Шпаргалка по дисциплине "Экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 17:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

Shpory.docx

— 193.15 Кб (Скачать)

В зависимости от типа продукции различают чистую (однородный стандартизированный продукт) и дифференцированную (разнородная продукция одного функционального назначения) олигополию.

Абсолютная, или чистая, монополия существует там, где одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

 

 

 

 

 

 

  1. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.

Предотвратить или ослабить нежелательные последствия рынка можно путем его регулирования. В странах с развитой рыночной экономикой имеет место государственное и негосударственное регулирование рынка.

Государственное регулирование имеет своей целью поддержание конкурентоспособного состояния рынка и исправление отрицательных последствий действия рыночного механизма. В этих целях государство создает определение условия для функционирования рынка. К ним относятся:

  • законодательное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмов их осуществления;
  • защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной сферы приложения труда, знаний, опыта, интеллектуальной и иных форм собственности в сферах, разрешенных законом;
  • гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами хозяйственной деятельности;
  • использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков, ограничение монопольных тенденций, как в государственном, так и негосударственном секторах экономики;
  • осуществление социальной политики защиты населения с низкими доходами;
  • поддержание стабильности, эффективного и устойчивого роста хозяйственных субъектов, как в государственном, так и негосударственном секторах экономики.

Таким образом, современная рыночная экономика – регулируемая экономика, где наряду с рыночным механизмом саморегулирования используются различные методы государственного и негосударственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели.

Рыночная экономика – это качественное состояние, тип функционирования экономической системы, базирующейся на всеобщности рыночных отношений во всех звеньях и стадиях общественного воспроизводства и регулирующих функциях государственных структур.

Эффективное функционирование рыночной экономики предполагает выполнение ряда условий, среди которых главными являются:

  1. Экономическая свобода и самостоятельность хозяйствующих субъектов.
  2. Рыночная экономика может эффективно функционировать, базируясь на многообразных формах собственности.
  3. Необходимым условием поддержания здоровой конкуренции как одного из основополагающих свойств рыночной экономики, является ликвидация монополизма в производстве и реализации товаров;
  4. Рыночные цены формируются под влиянием колебаний спроса и предложения.
  5. Обеспечение примата потребителя.
  6. Устойчивость финансовой и денежной системы.
  7. Открытость экономики.
  8. Обеспечение социальной защищенности населения.
  9. Достаточно полный охват экономики рыночными отношениями,
  10. Развитая инфраструктура

 

Особенности белоруской модели социально-экономичного развития.

Во-первых , в центре белорусской модели социально-экономичного развития находиться человек с его интересами, устремлениями, желанием жить в свободной, демократической и цветущей стране.   Во-вторых , руководство государства отказалась от либеральной модели рынка и взяло на вооружение социально ориентированную модель рыночной экономики.

В-третьих , учитывая опыт стран с развитой рыночной инфраструктурой, Республика Беларусь стала на путь государственного регулирования экономики.

В-четвертых , приостановлено дикая «прихватизация», разграбление кучкой дельцов общенародного богатства и создание крупных частных капиталов, большинство из которых имеют криминальную природу.     В-пятых, народ и государство отказались от купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения, от демонтажа крупного колхозно-совхозного производства и замены ее крестьянским (фермерским) хозяйством.

В-шестых , Республика Беларусь открыта для экономического сотрудничество со всеми странами мира. Она притягивает в народное хозяйство капиталы отечественных и заграничных инвесторов.

 

 

 

18. Спрос. График функции спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса.

Спрос – (D): спрос на товар или услугу – желание и способность покупателей купить какое-либо количество товара по определенной цене. Спрос – это интересы покупателей. Экономическую науку интересует платежеспособный спрос.


 

 

 

 

 

 

                            

Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: обычно чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.

На рынке, как правило, и это видно на примере, при высокой цене при прочих равных условиях приобретается меньшее количество товара, чем при низкой, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить. Это значит, что существует обратная связь между ценой и величиной спроса. Эта обратная связь называется законом спроса.

Эластичность спроса характеризует степень изменения величины спроса при изменении цены. Эластичность спроса показывает, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса.  Эластичность спроса можно определить с помощью коэффициента ценовой эластичности спроса. Представим его следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предложение. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения.

Предложение - это количество товара, которое производители могут и хотят произвести и предложить к продаже на рынке по конкретной цене в течение определенного периода.

С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения.

Сущность закона предложения стоит в прямой зависимости от цены товара и величины предложения. Этот закон показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.

 

                                                          

Предложение так же, подобно спросу, может быть эластичным или. неэластичным. Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемого к продаже. Предложение считается эластичным, если производители чувствительны к изменениям цен. Эту зависимость определяет коэффициент ценовой эластичности предложения  который определяется по следующей формуле:

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Взаимодействие спроса и предложения. Цена равновесия.

Цена спроса - это та цена товара, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель.

У производителей (продавцов) желания и интересы другие. Они заинтересованы продать свой товар подороже. Цена, по которой производитель предлагает свой товар, является ценой предложения. Поэтому рынок должен учесть и уравновесить интересы как покупателей, так и продавцов, найти ту точку соприкосновения, которая удовлетворяла бы их обоих. Когда интересы производителей и потребителей совпадают, получается равновесие рынка. Такое равновесие можно определить как ситуацию на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны (равноценны) при приемлемой для потребителя и производителя цене.

Рыночное равновесие - это лишь момент в движении спроса и предложения. Дело в том, что рынок - это динамичное явление с тенденцией к постоянным переменам. Поэтому рыночным равновесием считают такую точку, вокруг которой предложение и спрос совершают движение без видимых перемен.

В результате взаимодействия спроса и предложения или взаимодействия цены спроса и цены предложения устанавливается рыночная цена. Рыночная цена - это компромиссная цена, по которой товар действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще ценой равновесия, поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Полезность, закон убывающей предельной полезности. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.

Под полезностью понимают то удовлетворение, которое приносит благо потребителю. Полезность рассматривается как способность блага или услуги удовлетворять потребности индивида в результате потребления определенного количества данного блага.

Полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью. На примере с булочками видно, что полезность, которую приносит каждая последующая единица данного блага, меньше полезности предыдущей единицы.

Закон убывающей предельной полезности– это закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы.

Выделяют 3 предпосылки, или аксиомы, теории потребительского выбора:

  1. полная упорядоченность предпочтений потребителя. Делая покупку, потребитель может указать, какой из каждых двух наборов благ лучше другого;

  1. транзитивность предпочтений - для принятия определенного решения и его последующего осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие;

  1. рефлексивность предпочтений – каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше себя самого, т. е. предпочтения потребителя в определенной ситуации выбора должны быть зафиксированы на определенном наборе благ и отношения к ним не должны меняться в той ситуации выбора.

Потребительские предпочтения можно выразить графически в виде кривых безразличия. Кривая безразличия соединяет точки, показывающие все потребительские наборы, которые, доставляют потребителю, с его точки зрения, одинаковое удовлетворение.

Во-первых, кривая безразличия должна иметь отрицательный наклон, если для данного потребителя оба потребляемых товара являются благами.

Во-вторых, потребитель предпочитает набор, лежащий выше (правее) данной кривой безразличия, а наборы лежащие ниже (левее) для него менее желанны.

В-третьих, кривые безразличия не могут пересекаться.

В-четвёртых, кривые безразличия являются выпуклыми по отношению к началу координатных осей, потому что наклон кривой безразличия при движении по ней вниз уменьшается.

 

 

 

 

 

 

  1. Бюджетное ограничение потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена- потребление».

Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:        P1Q1 + P2Q2 ≤ R

       P1 P2 — цены на соответствующие товары Q1 и  Q2

       R — доходы потребителя

Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход-потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни. Если кривая «доход-потребление» - луч, выходящий из начала координат под углом 45° , это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага Х, и блага У. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой.

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирм.

Фирма - первичное хозяйственное образование, предприятие, компания или другая хозяйственная организация, преследующая коммерческие цели. Термин «фирма» произошел от итальянского йгта, что означает «подтверждающая подпись на деловом документе».

Фирма - это наименование, под которым предприятие, компания выступают в хозяйственной практике. Каждая фирма, согласно правовым нормам, должна быть зарегистрирована в предпринимательском реестре.

Экономическая деятельность, требующая привлечения собственных средств для создания необходимого потребителям продукта, принятия ответственности и хозяйственного риска, называется бизнесом.

Фирма, осуществляя свою деятельность в сфере бизнеса, ориентируется на получение максимума дохода. Средством достижения этой цели выступает рыночно-конкурентный тип хозяйствования, для которого характерны гибкость, новаторство, риск и развитие взаимовыгодных связей, нахождение новых, наиболее эффективных способов соединения ресурсов.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика"