Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика РБ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 12:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Национальная экономика РБ"

Файлы: 1 файл

shpory_neb_doc.docx

— 299.51 Кб (Скачать)

• реализация инвестиционных проектов по развитию туристской инфраструктуры в исторических городах с ценным культурным наследием;

• дальнейшая интеграция и вхождение страны в международные туристские системы и рынки.

 

55.«Культура и  искусство»

К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.

Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:

• художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);

• культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);

• клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);

• массовое создание и распространение культурных благ — индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).

В подотрасль  «Искусство» включаются: театры; цирки; филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации, а также зрелищные предприятия и учреждения искусства.

Библиотеки — наиболее массовый тип культурно-просветительных учреждений. Они осуществляют сбор и обеспечивают сохранность документов с целью удовлетворения информационных, культурных, научных и других потребностей пользователей библиотек. Библиотечное дело — это отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, задачами которой является создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка библиотечных фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка библиотечных кадров, научное и методическое обслуживание библиотек.

По значению, особенностям функционирования и территориальной организации различают национальную, республиканские, областные, городские, районные, сельские библиотеки.

По назначению библиотеки делятся на публичные и специальные. К публичным (массовым) относятся общедоступные библиотеки, имеющие универсальные библиотечные фонды и удовлетворяющие массовые запросы.

Музеи осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом вещественные и изобразительные предметы, в том числе произведения искусства, а также письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги).

Клубные учреждения — массовые культурно-просветительные учреждения, которые организуют досуг населения и способствуют воспитанию, самообразованию, развитию творческих способностей. Они ориентированы на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, половозрастных и других социально-демографических категорий населения.

В соответствии с административно-территориальным делением функционируют: районные и городские дома культуры (как правило, имеют собственное здание и выполняют целый спектр культурно-просветительных функций); сельские клубы (реже дома культуры, уровень их развития и оснащенности напрямую зависит от уровня развития соответствующего сельхозпредприятия).Клубные учреждения стремятся улучшить свое экономическое положение, оказывая платные услуги населению. Районные и городские дома культуры получают дополнительные финансовые ресурсы от платных мероприятий: киносеансов, лекций, вечеров отдыха, спектаклей, концертов, различных курсов и кружков по интересам, а также от сдачи в аренду временно пустующих помещений.

Театрально-зрелищные учреждения в Республике Беларусь насчитывают 28 профессиональных театров, в том числе 2 театра оперы и балета, 18 драматических, 8 детских и юного зрителя; 13 государственных концертных учреждений и 2 госцирка. Наметилась тенденция активизации культурного обслуживания населения государственными концертными организациями. Ведущие позиции в этом направлении занимает Белорусская государственная филармония, а в регионах — областные филармонии.

Киноискусство. Киноискусство базируется на современных методах промышленного производства с широким использованием современных достижений науки и техники. Кинохозяйство в целом — сложный экономический комплекс, отличающийся переплетением специального кинопроизводства с развитой сферой обращения, продвижения и демонстрации кинофильмов.

Государственные капитальные вложения в 2001—2005 гг. направлены в первоочередном порядке на строительство нового здания Национальной библиотеки Беларуси, реконструкцию здания Национального академического Большого театра оперы и балета, реставрацию мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», сооружение ряда объектов культуры в регионах. Продолжаются ремонтно-восстановительные работы в Национальном историко-культурном заповеднике «Несвиж», Мирском замке и на других объектах культуры.

 

56.«Социальное  обслуживание»

Социальное обслуживание — деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В любом обществе есть люди, которые испытывают трудности в обслуживании самих себя или не способны это делать и поэтому нуждаются в помощи со стороны других лиц. К категориям людей, нуждающихся в такой социальной помощи (обслуживании), относятся: дети, люди преклонного возраста, инвалиды, тяжелобольные, бездомные, люди, находящиеся в состоянии сильной депрессии.

Различные виды социального обслуживания можно разделить на три большие группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют.

Под социальным уходом понимается деятельность, направленная на удовлетворение повседневных потребностей, связанных с воспроизводством жизнедеятельности людей, которые ограничены в возможности самостоятельного удовлетворения этих потребностей вследствие возраста, врожденных физических или умственных недостатков, заболеваний и травм. Такая деятельность осуществляется на дому, в стационарных условиях или стационарах дневного пребывания.

Социальная реабилитация включает экстренную психотерапевтическую помощь (телефоны доверия), психологические консультации, социально-психологический тренинг, а также содействие в получении юридических консультаций, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве. Эти услуги предоставляются в организациях социального обслуживания, а гражданам пожилого возраста и инвалидам — на дому.

Социальный приют — это организация проживания, воспитания (обучения), содержания и обеспечения всем необходимым детей-сирот, безнадзорных детей, оставшихся без опеки и попечительства, а также предоставление помещений для длительного или кратковременного пребывания людям, не имеющим крова.

Целями социального обслуживания являются:

• оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей;

• прогнозирование и предупреждение возникающих трудных жизненных ситуаций;

• активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.

Государственное регулирование системы социального обслуживания населения, условия предоставления социальных услуг, получения социальных льгот регулируются законами Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (2000 г.), «О государственных минимальных социальных стандартах» (1999 г.) и др.

Наряду с государственными органами система социального обслуживания в Республике Беларусь включает:

• центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);

• социально-реабилитационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы);

• социальные приюты;

• психолого-педагогические центры; центры (отделения) социальной помощи на дому; центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.);

• геронтологические центры;

• организации социального обслуживания, изготовляющие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т.п.);

• реабилитационно-трудовые мастерские;

• юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги.

Основу современной системы социального обслуживания составляют формирующиеся территориальные центры социального обслуживания населения. Главным направлением работы территориальных центров является обслуживание на дому пожилых людей и инвалидов.

В последние годы в стране получил развитие программно-целевой метод решения конкретных проблем по улучшению положения детей, использование которого позволяет обеспечить более эффективное межведомственное взаимодействие, целевую направленность выделяемых ресурсов, привлечение дополнительных источников финансирования. Наиболее продуктивно этот подход используется в реализации крупномасштабной Президентской программы «Дети Беларуси», рассчитанной на 2001—2005 гг., основной целью которой является решение проблем детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. В состав программы «Дети Беларуси» входят подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Развитие индустрии детского питания». Проводится целенаправленная работа по улучшению условий жизни и благосостояния семей и детей, обеспечению их социальной и правовой защитой, стабилизации положения семей и детей, находящихся в особо трудных жизненных ситуациях.

Приоритетным направлением дальнейшего развития системы социального обслуживания является удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых людей, детей, малообеспеченных семей и др. В первую очередь целесообразно укрепить сеть нестационарных учреждений социального обслуживания как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения. Наряду с территориальными центрами социального обслуживания следует развивать учреждения социального обслуживания семьи и детей, специализированные отделения социальной помощи на дому, социальные дома в сельской местности и др.

 

57.«Социально-потребительский  комплекс»

Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг.

 

 

 

 

58.«Розничная торговля»

Торговля представляет собой обособившуюся на основе общественного разделения труда совокупность предприятий, реализующих товары народного потребления путем купли-продажи.

Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля осуществляет реализацию товарной продукции на внутреннем рынке страны. Она охватывает оптовую и розничную торговлю. Именно розничная торговля завершает процесс товарного обращения, так как с ее помощью товары, произведенные в других отраслях экономики, доводятся до потребителей.

Развитие и состояние розничной торговли анализируются с использованием ряда показателей. Важнейшим среди них является объем розничного товарооборота, который в значительной степени отражает и уровень жизни населения.

Розничная торговая сеть с учетом особенностей торгового обслуживания населения делится на стационарную, передвижную и посылочную. Ведущая роль принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть. Через магазины реализуется основная часть товаров. Это обусловлено тем, что они имеют ряд преимуществ: в них концентрируется более широкий ассортимент товаров; расширяются возможности предоставления дополнительных услуг, внедрения современной технологии и механизации торговых процессов, улучшения условий труда, повышения культуры обслуживания населения.

К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, ларьки, киоски, а также торговые автоматы. Недостатками мелкорозничной торговой сети являются узость ассортимента, отсутствие удобств для покупателей при выборе товара, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров и быта — для торгового персонала.

В условиях развития рыночных отношений численность предприятий розничной торговой сети определяется прежде всего потребностями населения. Рост товарооборота и резкое расширение ассортимента реализуемых товаров обусловит в дальнейшем расширение торговой сети и торговых площадей за счет различных источников финансирования. Это могут быть промышленные, совместные, коллективные, частные и иностранные предприятия розничной торговли.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика РБ"