Шпаргалка по дисциплине "Экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 17:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

Shpory.docx

— 193.15 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Безработица, причины, типы. Уровень безработицы. Социально-экономические  последствия безработицы.

Безработица — социально-экономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически активного населения, способной и желающей трудиться.

Выделяют три основные причины безработицы:

  1. потеря работы (увольнение);
  2. добровольный уход с работы;
  3. первое появление на рынке труда.

 Различают три типа  безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная безработица связана с поиском работы. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации.

Причина структурной безработицы – несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

 Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы.

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Особенности  государственной политики занятости  в Республике Беларусь

В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

  1. обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
  2. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  3. поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  4. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  5. принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью и т.д.

Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Инфляция, ее  определение, причины и измерение. Социально-экономические последствия  инфляции.

Инфляция — это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен.

Причины инфляции:

  1. монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета;
  2. структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;
  3. внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Последствия инфляции:

  1. расхождение в оценках между денежными потоками и денежными запасами. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Обесцениваются также и ценные бумаги. Резко обостряются проблемы эмиссии денег;
  2. стихийное, неконтролируемое перераспределение доходов: при инфляции проигрывают кредиторы, продавцы, экспортеры, работники бюджетных предприятий, а выигрывают должники, покупатели, импортеры, работники реального сектора. Благодаря инфляции возникают «мнимые» доходы, которые могут и не поступать в финансовую систему;
  3. искажает все основные экономические показатели: ВВП, рентабельность, процент и т. п.;
  4. рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Потребление, сбережение, инвестиции и их взаимосвязь с доходом.

Совокупный спрос во многом зависит от суммарных расходов населения на покупку потребительских товаров и услуг, или совокупного потребления.

Потребление - это общее количество товаров, купленных и потребленных в течение определенного периода. Объем потребления зависит от объективных и субъективных факторов. Основным объективным фактором, определяющим уровень потребления, является располагаемый доход. Он представляет собой средства, остающиеся у населения после уплаты налогов государству и используемые им по личному усмотрению.

Сбережения – это та часть располагаемого дохода, которая в настоящее время не потребляется, а предназначена для удовлетворения будущих потребностей. Следовательно, сбережения представляют собой разницу между располагаемым доходом  и потребительскими расходами.

Мотивами сбережений населения могут выступать:  приобретение недвижимости;  покупка дорогостоящих товаров и туризм;  обеспечение в старости;  страхование от непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастный случай и т.д.);  обеспечение детей в будущем.

Инвестиции – это вложения государственного или частного капитала в различные отрасли экономики как внутри страны, так и за ее пределами, с целью получения прибыли. Основу инвестиций составляют сбережения.

По составу различают валовые и чистые инвестиции.

Валовые инвестиции представляют собой всю сумму капиталовложений, равную полному спросу на средства производства за определенный период времени.

Чистые инвестиции - это сумма капиталовложений, равная объему валовых инвестиций за вычетом амортизации (суммы капиталовложений, необходимых для замены физически изношенного или морально устаревшего оборудования).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Финансовая  система: принципы построение и  структура

Финансы — это экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения в денежной форме части стоимости национального продукта, создания и использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.

Финансы выполняют две основные функции:

распределительную- связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта.

контрольную — обусловлена тем, что движение денежных средств может количественно отображаться различными финансовыми показателями, которые “сообщают”, как распределяются и как используются финансовые ресурсы.

Основным принципом построения финансовых систем является фискальный федерализм. Он предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями власти.

Принципы построения финансовой системы в значительной мере определяют ее структуру. В финансовую систему входят государственные централизованные и децентрализованные финансы.

В зависимости от формы собственности выделяют финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных и др. Согласно отраслевой структуре различают финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Государственный  бюджет. Основные тенденции формирования  и расходования бюджетных средств.

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д.

Функции госбюджета:

1) перераспределение национального  дохода

2) стабилизация процесса  общественного воспроизводства

3) осуществление государственной  социальной политики.

 

Бюджет является категорией сложной и многообразной, отражающей движение других категорий, например доходов и расходов бюджета. Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с хозяйствующими субъектами и населением по поводу изъятия у них части денежных средств в целях формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с расходованием бюджетного фонда на определенные цели.

На каждом уровне управления бюджетный фонд имеет систему формирования доходов и расходов; сложную систему исполнения бюджетов, которую можно представить как совокупность:

- источников финансовых  ресурсов;

- объектов бюджетного  инвестирования;

- органов управления;

- инфраструктуры и алгоритмов  их взаимоотношений, обеспечивающих  достижение целей бюджета во  множестве возможных реальных  условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44.Налоги и налоговые  системы. Функции налогов. Классификация  налогов. Кривая Лаффера

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в целях удовлетворения общественных потребностей.

Функции налогов:  фискальная - образование государственных денежных фондов; регулирующая;  стимулирующая; социальная.

Каждый налог содержит:

 субъект – налогоплательщик

 объект – предмет налогообложения

 источник – доход субъекта

 единицу обложения – ед. изм. объекта

 налоговую  ставку – величина налога на ед. объекта

 налоговый оклад – величина налога, уплачиваемая субъектом за ед. объекта

 налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта от налогообложения

Налоговая система – различные виды налогов, классифицируемые по разным признакам.

Классификация налогов:

А) по отношениям плательщика и государства:  прямые (выплачиваемые непосредственно);  косвенные (входящие в стоимость товаров, услуг);  социальное страхование.

Б) по органам взимания: государственные (центральное правительство);  местные (органы управления);  межгосударственные (правительство союза нескольких стран).

В) по направлению: общие (общ. бюджет, общ. цели);  специальные (спец. бюджет, спец. цели).

Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.  Данная зависимость выражается в Кривой Лаффера.

На уровне  размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет.

Налоговые поступления возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды спада.

А трансфертные платежи, напротив, сокращаются в периоды экономического роста и увеличиваются в периоды спада.

 

 

 

 

45. Фискальная  политика. Инструменты фискальной  политики. Виды фискальной политики.

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

  Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика"