38. Безработица, причины, 
типы. Уровень безработицы. Социально-экономические 
последствия безработицы.
Безработица — социально-экономическое 
явление, выступающее как отсутствие занятости 
у определенной, большей или меньшей части 
экономически активного населения, способной 
и желающей трудиться.
Выделяют 
три основные причины безработицы:
  - потеря работы (увольнение); 
- добровольный уход 
  с работы; 
- первое появление 
  на рынке труда. 
 Различают три типа 
безработицы: фрикционную, структурную 
и циклическую.
Фрикционная безработица связана с поиском работы. Особенностью 
фрикционной безработицы является то, 
что работу ищут уже готовые специалисты 
с определенным уровнем профессиональной 
подготовки и квалификации.
Причина структурной 
безработицы – несоответствие структуры 
рабочей силы структуре рабочих мест. 
Выделяют экономические 
и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на 
индивидуальном уровне, так и на общественном 
уровне.
 Неэкономические 
последствия безработицы - это психологические 
и социальные и политические последствия 
потери работы. 
Экономические последствия 
безработицы на индивидуальном уровне заключаются 
в потере дохода или части дохода (т.е. 
снижении текущего дохода), а также в потере 
квалификации (что особенно плохо для 
людей новейших профессий) и поэтому уменьшении 
шансов найти высокооплачиваемую, престижную 
работу в будущем (т.е. возможном снижении 
уровня будущих доходов).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
39. Особенности 
государственной политики занятости 
в Республике Беларусь
В Беларуси основные принципы 
политики занятости определены в соответствии 
с Законом «О занятости населения Республики 
Беларусь». Государственная политика 
в области занятости населения основывается 
на следующих принципах:
  - обеспечение равных возможностей 
  всем трудоспособным гражданам;
- предоставление социальных 
  гарантий и компенсаций безработным;
- поддержание трудовой инициативы 
  граждан, содействие и поощрение в развитии 
  их способностей к производительному 
  и творческому труду;
- обеспечение мер, направленных 
  на предотвращение безработицы;
- принятие дополнительных мер, 
  содействующих трудоустройству граждан 
  с ограниченной трудоспособностью и т.д. 
Государственная служба занятости 
наделена широкими полномочиями. Она имеет 
право заключать договоры с нанимателями 
о направлении к ним граждан (при наличии 
свободных мест) для трудоустройства; 
запрашивать у нанимателей сведения о 
наличии вакансий, а также получать информацию 
о высвобождении рабочей силы в связи 
с ликвидацией предприятия, сокращением 
численности или штата работников; вносить 
в местные Советы депутатов предложения 
по установлению предприятиям и организациям 
всех форм собственности брони для приёма 
на работу лиц, не способных на равных 
условиях конкурировать на рынке труда; 
взыскивать в установленном порядке штрафы 
за нарушение Закона о занятости; направлять 
безработных в установленном законом 
порядке на другую работу в другую местность 
и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
40. Инфляция, ее 
определение, причины и измерение. 
Социально-экономические последствия 
инфляции.
Инфляция — это переполнение каналов 
денежного обращения избыточной денежной 
массой, проявляемое в росте товарных 
цен.
Причины инфляции:
  - монетарные: несоответствие 
  денежного спроса и товарной массы, когда 
  спрос на товары и услуги превышает размер 
  товарооборота; превышение доходов над 
  потребительскими расходами; дефицит 
  государственного бюджета; 
- структурные причины: деформация 
  народно-хозяйственной структуры, выражающаяся 
  в отставании развития отраслей потребительского 
  сектора; снижение эффективности капиталовложения 
  и сдерживание роста потребления; несовершенство 
  системы управления экономикой;
- внешние причины — сокращение 
  поступлений от внешней торговли, отрицательное 
  сальдо внешнеторгового платежного баланса.
Последствия инфляции:
  - расхождение в оценках между 
  денежными потоками и денежными запасами. 
  Все денежные запасы (вклады, кредиты, 
  остатки на счетах и др.) обесцениваются. 
  Обесцениваются также и ценные бумаги. 
  Резко обостряются проблемы эмиссии денег;
- стихийное, неконтролируемое 
  перераспределение доходов: при инфляции 
  проигрывают кредиторы, продавцы, экспортеры, 
  работники бюджетных предприятий, а выигрывают 
  должники, покупатели, импортеры, работники 
  реального сектора. Благодаря инфляции возникают «мнимые» доходы, которые могут и не поступать в финансовую систему;
- искажает все основные экономические 
  показатели: ВВП, рентабельность, процент 
  и т. п.;
- рост цен сопровождается падением 
  валютного курса национальной денежной 
  единицы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
41. Потребление, сбережение, 
инвестиции и их взаимосвязь с доходом.
Совокупный спрос во многом 
зависит от суммарных расходов населения 
на покупку потребительских товаров и 
услуг, или совокупного потребления. 
Потребление  - это общее количество товаров, 
купленных и потребленных в течение определенного 
периода. Объем потребления зависит от 
объективных и субъективных факторов. Основным объективным 
фактором, определяющим уровень потребления, 
является располагаемый доход. Он представляет 
собой средства, остающиеся у населения 
после уплаты налогов государству и используемые 
им по личному усмотрению. 
Сбережения – это та часть располагаемого 
дохода, которая в настоящее время не потребляется, 
а предназначена для удовлетворения будущих 
потребностей. Следовательно, сбережения 
представляют собой разницу между располагаемым 
доходом  и потребительскими расходами.
Мотивами сбережений 
населения могут выступать:  приобретение недвижимости;  
покупка дорогостоящих товаров и туризм;  
обеспечение в старости;  страхование 
от непредвиденных обстоятельств (болезнь, 
несчастный случай и т.д.);  обеспечение 
детей в будущем.
Инвестиции – это вложения государственного 
или частного капитала в различные отрасли 
экономики как внутри страны, так и за 
ее пределами, с целью получения прибыли. 
Основу инвестиций составляют сбережения.
По составу различают валовые 
и чистые инвестиции.
Валовые инвестиции представляют собой всю сумму 
капиталовложений, равную полному спросу 
на средства производства за определенный 
период времени.
Чистые инвестиции - это сумма капиталовложений, 
равная объему валовых инвестиций за вычетом 
амортизации (суммы капиталовложений, 
необходимых для замены физически изношенного 
или морально устаревшего оборудования).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
42. Финансовая 
система: принципы построение и 
структура
Финансы — это экономические отношения, 
возникающие в процессе распределения, 
перераспределения в денежной форме части 
стоимости национального продукта, создания 
и использования на этой основе денежных 
фондов, необходимых для удовлетворения 
общественных потребностей.
Финансы выполняют 
две основные функции:
распределительную- связана с распределением и 
перераспределением части стоимости общественного 
продукта.
контрольную — обусловлена тем, что движение 
денежных средств может количественно 
отображаться различными финансовыми 
показателями, которые “сообщают”, как 
распределяются и как используются финансовые 
ресурсы.
Основным принципом 
построения финансовых систем является фискальный федерализм. 
Он предполагает разделение полномочий 
в финансовой сфере между разными уровнями 
власти.
Принципы построения финансовой 
системы в значительной мере определяют 
ее структуру. В 
финансовую систему входят государственные 
централизованные и децентрализованные 
финансы. 
В зависимости от формы собственности 
выделяют финансы государственных предприятий, 
кооперативных, акционерных и др. Согласно 
отраслевой структуре различают финансы 
промышленных, сельскохозяйственных, 
торговых предприятий и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
43. Государственный 
бюджет. Основные тенденции формирования 
и расходования бюджетных средств.
Государственный 
бюджет - важнейший финансовый документ 
страны. Он представляет собой совокупность 
финансовых смет всех ведомств, государственных 
служб, правительственных программ и т. 
д. 
Функции госбюджета:
1) перераспределение национального 
дохода
2) стабилизация процесса 
общественного воспроизводства
3) осуществление государственной 
социальной политики.
 
Бюджет является категорией 
сложной и многообразной, отражающей движение 
других категорий, например доходов и 
расходов бюджета. Доходы бюджета отражают 
экономические отношения, возникающие 
у государства с хозяйствующими субъектами 
и населением по поводу изъятия у них части 
денежных средств в целях формирования 
бюджетного фонда. Расходы бюджета отражают 
экономические отношения, возникающие 
в связи с расходованием бюджетного фонда 
на определенные цели.
На каждом уровне управления 
бюджетный фонд имеет систему формирования 
доходов и расходов; сложную систему исполнения 
бюджетов, которую можно представить как совокупность:
- источников финансовых 
ресурсов;
- объектов бюджетного 
инвестирования;
- органов управления;
- инфраструктуры и алгоритмов 
их взаимоотношений, обеспечивающих 
достижение целей бюджета во 
множестве возможных реальных 
условий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
44.Налоги и налоговые 
системы. Функции налогов. Классификация 
налогов. Кривая Лаффера
Налоги – это обязательные платежи, 
взимаемые центральными и местными органами 
власти с физических и юридических лиц 
в целях удовлетворения общественных 
потребностей.
Функции налогов:  фискальная - 
образование государственных денежных 
фондов; регулирующая;  стимулирующая; социальная.
Каждый налог содержит:
 субъект – налогоплательщик
 объект – предмет 
налогообложения
 источник – доход субъекта
 единицу обложения 
– ед. изм. объекта
 налоговую 
ставку – величина налога на ед. объекта
 налоговый оклад 
– величина налога, уплачиваемая субъектом 
за ед. объекта
 налоговые льготы 
– полное или частичное освобождение 
субъекта от налогообложения
Налоговая система – различные виды налогов, 
классифицируемые по разным признакам.
Классификация налогов:
А) по отношениям плательщика 
и государства:  прямые (выплачиваемые 
непосредственно);  косвенные (входящие 
в стоимость товаров, услуг);  социальное 
страхование.
Б) по органам взимания:  
государственные (центральное правительство);  
местные (органы управления);  межгосударственные 
(правительство союза нескольких стран).
В) по направлению:  
общие (общ. бюджет, общ. цели);  специальные 
(спец. бюджет, спец. цели).
Повышение налоговых ставок 
до определенного момента будет вести 
к увеличению собранных налогов. Дальнейший 
рост налогов подрывает стимулы к производственной 
деятельности (так как большая часть дохода 
должна быть перечислена в государственный 
бюджет), тормозит рост научно-технического 
прогресса, замедляет экономический рост 
и ведет к уменьшению поступлений налогов 
в бюджет.  Данная зависимость 
выражается в Кривой Лаффера.
На уровне  размер налоговых 
ставок оптимален и обеспечивает наибольшее 
поступление денежных средств в бюджет.
Налоговые поступления возрастают 
в периоды экономического подъема и сокращаются 
в периоды спада.
А трансфертные платежи, напротив, 
сокращаются в периоды экономического 
роста и увеличиваются в периоды спада.
 
 
 
 
45. Фискальная 
политика. Инструменты фискальной 
политики. Виды фискальной политики.
Фискальная политика – это политика регулирования 
правительством прежде всего совокупного 
спроса. Регулирование экономики в этом 
случае происходит с помощью воздействия 
на величину совокупных расходов. Однако 
некоторые инструменты фискальной политики 
могут использоваться для воздействия 
и на совокупное предложение через влияние 
на уровень деловой активности. Фискальную 
политику проводит правительство. 
  Инструментами фискальной 
политики выступают расходы и доходы 
государственного бюджета, а именно: 1) 
государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.
Целями фискальной 
политики как любой стабилизационной политики, направленной на 
сглаживание циклических колебаний экономики, 
являются обеспечение: 1) стабильного экономического 
роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде 
всего решение проблемы циклической безработицы); 
3) стабильного уровня цен (решение проблемы 
инфляции).
Выделяют два вида 
фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, 
имеет целью сокращение рецессионного 
разрыва выпуска и снижение уровня безработицы 
и направлена на увеличение совокупного 
спроса (совокупных расходов). Ее инструментами 
выступают: а) увеличение государственных 
закупок; б) снижение налогов; в) увеличение 
трансфертов. Сдерживающаая фискальная 
политика используется при буме (при перегреве 
экономики) имеет целью сокращение инфляционного 
разрыва выпуска и снижение инфляции и 
направлена на сокращение совокупного 
спроса (совокупных расходов). Ее инструментами 
являются: а) сокращение государственных 
закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение 
трансфертов.