особенностью участия западных стран в международном разделении труда является развитие этого процесса прежде всего в рамках данной подсистемы. Между индустриальными странами существует горизонтальная взаимозависимость, потоки капиталов и товаров, технологии идут внутри секторов экономики в двух направлениях. Эти процессы способствуют интеграции промышленно развитых стран на региональном уровне и способствуют асимметричному развитию мировой хозяйственной системы. Подсистема промышленно развитых стран воспроизводит прежде всего себя, используя другие две подсистемы развивающихся и переходных стран, в своих интересах.

 

178. УКРАИНА И РЕГИОНАЛЬНАЯ  ИНТЕГРАЦИЯ

Разрушение  СССР, экономика которого функционировала  как единственный народнохозяйственный комплекс с высокой степенью межотраслевого и внутриотраслевого, регионального деления труда и кооперации, и разрыв на этой основе технологических, производственных, товарных и других связей вызывали потребность поиска таких организационных форм, которые бы, во-первых, сделали процесс формирования национальных хозяйств новых государств минимально болезненным, а, во-вторых, позволили бы использовать потенциальные возможности сохранившихся взаимосвязей с другими странами для структурной перестройки экономики, содержания и развития позиций на огромном конкурентоспособном рынке. Одной из таких форм стало региональное политико-экономическое объединение под названием, СНГ — Союз независимых государств. Украина также выступила инициатором создания нового экономического союза отдельных стран — членов СНГ — ГУУАМ (Грузия, Украина, Молдова, Азербайджан, Узбекистан. Последний в 2005 г. практически вышел из организации, сократив ее аббревиатуру до ГУАМ). Региональное объединение ГУАМ создает новый перспективное для Украины экономическое пространство, поскольку объединяет нашу страну с Молдовой (Юго-восточная Европа, Балканы) и Грузией, Азербайджаном (Кавказ, Закавказье, Иран). Организация Черноморского экономического сотрудничества, которая включает 10 стран-членов: Украина, Россия, Турция, Румыния, Болгария, Грузия, Греция, Молдова, Азербайджан, Албания, была образована в Стамбуле еще в 1992 г. К сожалению, тенденции к динамизации развития ОЧЕС нельзя оценить как позитивные. Первая конференция на тему «Возможности бизнесу в регионе Черноморского экономического сотрудничества» (сентябрь в 2000 г.) собрала представителей 19 стран. Однако доминировали на ней представители Украины и Турции, тогда как Болгария, Грузия, Молдова (страны члены ОЧЕС) вообще проигнорировали эту встречу. Необходимость интеграции Украины в мировое хозяйство, проблемы на этом пути, связанные с процессами формирования новой системы отношений собственности, новой структуры народного хозяйства, значительные потери в сфере рынков сбыта на постсоветском пространстве, без сомнения, должны усиливать интерес наших властных структур, среднего и большого бизнеса, государственного сектора к сотрудничеству со странами Азии, Африке, Латинской Америке региональными организациями экономического направления. Следует отметить, что из всех региональных интеграционных объединений в названных регионах планеты наиболее постоянной и мощной организацией является АСЕАН в Юго-восточной Азии. Сотрудничество с этой организацией означало бы для Украины проникновение и закрепление на рынках сверх десятка стран, большинство из которых достаточно стремительно развиваются.

 

179. УчастиеУкр.в Междунар.фин.орг-Зациях. Функцион-ие нац. Эк.с-мы Укр.как подсистемы мир.глобализующего хоз-ва предусматривает ее взаимодействие с междунар., наднац. Фин. институтами, такими как Междунар.валютный фонд, Междунар. банк реконструкции и развития (Мировой банк) и т.п.. Междунар. валютный фонд (МВФ) был создан в 1944 г. за концепцией представителя США Гарри Уайта, кот. победил в теоретических соревнованиях отн-но определения принципов послевоенного развитию междунар.эк.и фин.- валютных отн-ий самого Дж.Кейнса.Укр.практически все 90-е годы XX ст. активно сотрудничала из МВФ, стратегические и тактические решения ее внутр.эк. политики находились под контролем Фонда, в опред.мере даже регулировались им. Отн-ия Укр.с Мировым банком в н. XXI ст. вышли на качественно новый уровень. В частности, летом в 2000 г. Совет директоров   Мир.банка сформулировал «Стратегию помощи Украине», кот. определяет принципы, формы и варианты последующей сотрудничеству банка с нашим гос-вом. Важнейш.среди них есть: системность кредитования (при получении  кредита учитываются  позитивные изменения во всех сферах эк-ки, а не лишь в той, куда поступают кредиты); выделение кредитов после оценки конкретных действий правительства отн-но продвижения рын.реформ, а не под реформистские намерения прав-ва; постоянный мониторинг выполнения страной 12 показателей кач-ва поступательного движения реформ, определенных Мир.банком. Укр.достаточно плодотворно сотрудничает с ЕБРР, кот.сегодня явл. 1 из наиб.инвесторов нашего бизнеса. Европейский центральный банк сформулировал гл.цель своей эк.политики, кот., в сущности, должна стать гл. и для денежно-кредитной политики в Укр.: обеспечение ценовой стабильности в пределах ЕС, для чего недопущение ежегодного роста индекса потребительских цен больше чем на 2 %

Анализ принципов  деят-ти некоторых междунар. Фин. Инс-ов свидетельствует о значительных нереализованных возможностях Укр. Отн-но использования помощи и инвестиций со стороны междунар. Эк.содружества, следовательно о необх-ти более активной работы со стороны властных структур относительно формирования постоянных типичных институтов функциони-ия соврем.рын. эк-ки, кот.имеет достаточно гибкий инструментарий использования силы м/ународного капитала в своих, интересах, способная выступать субъектом фин.отн-ий с вышеупомянутыми и др. мощными фин.организациями,. Такая активная политика в сфере междунар.фин.отн-ий, будет, бесспорно, способствовать массовому привлечению ин. инвестиций в эк-ку Укр., ее эк-му развитию.

 

180. ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ.

Финансовые  активы - это активы (финансовые требования), которым противостоят, как правило, финансовые обязательства других экономических единиц.

Финансовые  требования возникают на базе договорных отношений между хозяйствующими субъектами, один из которых является заемщиком (должником), а другой кредитором (инвестором).

Финансовые  требования могут существовать в  самых различных формах, что порождает многообразие финансовых активов. К ним, в частности, относятся: валюта и депозиты, ценные бумаги, включая акции, займы, страховые технические резервы, прочая дебиторская и кредиторская задолженность.

Отдельно  учитываются прямые иностранные  инвестиции.

По некоторым  видам финансовых активов финансовые, обязательства не существуют. К ним, в частности, относятся акции и другие виды долевого участия в капитале, монетарное золото, специальные права заимствования МВФ.

Финансовые  активы характеризуют вложение денежных средств, материальных и иных ценностей  в ценные бумаги других экономических единиц, облигаций государственных и муниципальных займов, уставные (складочные) капиталы других юридических лиц на экономической территории страны, капитал предприятий за рубежом и займы, предоставленные другим экономическим единицам в стране и за ее пределами.

Финансовые  активы в ценных бумагах совершают  самостоятельное движение на финансовых рынках, отличающееся от движения реального капитала, который функционирует в производстве. К украинским финансовым активам как составной части национального богатства относятся:

валютные  запасы Минфина и НБУ;

сальдо государственной задолженности Украины другим странам;

сальдо финансовых требований и обязательств юридических  и  физических лиц  резидентов  Украины  во взаимоотношениях с нерезидентами;

сальдо акций  украинских компаний, принадлежащих  нерезидентам, и акций иностранных компаний, принадлежащих украинским юридическим и физическим лицам;

депозиты  украинских юридических и физических лиц зарубежом,   за   вычетом   вкладов   нерезидентов   на экономической территории Украины;

монетарное  золото;

специальные права заимствования МВФ.

 

181. ФОРМЫ И МЕТОДЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

XX в. ознаменовался значительным ростом роли государства в экономике всех стран мира. Это связано не только с появлением государств с централизованно планируемой экономикой, но и с ростом масштабов и усложнением процессов и связей в рыночной экономике, характерной для большинства стран.

Как показывает исторический опыт, государство всегда играло определенную роль в экономике. Его основными функциями, включая период функционирования экономики свободной конкуренции, были: защита национального суверенитета, защита прав собственности, законности и правопорядка. Государство выполняло и функцию регулирования денежного обращения, внешней торговли. Микро- и макроэкономические задачи развития данной экономической системы решались посредством функционирования рынка как системы отношений между продавцами и покупателями.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"