Бюджетный дефицит – это превышение расходов
над доходами государственного бюджетного
фонда. Являясь финансовой категорией,
бюджетный дефицит выступает производным
от государственного бюджета и выражает
его состояние, при котором доходы не покрывают
всех расходов в силу роста предельных
общественных издержек производства,
что приводит к отрицательному сальдо
бюджета.
Выделяют следующие
возможные причины бюджетного дефицита:
Ø Циклические спады
в экономике.
Ø Рост государственных
расходов
Ø Ограниченность финансовых
возможностей государства мобилизовать
необходимые доходы (сознательное сокращение
налогов в целях стимулирования деятельности
субъектов хозяйствования или из-за низкой
собираемости доходов)
Ø Превышение сбережений
над инвестициями.
Ø Чрезвычайные обстоятельства
(войны, стихийные бедствия и др.
Государственный
долг – это накопленная сумма задолженности
(включая проценты по ней) по обязательствам
государства перед физическими и юридическими
лицами-резидентами, иностранными государствами,
международными организациями и иными
субъектами международного права. Различают капитальный
и текущий государственный долг.
Капитальный государственный
долг представляет собой всю сумму
выпущенных и непогашенных долговых обязательств
государства на определённую дату, включая
начисленные проценты
Текущий государственный
долг – это сумма задолженности,
которую необходимо погасить в текущем
периоде.
Стабилизировать
и уменьшить государственный долг можно
3 способами:
1) Увеличив доходы
бюджета и уменьшив его расходы;
2) Осуществив монетизацию
бюджетного дефицита;
3) Полностью или
частично отказавшись от уплаты
долга.
47. Деньги, их свойства
и функции. Закон количества денег,
необходимого для обращения.
Деньги — особый товар, служащий всеобщим
эквивалентом.
Главное свойство
денег — абсолютная ликвидность.
Ликвидность — это мера того, насколько
быстро можно обменять какой-либо актив
на наличные деньги.
Денежная система не может существовать
без денег. Она охватывает все денежные
отношения, которые складываются в том
или ином обществе.
Деньги - это средство, выражающее ценности
товарных ресурсов, участвующих в данное
время в хозяйственной жизни общества,
универсальное воплощение ценности в
формах, соответствующих данному уровню
товарных отношений.
Сущность денег раскрывается
в пяти функциях:
Мера стоимости формируется при образовании
цены, она определяет стоимость товара,
которая измеряется деньгами (т. е. приравнивание
товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение.
Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки (Т — Д) до ее завершения (Д — Т).
Средства платежа
- время платежа не совпадает со временем оплаты, товары продают в кредит, с отсрочкой платежа (Т — О и О — Д).
Средства накопления — денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.
Мировые деньги используются в международных расчетах.
Количество денег,
необходимое для выполнения ими функций
средства обращения и платежа, определяется
законом денежного обращения.
Согласно этому закону, количество
денег в обращении должно обеспечить соблюдение
баланса между ним и стоимостью товаров
и услуг, подлежащих реализации (с учетом
их цен).
48. Банковская
система. Банки и их операции.
Банк — особый кредитный институт,
специализирующийся на аккумулировании
денежных средств и размещении их от своего
имени с целью извлечения прибыли.
Основное назначение
банка — посредничество в перемещении
денежных средств от кредиторов к заемщикам
и в платежах. В результате свободные денежные
средства превращаются в ссудный капитал,
приносящий процент.
Посредничество в
кредите — важнейшая функция банка
как кредитной организации. Она обеспечивает
эффективное перераспределение финансовых
ресурсов в народном хозяйстве на принципах
возвратности, срочности и платности.
Кредитные операции является главным
источником доходов банка.
Посредничество в
платежах — изначальная и основополагающая
функция банков. В рыночной экономике
все хозяйствующие субъекты независимо
от форм собственности имеют расчетные
счета в банках, с помощью которых осуществляются
все безналичные расчеты. На банках лежит
ответственность за своевременное выполнение
поручений своих клиентов по совершению
платежей.
Создание кредитных
средств обращения представляет собой процесс
производства денег банковской системой.
Она способна расширять кредиты и депозиты
путем многократного увеличения денежной
базы. Такое расширение денежной
массы называется эффектом мультипликатора.
Понимание этого процесса требует
наличия представления об основных видах
банковских операций. Все операции делятся на пассивные и активные,
что находит отражение в балансе банка.
По пассиву банки отражают привлечение средств
— образование депозитов, а по активу —
их размещение путем выдачи ссуд или инвестирования,
например, в ценные бумаги.
Таким образом, деятельность
банков имеет чрезвычайно важное общественное
значение. Банки организуют
денежно — кредитный процесс и эмитируют
денежные знаки.
Конкретным результатом банковской
деятельности является банковский продукт.
Банковский продукт — это особые услуги, оказываемые
банком клиентам, и эмитируемые им наличные
и безналичные платежные средства. Специфика
банковского продукта состоит в его нематериальном
содержании и ограниченности сферой денежного
обращения.
в) изменение учетной ставки
(ставки рефинансирования);
г) операции на открытом рынке.
Конечные цели реализуются денежно-кредитной
политикой как одним из направлений экономической
политики в целом, наряду с фискальной,
валютной, внешнеторговой, структурной
и другими видами политики. Промежуточные
цели непосредственно относятся к деятельности
Центрального (Национального) банка и
осуществляются в рыночной экономике
с помощью в основном косвенных инструментов.
Рассмотрим инструменты косвенного
регулирования денежной системы.
Обязательные резервы — это часть суммы депозитов,
которую коммерческие банки должны хранить
в виде беспроцентных вкладов в Центральном
банке (формы хранения могут различаться
по странам). Нормы обязательных резервов
устанавливаются в процентах от объемов
депозитов.
Банки могут хранить и избыточные резервы
- некоторые суммы сверх обязательных
резервов, например, для непредвиденных
случаев увеличения потребности в ликвидных
средствах.
Другим инструментом денежно-кредитного
регулирования является изменение
учетной ставки (или ставки рефинансирования),
по которой Центральный банк выдает кредиты
коммерческим банкам.
Операции на открытом
рынке — третий способ контроля за
денежной массой. Он широко используется
в странах с развитым рынком ценных бумаг
и затруднен в странах, где фондовый рынок
находится в стадии формирования.
Социальная политика
государства представляет собой комплекс
мер, направленных на обеспечение условий
для удовлетворения потребностей, повышение
благосостояния и создание системы социальных
гарантий.
Целями социальной
политики являются нейтрализация негативных
последствий рыночной экономики и обеспечение
благоприятных условий жизни для всех
членов общества. Государство создает
условия и для роста уровня жизни, повышения
доходов малоимущих членов общества, пособий
по безработице и многодетным семьям.
Социальная политика
государства осуществляется по нескольким
направлениям.
Первое направление предполагает, что часть доходов, получаемых
населением, зависит от количества и качества
труда. Со стороны государства необходимо
учитывать тенденции в области занятости,
связанные с сокращением общей численности
занятых в стране, перераспределением
занятых между государственным и негосударственными
секторами экономики, усилением процессов
трудовой миграции.
Второе направление связано с регулированием доходов,
приостановлением социального расслоения,
снижения уровня жизни, бедности. Это определяет
приоритеты в социальной политике, связанные
со стабилизацией уровня жизни, борьбой
с малообеспеченностью.
Особенностью третьего
направления является то, что проводимые
социальные выплаты неимущим слоям населения
не имеют связи с трудом данного работника.
Здесь важное значение приобретает проблема
определения категорий населения, которые
имеют право на социальную помощь.
Таким образом, социальная
политика решает задачи, обеспечивающие создание условий
для роста благосостояния каждого человека
и общества в целом, формирование экономических
стимулов людей для участия в общественном
производстве, воспроизводство оптимальной
структуры общества, создание условий
для всестороннего развития человека,
удовлетворения его потребностей.
51. Уровень и
качество жизни.
Уровень жизни – степень удовлетворения
материальных, духовных и социальных потребностей
населения. Но необходимо учитывать, что
уровень жизни – это динамический процесс,
который испытывает воздействие множества
факторов.
Уровень жизни – это комплексная социально-экономическая
категория, которая отражает уровень развития
физических, духовных и социальных потребностей,
степень их удовлетворения и условия в
общества для развития и удовлетворения
этих потребностей.
Основные задачи
и направления статистического изучения
уровня жизни следующие:
1) общая и всесторонняя
характеристика социально-экономического
благосостояния населения;
2) оценка степени социально-экономической
дифференциации общества, степени
различий по уровню благосостояния
между отдельными социальными, демографическими
и иными группами населения;
3) анализ характера степени
влияния различных социально- экономических
факторов на уровень жизни, изучение
их состава и динамики;
4) выделение и характеристика
малообеспеченных слоев населения,
нуждающихся в социально-экономической
поддержке.
Качество жизни – уровень развития и степень
удовлетворения всего комплекса потребностей,
обеспечивающих благополучие людей. Другими
словами, качество жизни — это совокупность
характеристик, отражающих материальное,
социальное, физическое и культурное благополучие
населения.
Под качеством жизни
также понимают условия человеческого
существования: обеспеченность материальными
благами (пища, одежда, жилье); безопасность;
доступность медицинской помощи; возможности
для получения образования и развития
способностей; состояние природной среды;
социальные отношения в обществе, включая
свободу выражения мнений и влияние граждан
на политические решения.
52. Доходы населения.
Виды доходов. Проблема неравенства
доходов. Кривая Лоренца.
Одним из направлений реализации
социальной политики государства является
регулирование доходов населения. Доход
представляет собой сумму денежных средств,
зарабатываемую и получаемую членами
общества в течение года.
Номинальный доход — это количество денег, полученное
отдельными лицами в течение определенного
периода.
Располагаемый
доход — доход, который может быть
использован на личное потребление и личные
сбережения.
Располагаемый доход
меньше номинального на сумму
налогов и обязательных платежей.
Реальный доход
представляет собой количество товаров
и услуг, которое можно купить на располагаемый
доход в течение определенного периода,
т.е. с поправкой на изменение цен.
Номинальный доход
включает заработную плату, доход от собственного
хозяйства, доходы от предпринимательства
(прибыль), доход от собственности (проценты
по вкладам, ренту и т.д.), трансфертные
платежи (пособия по безработице, выплаты
по социальному страхованию). На величину
доходов оказывает влияние размер заработной
платы, владение собственностью, динамика
розничных цен, степень насыщенности потребительского
рынка товарами, налоги.
Кривая
Лоренца
Чем круче изгиб
кривой и чем дальше она
отклоняется от кривой абсолютного
равенства, тем больше неравенство
в распределении доходов и
наоборот. Степень экономического
неравенства в каждой стране
может быть измерена как площадь
между кривой Лоренца этой
системы и линией абсолютного
равенства.
Таким образом,
неравенство доходов является обязательным
условием эффективного функционирования
рыночной экономики. Поэтому государство
должно вторгаться в сферу перераспределения
доходов, учитывать проблемы равенства
и справедливости, ослаблять социальную
напряженность в обществе и экономическое
неравенство.
53. Социальная
защита в Республике Беларусь:
основные направления и приоритеты
Главной целью социальной политики в республике
является предоставление каждому трудоспособному
человеку возможности своим трудом и предприимчивостью
создать свое и семейное благосостояние,
а для нетрудоспособных и нуждающихся
граждан – обеспечить надежную социальную
защиту. При этом социальная защита должна
быть исключительно адресной и направлена
на конкретные, самые незащищенные группы
и слои населения.
Смысл эффективной адресной социальной
защиты и состоит именно в том, чтобы сконцентрировать
ограниченные ресурсы на удовлетворении
потребностей социально незащищенных
слоев населения.