38. Безработица, причины,
типы. Уровень безработицы. Социально-экономические
последствия безработицы.
Безработица — социально-экономическое
явление, выступающее как отсутствие занятости
у определенной, большей или меньшей части
экономически активного населения, способной
и желающей трудиться.
Выделяют
три основные причины безработицы:
- потеря работы (увольнение);
- добровольный уход
с работы;
- первое появление
на рынке труда.
Различают три типа
безработицы: фрикционную, структурную
и циклическую.
Фрикционная безработица связана с поиском работы. Особенностью
фрикционной безработицы является то,
что работу ищут уже готовые специалисты
с определенным уровнем профессиональной
подготовки и квалификации.
Причина структурной
безработицы – несоответствие структуры
рабочей силы структуре рабочих мест.
Выделяют экономические
и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на
индивидуальном уровне, так и на общественном
уровне.
Неэкономические
последствия безработицы - это психологические
и социальные и политические последствия
потери работы.
Экономические последствия
безработицы на индивидуальном уровне заключаются
в потере дохода или части дохода (т.е.
снижении текущего дохода), а также в потере
квалификации (что особенно плохо для
людей новейших профессий) и поэтому уменьшении
шансов найти высокооплачиваемую, престижную
работу в будущем (т.е. возможном снижении
уровня будущих доходов).
39. Особенности
государственной политики занятости
в Республике Беларусь
В Беларуси основные принципы
политики занятости определены в соответствии
с Законом «О занятости населения Республики
Беларусь». Государственная политика
в области занятости населения основывается
на следующих принципах:
- обеспечение равных возможностей
всем трудоспособным гражданам;
- предоставление социальных
гарантий и компенсаций безработным;
- поддержание трудовой инициативы
граждан, содействие и поощрение в развитии
их способностей к производительному
и творческому труду;
- обеспечение мер, направленных
на предотвращение безработицы;
- принятие дополнительных мер,
содействующих трудоустройству граждан
с ограниченной трудоспособностью и т.д.
Государственная служба занятости
наделена широкими полномочиями. Она имеет
право заключать договоры с нанимателями
о направлении к ним граждан (при наличии
свободных мест) для трудоустройства;
запрашивать у нанимателей сведения о
наличии вакансий, а также получать информацию
о высвобождении рабочей силы в связи
с ликвидацией предприятия, сокращением
численности или штата работников; вносить
в местные Советы депутатов предложения
по установлению предприятиям и организациям
всех форм собственности брони для приёма
на работу лиц, не способных на равных
условиях конкурировать на рынке труда;
взыскивать в установленном порядке штрафы
за нарушение Закона о занятости; направлять
безработных в установленном законом
порядке на другую работу в другую местность
и др.
40. Инфляция, ее
определение, причины и измерение.
Социально-экономические последствия
инфляции.
Инфляция — это переполнение каналов
денежного обращения избыточной денежной
массой, проявляемое в росте товарных
цен.
Причины инфляции:
- монетарные: несоответствие
денежного спроса и товарной массы, когда
спрос на товары и услуги превышает размер
товарооборота; превышение доходов над
потребительскими расходами; дефицит
государственного бюджета;
- структурные причины: деформация
народно-хозяйственной структуры, выражающаяся
в отставании развития отраслей потребительского
сектора; снижение эффективности капиталовложения
и сдерживание роста потребления; несовершенство
системы управления экономикой;
- внешние причины — сокращение
поступлений от внешней торговли, отрицательное
сальдо внешнеторгового платежного баланса.
Последствия инфляции:
- расхождение в оценках между
денежными потоками и денежными запасами.
Все денежные запасы (вклады, кредиты,
остатки на счетах и др.) обесцениваются.
Обесцениваются также и ценные бумаги.
Резко обостряются проблемы эмиссии денег;
- стихийное, неконтролируемое
перераспределение доходов: при инфляции
проигрывают кредиторы, продавцы, экспортеры,
работники бюджетных предприятий, а выигрывают
должники, покупатели, импортеры, работники
реального сектора. Благодаря инфляции возникают «мнимые» доходы, которые могут и не поступать в финансовую систему;
- искажает все основные экономические
показатели: ВВП, рентабельность, процент
и т. п.;
- рост цен сопровождается падением
валютного курса национальной денежной
единицы.
41. Потребление, сбережение,
инвестиции и их взаимосвязь с доходом.
Совокупный спрос во многом
зависит от суммарных расходов населения
на покупку потребительских товаров и
услуг, или совокупного потребления.
Потребление - это общее количество товаров,
купленных и потребленных в течение определенного
периода. Объем потребления зависит от
объективных и субъективных факторов. Основным объективным
фактором, определяющим уровень потребления,
является располагаемый доход. Он представляет
собой средства, остающиеся у населения
после уплаты налогов государству и используемые
им по личному усмотрению.
Сбережения – это та часть располагаемого
дохода, которая в настоящее время не потребляется,
а предназначена для удовлетворения будущих
потребностей. Следовательно, сбережения
представляют собой разницу между располагаемым
доходом и потребительскими расходами.
Мотивами сбережений
населения могут выступать: приобретение недвижимости;
покупка дорогостоящих товаров и туризм;
обеспечение в старости; страхование
от непредвиденных обстоятельств (болезнь,
несчастный случай и т.д.); обеспечение
детей в будущем.
Инвестиции – это вложения государственного
или частного капитала в различные отрасли
экономики как внутри страны, так и за
ее пределами, с целью получения прибыли.
Основу инвестиций составляют сбережения.
По составу различают валовые
и чистые инвестиции.
Валовые инвестиции представляют собой всю сумму
капиталовложений, равную полному спросу
на средства производства за определенный
период времени.
Чистые инвестиции - это сумма капиталовложений,
равная объему валовых инвестиций за вычетом
амортизации (суммы капиталовложений,
необходимых для замены физически изношенного
или морально устаревшего оборудования).
42. Финансовая
система: принципы построение и
структура
Финансы — это экономические отношения,
возникающие в процессе распределения,
перераспределения в денежной форме части
стоимости национального продукта, создания
и использования на этой основе денежных
фондов, необходимых для удовлетворения
общественных потребностей.
Финансы выполняют
две основные функции:
распределительную- связана с распределением и
перераспределением части стоимости общественного
продукта.
контрольную — обусловлена тем, что движение
денежных средств может количественно
отображаться различными финансовыми
показателями, которые “сообщают”, как
распределяются и как используются финансовые
ресурсы.
Основным принципом
построения финансовых систем является фискальный федерализм.
Он предполагает разделение полномочий
в финансовой сфере между разными уровнями
власти.
Принципы построения финансовой
системы в значительной мере определяют
ее структуру. В
финансовую систему входят государственные
централизованные и децентрализованные
финансы.
В зависимости от формы собственности
выделяют финансы государственных предприятий,
кооперативных, акционерных и др. Согласно
отраслевой структуре различают финансы
промышленных, сельскохозяйственных,
торговых предприятий и т.д.
43. Государственный
бюджет. Основные тенденции формирования
и расходования бюджетных средств.
Государственный
бюджет - важнейший финансовый документ
страны. Он представляет собой совокупность
финансовых смет всех ведомств, государственных
служб, правительственных программ и т.
д.
Функции госбюджета:
1) перераспределение национального
дохода
2) стабилизация процесса
общественного воспроизводства
3) осуществление государственной
социальной политики.
Бюджет является категорией
сложной и многообразной, отражающей движение
других категорий, например доходов и
расходов бюджета. Доходы бюджета отражают
экономические отношения, возникающие
у государства с хозяйствующими субъектами
и населением по поводу изъятия у них части
денежных средств в целях формирования
бюджетного фонда. Расходы бюджета отражают
экономические отношения, возникающие
в связи с расходованием бюджетного фонда
на определенные цели.
На каждом уровне управления
бюджетный фонд имеет систему формирования
доходов и расходов; сложную систему исполнения
бюджетов, которую можно представить как совокупность:
- источников финансовых
ресурсов;
- объектов бюджетного
инвестирования;
- органов управления;
- инфраструктуры и алгоритмов
их взаимоотношений, обеспечивающих
достижение целей бюджета во
множестве возможных реальных
условий.
44.Налоги и налоговые
системы. Функции налогов. Классификация
налогов. Кривая Лаффера
Налоги – это обязательные платежи,
взимаемые центральными и местными органами
власти с физических и юридических лиц
в целях удовлетворения общественных
потребностей.
Функции налогов: фискальная -
образование государственных денежных
фондов; регулирующая; стимулирующая; социальная.
Каждый налог содержит:
субъект – налогоплательщик
объект – предмет
налогообложения
источник – доход субъекта
единицу обложения
– ед. изм. объекта
налоговую
ставку – величина налога на ед. объекта
налоговый оклад
– величина налога, уплачиваемая субъектом
за ед. объекта
налоговые льготы
– полное или частичное освобождение
субъекта от налогообложения
Налоговая система – различные виды налогов,
классифицируемые по разным признакам.
Классификация налогов:
А) по отношениям плательщика
и государства: прямые (выплачиваемые
непосредственно); косвенные (входящие
в стоимость товаров, услуг); социальное
страхование.
Б) по органам взимания:
государственные (центральное правительство);
местные (органы управления); межгосударственные
(правительство союза нескольких стран).
В) по направлению:
общие (общ. бюджет, общ. цели); специальные
(спец. бюджет, спец. цели).
Повышение налоговых ставок
до определенного момента будет вести
к увеличению собранных налогов. Дальнейший
рост налогов подрывает стимулы к производственной
деятельности (так как большая часть дохода
должна быть перечислена в государственный
бюджет), тормозит рост научно-технического
прогресса, замедляет экономический рост
и ведет к уменьшению поступлений налогов
в бюджет. Данная зависимость
выражается в Кривой Лаффера.
На уровне размер налоговых
ставок оптимален и обеспечивает наибольшее
поступление денежных средств в бюджет.
Налоговые поступления возрастают
в периоды экономического подъема и сокращаются
в периоды спада.
А трансфертные платежи, напротив,
сокращаются в периоды экономического
роста и увеличиваются в периоды спада.
45. Фискальная
политика. Инструменты фискальной
политики. Виды фискальной политики.
Фискальная политика – это политика регулирования
правительством прежде всего совокупного
спроса. Регулирование экономики в этом
случае происходит с помощью воздействия
на величину совокупных расходов. Однако
некоторые инструменты фискальной политики
могут использоваться для воздействия
и на совокупное предложение через влияние
на уровень деловой активности. Фискальную
политику проводит правительство.
Инструментами фискальной
политики выступают расходы и доходы
государственного бюджета, а именно: 1)
государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.
Целями фискальной
политики как любой стабилизационной политики, направленной на
сглаживание циклических колебаний экономики,
являются обеспечение: 1) стабильного экономического
роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде
всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы
инфляции).
Выделяют два вида
фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде,
имеет целью сокращение рецессионного
разрыва выпуска и снижение уровня безработицы
и направлена на увеличение совокупного
спроса (совокупных расходов). Ее инструментами
выступают: а) увеличение государственных
закупок; б) снижение налогов; в) увеличение
трансфертов. Сдерживающаая фискальная
политика используется при буме (при перегреве
экономики) имеет целью сокращение инфляционного
разрыва выпуска и снижение инфляции и
направлена на сокращение совокупного
спроса (совокупных расходов). Ее инструментами
являются: а) сокращение государственных
закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение
трансфертов.