Национальная экономика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:03, доклад

Краткое описание

Развитие комплекса определяется прежде всего проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан. В сферу государственной социальной политики Беларуси помимо деятельности отраслей социально-культурного комплекса входят вопросы, связанные с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения, обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе.

Файлы: 1 файл

Комплекс соци-культ.docx

— 23.39 Кб (Скачать)

Комплекс социально-культурных отраслей - совокупность видов деятельности, задачами которых является оказание населению социально-значимых услуг образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др.

Роль и значение комплекса  в национальной экономике Беларуси возрастают. Так, удельный вес занятых в социально-культурных отраслях относительно общей численности занятого в экономике страны населения возросла с 15 до 20,1 %.

Развитие комплекса определяется прежде всего проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан. В сферу государственной социальной политики Беларуси помимо деятельности отраслей социально-культурного комплекса входят вопросы, связанные с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения, обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе.

Комплекс включает учреждения, организации и предприятия различных форм собственности и видов хозяйствования. Ведущие позиции занимают государственные учреждения и предприятия, являющиеся собственностью субъектов Республики Беларусь.

Образование - отрасль, которая  рассматривается как система  организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования и др.

Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет.

Физическая культура  -  составная  часть общей культуры,  сфера социально-культурной деятельности, представляющая собой совокупность духовных   и  материальных  ценностей,  создаваемых  и  используемых обществом в целях физического  развития  человека,  совершенствования  его двигательной активности, направленная на укрепление его здоровья и способствующая гармоничному развитию личности.

Спорт -  социально-культурная  деятельность,  осуществляемая  в  форме соревнований и подготовки к участию в соревнованиях.

Физическая культура как  социальный институт включает следующие  формы: базовую, спортивную, профессионально-прикладную, оздоровительно-реабилитационную, рекреационную.

В Беларуси наиболее массовыми  видами спорта являются: баскетбол, биатлон, борьба, водные лыжи, волейбол, гандбол, гимнастика, городки, легкая атлетика, лыжный спорт, настольный теннис, плавание, стрелковый спорт, теннис, фехтование, футбол, хоккей, шахматы, шашки и  др. Действует более 30 спортивных ассоциаций, около 60 спортивных клубов, объединений  и союзов, более 90 федераций по отдельным  видам спорта.

Финансирование  физической  культуры и спорта осуществляется за счет  средств  республиканского  и  местных  бюджетов,   организаций  физической  культуры  и  спорта  и  иных  источников, не запрещенных  законодательством.

Развитие туризма является одним из приоритетных направлений  социально-экономического развития Республики Беларусь.

Туристский потенциал  Беларуси базируется, главным образом, на многообразии, красоте и первозданности природы страны, уникальности историко-культурного  наследия и состоит из более чем 15 тысяч объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.

Кроме того, Беларусь имеет  выгодное географическое положение. Говорят, что человеку, который захочет  побывать в географическом центре Европы, надо просто купить билет до Минска – столицы Республики Беларусь.

Беларусь имеет исключительно  богатый природный и историко-культурный потенциал, благоприятный для международного туризма.

Не только столица республики, но и областные и провинциальные города отличаются истинно белорусскими гостеприимством и уютом. К услугам туристов 258 гостиниц, 8 туристско-оздоровительных комплексов, 8 турбаз, более 3 тыс. ресторанов, кафе, баров, свыше 200 крупных спортивных сооружений.

Исходя из пожеланий туристов белорусскими туроператорами разрабатываются самые разнообразные маршруты по стране.

В настоящее время с  целью рационального использования  национальных святынь и наиболее ценных природных комплексов перестраивается  организационная структура сферы  туризма как важного средства отдыха и оздоровления людей, а также  как потенциального источника пополнения государственного бюджета. Создаются  условия по привлечению инвестиций в эту отрасль.

Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику  и  лечение заболеваний. Развитие здравоохранения  ориентировано на обеспечение надлежащего состояния окружающей среды, в которой живет человек; создание благоприятных условий труда, быта и отдыха для его активного долголетия; своевременное оказание полноценной медицинской помощи больным, предупреждение возникновения и распространения болезней среди населения.

Роль здравоохранения  в экономике Беларуси определяется следующими показателями: в структуре  ВВП доля здравоохранения (включая  физическую культуру и социальное обеспечение) составляет 3,5 %; здесь сосредоточено 7,6 % общей численности занятого населения; 4,3 % инвестиций в основной капитал (2004 г.). Велика роль отрасли в сохранении здоровья нации — особого богатства страны и фундамента ее дальнейшего развития. Уровень развития здравоохранения отражается на социальном и экономическом благосостоянии населения, результатах производственной деятельности, демографических процессах и качестве народонаселения.

Министерство здравоохранения  Республики Беларусь руководит всеми подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологическими, фармацевтическими и другими учреждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организации, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей .

Для физического и духовного  оздоровления народа осуществляется реформа  системы оздоровления, определена новая  модель развития отрасли. Принимаются  меры законодательного, политического, культурно-просветительного, научного медицинского, санитарно-гигиенического, кадрового и иного характера. Совершенствуется система управления, усиливается контроль за разработкой и реализацией государственных и ведомственных программ развития здравоохранения. Повышается » ответственность органов государственного управления за состояние здоровья населения.

К сфере культуры и искусства  принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. Вклад культуры и искусства в национальную экономику страны определяется следующими параметрами: 0,5 % в структуре ВВП, 1,8 % в общей численности занятого населения.

Национальная культура является важнейшим компонентом современной общественной жизни, стратегическим ресурсом страны. Культурный уровень граждан в большой степени обусловливает экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную структуры.

Государственное регулирование  и управление культурной деятельностью осуществляют различные государственные структуры. Ведущим звеном в системе управления культурой является Министерство культуры Республики Беларусь, которое проводит государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия и подчиняется непосредственно правительству страны.

Социальное обслуживание — это деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и оказанию материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Оно основывается на принципах  адресности; гуманизма; социальной справедливости; социального равенства; доступности; добровольности; конфиденциальности; общей профилактической направленности.

Главным звеном в управлении социальным обслуживанием является Министерство труда и социальной защиты. В каждом административном районе созданы и динамично развиваются  территориальные центры социального  обслуживания населения. Благодаря  этому, нуждающиеся нетрудоспособные граждане, включая жителей села, обеспечены своевременными доступными и качественными социальными  услугами, в т.ч. на дому, с учетом их индивидуальных потребностей. Причем, социальное обслуживание одиноких пожилых граждан и ветеранов организовано не по заявительному, а по выявительному принципу.

В 2011 г. на учете в центрах состояло около 1,6 млн. человек (в т.ч. одиноких граждан пожилого возраста -131,7 тыс. человек; одиноко проживающих — более 558 тыс. человек; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без по печения родителей, — более 9,4 тыс. человек; многодетных и неполных семей - 182,5 тыс.; семей, воспитывающих детей-инвалидов, - более 21,8 тыс.; граждан, освободившихся из мест лишения свободы, — около 6,4 тыс. человек).

Растет число граждан, которым социально-бытовые услуги предоставляются на дому (приобретение и доставка продуктов питания, медикаментов и товаров первой необходимости; оформление документов для оказания материальной помощи; оплата коммунальных услуг и др.). В 2011 г. на дому обслуживалось 85,4 тыс. человек (по состоянию на 1 апреля 2010 г. — 82,7 тыс. человек). При этом следует отметить, что организация социального обслуживания на дому позволила несколько снизить очередность на поселение в дома-интернаты общего типа.

Для обеспечения принципа доступности социального обслуживания для нетрудоспособных граждан, особенно жителей села, открываются отделения  круглосуточного пребывания. В 2011 г. функционировало 54 отделения на 1964 места. Организована работа 57 бригад социального обслуживания на мобильной основе, оказывающих платные разовые социально-бытовые услуги.

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 14 января 2011 г. № 47 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров  Республики Беларусь от 8 июня 2001 г. № 858 и от 4 апреля 2003 г. № 456» в Перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания системы органов по труду, занятости и социальной защите в соответствии с их профилем, включены услуги по оказанию психологической помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам, а также пересмотрены нормы и нормативы обеспеченности указанных граждан услугами по психологической помощи.

Финансирование системы  социального обслуживания осуществляется за счет средств республиканского и  местных бюджетов, специальных фондов, средств, получаемых от оплаты за предоставление социальных услуг, а также передаваемых в качестве благотворительной помощи. Оно может осуществляться и за счет средств юридических лиц  и других источников, не запрещенных  законодательством Республики Беларусь.

В целом, в данном комплексе  ведущие позиции занимают государственные  учреждения и предприятия, являющиеся собственностью субъектов Республики Беларусь. Сохраняется ведомственная сеть социально-культурных учреждений, которая представлена прежде всего объектами (поликлиники, детские сады, клубы и т.д.), находящимися на балансе предприятий, предоставляющих своим работникам бесплатные или частично оплачиваемые дополнительные социальные услуги. Зарождается частный сектор, создаваемый предпринимательскими структурами, домашними хозяйствами; наиболее высока его доля в сфере культуры и развлечений.

Управление социально-культурным комплексом строится на основе принципа совокупности отраслей и направлений, призванных решать поставленные цели социального развития. Главной из них является обеспечение устойчивого  роста уровня Жизни населения.


Информация о работе Национальная экономика РБ