Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:16, шпаргалка
1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УКРАИНЫ.
2. АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРОГРАММЫ
...
175. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
...
200. Какие факторы влияют на международные экономические позиции Украины?
112. ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ.
Политэкономическая структура экономики. Она представляет структуру народного хозяйства как целостную совокупность разнообразных производительных сил, пропорционально распределенных по сферам, территориям, видам собственности. Полит-экономическое видение структуры лежит в основе стратегии и тактики размещения личных и вещественных факторов производства по регионам - субъектам Украины, экономическим зонам, территориальным комплексам.
Кроме того, политзкономическая структура экономики включает структуру общественно-экономических отношений.
Первичные производительные силы составляют материально-вещественную их часть, включающую средства производства, основные производственные фонды, рабочую силу во всем ее разнообразии, включая управленцев.
Ко вторичным производительным силам относятся формы организации общественного процесса производства, обусловленные развитием его обобществления, интеллектуализации труда, т.е. вовлечением в производство духовных сил человека. Ко вторичным производительным силам можно отнести предпринимательский, интеллектуальный ресурсы и даже кооперацию6. Эти производительные силы действуют через совершенствование первичных ресурсов или обеспечивают их новое эффективное взаимодействие. Естественные производительные силы включают предопределенные природой естественные силы труда, условия процесса труда.
Общественные производительные силы накапливаются в ходе прогресса общества. Они могут состоять как из первичных, так и из вторичных производительных сил и характеризуют особые современные общественные формы комбинации и организации производительных сил в ходе общественного воспроизводства. К ним можно отнести организационный и управленческий ресурсы.
Ко всеобщим производительным силам многие специалисты относят научный потенциал и науку как непосредственную производительную силу, инновации7, а также информацию.
Вся структура
общественно-экономических
Технико-экономические отношения предопределяются состоянием техники, технологий и их совокупностей, структурой производительных сил.
Организационно-экономические отношения зависят от особенностей организации производства, системы управления, институциональной атмосферы в экономике, включая законодательно-правовые нормы. Именно эти .отношения лежат в основе любого хозяйственного механизма, активно воздействуя на все другие их формы.
Социально-экономические отношения характеризуют не просто отношения людей, отношения отдельных коллективов, социальных групп по поводу воспроизводства всей совокупности условий жизнедеятельности человека и общества. В этом типе отношений проявляется богатство и разнообразие взаимодействия всех отношений, а также единство и противоречия экономических интересов.
113. Понятие рыночная экономика
Рынчная
экономика — экономика, организованная
на основе рыночной саморегуляции, при
которой координация действий участников
осуществляется государством, а именно
законодательной и судебной властью непосредственно,
а исполнительной только опосредованно,
путем введения различных налогов, сборов,
льгот и т. п. Это экономика, в которой только
решения самих потребителей, поставщиков
товаров и услуг определяют структуру
распределения С позиции истории бизнеса
рыночная экономика — экономическая система,
направляемая и регулируемая механизмом
стихийных рыночных транзакций в адекватной
институциональной среде и господстве
соответствующих институтов.Рыночная
экономика — экономика, основанная на
принципах:предпринимательства;
В
современной экономической
Сущностью рыночной экономики, прежде всего, является саморегулирование экономических процессов. Рыночная экономика функционировала относительно стабильно почти два столетия (XIX-XX) и в ней государству была отведена второстепенная роль (организация охраны общественного порядка, обеспечение обороны, эмиссия денег, строительство общественных объектов и т.д.). В конце XX века была обоснована невозможность рыночного механизма в саморегуляции. В развитых странах саморегулируемая экономика не может обеспечить освоение новых видов энергии, космического пространства, формирование народнохозяйственных пропорций, обеспечить достойный уровень жизни всем слоям населения, проводить единую денежную политику. Это не означает, что рыночные рычаги управления здесь отсутствуют. Они, как правило, используются в органическом единстве с государственным регулированием, экономическими и административными методами, но приоритет принадлежит государственному регулированию.
Экономического развития страны можно достичь лишь в условиях разработки нового рыночного механизма хозяйствования, способного работать в интересах всего общества и объединить полюсы сегодняшнего противостояния.
Обязательным условием для эффективного функционирования внедряемого рыночного механизма хозяйствования является обеспечение роста производства и процесса труда - целенаправленного взаимодействия производительных сил: трудовых ресурсов, средств и предметов труда.
114. Понятие термина «национальная»
Существуют два подхода к определению нации (от лат. natio — народ): 1) исторически сложившаяся форма общности людей; 2) страна, государство.
История экономической мысли дает основание считать, что подход экономистов к понятию «нация» постепенно изменялся. Так, если у Д. Рикардо нация определяется как географическое пространство, обладающее естественными факторами, почвами с нераЕ:номерным плодородием, определяющим характер экономической деятельности (Португалия производит вина, Великобритания — ткани), то у С. Милля нация — это регион, внутри которого факторы производства мобильны, но их мобильность ограничивается государственными рубежами. По определению Ф. Перру, нация представляет собой совокупность индивидуумов и групп, подчиняющихся государству, обладающему монопольным правом на использование государственного принуждения.
Р. Барр дает более сложное и, как представляется, в большей степени соответствующее контексту нашего курса определение понятия «нация» как экономической категории, то есть — экономическую концепцию нации (Барр Р., 1994):
нация—это
центр экономической
и т. п.), по своему происхождению (индивидуальные,
государственные и другие предприятия),
по своему характеру (капи
талистические, некапиталистические и
пр.), по условиям деятельности (конкуренция, монополия
и др.);
« нация — это центр сил, значение и влияние которого выходят за рамки географического и политического пространств;
нация — это центр привилегированной сплоченности по экономическим, политическим, духовным причинам.
Эти
характерные черты
В полном курсе лекций по русской истории В. О. Ключевский, анализируя процесс формирования нации, пишет: «Я говорю не об известных антропологических расах - белой, темно-коричневой, коричневой и прочих, происхождение которых, во всяком случае, нельзя объяснить только местными физическими влияниями; я имею ввиду те преимущественно бытовые условия и духовные особенности, какие вырабатываются в людских массах под очевидным влиянием окружающей среды и совокупность которых составляет то, что мы называем народным темпераментом. Так и внешняя природа наблюдается в исторической жизни как природа страны, где живет известное людское общество, и наблюдается как сила, поскольку она влияет на быт и духовный склад людей» (Ключевский В. О., 2002, т. 1, с. 16). И далее: «Род через нарождение разрастался в племя, генетическая связь которого выражалась в единстве языка, в общих обычаях и преданиях, а из племени или племен посредством разделения, соединения и ассимиляции составлялся народ, когда к связям этнографическим присоединялась нравственная, сознание духовного единства, воспитание общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов. Наконец, народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в связях политических, в единстве верховной власти и закона. В государстве народ становится не только политической, но и исторической личностью с более или менее ясно выраженным национальным характером и сознанием своего мирового значения» (там же, с. 18).
Таким образом, нация (государство) как историческая, так и экономическая категория, представляет собой составную часть мира, обладающую специфическими экономическими, геополитическими и духовными свойствами, отличающими ее от других наций, и вызывающую необходимость во взаимодействии с ними.
115. ПОТЕНЦИАЛ УПРАВЛЕНИЯ
Важным элементом экономического потенциала является организация управления - способы и умение определять цели, принимать решения, формировать программы, распределять функции и координировать деятельность организации людей в выполнении их задач и функций, формировать механизмы управления, рационализировать структуры организаций и обеспечивать эффективность их деятельности. Налаживание действенной системы управления необходимо как в отношении отдельных предприятий или их групп, так и в отношении экономики в целом. Новые, меняющие способ производства технологии, формирования многоукладного общества, связанное с разнообразием форм ''собственности и типов хозяйствования, развитие новых хозяйственных связей, отделение управления от собственности, рост крупных организаций, углубление знаний о человеке и мотивах его поведения внесли существенные изменения в организацию управления. Основой перестройки управления стали компьютеризация и телекоммуникации, обеспечивающие непосредственный обмен информацией и принятие решений с использованием информационных технологий. Основным направлением управленческих решений становится овладения рынками. В центре внимания -оценка емкости рынков, анализ конкурентоспособности, организация реализации товаров, стимулирование продаж и т.п.
Для современной экономики развитых стран характерен переход от методов, характерных для иерархических структур управления, к методам, отражающим процесс его демократизации на рыночных принципах, делегирования полномочий более низким уровнем управления при сохранении в верхнем эшелоне власти выработки стратегии и оценки перспектив развития. Линейно-функциональные и дивизиональные структуры организации управления в последней трети XX в. стали уступать место матричным и сетевым.
Нацеленность производства на учет конкретных запросов потребителей привела к развитию матричных структур управления, предусматривающих более тесный контакт и перемещение технического и профессионального персонала предприятий к продуктовым группам, что обеспечивает более непосредственную привязку их знаний и опыта к запросам потребителей.
Потребности производства, связанные с техническим перевооружением производства в условиях быстрой смены технологий, изменением состава и качества производимой продукции и услуг, решением инновационных проблем, предопределили развитие сетевых структур управления. Сетевая организация предполагает реализацию проектов компаниями на основе контрактов и иных соглашений с контрагентами-соисполнителями, каждый из которых вносит свой вклад в производство. При этом наряду с отношениями подрядного типа получают развитие кооперационные связи, перекрестное владение акциями и др. Иерархические структуры стали преобразовываться во внутренние предприятия, приобретающие и реализующие товары и услуги как внутри предприятия, так и за его пределами. Развитие так называемых web-технологий позволяет корпорациям в широких масштабах осуществлять реструктуризацию и освобождаться от многих функций ( в том числе от маркетинга, ряда производств и др.), передавая их специализированным фирмам и формально независимым предприятиям и добиваясь существенного снижения издержек, отпочкования второстепенных и малоэффективных производств. Широкое распространение получили ассоциативные и интегрированные структуры управления в виде национальных и транснациональных промышленных и финансово-промышленных групп, корпораций, холдингов, консорциумов, конгломератов, совместных предприятий и др. Существенным фактором экономического развития являются предпринимательские способности, обеспечивающие самостоятельную инициативную деятельность граждан, направленную на организацию производства, имея в виду получение прибыли или личного дохода, под свою имущественную и юридическую ответственность или под ответственность юридического лица. Они обеспечивают успешное функционирование предприятий, своевременную реструктуризацию производства с учетом меняющихся условий. В условиях рыночной экономики это предполагает развитие определенных социально-психологических качеств: потребностей и способностей к предпринимательской деятельности, развития чувства хозяина производства, овладение предпринимательским стилем экономического мышления.
116) Обьяснить в каких
отравслях экономики чаще
Государственный сектор сегодня, как непосредственный поставщик товаров и услуг, представлен такими отраслями инфраструктуры, как образование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, энергетика, коммунальное хозяйство, включая водо-, электро- и газоснабжение, уборку мусора и переработку отходов, облагораживание среды обитания, и некоторыми другими.
Однако так было не всегда. Сразу после окончания Второй мировой войны, в 50-70-х годах ХХ века, во всех развитых капиталистических странах сложился более или менее значительный сектор, в котором государство осуществляло прямой контроль, либо владея собственностью (государственные и смешанные предприятия), либо регламентируя стратегические параметры цен, тарифов, условий доступа в отрасль и т.п. Как правило, государственные предприятия создавались в отраслях с высокой капиталоемкостью и с большим периодом окупаемости - в энергетике, транспорте, связи, в сфере коммунального обслуживания. Кроме того, после войны в европейских странах были национализированы многие убыточные отрасли (добывающая промышленность, металлургия, судостроение). Нередко государство выступало инициатором создания предприятий, открывающих новые страницы в развитии научно-технического прогресса, например атомной энергетики.
Огосударствление
происходило под давлением
На первых
порах государственные
Но шло
время, и государственное