- Предмет и функции экономической
теории.
Предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером
ресурсов и неограниченностью человеческих
потребностей.
Экономическая теория, таким образом, есть наука
о закономерностях и факторах экономического
роста в пофазной динамике воспроизводства;
об использовании ограниченных ресурсов
для производства товаров и обмена их
в целях удовлетворения потребностей,
о видах деятельности по производству
и обмену, о повседневной трудовой жизни
людей, связанной с добычей средств для
существования, об общественном богатстве.
Экономическая теория имеет
ряд функций. Среди них можно назвать теоретическую, методологическую,
практическую и научно-воспитательную.
1.теоретическая, или познавательная, функция
проявляется в том, что она раскрывает
объективные законы развития нашего общества,
свойственные ему противоречия, систему
производственных отношений, основанную
на определенной форме собственности
на средства производства.
2.Методологическая
функция экономической теории заключается
в том, что она выступает научной основой
для функциональных и отраслевых экономических
наук.
3.Практическая, или прагматическая, функция
экономической теории состоит в том, что
теория должна давать конкретные рекомендации
общественной практике. Особенно важна
эта функция для переходной экономики
Республики Беларусь.
4.Научно-воспитательная
функция экономической теории заключается
в том, что она призвана формировать научное
мировоззрение людей, культуру экономического
поведения членов общества в условиях
рыночных отношений.
- Методология и методы экономической
теории.
Методология — наука о методах. Методология определяет,
с помощью каких научных способов (методов)
наука изучает свой предмет.
- метод научной
абстракции. Используя этот метод, мы очищаем свои представления о предмете от частного, единичного, временного, стремимся найти в нем существенное, постоянное, типичное.
- Абстрактное мышление порождает метод анализа и синтеза. При анализе изучаемое явление расчленяется на отдельные части или элементы с целью их исследования как необходимой составной части целого. При синтезе предполагается, что явление познается как состоящее из различных частей, а затем проводится соединение элементов в единое целое, чтобы сделать общий вывод.
- В процессе исследований используется
также метод индукции и дедукции. Метод индукции используется тогда, когда мы идем от частного, единичного к общему и выводим общие положения и принципы. Дедукция представляет собой обратный процесс – если на базе общих положений обосновываются те или иные частности экономических объектов, процессов.
- В экономической теории широко
используется принцип сочетания
исторического и логического в их единстве. Каждая экономическая система представляет собой органическое единство составных элементов, в котором все взаимосвязи представляют собой логическую систему
- Экономико-математическое
моделирование и графическое отражение. Для практического использования экономической науки, в том числе и экономической теории, необходимы математические модели.
- Человек в системе общественного
производства.
Главной целью и фактором производства,
его развития и совершенствования является
человек. Как участник производства он
выступает в трех лицах. С одной стороны,
человек является производителем, непосредственно
участвующим в создании благ и услуг. С
другой стороны, он потребитель, использующий
все, что получено в процессе производства.
Кроме того, человек координирует, согласовывает
действия производителей и потребителей,
выполняя функцию управленца.
В основе любой экономики лежат два фундаментальных
положения. Первое – материальные
потребности членов общества. Они безграничны. Второе – экономические
ресурсы для производства товаров и услуг.
Человек является одновременно
и производителем и потребителем экономических
благ. Он создает, приводит в действие
и определяет способы использования техники
и технологии. Ныне в индустриально развитых
странах, наряду с безработицей, производство
испытывает острейшую потребность в высокообразованных
профессионалах.
Целью
экономической деятельности является стремление
удовлетворить как можно полнее растущие
многочисленные материальные потребности.
Полностью удовлетворить все потребности
невозможно.
В условиях товарного производства
подлежащие удовлетворению потребности
выступают в форме платежеспособного
спроса, а фактически удовлетворяемые
– в форме удовлетворенного спроса.
Человек становится социальным
благодаря участию в трудовой деятельности,
именно труд делает человека главной производительной
силой.
4. Потребности как предпосылка
производства. Классификация потребностей.
Закон возвышения потребностей.
Целью экономической деятельности является стремление удовлетворить
как можно полнее растущие многочисленные
материальные потребности. Полностью
удовлетворить все потребности невозможно.
Потребность это состояние неудовлетворенности,
нужда в чем либо, необходимом для поддержания
жизнедеятельности индивида, социальной
группы, общества.
Классификация потребностей:
- В зависимости от роли в воспроизводстве
рабочей силы различают физические, интеллектуальные
и социальные потребности.
- Потребности подразделяются
на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (кино, театр, спорт, и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные – могут.
- В зависимости от социальной
структуры выделяют потребности общества
в целом; потребности социальных групп;
потребности отдельных людей.
- Потребности подразделяются на эластичные и неэластичные. Первичные потребности неэластичны, вторичные тяготеют к неэластичным.
Закон возвышения потребностей. В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Так что потребности растут в количественном
и в еще большей степени в качественном
отношении.
- Ресурсы и факторы производства.
Под материальными ресурсами
мировая экономическая наука понимает
все природные, трудовые и созданные человеком
ресурсы.
Ресурсы – это материальные и нематериальные
элементы, участвующие в процессе производства.
Существует несколько
разновидностей ресурсов:
- природные
ресурсы – это естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, минералы, лес и т. д.);
- человеческие
ресурсы – это физические и умственные усилия, которые затрачивает работник в процессе производства продукции;
- капитальные
ресурсы – это фабрики, машины, инструменты, а также деньги, расходуемые на их приобретение;
- предпринимательские
ресурсы – управленческие навыки людей, которые необходимы для организации процесса производства.
Те ресурсы, которые вовлекаются
в процесс производства продукции, являют
собой факторы производства.
Рассмотрим их основные
виды:
- земля – это природные блага, используемые в процессе производства (воздух, лес, полезные ископаемые и т. п.); земля – ресурс ограниченный, за него взимается плата, которая называется рентой;
- труд – это физические и умственные усилия, которые использует человек при производстве товаров и услуг; человек соглашается реализовывать свою способность к труду за плату, которая называется заработной;
- капитал затрачивается в процессе
производства, следовательно, он будет
предоставляться в использование за плату,
называемую процентом на капитал;
- предпринимательство сводит
воедино в производственном процессе
землю, труд и капитал и получает за риск
и усилия, вкладываемые в бизнес, плату,
называемую прибылью (а в случае неудачи
предприниматель один несет все убытки).
- Экономические блага: классификация,
основные характеристики.
Благими называются
средства, удовлетворяющие потребности
людей. Одни блага имеются в почти неограниченных
масштабах (например, воздух), другие –
в ограниченном размере называются экономическими благами.
Экономические блага делятся
на долговременные,
предполагающие многоразовое использование
(книга, машина, телевизор и т.д.), и недолговременные,
используемые в процессе разового потребления
(мясо, молоко, хлеб и т.д.). среди благ выделяют взаимозаменяемые
(субституты) и взаимодополняемые (комплетарные).
К субститутам относятся не только многие
потребительские товары и производственные
ресурсы, но и услуги транспорта (автомобильного,
железнодорожного, воздушного, морского),
сферы досуга (театр, кино, музей) и т.д.
Примерами взаимодополняемых товаров
являются автомобиль и бензин, ручка и
бумага, стол и стул. Экономические блага
также могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские)
и косвенные (производственные).
- Проблема выбора в экономике.
Производственные возможности общества
и их границы. Закон замещения.
При рассмотрении проблемы
ресурсов необходимо обратить внимание
на то, что все экономические ресурсы,
или факторы производства, обладают одной
коренной особенностью. Они либо редкие,
либо количественно ограниченные. Наша
земля содержит только ограниченное количество
ресурсов, которые можно использовать
в производстве. Рабочее время также ограничено.
А вывод такой: поскольку наши потребности
постоянно растут, ресурсы редкие, то общество
не в состоянии полностью удовлетворить
все материальные потребности. Более того,
необходимо принимать решения о том, какие
товары и услуги следует производить,
а от каких временно отказаться. Поэтому
остается только добиться возможно наибольшего
удовлетворения определенных потребностей,
эффективности использования редких ресурсов.
Кривая производственных возможностей показывает' максимально возможный
объем одновременного производства двух
благ при заданных ресурсах и технологиях,
которыми располагает данное общество.
Каждая точка на кривой представляет максимально
возможный объем производства двух продуктов.
Общество определяет, какую комбинацию
этих продуктов оно выбирает. В связи с
этим кривую называют
границей производственных возможностей.
Производственные
возможности – это то максимальное количество
товаров и услуг, которое может быть одновременно
произведено за данный период времени,
при данных ресурсах и технологии. При
этом имеется в виду, что все наличные
ресурсы (рабочая сила, средства производства
и другие хозяйственные факторы) используются
наиболее полно и эффективно.
Закон замещения
Полностью загруженная экономика
всегда должна при наращивании производства
одного товара, сокращать производство
какого либо другого товара. (ПРИМЕР: Двигаясь
по кривой производственных возможностей,
действительно, мы видим, что с увеличением
производства масла выпуск пушек сокращается,
и наоборот).
- Экономическая система общества:
понятие, элементы и уровни экономической
системы. Классификация экономических
систем.
Экономическая система – это сложная упорядоченная совокупность
всех видов хозяйственной деятельности
общества, реализующаяся через функционирование
производительных сил и осуществляющаяся
в формах определенных производственных
отношений, целью которой является
удовлетворение потребностей общества
в материальных благах и услугах.
Экономическая система имеет
определенную структуру. И поскольку экономическая
система охватывает два вида отношений: отношение людей
к природе, к факторам производства и отношение
друг к другу в ходе производства и после
него, то можно выделить две подсистемы: производительные
силы и производственные отношения.
Производительные
силы общества есть совокупность
личных и вещественных факторов производства
в их взаимодействии, т.е. это люди и средства
производства.
Производственные отношения
– это общественные условия производства
материальных благ и услуг.
Производственные отношения имеют субъекты
(кто их осуществляет) и объекты (по поводу
чего они осуществляются).
Классификация экономических
систем
Формационный подход. В соответствии с формационным
подходом историческое развитие общества
сводится к смене одной общественно экономической
формации другой, более прогрессивной.
Стадийный подход. По его мнению, общество в своем
развитии проходит пять стадий: традиционное
общество (примитивная техника, преобладание
сельского хозяйства в экономике, господство
крупных землевладельцев); переходное
общество (централизованное государство,
предпринимательство); стадия
сдвига (промышленная революция); стадия
зрелости ( HTP , господство городского
населения); стадия массового потребления
(приоритетная роль сферы услуг, производства
потребительских товаров).
Цивилизационный
подход. Суть цивилизационного подхода
заключается в том, что историческое движение
общества рассматривается как развитие
различных этапов (циклов) цивилизации.
Информационный подход. на основе такого критерия,
как уровень развития техники, выделяет
индустриальное, постиндустриальное,
не индустриальное (информационное) общество