Пути повышения качества торгового обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях жесткой рыночной конкуренции, когда едва ли не все крупные торговые предприятия обладают доступом к одним и тем же технологиям, невозможно отрицать тот факт, что огромное влияние на эффективное достижение целей организации, ее конкурентоспособность имеет такой важный фактор, как качество торгового обслуживания конечного потребителя.

Оглавление

Введение……………..……………………………………………………………….3
1. Проблемы развития кооперативной торговой отрасли Республики Беларусь в современных условиях ………………………………………………………..……5
1.1 Оценка современного состояния торговли потребительской кооперации и приоритетные направления ее развития ………………………….…..………..12
1.2 Культура торговли и ее составляющие …………………………………….19
2. Краткая экономико-организационная характеристика предприятия и района его деятельности…………………………………………………………………..
3. Оценка уровня качества торгового обслуживания населения в Воложинском райпо.
3.1 Розничная торговая сеть как канал продвижения товаров к конечному потребителю.
3.2 Развитие розничного товарооборота.
3.3 Формирование ассортимента и контроль за его состоянием.
3.4 Организация продажи товаров и обслуживание покупателей.
3.5 Социальные показатели торгового обслуживания.
4. Основные направления повышения качества торгового обслуживания.
Заключение.
Список использованных источников………………………………...………….33
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 Качество торгового обслуживания.docx

— 473.85 Кб (Скачать)

Таблица 3.2.2 – Эффективность использования основных средств Воложинским райпо за 2009-2010 гг.

№ п/п

Показатели

Годы

Отклонение

2009

2010

2010 г. от 2009 г.

1.

Розничный товарооборот, млн. р.

42243

50592

8349

2.

Среднегодовая стоимость основных средств, млн. р.

16286

19514

3228

3.

Среднесписочная численность, чел.

388

387

-1

4.

Балансовая прибыль, млн. р.

9,1

4,9

4,2

5.

Фондоотдача, р.

2,6

2,6

0

6.

Фондоемкость, р.

0,4

0,4

0

7.

Фондовооруженность, млн.р.

41,97

50,42

8,45

8.

Фондорентабельность, %

0,06

0,03

-0,03


Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Воложинского райпо]

 

Фондоотдача показывает, сколько рублей розничного товарооборота получено на 1 рубль затраченных основных средств. Неизменность фондоотдачи в 2009 году по сравнению с 2010 годом свидетельствует о положительной тенденции.

Фондоемкость показывает, сколько затрачено основных средств на 1 рубль товарооборота. Неизменность этого показателя также свидетельствует о положительной тенденции.

Фондовооруженность характеризует, сколько основных средств в стоимостном выражении приходится на 1 работника. Рост этого показателя на 8,45 млн. руб.  является положительной тенденцией.

Фондорентабельность характеризует, сколько прибыли получено на 1 рубль основных средств. За анализируемый период уровень этого показателя снизился с 0,06% в 2009 году до 0,03% в 2010. Это не является положительной тенденцией.

Анализ  показателей, характеризующий объемы и результаты финансово-хозяйственной деятельности торговой организации, представлен в таблице 3.2.3.

 

 

 

Таблица 3.2.3 – Результаты финансовой деятельности Воложинского райпо за 2009 – 2010 гг. (млн. р.)

Показатели

Условные обозначения

Годы

Динамика, %

2009

2010

2010 г.

к 2009 г.

1. Розничный товарооборот в действующих  ценах, млн. р.

РТО

42243

50592

119,8

2. Доходы от реализации:

       

 сумма, млн. р.

ВД

9951

11847

119,05

 в % к обороту

УВД

23,6

23,4

-0,2

3. Расходы на реализацию:

       

 сумма, млн. р.

Р

9947

11882

1935

 в % к обороту

УР

23,55

23,49

-0,06

4. Прибыль от реализации товаров:

       

 сумма, млн. р.

Пр

4

-35

-39

 в % к обороту

УПр

0,01

-0,07

-0,08

5. Операционные доходы:

       

 сумма, млн. р.

Дпр

880

347

-533

 в % к обороту

УДп

2,08

0,69

-1,39

6.Операционные  расходы:

       

 сумма, млн. р.

Рпр

472

276

-196

 в % к обороту

УРп

1,12

0,55

-0,57

7. Внереализационные доходы:

       

 сумма, млн. р.

Вд

880

347

-533

 в % к обороту

УВд

2,08

0,69

-1,39

8. Внереализационные расходы:

       

 сумма, млн. р.

Вр

472

276

-196

 в % к обороту

УВр

1,12

0,55

-0,57

9. Прибыль отчетная:

       

 сумма, млн. р.

БП

26

10

-16

в % к обороту

УБП

0,06

0,02

-0,04


Примечание – Источник: собственная разработка на основе приложений № 2, № 5

 

За период с 2009 по 2010 года в организации наблюдается снижение всех показателей. В процентном отношении к товарообороту расходы на реализацию в среднем сохраняются на уровне 23,5%. Прибыль отчетная в 2010 году по сравнению с 2009 уменьшилась в 2,5 раза и составила 10 млн. руб. В то же время прибыль от торговой деятельности организацией была получена только в 2009 году и составила 4 млн. руб. В 2010 году организация сработала с убытком в 35 млн. руб.

С целью обоснования выводов  проведем следующие расчеты, дающие количественную оценку влияния факторов на величину прибыли отчетной:

1. Влияние изменение объема розничного товарооборота: ,               (3.2.1)

2. Влияние изменение уровня доходов от реализации товаров: ,        (3.3.2)

3. Влияние изменение уровня расходов на реализацию:

,        (3.2.3)

4. Влияние сальдо доходов и расходов от прочей реализации:

,        (3.2.4)

5. Влияние изменение сальдо внереализационных доходов и расходов:

,         (3.2.5)

Расчет  влияния факторов представлен в  таблице 3.2.4.

 

Таблица 3.2.4 – Влияние факторов на величину прибыли отчетной (млн. р.)

№ п/п

Показатели

Условные обозначения

Годы

отклонение

Влияние факторов

2009

2010

1

Розничный товарооборот в действующих  ценах, млн. р.

РТО

42243

50592

8349

+5,01

2

Прибыль отчетная:

         
 

сумма, млн. р.

БП

26

10

-16

-

 

в % к обороту

УБП

0,06

0,02

-0,04

-

3

Прибыль от реализации в % к обороту

УВД

23,6

23,4

-0,2

+101,184

4

Расходы на реализацию в % к обороту

УР

23,55

23,49

-0,06

+30,36

5

Доходы от прочей реализации:

Дпр

880

347

-533

+479

6

Расходы от прочей реализации:

Рпр

472

276

-226

 

7

Внереализационные доходы:

Вд

880

347

-533

+71

8

Внереализационные расходы:

Вр

472

276

-196

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основании приложений № 2 и № 5

 

Так же изучим структуру розничного товарооборота Воложинского райпо в 2009-2010годах по группам товаров (рис.2).

Рисунок 2 – Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в объеме розничного товарооборота, %

            Примечание - Источник: собственная разработка на основе [19]

 

Из данных рисунка 2 видно, что в 2010 году по сравнению с 2009 годам доля непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота Воложинского райпо увеличилась. В структуре общего объема розничного товарооборота удельный вес продовольственных товаров в 2010 г. составил 8,61% (в 2009 г. – 8,14%). В 2010 году населению продано продовольственных товаров на 21988,2 млн. руб., непродовольственных товаров – на 2072,6 млн. р., что составляет соответственно 121,37% и 129,0% к уровню 2009 г.

Следовательно, рынок  продовольственных товаров  и непродовольственных товаров  развивался равномерно, и привел к  запланированному показателю.

Таким образом, изучив основные показатели розничного рынка в Воложинском райпо можно сказать, что розничный товарооборот с каждым годом увеличивался.

 

 

3.3 Формирование ассортимента и  контроль за его состоянием

 

Формирование  ассортимента товаров в магазинах, в отличие от предприятий оптовой  торговли, имеет свою специфику. При  этом необходимо учитывать влияние  многих факторов.

На построение ассортимента товаров в розничных  торговых предприятиях оказывают влияние следующие факторы: тип и размер магазина и его техническая оснащенность; условия товароснабжения розничной торговой сети (в первую очередь наличие стабильных источников); численность обслуживаемого населения; транспортные условия; наличие сети магазинов-конкурентов и др.

Известно, что одним из важных признаков, определяющих тип магазина, является его ассортиментный профиль. Поэтому первое, что следует учитывать при формировании ассортимента товаров, — тип розничного торгового предприятия.

Кроме того, в магазинах одного типа, но с  различной торговой площадью ассортимент  товаров будет отличаться как  по широте, так и по глубине. Существенное влияние при этом будет оказывать  и оснащенность магазина, например, холодильным оборудованием.

Для того чтобы обеспечить постоянное наличие  в продаже определенных товаров, необходимо, чтобы магазин снабжался  ими из стабильных источников и желательно в централизованном порядке.

На формирование ассортимента товаров в розничных  торговых предприятиях сильное влияние  оказывают социальный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, уровень развития культуры, социальное обеспечение и уровень  доходов населения. Весьма существенным фактором является уровень цен на товары. Кроме этого, следует учитывать  половозрастной, профессиональный и  национальный состав населения, его  традиции и обычаи, а также количество и структуру обслуживаемых семей.

При формировании ассортимента товаров нельзя не учитывать  наличие сети магазинов-конкурентов, представленного в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов  продажи, предлагаемых услуг и т.д.

Процесс формирования ассортимента товаров  в розничной торговой сети можно  условно разделить на три этапа.

На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров, т.е. определяется ассортиментный профиль магазинов. Эта работа проводится с учетом действующих принципов размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. С учетом этого определяется место и роль магазина в общей системе торгового обслуживания города, района и т.д.

Второй этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине, т.е. рассчитывается структура группового ассортимента.

На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, т.е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. При этом в каждом магазине должно быть обеспечено соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу населения. Учитывают также влияние различных факторов на построение ассортимента товаров в каждом конкретном розничном торговом предприятии.

Таким образом, формирование ассортимента товаров  в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам  наиболее полного удовлетворения спроса населения, т.е. должна быть обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, комплексность их предложения. Кроме того, должна быть обеспечена прибыльная работа магазина.

Реализации  в магазинах должны подлежать  товары надлежащего качества.

Следует учитывать, что ассортимент товаров  постоянно обновляется. Этот процесс  происходит под влиянием научно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний  в спросе и других факторов. Поэтому  на розничных торговых предприятиях постоянно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения новых товаров в предлагаемый ассортимент. Кроме того, в период сезонной торговли розничные торговые предприятия должны расширять ассортимент соответствующих товаров. При этом покупателей надо проинформировать о появлении новых товаров.

Формированием ассортимента для розничных  торговых предприятий в Воложинском райпо занимается торговый отдел, для каждого торгового предприятия составляется ассортиментный перечень,при составлении котрого учитывается месторасположение торгового предприятия,численность облуживаемого населения,торговая площадь, метод обслуживания. Ассортиментный перечень утверждается отделом экономики райисполкома, санэпидемстанцией и руководителем райпо.

Информация о работе Пути повышения качества торгового обслуживания населения