Пути повышения качества торгового обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях жесткой рыночной конкуренции, когда едва ли не все крупные торговые предприятия обладают доступом к одним и тем же технологиям, невозможно отрицать тот факт, что огромное влияние на эффективное достижение целей организации, ее конкурентоспособность имеет такой важный фактор, как качество торгового обслуживания конечного потребителя.

Оглавление

Введение……………..……………………………………………………………….3
1. Проблемы развития кооперативной торговой отрасли Республики Беларусь в современных условиях ………………………………………………………..……5
1.1 Оценка современного состояния торговли потребительской кооперации и приоритетные направления ее развития ………………………….…..………..12
1.2 Культура торговли и ее составляющие …………………………………….19
2. Краткая экономико-организационная характеристика предприятия и района его деятельности…………………………………………………………………..
3. Оценка уровня качества торгового обслуживания населения в Воложинском райпо.
3.1 Розничная торговая сеть как канал продвижения товаров к конечному потребителю.
3.2 Развитие розничного товарооборота.
3.3 Формирование ассортимента и контроль за его состоянием.
3.4 Организация продажи товаров и обслуживание покупателей.
3.5 Социальные показатели торгового обслуживания.
4. Основные направления повышения качества торгового обслуживания.
Заключение.
Список использованных источников………………………………...………….33
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 Качество торгового обслуживания.docx

— 473.85 Кб (Скачать)

 

Таблица 3.5.1 – Результаты тестирования покупателей магазинов Воложинского райпо

                       № Вопроса

№ опрашиваемого

1.

2.

3.

4.

5.

6.

а)

б)

а)

б)

а)

б)

а)

б)

а)

б)

а)

б)

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

+

-

-

-

+

+

-

-

+

+

-

+

2.

+

-

-

-

+

+

-

-

+

+

-

-

3.

+

-

-

-

+

+

-

+

+

-

-

-

4.

+

-

+

-

+

+

-

-

+

-

-

-

5.

-

-

+

-

+

+

-

-

+

+

-

-

6.

+

-

-

-

+

+

-

-

+

-

-

-

7.

+

-

-

-

+

+

-

-

+

+

-

-

8.

+

-

+

-

+

+

-

-

+

+

-

-

9.

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

-

-

10.

+

-

-

-

+

+

-

-

+

+

-

-

11.

+

-

-

-

+

+

-

-

+

-

-

-

12.

-

-

-

-

+

+

-

-

+

-

-

-

13.

+

+

-

-

+

+

-

-

+

+

-

-

14.

+

-

+

-

+

+

-

+

+

-

-

-

15.

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

-

-

16.

+

-

+

-

+

+

-

-

+

-

-

-

17.

+

-

+

-

+

+

-

-

+

+

-

-

18.

+

-

+

-

+

+

-

-

+

-

-

-

19.

+

+

-

-

+

+

-

-

+

-

-

-

20.

+

+

+

-

+

+

-

-

+

+

-

-


 

Анализируя результаты опроса покупателей магазинов Воложинского райпо, можно сделать вывод, что самый слабый блок из системы элементов, составляющих уровень торгового обслуживания – это блок, характеризующий использование средств внутримагазинной рекламы. Как видно из результатов опроса, 90 % покупателей не замечали печатной рекламы в магазинах и не ориентировались на рекламные плакаты, листовки при покупке товаров. Это обуславливается тем, что в торговом зале крайне мало плакатной рекламы, которая исполняет важную функцию информирования потребителя о конкретном товаре, его преимуществах, способе использования и т.д. листовки и рекламные проспекты отсутствуют вообще. Игнорирование средств внутримагазинной рекламы является отрицательным фактором, понижающим культуру торгового обслуживания, тем более необходимо взять во внимание, что со стороны Воложинского райпо не требуется никаких дополнительных затрат на приобретение печатной рекламы, поскольку сами производители товара предоставляют печатную рекламу бесплатно. Со стороны организации требуется лишь эффективно разместить ее в торговом зале. Ни в одном из двух магазинов Воложинского райпо не организован уголок потребителя, который содержал бы места для отдыха, и где было бы наиболее эффективно разместить средства внутримагазинной рекламы. Создание такого уголка способствовало бы привлечению внимания покупателей к средствам рекламы и позволило бы в комфортных условиях изучить рекламную информацию о предлагаемых товарах.

Также 90 % опрашиваемых не довольны организацией витрин в торговом зале. По их мнению, среди представленных на витринах товаров сложно найти группу интересующих товаров, чтоб ознакомиться с ценами и ассортиментом. 45% опрашиваемых отметило, что возникают сложности при ознакомлении с реализуемым ассортиментом товаров. Площади магазинов – 244-266 квадратных метров, при этом торговые площади обоих магазинов примерно равны и составляют примерно 170 квадратных метров, остальная площадь отводится под подсобные помещения, санузел, кабинет заведующего магазином. Строение торгового зала обоих магазинов имеет вытянутую форму относительно входа в магазин. При данной организации торговой площади необходимо особое внимание уделить такому расположению витрин, при которой бы покупатель без труда находил интересующую группу товаров. Предложения по рациональному расположению витрин и касс при данной форме торгового зала будут сформулированы ниже.

Также негативным моментом является то, что 50% опрошенных считают, что обслуживающий  персонал не всегда достаточно вежлив и внимателен к проблемам покупателей  в процессе непосредственного обслуживания. Этому вопросу необходимо уделить  особое внимание, т. к. магазинная торговля имеет ряд важных особенностей. Бесспорно, питание является самой важной потребностью в жизни каждого человека. И именно магазины реализуют товар для питания. 45 % покупателей магазинов – это люди среднего возраста. К таким покупателям нужен особый подход, т. к. данная категория покупателей требует повышенного внимания, отличается недоверием к качеству товара и обращает внимание на даже незначительное различие в цене товара, отдавая предпочтение более дешевым товарам, а соответственно и магазинам, реализующим товар по более низким ценам. Все это обуславливает необходимость изучения торговым персоналом вопросов в области покупательской психологии и психологии продаж, для более полного удовлетворения потребностей покупателей и, соответственно, повышения культуры торгового обслуживания.

Также отдельно следует рассмотреть  проблему наличия требуемого товара в продаже, поскольку 25 % покупателей  отметили, что иногда искомые ими  товары отсутствуют среди ассортимента продукции данного магазина. Данная проблема обусловлена тем, что Воложинское райпо ведет розничную торговлю товарами, которые закупает со склада оптовой фирмы-посредника, при этом имеются и собственные оптовые склады Воложинского райпо. Поставки товаров производятся каждый день, однако возникают ситуации нехватки наиболее популярных товаров. Данная проблема требует решения, поскольку негативно влияет на культуру торгового обслуживания.

Положительным моментом является тот  факт, что практически все опрашиваемые не имели существенных потерь времени  в очередях в ожидании покупки  товаров. Также все из 20-ти опрошенных покупателей положительно оценили  дополнительные услуги, оказываемые  покупателям в процессе продажи  товаров, такие как помощь в выборе товара, консультации об особенностях применения и использования товара, информирование об аналогах искомого товара, упаковка любого купленного товара в фирменные пакеты. Также все  опрошенные покупатели высоко оценили  профессиональную квалификацию торгового  персонала в Воложинском райпо и отметили, что ими никогда не было замечено нарушений правил продажи товаров в данных магазинах, никогда не было претензий к качеству реализуемого товара.

 

 

3.2. Рекомендации по повышению культуры торгового обслуживания

 

На основе результатов исследования и анализа, проведенных в пункте 3.1 данной курсовой работы, были выявлены следующие главные  проблемы организации культуры торгового  обслуживания покупателей в Воложинском райпо:

  1. Неэффективное использование внутримагазинной рекламы, такой как печатная реклама в виде листовок, рекламных проспектов, плакатная реклама и т. д.
  2. Неудобная организация витрин, при которой покупателям сложно ориентироваться в выставляемых на витринах товарах, знакомиться с представленным ассортиментом.
  3. Негативное влияние на культуру торгового обслуживания некоторых индивидуальных характеристик торгового персонала, таких как неразвитая коммуникабельность отдельных продавцов товаров, неумение разбираться в психологических особенностях покупателей продукции. Недостаток внимания к проблемам покупателей.
  4. Отсутствие некоторых товаров в наличие на момент спроса покупателей.

Таким образом, первую проблему, понижающую культуру торгового обслуживания, связанную с нерациональным использованием внутримагазинной рекламы, можно устранить, используя при реализации новых товаров, неизвестных покупателям, либо товаров, давно имеющихся в продаже, печатную рекламу, с помощью которой будет предоставлена необходимая информация о товаре и обеспечено стимулирование сбыта. Реклама может быть непосредственно в магазине в торговом зале. Для этого необходимо организовать уголок покупателя, который будет включать три сидячих места для отдыха, небольшой стол, на котором можно будет разместить печатную рекламу о товарах в виде буклетов и листовок. Тем более, что выделения дополнительных денежных средств на такую рекламу не требуется, поскольку сами производители товаров заинтересованы в увеличении объемов продаж своего товара и предоставляют печатную рекламу виде настенных плакатов, листовок, буклетов бесплатно. В Воложинском райпо данные рекламные средства постоянно есть в наличие, но они не размещаются в торговом зале, поскольку председатель Воложинского райпо считает это малоэффективным. Но тем не менее их важность нельзя игнорировать, ведь это одно из эффективных средств повышения культуры торгового обслуживания покупателей. Площадь торгового зала позволяет организовать такой уголок потребителя слева от входа в магазины у стены. Такое расположение будет наиболее эффективным, т. к. исследования показали, что расположение витрины в этой части магазина нерационально – оно неудобно для покупателей из-за близости входа, но зато удачно подходит для организации уголка покупателя, который будет занимать не более 1,5 – 2 квадратных метра. Над столом на стене целесообразно разместить плакатную рекламу, которая также бесплатно предоставляется поставщиками товаров. Поэтому необходимо направить внимание на развитие внутримагазинной рекламы, с помощью которой можно привлечь большое количество покупателей, как к данному магазину, так и к отдельному товару. Продавая малоизвестный и неизвестный покупателю товар, ему предоставляют рекламный проспект, в котором описана вся необходимая информация о товаре. Таким образом, для организации уголка покупателя, содержащего три места сидячих места для отдыха и стол для размещения печатной рекламы требуются затраты в размере не более 10 тыс. рублей – на изготовление подходящего по размерам небольшого стола и трех стульев. Срок реализации данной рекомендации повышения культуры торгового обслуживания – около 1 мес.

Для устранения второй проблемы, такой как неудобная  организация витрин, негативно сказывающейся  на культуре торгового обслуживания, необходимо использовать витринную рекламу. Для рекламы новинки или малоизвестного покупателю товара, необходимо композицию витрин дополнить рекламными плакатами с основными сведениями о товарах, способах их применения, подчеркнуть преимущество данного товара перед известными ему аналогами. Композицию в витринах следует постоянно обновлять, так как это привлекает внимание покупателей. В обоих магазинах работает три кассы, которые нерационально размещены по отношению к выходу. При продолговатой площади торгового зала такое размещение приводит к ситуации, при которой покупатели «не доходят» до дальней витрины, направляясь сразу к кассам. Это негативно сказывается на культуре торгового обслуживания, т. к. не позволяет покупателям в полной мере ознакомиться с ассортиментом товаров. Решением данной проблемы будет изменение положения витрин и касс в торговом зале – кассу и витрину с наиболее покупаемыми товарами и вход в аптеку следует разместить на максимальном расстоянии друг от друга. Это заставит покупателя во время покупки необходимой продукции по дороге к кассе пройти мимо большинства витрин, на которых стоит разместить «товары импульсивного спроса. Это позволит повысить продажи товаров и наиболее полно удовлетворить покупательский спрос. Для реализации данной рекомендации необходимо нанять двух работников для переустановки оборудования и витрин. Затраты на данное мероприятие – не более 6 тыс. руб. Срок реализации – 1 день.

 Для устранения третьей проблемы, а именно негативное влияние на культуру торгового обслуживания некоторых индивидуальных характеристик торгового персонала, необходимо внедрение различных форм стимулирования отдельных работников и коллектива всего торгового предприятия за повышение качества торгового обслуживания. В этом отношении важную роль может сыграть система управления качеством труда в магазинах Воложинско райпого, которая способствует укреплению трудовой дисциплины, повышению ответственности каждого работника за выполнение своих обязанностей. Для этого можно использовать экономические методы стимулирования труда в виде премий и надбавок. Например, 3 % от среднемесячной выручки на одного работника (примерно 120 тыс. руб.) за обеспечение высокой культуры торгового обслуживания и повышения продаж. Действенными средствами повышения культуры торгового обслуживания покупателей являются совершенствование воспитательной работы в коллективе – использование психологических методов стимулирования, таких как замечание, выговор, похвала, которые не требуют денежных затрат, но также высоко эффективны. Также необходимо использовать повышение квалификации персонала в области покупательской психологии путем проведения недолгих тренингов-бесед раз в неделю в послерабочее время, на которых обсуждались бы вопросы покупательской психологии, психологии продаж, осуществлялся обмен опытом с коллегами, обсуждение. В качестве теоретических материалов для проведения таких тренингов модно использовать специализированные профессиональные периодические издания. Полученные знания помогут работникам более глубоко понимать психологические особенности покупателей, мотивы совершения покупок, знать особенности восприятия покупателями различных товаров, владеть приемами сосредоточения их внимания на предлагаемых товарах, уметь возбудить интерес и желание к покупке тех или иных продуктов. Без знаний основ психологии людей, их ощущений, восприятий, эмоций, желаний ни один работник магазина не сможет сейчас по-настоящему выполнять свои функции обслуживания покупателей.

Психологические факторы должны помогать продавцам хорошо обслуживать покупателей, убедить их в целесообразности покупки товаров в их же собственных интересах. Покупатель всегда должен видеть в продавце защитника, его покупательских интересов, а не купца, во что бы то ни стало желающего продать товар. Именно в этом состоит в первую очередь сложное искусство взаимодействия продавца с покупателем.

Четвертая проблема заключается в том, что  периодически возникают ситуации, когда  на момент покупательского спроса в  продаже отсутствуют требуемые  товары. Эту проблему можно устранить, обеспечив бесперебойную торговлю, соблюдение ассортиментного перечня товаров, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Чтобы рационально сформировать ассортиментную политику в Воложинском райпо, необходимо учитывать спрос потребителей на товары, требования к качеству, упаковке, оказание дополнительных услуг. Это будет способствовать высокой степени удовлетворения покупательского спроса на товары, реализуемые в магазинах Воложинского райпо. При формировании необходимого объема товарных запасов, необходимо также стремится заблаговременно учесть сезонные колебания конъюктуры рынка. Это позволит более полно ориентироваться на покупательский спрос и удовлетворять его. Выявив перечень товаров, в которых требуется нехватка, необходимо увеличить объем поставок данных товаров.

Информация о работе Пути повышения качества торгового обслуживания населения