Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:43, курсовая работа
В современных условиях жесткой рыночной конкуренции, когда едва ли не все крупные торговые предприятия обладают доступом к одним и тем же технологиям, невозможно отрицать тот факт, что огромное влияние на эффективное достижение целей организации, ее конкурентоспособность имеет такой важный фактор, как качество торгового обслуживания конечного потребителя.
Введение……………..……………………………………………………………….3
1. Проблемы развития кооперативной торговой отрасли Республики Беларусь в современных условиях ………………………………………………………..……5
1.1 Оценка современного состояния торговли потребительской кооперации и приоритетные направления ее развития ………………………….…..………..12
1.2 Культура торговли и ее составляющие …………………………………….19
2. Краткая экономико-организационная характеристика предприятия и района его деятельности…………………………………………………………………..
3. Оценка уровня качества торгового обслуживания населения в Воложинском райпо.
3.1 Розничная торговая сеть как канал продвижения товаров к конечному потребителю.
3.2 Развитие розничного товарооборота.
3.3 Формирование ассортимента и контроль за его состоянием.
3.4 Организация продажи товаров и обслуживание покупателей.
3.5 Социальные показатели торгового обслуживания.
4. Основные направления повышения качества торгового обслуживания.
Заключение.
Список использованных источников………………………………...………….33
Приложения
Руководящая и координирующая
роль в процессе заготовок
отводится отделу заготовок
Внешнеторговый оборот составил 151,5 т.д., в том числе 151,5 т.д. экспорт.
В транспортном отделе Воложинского райпо на 1 января 2010 года имелось в наличии 56 единиц транспортных средств, их которых 75,3% используются свыше 8 лет, и 78,8% с полным начислением износа. Транспортом райпо оказывает услуги по перевозке грузов как предприятиям системы, так и сторонним организациям и населению.
Согласно отчету 6-т (кадры) (приложение 15), в Воложинском райпо по состоянию на 01.01.2011 года работало 610 человек (таблица 1), из них 75,6 % составляют женщины (461 человек). Высшее и средне-специальное образование в райпо имеют 88,8 % служащих, что является достаточно неплохим показателем уровня образования работников.
Таблица 1 – Кадровый состав и уровень образования работников Воложинского райпо по состоянию на 01.01.2011 года
Категории работников |
Всего работни-ков |
Имеющие высшее образова-ние |
Имеющие средне-специаль-ное образова-ние |
Имеющие профессионально-техническое образование |
Имеющие общее среднее образова-ние |
Имеющие общее базовое образова-ние |
Из гр. 2 женщины | |||||||
Кол-во, чел |
Уд. Вес,% |
Кол-во, чел |
Уд. Вес,% |
Кол-во |
Уд. Вес,% |
Кол-во,чел |
Уд. Вес,% |
Кол-во, чел |
Уд. Вес, % |
Кол-во, чел |
Уд. Вес,% |
Кол-во,чел |
Уд. Вес,% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1. Служащие |
92 |
15,08 |
23 |
25 |
58 |
63,04 |
11 |
11,99 |
- |
- |
- |
- |
71 |
77,17 |
в т. ч. |
||||||||||||||
руководители |
22 |
3,6 |
13 |
59,09 |
9 |
40,91 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
15 |
68,18 |
специалисты |
48 |
7,87 |
10 |
20,83 |
38 |
79,17 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
42 |
87,5 |
др. служащие |
22 |
3,6 |
- |
- |
11 |
50 |
11 |
50 |
- |
- |
- |
- |
22 |
100 |
2. Рабочие |
518 |
84,92 |
2 |
0,39 |
72 |
13,90 |
287 |
55,41 |
143 |
27,61 |
14 |
2,70 |
382 |
73,75 |
ВСЕГО |
610 |
100 |
25 |
4,09 |
130 |
21,31 |
296 |
48,52 |
143 |
23,44 |
14 |
2,30 |
461 |
75,57 |
в т.ч. женщины |
461 |
75,57 |
21 |
4,56 |
121 |
26,25 |
209 |
45,34 |
99 |
21,48 |
11 |
2,39 |
х |
х |
Примечание – Источник: приложение № 9 к данной курсовой работе
3.
Оценка уровня качества
3.1. Розничная торговая сеть как канал продвижения товаров к конечному потребителю.
В организациях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых организаций и повышение культуры торговли.
Следовательно, экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.
Динамику розничной торговой сети Воложинского райпо изучим составив таблицу 3.1.1. [19].
Таблица 3.1.1. – Инфраструктура розничной торговой сети Воложинского
райпо в 2009-2010 гг.
Показатель |
Годы |
Темп роста, %, отклонение (+;-) | |
2009 |
2010 | ||
Магазины - всего, ед. |
58 |
64 |
110,34 |
в том числе: магазины самообслуживания |
37 |
42 |
113,51 |
Торговая площадь магазинов - всего, кв. м |
4470 |
5655 |
126,51 |
в
том числе магазинов |
3277 |
4324 |
131,95 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [19]
Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом количество магазинов выросло на 10,34 %, в том числе магазинов самообслуживания на 13,51. Так же увеличение в 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдалось по торговой площади магазинов на 26,51 %, в том числе по магазинам самообслуживания на 31,95 %. Следовательно в Воложинском райпо происходили изменения в торговой сети, были открыты новые магазины и уже имеющиеся переоборудовали в магазины самообслуживания, что свидетельствует об укрупнении торговых объектов и увеличении их количества на территории Воложинского района.
В таблице 3.1.2 показана динамика предприятий розничной торговли сети потребительской кооперации за 2009-2010 гг. [19]
Таблица 3.1.2. – Динамика развития розничной торговой сети Республики Беларусь за 2008-2009 гг.
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [19]
Данные таблицы 3.1.2 говорят о том, что имеет место увеличение всех видов торговой сети (стационарной, мелкорозничной, передвижной) принадлежащих Воложинскому райпо, так в 2010 году по сравнению с 2009 годом количество увеличелось на 6 единиц, так же увеличелось количество магазинов на семь единиц, что способствовало увеличению общей торговой площади на 1185 квадратных метров.
Изучим так же динамику развития розничной торговой сети Воложинского райпо по РТП в 2009-2010 гг., для этого составим таблицу 3.1.3. [10,11].
Таблица 3.1.3. – Динамика развития розничной торговой сети
Воложинского райпо по РТП за 2009-2010 гг.
Наименование РТП |
Число объектов розничной торговой сети, ед. |
Из них магазинов, ед. |
Торговая площадь магазинов, м.кв. | |||||||||
2009 г. |
2010 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2009 г. |
2010 г. | |||||||
кол., ед. |
уд.вес,% |
кол., ед. |
уд.вес,% |
кол., ед. |
уд.вес,% |
кол., ед. |
уд.вес,% |
кол., ед. |
уд.вес,% |
кол., ед. |
уд.вес,% | |
Богдановское |
21 |
33,87 |
27 |
38,03 |
17 |
32,69 |
23 |
37,70 |
1346 |
28,67 |
1905 |
33,69 |
Раковское |
30 |
48,39 |
31 |
43,66 |
26 |
50,0 |
25 |
40,98 |
2245 |
47,82 |
2565 |
45,37 |
Городское |
11 |
17,74 |
13 |
18,31 |
9 |
17,31 |
13 |
21,31 |
1104 |
23,51 |
1184 |
20,94 |
Всего: |
62 |
100 |
71 |
100 |
52 |
100 |
61 |
100 |
4695 |
100 |
5654 |
100 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [10,11]
Данные таблицы 3.1.3. свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в количестве объектов розничной торговли Воложинского райпо занимало Раковское РТП 48,39 аналогичная ситуация наблюдалась по магазинам и торговой площади магазинов. Наименьший удельный вес объектов розничной торговой сети был у Городского РТП -17,74 %.
При этом в 2010 году по сравнению с 2009 годом доля магазинов Раковского РТП в общем количестве магазинов Воложинского райпо снизилась на 9,02 п.п. (40,98-50,0), и составила 25 единиц с общей торговой площадью 2565 м.кв.
Так же следует изучить по каким именно типам магазинов в 2010 г. произошло увеличение количество магазинов Воложинского райпо (таблица 3.1.4.) [10,11].
Таблица 3.1.4. – Товарная специализация магазинов в Воложинском райпо за 2009-2010 гг.
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [10,11]
Данные таблицы 3.1.4. свидетельствуют о том, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом снижение количества наблюдалось по смешанным магазинам (на 3 единицы), при этом общая торговая площадь также снизилась на 146 кв.м., следовательно, при снижении количества магазинов наблюдалось снижение общей торговой площади.
По продовольственным магазинам в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличение было как по количеству магазинов на 9 единиц, так и по торговой площади на 1331 м.кв. Следовательно, до 2010 года, в Воложинском райпо отдавалось предпочтение смешанным магазинам, однако в 2010 году ситуация стала меняться, и увеличивалось количество продовольственных магазинов.
Розничная торговая сеть Воложинского рвйпо в настоящее время представляет собой небольшие магазины (60 м2), а также автомагазины, небольшая численность жителей в селах обуславливает наличие широкой сети мелкорозничных торговых объектов, автомагазинов и магазинов по торговле товарами повседневного спроса.
В Воложинском райпо торговля товарами народного потребления в кредит пока не получила должного развития.
На основании данных таблицы 3.1.5 проведем анализ эффективности использования стационарной розничной торговой сети Воложинского райпо за 2009-2010 гг., результаты оформим в таблице 2.6 [10,11].
Таблица 3.1.5. – Эффективность использования стационарной розничной торговой сети Воложинского райпо за 2009-2010 гг.
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [10,11]
Данные таблицы 3.1.5 свидетельствуют о том, что увеличение розничного товарооборота на 1 магазин по Воложинскому райпо в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составляло 8,54 %, а на один квадратный метр произошло уменьшение розничного товарооборота – 5,29 %, что свидетельствует о не эффективном использовании торговой площади розничной торговой сети.
Таким образом, сложившаяся в зоне деятельности Воложинского райпо социально-экономическая ситуация, характер происходящих в экономике преобразований потребовали существенных мер по реформированию и совершенствованию деятельности организации.
3.2. Развитие розничного товарооборота
Розничный товарооборот – это важнейший показатель торговых отношений организаций. Он характеризует объем деятельности организации, от него зависит объем дохода и прибыли.
Розничный товарооборот имеет
также народнохозяйственное значение.
Через розничный товарооборот происходит
смена форм стоимости товаров
народного потребления, созданной
в процессе производства. В результате
возмещаются производственные затраты
и создаются условия для
Посредством розничного товарооборота получают общественное признание стоимость и потребительная стоимость товаров народного потребления.
Розничный товарооборот – важное звено в процессе осуществления экономического закона распределения по труду. Денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на нужные товары. Розничный товарооборот отражает уровень жизни населения.
Изучим основные показатели розничной торговли Воложинского райпо в 2009-2010 гг.
Данные таблицы 3.2.1 свидетельствуют о том, что розничный товарооборот Воложинского райпо увеличивался, так в 2010 г. он составлял 50592 млрд. р., что больше чем в 2009 г. на 19,8% в сопоставимых ценах, и на 26,4 % в действующих ценах.
Таблица 3.2.1 – Основные показатели розничной торговли Воложинского райпо за 2009-2010 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение (+;-), темп изменения, % | |
2009 |
2010 | ||
Розничный товарооборот: |
|||
в фактически действовавших ценах, млрд. руб. |
42243 |
50592 |
119,8 |
в сопоставимых ценах, |
93,4 |
119,8 |
26,4 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [19]
Экономическая характеристика материально-технического потенциала торговой организации включает в себя изучение показателей эффективности использования основных фондов (таблица 3.2.2).
Информация о работе Пути повышения качества торгового обслуживания населения